Конспект открытого урока по теме «Кипение»
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения. . Задачи урока: 1.Образовательная: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: происходит при температуре кипения, у разных жидкостей температура кипения разная, зависимость температуры кипения от атмосферного давления. 2.Развивающая: Научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять. 3.Воспитательная: Усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_teme1.doc97 КБ
Файл _davlenie_7_klass.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме «Кипение»

Название урока:

«Пока чайник не закипел…»

Автор:

Учитель физики

Марынич Н.Н.

Тема урока: «Кипение»

Название урока: «Пока чайник не закипел…»

Цель урока: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения.

.

Задачи урока:

1.Образовательная: Сформировать понятие кипения, как парообразования, выявить основные особенности кипения: происходит при температуре кипения, у разных жидкостей температура кипения разная, зависимость температуры кипения от атмосферного давления.

2.Развивающая: Научить видеть вокруг физические явления и уметь их правильно объяснять.

3.Воспитательная: Усилить интерес к предмету, расширить кругозор, формировать мировоззрение

.

Этапы урока

Время, мин.

Методы и приемы

1.Организационное введение. Постановка учебной проблемы.

3-4

Запись темы урока. Рассказ учителя.

2.Изучение нового материала.

18-20

Рассказ учителя с использованием слайдов. Наблюдение. Беседа. Опыт и его обсуждение. Работа с учебником.

3.Отработка изученного материала. Закрепление.

15-18

Закрепление по опорному конспекту.

Тест. Проверка учителем, самопроверка.

Подведение итогов. Домашнее задание.

1-2

Выделение главного учителем, студентами.

1.Вступление:

Учитель: Я надеюсь, что утром каждый из вас выпил чашечку кофе или чаю.

Ритуалу чаепития посвящены восточные трактаты и главы в специальных книгах. И все же, посмотрев на этот процесс под несколько иным углом зрения, в нем можно найти множество интересных физических явлений, объяснения которым нет даже в самом толстом кулинарном руководстве. Перед тем, как заварить чай, воду предварительно кипятят. Кипение тоже физическое явление. За кипением воды в чайнике мы сегодня с вами пронаблюдаем и попробуем открыть тайну кипения воды.

2.Изучение нового материала

Учитель: Сначала измерим температуру воды в чайнике. Запишите в тетрадь t1= 25ºС. Поставим прозрачный чайник на плиту и будем наблюдать за тем, что будет в нем происходить.

Учитель: Что можно увидеть в воде?

Студент: В воде образуются пузырьки воздуха.

Учитель: Откуда в воде воздух?

Студент : В воде всегда растворен воздух.

Учитель: Пузырьки чаще всего зарождаются на неоднородностях и микротрещинках поверхности. Характерные их размеры до закипания чайника порядка 1мм ( при кипении они значительно возрастают и могут доходить до 1см).

Учитель: Пока чайник нагревается, попробуем предположить, что будет происходить с пузырьками по мере нагревания воды в чайнике. Проследим за одним из пузырьков.

Демонстрация: Слайд 1/1 объяснение появления шума, предшествующего кипению

Учитель: Образовался пузырек, его окружает вода. При нагревании вода начинает испарятся и водяной пар попадает в пузырек. Пузырек заполняется водяным паром, расширяется и под действием силы Архимеда поднимается вверх, попадая в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды. Заполняющий пузырек насыщенный пар при этом охлаждается, его давление падает и уже не может компенсировать внешнего давления на пузырек со стороны воды. В результате пузырек быстро схлопывается или просто сильно сжимается. Схлопывание одновременно большого числа таких пузырьков, гибнущих в верхних слоях воды, воспринимается как шум.

Слушаем шум

Но не будем обольщаться, что мы заинтересовались и разобрались в этом вопросе первыми. Еще в ΧVIII веке шотландский ученый Джозеф Блэк изучал «пение» нагретых сосудов и установил причину шума, предшествующего кипению.

Слайд 1/2 объяснение кипения

Учитель: Вода продолжает прогреваться. Пара в пузырьках становится больше. Размеры их увеличиваются. Пузырьки всплывают. Непосредственно перед кипением пузырьки пара перестают схлопываться даже в верхних слоях воды. Давление в пузырьках становится больше внешнего, и пузырьки взрываются и пар выходит наружу. Вода закипает.

Учитель: Вода в чайнике закипела. Термометр показывает 100ºС, значит температура кипения воды 100ºС. Запишите в тетрадь tºкип.=100ºС.

Что образуется над чайником?

Студент: Интенсивно образуется пар.

Учитель: Обратите внимание , что при кипении пар образуется над поверхностью жидкости и в пузырьках. Так что же такое кипение?

Студент: Это переход жидкости в пар.

Учитель: Испарение это тоже переход жидкости в пар. Чем же кипение отличается от испарения?

Студент: Кипение происходит при определенной температуре. Парообразование происходит и с поверхности жидкости и внутри, по всему объему жидкости.

Учитель: Мы составили определение для кипения. А теперь найдите его в учебнике §18, прочитайте и попробуйте рассказать.

Найдите определение tºкип. Ниже определения курсивом написан очень важный вывод. Прочитайте его. То, что температура жидкости во время кипения не изменяется мы можем проверить, посмотрев на термометр. На нем опять 100ºС. Запишите в тетрадь tº3=100ºС. На что же расходуется энергия, подводимая жидкости во время ее кипения?

Студент : На парообразование.

Учитель: Действительно. Поэтому при приготовлении пищи, после закипания воды, плитку нужно убавить.

Учитель: Можно построить график зависимости температуры воды от времени. Он выглядит так (слайд №2). Участок АВ соответствует нагреванию воды, ВС кипению. ВС параллелен оси времени, температура жидкости не меняется.

Учитель: Ребята, найдите на стр.45 в учебнике таблицу. В ней указаны температуры кипения разных жидкостей. Найдите температуру кипения спирта, эфира. Сделайте вывод.

Студент: У разных жидкостей tºкип. разные.

Учитель: Обратите внимание на название таблицы. Прочитайте вслух.

Студент: Температуры кипения различных жидкостей при нормальном атмосферном давлении.

Учитель: Последняя фраза очень важна. Температура кипения воды равна 100ºС, можно подумать, что это неотъемлемое свойство воды, что вода, где бы и в каких условиях она ни находилась. Всегда будет кипеть при 100ºС. Но это не так. Можно создать такие условия, при которых вода закипит при температуре меньше чем 100ºС. Ее можно даже не греть, а просто облить холодной водой. (готовим опыт, можно использовать кипяток из прозрачного чайника). А пока вода в колбе закипит, мы с вами отправимся в горы.

Слайд №3

Учитель: Альпинисты заметили, что высоко в горах вода закипает при температуре меньше, чем 100ºС. Обратите внимание, как с высотой меняется tº кипения воды. А если спустится в шахту на глубину 300м , то там вода закипит при tº =101C, на глубине 600м при tº=102ºС. На рисунке есть подсказка, попробуйте сделать вывод. От чего же будет зависеть температура кипения жидкости.

Студент: От атмосферного давления. С высотой атмосферное давление уменьшается, температура кипения жидкости тоже уменьшается. И наоборот, с глубиной атмосферное давление увеличивается, температура кипения увеличивается.

Слайд №4

Учитель: А если, ребята, нам с вами удалось полететь на Марс, то там вода закипела бы при температуре 45ºС, т.к. атмосферное давление на Марсе всего 60-70мм.рт.ст. Такой кипяток не обжигает.

Смотрим опыт. Предложить ученикам, объяснить увиденное. (Опыт из книги Перельмана, из раздела «Можно ли вскипятить воду снегом?» см. приложение).

3.Закрепление: Ученикам предлагается рассмотреть опорный конспект. Еще раз вспомнить основные моменты материала. А потом ответить на вопросы теста. Кто ответит, поднимает руку. Учитель проверяет, ставит оценку. Ученик записывает опорный конспект в тетрадь. На обратной стр. указано домашнее задание. Для учеников, которые все выполнят быстро есть дополнительное задание. (см. приложение)

Слайд №5. Тест

ВАРИАНТ 1

1.В отличие от испарения кипение:

А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения. Б.Это парообразование, которое происходит при tº кипения только с поверхности жидкости В.Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Г.Это переход жидкости в пар.

2.Температура жидкости во время кипения:

А. Уменьшается. Б. Увеличивается. В. Не изменяется. Г.Сначала увеличивается, а потом уменьшается.

3.Шотландский ученый Д.Блэк установил одну из причин «пения» нагретых сосудов. Она заключалась в следующем:

А При нагревании жидкости интенсивно образуются пузырьки воздуха.

Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В. Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются. Г. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются.

4. В романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» путешественники на перевале в Андах обнаружили, что термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь 87º С. Возможно ли такое?

А. Нет, при любых условиях tº кипения воды 100º С. Б.Да. Высоко в горах атмосферное давление низкое и tº кипения воды уменьшается. В.Нет, термометр был испорчен.

5.Какому состоянию воды соответствует участок графика АВ?

ВАРИАНТ 2

1.Кипение – это:

А. Это парообразование, которое происходит при tº кипения с поверхности и по всему объему жидкости. Б. Это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

В. Это переход твердого тела в жидкое состояние. Г. Это переход жидкости в пар при любой tº.

2.Как изменяется температура жидкости от начала кипения до полного ее выкипания?

А.Повышается. Б. Понижается.  В. У одних жидкостей повышается, у других понижается.. Г. Остается неизменной.

 3.При нагревании воды до определенной tº слышен шум. Причиной шума является:

А. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются.

 Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх. В Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются.  Г.  Интенсивное образование пузырьков воздуха при нагревании жидкости.

4.В романе Ж.Верна «Гектор Сервадак» автор замечает, что на высоте 11000м вода должна закипать при tº= 66ºС. Так ли это?

А. Проверить невозможно, т.к. на такой высоте человек не сможет дышать.

 В. .Да, т.к. высоко в горах атмосферное давление низкое и tº кипения воды уменьшается. Г.Вода, где бы и в каких условиях она ни находилась, всегда будет кипеть при 100ºС.

5. .Какому состоянию жидкости соответствует участок графика ВС?

Ответы:

1Вариант:

1.В

2.В

3.В

4.Б

5.А

2Вариант:

1.А

2.Г

3.В

4.В

5.Б

:



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа № 4»

города Бахчисарай Республики Крым

разработка

Урока физики по теме «Давление». 7 класс

Урок изучения нового материала с первичным закреплением

 с использованием интерактивного оборудования

Урок составила: учитель физики

Марынич  Н.Н.

        

                                                                                                                  2015 г.

Сценарий урока

Давление твердых тел. Единицы давления.

 Цель  урока: развитие интересов и способностей учащихся на основе изучения темы «Давление твердых тел».  

 Задачи:

- обучающие:

          сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления; ввести понятие силы давления;  

          сформировать умения рассчитывать давление твердых тел аналитически и практически; научить применять знания в жизни.

-развивающие

продолжить  развивать речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи и формулировать выводы.

  -воспитательные

 содействовать развитию познавательного интереса и коммуникативной компетентности;

способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления

Тип урока:          комбинированный урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: заполнение конспекта, выполнение виртуальных экспериментов, решение задач.

Необходимое техническое оборудование: класс с мультимедийной системой, весы напольные, бумага в клеточку, линейка, спичечный коробок, карточки с заданиями, презентация.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый; беседа, рассказ, эксперимент, работа с учебником, работа с карточками, использование ИКТ, наблюдение, решение задач.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:                                                                                                     Таблица 1.

Этап урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Мотивация.

3-4 мин.

 Мотивировать обучающихся к изучению темы.

Задает проблемные вопросы:

1.Представьте, что папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее?

2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее?

3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?

Отвечают на вопросы учителя.

1.Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.

2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.

3. У папы изменилась площадь опоры.(площадь лыж больше площади сапог)

2. Актуализация

знаний и фиксация  затруднения в пробном учебном действии

2-3 мин

Формулировка темы урока.

Сформулировать цель урока

Послушайте несколько высказываний:

- у больного повысилось давление;

- давление падает, наверно, будет дождь;

- внутри жидкости существует давление;

- защитники не выдержали давления нападающих;

- тонкий каблук женских туфель может произвести очень большое давление;

- на человека оказывали психологическое давление.

Что общего в этих высказываниях?

Верно, но это слово использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл. Сегодня мы с вами рассмотрим один из случаев – про идти на лыжах и идти на сапогах.

Тема урока «Давление твердых тел. Способы изменения давления». Наша цель-?

Внимательно слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос: везде употребляется слово «давление».

Записывают тему урока в тетрадях.

Цели: Изучить понятие давление, как определить, примеры (дают ответы)

III Выявление места и причины затруднения

4-5 мин

1) Организовать фиксацию места где возникло затруднение.

2) организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для объяснения или формулировки

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы.

Откройте учебники, смотрите на рис.16.1

Составьте рассказ по рисунку

Почему укус комара больнее? Какой же из этого можно сделать вывод? От чего же зависит результат действия силы?

Ученики отвечают-

Дают свои версии

Вывод: результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

4.

Первичное усвоение материала.

7-8 мин

Ввести понятие давления, единицы измерения давления.

Показать зависимость давления от силы давления и площади опоры.

Выяснить способы увеличения и уменьшения давления.

Демонстрирует интерактивное задание мультимедиа (Давление единицы давления  из коллекции ЦОР)

Обращение к  классу:

При изучении новой физической величины мы с вами всегда даем характеристику физической величине.

Начинаем:

Пункт 1.

Задание классу. Найдите в учебнике (параграф 16, стр. 72) определение давления и единицы давления.

Давление – это скалярная физическая величина, равная отношению силы давления, приложенной к данной поверхности, к площади этой поверхности.

Давление - величина, характеризующая действие силы в зависимости от площади, на которую она действует.

Пункт 2. Как обозначается давление? Единица давления-?

Пункт 3. За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1  перпендикулярно этой поверхности..  Она называется паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.

Пункт 4. Как определить давление?

Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь этой поверхности. Запишем формулу: , где р – это давление, F – сила давления, S – площадь опоры.

Силу, прикладываемую перпендикулярно поверхности, называют силой давления. По своей природе сила давления может быть любой, кроме силы трения, которая направлена параллельно поверхности.

Пункт 5. Посмотрите внимательно на формулу давления . Между силой давления и давлением существует прямо пропорциональная зависимость, то есть чем больше сила, тем больше давление и наоборот, чем меньше сила, тем меньше давление.

Таким образом, можно сделать вывод: чтобы увеличить давление следует…..

Чтобы уменьшить давление следует…..

На следующих слайдах  вы можете видеть примеры увеличения и уменьшения давления.

Вопрос классу: Приведите свои примеры, когда давление необходимо увеличить или уменьшить.

Воспринимают материал и делают записи в тетрадях (определение давления, формулы для его вычисления, единиц измерения давления)

Вспоминают, что входит в характеристику физической величины.

Ответ: определение.

Читают определение.

Записывают определение в тетрадь.

Ответ: обозначение буквой .

Записывают в тетрадь.

Ответ: единицы измерения

Записывают в тетрадь.

Кратные и дольные единицы измерения:

  1 кПа = 1000 Па                

 1 Па = 0,001 кПа

  1 МПа = 1000000 Па        

  1 Па = 0,000001 МПа

  1 мПа = 0,001 Па                

 1 Па = 1000 мПа

Помогают ответами

Записывают формулу и пояснения в тетрадь

Записывают все закономерности в тетрадь

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить силу давления или уменьшить площадь опоры.

Обучающиеся продолжают мысль учителя – увеличить площадь опоры или уменьшить силу давления.

При помощи интерактивной модели «Зависимость давления от силы и площади»

Приводят примеры.

1 мин

Для разрядки напряжения на уроке

Физкультминутка

     Раз, два, три, четыре.

     Руки выше, руки шире.

     Поворот направо, влево –

     Все мы делаем умело.

     Одну ногу поднимаем,

     Этим площадь уменьшаем.

     А давление растет.

Выполняют  упражнения

5. Осознание и осмысление.

15 мин.

Развивать умения и навыки решения физических задач, применения полученных теоретических знаний на практике, в конкретной ситуации.

 Создавать взаимообучение

Для закрепления изученного материала решим несколько задач. Для этого разделимся на группы. Каждой группе дается задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут.

1 группа

Пользуясь формулой для определения давления твердого тела, решить две задачи:

  1. Определить, с какой силой оса вонзает свое жало в кожу человека, если площадь острия жала равна 3*10-16 м2, а производимое им давление составляет 3*1010 Па.
  2. Определите давление, которое оказывает на арену цирковой слон, стоящий на одной ноге. Масса слона 3500 кг, площадь подошвы 0,07 м2.

2 группа

Определите давление, оказываемое одним из учеников группы на пол.

3 группа

Определите максимальное давление спичечного коробка массой 15 г, лежащего на одной из грани.

4 группа

Предложите несколько способов уменьшения и увеличения давления, выбрав 2 учеников из группы по определенному параметру.

5 группа

Примеры по теме «Давление» в бытовой жизни тувинцев?

Во время работы учащихся в группах учитель выполняет роль консультанта по выполнению заданий.

Класс делится на 5 групп. Каждой группе дается отдельное задание на карточке.

Делают расчеты на карточке с задачами; выбирают выступающего.решают практическую задачу на вычисление силы, давления,

Берут необходимое оборудование (весы напольные, бумага в клетку). Выбирают выступающего.

Берут необходимое оборудование (спичечный коробок, линейка). Выбирают выступающего.

Выбирают в группе 2 учеников с равной массой тела, но с разной площадью подошв обуви. Выбирают выступающего.

Используя книгу Саая Х.М. «Механика и тепловые явления» привести примеры.

6. Систематизация и обобщение.

3 мин

Проверить усвоение материала, выявить пробелы в понимании материала.

Молодцы! Отлично поработали!

А сейчас я предлагаю вам проверить вашу память и написать небольшую проверочную работу. Сядьте так, как будто вы обиделись друг на друга. Возьмите и подпишите листочки. На выполнение теста вам дается 3 минуты.

Время прошло. Поменяйтесь друг с другом листочками и проверьте работы. Поставьте оценки. Критерии оценивания вы видите на экране.

Проверим, кто какие оценки получил (поднятием руки).

Берут и подписывают листочки.

Меняются листочками и проверяют. Ставят оценки.

7. Домашнее задание.

2-3 мин

Объявить домашнее задание. Обеспечить самоопределение учащихся в выборе домашнего задания

Обязательное домашнее задание – прочитать § 16, ответить на вопросы, выучить новые определения и формулы, решить задачи индивидуального домашнего задания, количество задач и их номера вы определяете сами.

Дополнительное домашнее задание – найти информацию о площади острия шипов растений, когтей, зубов, клыков животных и о площади соприкосновения животных с землей; подготовить доклад о жизни и деятельности Блеза Паскаля.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник, тянут карточки с задачами

8.

Рефлексия.

3 мин

Подвести итоги урока.

Учитель раздает карточки для заполнения «ПМИ (плюсы, минусы, интерес)»

Беседа по вопросам:

  • Какая цель стояла перед нами на этом уроке?
  • Достигнута ли наша цель?
  • Что нового Вы узнали на уроке?
  • Какова практическая и личная значимость изучаемого вопроса?
  • Отметьте положительные моменты урока.
  • Что можно было сделать еще лучше?

В заключении  учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке  и делает вывод о достижении цели урока всем классом.

Предлагает следующее рефлексивное задание. "Разговор с родителями ".Сегодня, придя из школы домой, вы увидите своих родителей и, конечно же, обсудите с ними свои успехи и неудачи. Ваши родители тоже когда-то были учениками, сидели за школьной партой и изучали физику. Что интересного вы сможете рассказать им по теме сегодняшнего урока физики…Аргументируйте свой ответ

Обучающиеся рефлексируют  и анализируют  деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Конспект открытого урока по теме: "Альдегиды и кетоны" вводный урок

Место урока в учебном плане – урок введения нового материала....

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»...