«Антикоррупционное образование» в рамках предмета физики.
статья по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Касимова Марина Ильинична


В данной статье расссмотрены:

  • цели противодействия коррупции через образование,
  • основные задачи и ожидаемые результаты в рамках "антикоррупционной составляющей",
  • рекомендуемые формы организации антикоррупционного образования на уроках физики
  • и темы, содержащие антикоррупционную тематику,
  • а также те аспекты предмета, где нужно уделить особое внимание антикоррупционной составляющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_antikorruptsiya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Антикоррупционное образование» в рамках предмета физики.

«Что может быть покладистее, уживчивее и готовнее хорошего, доброго взяточника? Ради возможности стащить лишнюю копеечку он готов ужиться с какой угодно внутренней политикой, уверовать в какого угодно Бога».

М.Е.Салтыков – Щедрин

Процесс обучения и воспитания в образовательном учреждении не может достигнуть позитивного результата без учета сложностей социализации учащегося в современных условиях. Образование должно помочь учащимся противостоять негативным явлениям, которые имеются в современной России, оно должно оперативно отражать те явления, которые становятся особенно актуальными в обществе. Одно из таких явлений – коррупция. В настоящее время эта тема открыта для обсуждения, борьбе с коррупцией уделяется значительное внимание на всех уровнях власти и в Российской Федерации, и за рубежом. В соответствии с планом противодействия коррупции на 2014-2015гг. от 11.04.14(системный документ программного характера, направленный на борьбу с коррупцией и ее предупреждение, утверждаемый Президентом РФ) образовательным организациям рекомендуется продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

В данной статье будут рассмотрены цели противодействия коррупции через образование, основные задачи и ожидаемые результаты в рамках «антикоррупционной составляющей», рекомендуемые формы организации антикоррупционного образования на уроках физики и темы, содержащие антикоррупционную тематику, а также те аспекты предмета, где нужно уделить особое внимание антикоррупционной составляющей.

Цели противодействии коррупции через образование:

  • пропаганда принципов формирования правового государства; содействие распространению и развитию правовой культуры;
  • патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране;
  • правовое воспитание – развитие осознания необходимости соблюдать законы государства;
  • развитие нравственности, духовности;
  • формирование у подростков негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению, через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу.
  • формирование активной жизненной позиции, чувства сопричастности и ответственности – что должен сделать каждый гражданин России, чтобы наше государство стало процветать;

При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторно-практические занятия, дискуссии, деловые игры и т.п., показывать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрывать «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявлять наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают расхожие стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция характерна для российской ментальности, малоопасна, неистребима, а ее дальнейшая «судьба» не зависит от каждого члена общества.

Коррупция должна быть не просто незаконной.

Она должна стать неприличной.

Д.А. Медведев

Каким образом организовать антикоррупционное образование на уроках физики?

В средних и старших классах общеобразовательной школы антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс через реализацию программ, направленных на формирование нравственных основ личности, на формирование основ правовой культуры и основ гражданственности, в рамках изучения общеобразовательных предметов, при участии в школьном самоуправлении, в социально-значимом проектировании, гражданских акциях и т.д.

На уроке учитель остается главным и единственным источником информации, но учащиеся не являются пассивными слушателями. Урок не может быть полностью подготовлен заранее, его ход может быть изменен, могут возникнуть дополнительные темы для обсуждения. В данной форме часто проходят дискуссии. Однако роль учителя по-прежнему является центральной.

Продуктивно также использование кейс-технологии — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Рекомендуется проведение различного рода интегрированных уроков.

И хотя в рамках формального (урочного) подхода основное место в формировании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьников занимают социальные дисциплины – история и обществознание, подход к данному вопросу необходим комплексный.

Какова главная и конечная цель всей нашей работы? Ради чего напряженно трудятся российские учителя? Прежде всего, мы воспитываем гражданина своей Отчизны. И это не высокие слова, это наша реальность. На уроке формируется личность ученика, будущий мир, в который он войдет как активная сила – в этом огромная созидательная ценность социологического знания, в целом, и исторического знания, в частности.

Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос выбора.

На уроках физики можно обсудить проблематику коррупции, как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию, можно затронуть тему коррупции при решении количественных задач.  

Особый вопрос — как избежать опасности, что эти уроки превратятся в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Антикоррупционное образование требует от учителей мудрости, такта и методического мастерства. Учителю следует подчеркнуть, что не только правовые законодательные меры способствуют искоренению коррупции в обществе. Чтобы победить ее, каждый должен «убить коррупционера в себе», сформировать стойкое внутреннее неприятие коррупционной морали и коррупционного стандарта поведения. Учитель должен четко расставлять смысловые акценты, выявляя и формируя отношение учащихся к проблемам коррупции.

 

Цель антикоррупционной составляющей на уроках физики:

Повышение правовой грамотности учащихся в сфере антикоррупционного законодательства, формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного стандарта поведения, нетерпимого отношения к любому проявлению коррупции.

Основные задачи в рамках «антикоррупционной составляющей»:

Дать   знания: 

- о содержании проблемы коррупции;

- об особенностях ее проявления в различных сферах жизни общества;

- о ее причинах и последствиях;

- о теоретических и практических подходах к противодействию коррупции, способах и методах разработки стратегии противодействия коррупции, и путях её применения.    

Сформировать компетентности:

- адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления;

- комплекс знаний, обеспечивающих в коррупциогенных ситуациях поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- создать условия для воспитания у молодых людей негативного отношения к любому проявлению коррупции;

- стимулировать мотивацию активного антикоррупционного поведения.

-сформировать практические навыки: умение распознавать коррупцию как элемент социально-политической жизни общества в международном и национальном контексте, анализировать деятельность органов государственной власти, политических и общественных организаций в сфере противодействия коррупции и принимать в ней участие, выявлять конструктивные и неэффективные подходы к решению проблемы коррупции на национальном, региональном и местном уровне и формулировать обоснованную точку зрения по проблеме разработки и реализации антикоррупционной политики. 

Формирование навыков:

- логически мыслить и анализировать информацию;

- работы с документами, материалами СМИ, Интернета, с литературой;

- подготовки устных сообщений и письменных работ.  

Ожидаемый результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.

Темы, включающие антикоррупционную тематику:

Тема 1. Коррупция как социальное явление. Происхождение термина «коррупция». Многообразие определений коррупции.

(Тематический урок, приуроченный к Международному дню борьбы с коррупцией – 9 декабря).

Коррупция - злоупотребление  служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу  другими физическими  лицами. Согласно российскому законодательству [Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»].

9 декабря мировым сообществом отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию 8 марта 2006 года. Документ обязывает подписавшие его государства (ныне это 140 стран) объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Основные принципы борьбы с коррупцией в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460 утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, которая в качестве ключевых направлений борьбы с коррупцией в Российской Федерации определяет предупреждение и профилактику коррупционных проявлений, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Можно провести короткий опрос- сколько учащихся знают о коррупции. Ответ (знают/не знают/не думали) представить в виде диаграммы, и совместно с учащимися проанализировать результаты. Предложить учащимся дать определение коррупции.

Примеры определений коррупции, данные школьниками:

  • «Это незаконное явление, связанное с хищением средств, злоупотреблением служебным положением»;
  • «Коррупция – это подкуп, продажность, взяточничество должностных лиц»;
  • «Коррупция – это преступление против государства»;
  • «Коррупция – это в злоупотреблении служебным положением в личных интересах»;
  • «Коррупция – это дача и получение взяток государственными служащими»;

Около 70% школьников понимают коррупцию как злоупотребление служебным положением в личных целях.

В обсуждении можно пристально рассмотреть негативные эффекты, которые оказывает коррупция на различные сферы жизни общества.

Особое внимание уделить тому, что этот вопрос напрямую касается каждого из нас – сегодня, здесь и сейчас, на примере экзамена ЕГЭ, введение которого снизило уровень коррумпированности при поступлении в высшие учебные заведения.

Владимир Путин отметил, что система сдачи экзаменов в форме ЕГЭ снижает уровень коррумпированности при поступлении в высшие учебные заведения. По его словам, "об этом говорят цифры: количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы страны из удаленных регионов Российской Федерации, увеличилось на 10 процентов»

Тема 2. Коррупция как социально опасное явление. Негативные последствия коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической, а также в повседневной жизни человека). Коррупция, как угроза национальной безопасности. Антикоррупционная политика в современной России.

С осени 2012, с дела о растрате средств на развёртывание отечественной системы навигации ГЛОНАСС, началась широкая кампания по борьбе с коррупцией, далее последовала волна подобных громких дел с миллиардными цифрами:

  • Дело Роскосмоса (ГЛОНАСС)
  • Хищения при строительстве космодрома «Восточный»

и др. (во многих из них собственно взятки («откаты») были одним из инструментов для совершения мошенничества и растрат)

Коррупция влечёт за собой негативные последствия. Какие? Рассмотреть на примере строительстве космодрома «Восточный»: сдвиг сроков сдачи объекта, перенос первых пусков с космодрома, общественное мнение к данному событию.  

1.Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год.

2.Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.

Тема 3. Коррупция как системная неэффективность, как некий общий дефект системы (государства, общества, правовой системы, экономики). 

Коррупцию можно рассматривать как «силу трения», которую приходится преодолевать обществу при решении поставленных им задач, как «энтропию» общественной системы – меру внутренней неупорядоченности, меру неопределенности, если следовать определенным определениям, или более узко, как энтропию системы управления.

Тема 4. Меры государственного и общественного контроля над реализацией антикоррупционной программы в РФ. Роль гражданского общества, каждого гражданина в противодействии коррупции. Открытость информации как способ борьбы с коррупцией. Роль СМИ.

Как отличить предмет научного исследования от лженауки?

В России работает Комиссия по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований при Российской Академии Наук, которая исследует и опровергает самые разные направления лженауки, в т.ч. которые проникли сегодня в медицину, в образование, в бизнес.

«Конечно, Комиссия по борьбе с лженаукой не претендует на роль последней инстанции в поисках истины, и она не может что-либо запретить. Она лишь отслеживает ситуацию и организует экспертизу или обсуждение опасных для общественного здоровья и финансов поползновений. Впрочем, это давно уже не поползновения, а бешеная активность организованной «научной» преступности. Наша Комиссия пытается возвести санитарный кордон на пути фантазёров и аферистов, в том числе и выступающих от лица российской науки - и в конечном счёте позорящих её. И дело не только в том, что краснеть за них приходится серьёзным исследователям. Доведённые до металла «генераторы торсионного излучения» дорого обошлись государству, а бесчисленные лжемедицинские «приборы» калечат людей — или в лучшем случае отнимают время от действенного лечения. Не безвредна даже и астрология, бессмысленные рекомендации которой побуждают людей принимать ошибочные решения — скажем, отказываться от женитьбы или сеять овощи не в лучшие агротехнические сроки.».

с. Академик Е.Б. Александров председатель Комиссии по лженауке РАН

Человечество накопило грандиозный объем знаний, которые решительным образом ограничивают фантазии исследователей в интерпретации новых открытий. Каждая новая гипотеза должна быть, прежде всего, увязана с уже известными бесспорными законами и фактами. Именно такого рода «принцип соответствия» позволяет без колебаний отвергать лженаучные притязания, такие как возникающие вновь и вновь прожекты производства даровой энергии «из физического вакуума» и построения «безопорного движителя». (Таковым является например устройство, получившее кличку «гравицапа», установленное не так давно на одном из российских спутников – и, в соответствие с законами природы, не сумевшее изменить его орбиту, на что рассчитывали создатели гравицапы – об этом рассказывается в статье Э.П. Круглякова в Бюллетене «В защиту науки» №9, 2011). Прожекты, нарушающие два фундаментальных закона – сохранения энергии и импульса, не должны воплощаться в металл, возможность их нарушения была закрыта окончательно еще в 1920-ых годах…

Верховным судьей является мировое научное сообщество, опирающееся на непрерывно растущий свод фактов и объективных законов природы – на накопленное коллективное научное знание. И суд этот является достаточно безапелляционным.

«…Никто не вправе отнимать деньги у граждан или

государства для оплаты заведомо бессмысленных проектов.»

с. Академик Е.Б. Александров председатель комиссии по лженауке РАН

Российская Академия наук, по инициативе В.Л. Гинзбурга образовала в 1998 г. при своем Президиуме Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Комиссия ставит своей задачей, прежде всего, положить конец практике бесконтрольного финансирования лженауки государством и с этой целью добивается непременной официальной экспертизы любых масштабных государственных проектов в области науки и техники. Ряд членов Комиссии активно занимается этой невидимой миру деятельностью, но, как мы видели на примере «гравицапы», результаты это приносит далеко не всегда… По мере сил члены Комиссии борются и с мракобесием на ТВ.

Другой задачей Комиссии является доведение до общества мнения специалистов о конкретных «достижениях» лженауки. В массовую прессу это мнение попадает не часто. Комиссия с 2006 г. издает свой бюллетень «В защиту науки», который обычно выходит в свет дважды в год.

  Примеры «громких» дел: нанофильтры Петрика (с фантастическими суммами, которые он будто бы заработал на нанофильтрах, будто бы под покровительством спикера Государственной Думы), заряженная вода экстрассенсом Кашпировским.

ТЕМА 5. Выявление и профилактика коррупции в экономической и социальной сфере.

При прохождении темы: «Трансформатор», можно рассмотреть основные принципы противодействия коррупции на примере общественной приемной «Чистые руки»:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека;

- законность;

- публичность и открытость деятельности органов управления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции        

Мобильный офис общественной приемной ЧИСТЫЕ РУКИ - проект, созданный для гражданского противодействия фактам проявления коррупции. Любая инициативная группа граждан, региональные или местные органы власти могут пригласить «мобильный офис» в свой регион – по заявке в регион выезжает коллектив известных в России квалифицированных специалистов по противодействию коррупции - для приема жалоб от населения.  

Большинство жалоб жителей касаются нарушений в сфере ЖКХ. Особенностью содержания данного типа жалоб является то, что граждане считают, что нарушение их прав непосредственно связано с коррупцией. Граждане указывают, что бездействие властей в решении их вопросов либо злоупотребление чиновниками собственными полномочиями напрямую связаны с их коррупционной заинтересованностью.

Важно отметить, что в сфере ЖКХ сформировались несколько коррупционных схем, как видно из обращений граждан. Схемы можно разделить на несколько видов:

  • Первая схема - взимание платы за услугу, которая не оказывается либо двойное взимание за одну и ту же услугу, необоснованное завышение тарифов в т.ч. за электроэнергию.
  • – коррупция в садоводческих объединениях. Особенностью данного типа жалоб является то, что фактически, садоводческие объединения превращаются в жилые поселки с соответствующей жилищно-коммунальной инфраструктурой, находящейся в собственности садоводческих объединений. Данная сфера, согласно жалобам заявителей, также подвержена коррупции и злоупотреблениям.

Хищения возникают за счет разницы цены поставщика и тарифа, устанавливаемого в садоводческом объединении. Так, по информации заявителей, часты случаи, когда руководство в СНТ захватывают криминальные структуры, устанавливающие необоснованно завышенные тарифы ЖКХ, применяющие в отношении недовольных собственников ограничение в пользовании ЖКХ. Специалисты приемной ЧИСТЫЕ РУКИ считают необходимым развитие и поддержку гражданской активности в борьбе граждан за свои права и свободы.

Аспекты предмета, включающие антикоррупционную тематику:

  • Привлечение родительской общественности для участия в работе жюри при проведении школьных конкурсов и олимпиад, в т.ч. и по физике. Это позволит сделать выбор сильнейших более независимым и беспристрастным, отдавать призовые места не «любимчикам» учителя, а объективно лучшим работам.
  • Проектная деятельность. Полномасштабные изменения в борьбе с коррупцией могут произойти только через некоторое время и, в любом случае, их очень трудно оценить. Поэтому для проектов важно определить реальные, легко поддающиеся измерению и не амбициозные цели, которые могут быть достигнуты в краткие сроки, и о которых можно будет сообщить   общественности как об успешных результатах проводимой кампании.

Поэтому проекты могут быть направлены на определение и решение конкретных промежуточных задач, а также на освещение важности накопления изменений.  Например, контроль за эксплуатацией природного ресурса. Провести исследование по расходу воды и электричества в своей квартире, сравнить показатели с учетом показаний на счетчиках и средними значениями для оплаты в квитанции, когда счетчиков нет. Рассчитать показатели потребления воды в своем доме и т.п.

Примерная тематика проектов:

  • «Скажи с нами коррупции: «Нет!» (формирование у  учащихся негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению, через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу)
  • «Реальные жертвы коррупции» (исследование на местном материале)  Ученику предлагается самостоятельно провести исследование  «Проблемы коррупционного плана, с которыми сталкивается  население   в своих отношениях с коммунальными службами.»

Подводя итоги, хочется сказать, что влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. На сегодняшний день этот вопрос стоит наиболее остро. Коррупцию можно уменьшить только путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача современного образования. Работа в этом направлении займет немало времени, точно не один год. Частично эту задачу могут и должны выполнять учителя физики в своей деятельности на уроках.

Автор: М.И.Касимова

учитель физики ГБОУ ЦО №133 Невского района

г. Санкт-Петербург 2016

Источники и литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литература» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  при...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО

Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и...

Рабочая программа по предмету «История» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной дисцип...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы»,

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник «Программа основного общего образования. Фи...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области «Естественнонаучные предметы» на уровень основного образования Срок освоения-3года (для 7-9 классов)

Рабочая программа  учебного предмета «Физика»  предметной области «Естественнонаучные предметы» составлена в соответствии с п.18.22 ФГОС ООО. Рабочая программа разраб...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» предметной области "Естественно-научные предметы" основного общего образования (6 - 9 класс)

    Цели, на достижение которых направлено изучение физики в  МАОУ «Центр образования им. И.А. Милютина», определены исходя из целей основного общего образования,сфор...

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии как средство развития творческих способностей на занятиях дополнительного образования в рамках предмета «Изобразительное искусство»

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение цифровых образовательных ресурсов, возможностей онлайн-досок и документ-камеры позволяет существенно снизить затраты времени...