использование цифровой лаборатории "POLYTECH "на уроках физики
учебно-методический материал по физике по теме

Чащина Вера Александровна

Использование цифровой лаборатории на уроках позволило расширить диапазон опытов и исследований, рассматривать быстропротекающие процессы, повысить научность проводимых работ. В комплект цифровой лаборатории входит набор датчиков, с помощью которых можно проводить несложные эксперименты и опыты (датчик движения, силы, температуры,  давления, расстояния). Использование при проведении научных экспериментов в классе компьютера и датчиков обеспечивает точность измерений и позволяет непрерывно контролировать процесс, а также сохранять, отображать, анализировать и воспроизводить данные и строить на их основе графики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.А.Чащина

МБОУ г. Иркутска лицей № 3

Использование цифровой лаборатории при изучении физики

Физика - наука экспериментальная, для максимально эффективного изучения предмета необходим грамотно оборудованный кабинет физики в образовательном учреждении. Приборы и оборудование для лабораторных работ и демонстрационных экспериментов, цифровая лаборатория, стенды с наглядной информацией, интерактивная доска, медиапроектор, дидактические и методические материалы – без этого учебный процесс в современной школе невозможен и все это есть в кабинете физики лицея № 3 г. Иркутска.

        Использование цифровой лаборатории на уроках позволило расширить диапазон опытов и исследований, рассматривать быстропротекающие процессы, повысить научность проводимых работ. В комплект цифровой лаборатории входит набор датчиков, с помощью которых можно проводить несложные эксперименты и опыты (датчик движения, силы, температуры,  давления, расстояния). Использование при проведении научных экспериментов в классе компьютера и датчиков обеспечивает точность измерений и позволяет непрерывно контролировать процесс, а также сохранять, отображать, анализировать и воспроизводить данные и строить на их основе графики. Адаптация в современном обществе школьников, которые работают только с приборами прошлого века, (со стрелочными приборами) будет низкой, восприятие физики как современной науки будет  искажено и недостаточно полное. Поэтому у всех школьников должно быть представление о работе с цифровым оборудованием.

Небольшой опыт работы с использованием цифровой лаборатории показал, что её применение может быть эффективным не только  при проведении научно исследовательской работы, но и в практике обычного урока. И применять оборудование такого рода необходимо на разных этапах урока, при использовании различных методов обучения. Опыты удобно проводить не только в кабинете физики, но и на улице. Учащиеся могут использовать традиционное  оборудование или цифровые датчики   и вне стен кабинета. Я считаю, что при изучении физики в 7 классе цифровое оборудование следует применять очень осторожно, и дозировано, лучше всего, если учащиеся будут выполнять лабораторные работы с помощью приборов (например: измерять размеры малых тел, измерять объём, плотность тела). Использовать цифровую лабораторию можно при проведении исследовательской работы по определению коэффициента трения. Все учащиеся знают,  что обязаны соблюдать правила поведения в школе, однако не все эти правила выполняют, например, часто бегают на перемене в кабинете или в коридоре. При изучении темы « Сила трения» предлагаю определить коэффициент трения. Вместо динамометра используем датчик силы и цифровую лабораторию. Двигая брусок (можно взять ботинки или кроссовки, в которых дети ходят в школе (подошва обуви должна быть чистая)) с помощью датчика силы, получаем график изменения приложенной силы от времени и определяем не только силу трения скольжения, но и максимальную силу трения покоя; а зная вес бруска (ботинка) и грузов, определяем не только коэффициент трения скольжения, но и максимальный коэффициент трения покоя и сравниваем их. Учащиеся делают соответствующие вывод - после влажной уборки в кабинете, изменился коэффициент трения скольжения. При изучении темы « Механические колебания» цифровую лабораторию можно применять при объяснении темы, при решении экспериментальных задач и при выполнении лабораторных работ. Получение графика гармонических колебаний занимает несколько минут с учетом сбора экспериментальной установки, график можно демонстрировать на интерактивной доске. Учащимся можно экспериментально доказать, что свободные механические колебания с течением времени затухают. В ходе эксперимента одновременно можно измерять и силу, действующую на пружину, и положение груза при помощи датчика расстояния,  можно увидеть изменение амплитуды колебаний – затухающие колебания. Период колебаний пружинного и математического маятника можно определить по описанию в учебнике, и  в это же время с помощью цифровой лаборатории. Например, при выполнении лабораторной работы «Изучение зависимости периода свободных колебаний пружинного маятника от массы груза» исследуется движение грузов разной массы, колеблющихся в вертикальном направлении. Графики зависимости координаты от времени, показывают гармоничность малых колебаний и позволяют быстро определить период свободных колебаний пружины с разными грузами и выявить искомую зависимость. Учащимся вместо груза на пружине можно предложить взять груз, закрепленный на нити определить период, частоту, амплитуду колебания, ускорение свободного падения, написать уравнение колебания, определить максимальную силу и максимальное ускорение. К преимуществам  использование  цифровой лаборатории относится:  экономия времени, можно использовать несколько датчиков одновременно, посмотреть процесс в динамике, зафиксировать малые изменения, неочевидные в традиционном эксперименте (измерении). На практике широкое применение цифровой лаборатории  затруднено по следующим причинам:  1) недостаток знаний, необходимых для установки программного обеспечения и подключения датчиков через систему сбора данных к компьютеру у учителя физики 2),высокая учебная нагрузка учителя ограничивает время, отводимое им на изучение возможностей оборудования, 3) практически отсутствие методики физического эксперимента с применением датчиков, недостаточно публикаций по данному вопросу. В поисках эффективных методов работы каждый учитель выбирает путь, который позволяет повысить интерес к предмету, получить высокий результат обучения. Сочетание демонстрационных опытов с использованием возможностей цифровой лаборатории позволит эффективно изучать физику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках физики

Использование ИКТ в среднем образовании открывает огромные возможности для создания качественно новых форм и методов подготовки учащихся к дальнейшему обучению. Однако в настоящее время эти возможност...

Использование ИКТ на уроках физики

Важнейшей задачей школы, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Осознание общечеловеческ...

использование игрушек на уроке физики

Описание возможностей использования игрушек на уроках физики...

Использование ЭОР на уроках физики для проведения демонстрационного эксперимента по теме" Электрический ток"

Подборка ЭОР для  осуществления  демонстрационного эксперимента на уроках по разделу  «Электрический ток»...

Использование игрушек на уроке физике.

Товпинец Вера НиколаевнаУчитель физики ГБОУ СОШ №78                                         ...

Использование ИКТ на уроках физики

          Компьютерный урок - ведущая форма жизнедеятельности детей, предполагают использование таких принципов учебной деятельности:  *Научность обучения, пр...

Использование ИКТ на уроках физики

Использование ИКТ на уроках физикиАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г.Старый ОсколВведениеГлава 1. Роль и место компьютера в обучении физик...