Урок по физике в 7 классе "Выталкивающая сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Презентация к уроку  по теме "Выталкивающая сила"  построен  в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Прилагаются маршрутные листы для учащихся с подробной инструкцией экспериментального исследования на уроке.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». М. В. Ломоносов

Слайд 2

Назовите физическую величину ρ m F V P S p h

Слайд 3

Какая физическая величина в СИ измеряется в: кг Н м Па М 2 М 3

Слайд 4

Какая физическая величина вычисляется по данной формуле? = ρgh =mg =abc = =

Слайд 5

Какая физическая величина вычисляется по данной формуле? =ρV =ab =pS =

Слайд 6

Назовите цену деления

Слайд 7

Какой вес показывает динамометр?

Слайд 8

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь. Почему не тонет мяч? Агния Барто.

Слайд 12

Выталкивающая сила

Слайд 13

Задачи урока: Научиться с помощью динамометра вычислять выталкивающую силу. Проверить на опыте зависимости выталкивающей силы от различных величин. Вывести формулу для нахождения выталкивающей сил Закрепить полученные знания путем решения качественных задач и в ходе выполнения домашней работы.

Слайд 14

Как измерить выталкивающую силу динамометром? F =Р 0 -Р

Слайд 15

От каких величин зависит выталкивающая сила? От массы тела; От объема тела; От плотности тела; От формы тела; От плотности жидкости; От объема погруженной части тела.

Слайд 16

Техника безопасности при выполнении физических экспериментов Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание. Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ. Запрещается пробовать любые растворы на вкус. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок. .

Слайд 17

Цель исследования Оборудование Как проверяли Что получили Вывод От каких величин зависит выталкивающая сила?

Слайд 18

Выталкивающая сила Не зависит от: Зависит от: От массы тела От объема тела От плотности тела От плотности жидкости От формы тела Объема погруженной части тела Выводы

Слайд 19

F=P ж. = m ж. g ρ ж. V ж. ρ ж. V т. F=ρ ж. V т. g

Слайд 20

Закон Архимеда На тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости, вытесненной телом при погружении.

Слайд 21

Архимед - древнегреческий ученый, физик, математик и инженер из Сиракуз (остров Сицилия), живший в 3 веке до нашей эры .

Слайд 22

Проверь себя К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду? Если оба шарика погрузить в воду? Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

Слайд 23

Проверь себя Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Слайд 24

Проверь себя Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Слайд 25

Итоги урока Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Что было самым сложным?

Слайд 26

Домашнее задание Учебник §22, Задачник стр.134 № 23.8, №23.13. Творческое задание: подготовить сообщение об изобретениях Архимеда. (учебник стр.244)



Предварительный просмотр:

Исследование 1. Зависимость выталкивающей силы  от объема тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от объема тела.

Оборудование:

Грузы  разного объема, но одинаковой массы, сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите вес каждого тела в воздухе.

2. Определите вес каждого  тела в воде.

3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Тело большего объема

2 Тело среднего объема

3.Тело меньшего объема

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  объема тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от объема тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 2. Зависимость выталкивающей силы  от плотности тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от плотности тела.

Оборудование:

Грузы  разной плотности, но одинакового объема, сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите вес каждого тела в воздухе.

2. Определите вес каждого  тела в воде.

3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Цилиндр №1 (сталь ρ=7800 )

2 Цилиндр №2

(алюминий

 ρ=2700 )

3.Цилиндр №3

(каучук ρ=1800 )

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  плотности  тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от плотности тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 3. Зависимость выталкивающей силы  от плотности жидкости.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

Оборудование:

Груз, сосуды с водой, спиртом, с соленой водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите вес  тела в воздухе.

2. Определите вес   тела в жидкости, поочередно опуская его в воду(сосуд №1), в соленой воду(сосуд №2), в спирт (сосуд №3).

3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в жидкости,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Вода (ρ=1000 )

2 Соленая вода(ρ=1030 )

3.Спирт(ρ=800 )

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  плотности  жидкости.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от плотности жидкости.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 4. Зависимость выталкивающей силы  от формы тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от формы тела.

Оборудование:

Кусок пластилина, скрепка, сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

1. Определите куска пластилина в форме прямоугольного параллелепипеда  в воздухе, затем определите вес в воде. Чтобы тело закрепить на динамометре, используйте скрепку.

2. Выньте скрепку из пластилина и придайте ему форму шара. Вставьте скрепку и определите вес   тела в воде.

3. Выньте скрепку из пластилина и придайте телу форму куба. Вставьте скрепку и определите вес   тела в воде.

34. В каждом случае вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1 Прямоугольный параллелепипед

2 Шар

3.Куб

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от  формы  тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________от формы тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?

Исследование 5. Зависимость выталкивающей силы  от объема погруженной части тела.

Цель: Определить в ходе эксперимента зависит ли выталкивающая сила от объема погруженной части тела.

Оборудование: Груз с нанесенными делениями, высокий сосуд с водой, динамометр.

Порядок выполнения:

 1. Определите вес  тела в воздухе.                                                                                                                                                  2. Определите вес этого  тела в воде, опустив его в жидкость на  объема тела. (Ориентируйтесь по делениям, нанесенным на цилиндре).                                                                                                                                           3. Вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.                                                                     4. Затем поочередно опускайте груз на  объема цилиндра и полностью погрузите его в воду, каждый раз, определяя его вес.

5. В каждом случае вычислите по формуле выталкивающую силу. Результаты запишите в таблицу.

Вес в воздухе,

 Р0, Н

Вес в воде,

Р, Н

Выталкивающая сила, F, Н

F=Р0

1. Объем погруженной части тела - объема тела

2 Объем погруженной части тела - объема тела

3.Полное погружение тела

 4. Сделайте вывод  о зависимости или независимости выталкивающей силы от объема погруженной части тела.

Вывод: Выталкивающая сила _______________________________ от объема погруженной части тела.

Решение качественных задач.

1.К коромыслу весов подвешены два одинаковых шарика из свинца. Нарушится ли равновесие весов, если один из шариков погрузить в воду?

2.Если оба шарика погрузить в воду?

3.Если один шарик погрузить в керосин, а другой в воду?

 4. Реши задачу: Вес кирпича в воздухе 30 Н, а в воде – 10Н. Чему равна действующая на кирпич архимедова сила?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по физике на тему"Сила тяжести.Вес тела".

план- конспект урока с использованием интерактивной доски для 7 класса....

Презентация к уроку по физике, 7 класс "Сила" А.В.Перышкин с использованием технологии Мастерская

Данная презентация к уроку  по физике в 7 классе по теме "Сила"  с использованием технологии Мастерская дает возможностьобучающимся самим выстраивать свои знания, формироват ценности, открыв...

Разработка урока по физике 8 класс "Сила тока. Измерение силы тока"

Урок разработан с использованием интерактивной доски и ЦОРами....

Урок по физике (7 класс) "Сила трения"

Урок вкоррекционной школе с использованием конструктора "Лего"...

План-конспект урока по физике по теме "Сила" 7 класс

План-конспект урока по физике в 7 классе с использованием сингапурских обучающих структур....