Конспект АМО-урока (занятия). Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел».
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Отличительной возрастной особенностью семиклассников  является усиление интереса  друг  к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение групповых форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия).

Решение задач по теме  « Архимедова сила», « Условия плавания тел»

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Л.В.Доронина

Предмет

физика

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

7/15

Продолжительность урока (занятия)

45

Методическая информация

Тема урока /занятия

 Решение задач по теме  « Архимедова сила», « Условия плавания тел»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Перышкин А.В.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Данный урок является 16 в разделе 4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (21 час).

 Он предназначен для закрепления пройденного материала по этой теме и включает в себя обобщение знаний по данной теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Отличительной возрастной особенностью семиклассников  является усиление интереса  друг  к другу со стороны мальчиков и девочек, что необходимо учитывать при организации работы в группах. В этом возрасте начинает проявляться «чувство взрослости», которое проявляется в стремлении сделать что-то значимое, социально поощряемое, в отстаивании собственной точки зрения, соблюдении принципов справедливости. Поэтому в данный возрастной период удачным будет применение групповых форм работы (возможно в группах сменного состава), что позволит создать условия для формирования широкого спектра способностей, выделению круга устойчивых интересов, развитию навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания. Ориентируясь на средние статистические данные можно предположить, что в классе  дети делятся по типу восприятия учебного материала: 30% - визуалы, 15% -аудиалы, 20% -кинестетики, 35%  обладают смешанным типом восприятия. Поэтому  в данный урок были включены различные формы подачи учебного материала: иллюстративные, аудиальные (диалог, проговаривание  выводов из экспериментальных заданий, эмоциональное «живое» слово учителя и др.), игровые ситуации.  В целом обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, уровня работоспособности, темпа деятельности и темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними различных форм и методов работы. Часть класса – дети со средним или низким уровнем способностей, невысокой мотивацией, отличающиеся слабой организованностью. Чтобы включить этих детей в работу на уроке будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, мотивирование посредством  создания ситуации успеха. Вовлечение обучающихся в деятельностный процесс, создание комфортной психологической обстановки, обеспечение благоприятных эмоциногенных условий (ситуации даже маленького успеха)  будет способствовать повышению мотивации к изучению физики.

Цели урока/ занятия

  • обучающая – обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся по теме« Архимедова сила», « Условия плавания тел»
  • развивающая – продолжить работу по развитию познавательного интереса к предмету физика через применение нестандартных приёмов обучения; способствовать развитию мотивации к изучению данного предмета, развитию кругозора учащихся.
  • воспитательная – воспитывать нравственные качества через учебный процесс урока, воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие коммуникативных способностей, самостоятельности и творчества.

Задачи урока/ занятия

обучающая – повторение и систематизация изученного материала по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел», вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;

развивающая – развитие коммуникативных способностей, умений и навыков решения задач, вычислительной культуры, мышления, логики;

воспитательная – воспитание у учащихся умения самостоятельной работы, расширение кругозора и наблюдательности.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

Знать: основные понятия. Определения, формулы и законы по теме «Архимедова сила», «Плавание тел»

Уметь: применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме

Личностные: Решают качественные, расчетные задачи, задачи-рисунки, экспериментальные.

 Познавательные: Анализируют условия и требования задачи.  Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения.

Регулятивные: Составляют план и последовательность действий. Сравнивают свой способ действия с эталоном

Коммуникативные: Описывают содержание совершаемых действий и дают им оценку

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Закон Паскаля, закон Архимеда, плавание тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, гидравлический пресс, атмосферное давление.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Формирование команда, создание позитивного настроения и рабочей обстановки

3 минуты

Маршрутный  лист

авторский

Цели и задачи: формирование команд, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта внутри групп.

Необходимые материалы: маршрутные листы, быйджики с номером каждого участника, карты, лабораторное оборудование, для определения выталкивающей силы.

Проведение: при входе в класс дети садятся за заранее подготовленные столы по 4 человека,

Добрый день, дорогие друзья! «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

В качестве эпиграфа нашего урока я взяла слова : Фирдоуси /персидский и таджикский поэт, 940-1030 г.г./ «Науку все глубже постигнуть стремись

Познанием вечного жаждой томись, Лишь первых познаний блеснет тебе све, Узнаешь: предела для знания нет»

Как вы понимаете это высказывание?

На какие слова необходимо обратить внимание?

Коммуникативные УУД – умение вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в создаваемых группах.

Формируется  коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками.

Для процесса интеракции применяется поэтапная работа направленная не только на формирование групп для дальнейшей работы на уроке, но и на  эмоциональное раскрепощение участников образовательного процесса.  Динамическое начало создает условия для максимальной включенности обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою.

Целеполагание

определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

4 мин

видеоряд

авторский

Цели и задачи: определение цели и содержания занятия обучающимися посредством включения ассоциативного мышления.

Необходимые материалы: презентация

Мы достаточно много прошли тем в разделе  «Давление твердых тел, жидкостей и газов», сегодня нам необходимо закрепить наши знания с помощью различных видов заданий.

Давайте сформулируем тему нашего урока :

Решение задач по теме « Архимедова сила», « Условия плавания тел»

Какова же цель нашего урока?

Обобщить и систематизировать знания.

Личностные УУД:

- ориентация на содержательные моменты учебной задачи

Познавательные УУД:

- овладение креативными навыками продуктивной деятельности (осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков);

- активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления.

Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Применение психологического приема – видеоряд, создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, его цели и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности.

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

Активизация мышления, анализ и структурирование нового материала

32 мин

Игра «Вертушка»

авторский

Цели и задачи: - активное вовлечение участников в процесс моделирования;

- развитие способности анализировать и обобщать  знания, полученные опытным путем,

- раскрытие творческого потенциала школьников.

Необходимые материалы:  лабораторное оборудование для проведения экспериментальных исследований – у каждой группы свое

Технология проведения: проводя экспериментальное исследование, учащиеся обсуждают и анализируют результаты работы внутри групп и между группами, обобщают их и фиксируют на полотнищах парусов.

Раздаточный материал: карточки с разноуровневыми заданиями, интерактивная доска, лабораторное оборудование.

Учитель наблюдает за их деятельностью, беседует с некоторыми из них, выясняя осознанность решения. Оценивает работу учащихся.

А для этого мы с вами поиграем в игру «ВЕРТУШКА»

Перед вами бэйджики с номером : пристегните его. На каждом указан свой путь, первая цифра соответствует столу за которым вы сейчас сидите.

Вторая, третья, четвертая- это ваш дальнейший маршрут следования. Вы можете посмотреть свой маршрут и на маршрутном листе, который лежит на столе. На столе лежит карта. Вам необходимо сопоставить данные выражения с разрезанными карточками.

1 стол – знание формул;

2 стол – знание различных определений, явлений;

3 стол – знание единиц измерения физических величин;

4 стол - умение решать качественные, расчетные, графические задачи, задачи рисунки.

Чей стол выполнит задание, поднимает руку, я проверяю. Раньше времени стол покидать нельзя!

 После выполнения задания вам необходимо выделить лидера вашего стола; Только после того как я проверю, вы следуете за другой стол, который указан в вашем маршрутном листе.

Не торопитесь! Читайте внимательно! На каждом столе лежит учебник, в крайнем случае вы можете им воспользоваться.

Познавательные УУД:

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- формулирование гипотез и предположений,

- использование знако-символических средств и схем для решения поставленных задач.

Коммуникативные УУД:

- умение воспринимать речь выступающего, непосредственно не обращенную к обучающемуся; толерантное отношение к мнению других, отстаивание собственной точки зрения.

Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность,  доверие к собеседнику.

Регулятивные УУД:  планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений.

Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции.

Коммуникативные: умение корректно защищать свою точку зрения,  умение толерантно относиться к мнению других.

Социальные компетенции,  в частности  ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.

Учащиеся заполняют маршрутные листы. В ходе данного метода формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. Мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса (учителя - с учениками, учеников - между собой), вовлечения каждого из учеников в экспериментальную исследовательскую деятельность. При анализе деятельности учащихся в группах учитываются не только правильность изложенной информации, но и богатство фантазии, проявление творческих способностей, раскрытие закономерностей и связей между предметами и явлениями при выдвижении гипотез и теоретического обоснования полученных закономерностей.. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволяет задействовать различные каналы восприятия учебного материала.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Рефлексия

Анализ уровня достижения целей урока

4 мин

авторский

Цели и задачи – проанализировать уровень приобретенных знания и умений, определить степень достижения цели.

Технология проведения: каждый учащийся на предложенных флажках в виде смайлика изображает свое психологическое состояние на уроке.

На интерактивной доске по ходу работы фиксируется лидер каждой группы на каждом этапе

Наша игра подошла к концу. Каковы ее результаты. Для подведения итогов посмотрим на интерактивную доску, где все результаты каждого этапа зафиксированы и мы видим лидера на каждом этапе. Вам необходимо оценить степень овладения новым материалом и отразить  на смайлике.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Учебно-познавательная компетентность:  

умение соотносить общеучебные знания с реальными познаваемыми объектами

Учебно-познавательная компетентность:

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Учебно-познавательная компетентность:

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Мониторинг деятельности участников образовательного процесса проводится на каждом этапе урока: при представлении результатов групповой работы

участники должны оценить свое продвижение в теме и уровень психологического комфорта

Домашнее задание

2 мин

Составить кроссворд по теме Давление твердых тел, жидкостей и газов. Из 9 слов.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

 

Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации  их на выполнение успешной учебной деятельности, что  позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся,   умение самовыражаться. Для работы над темой применялся метод «Поднять паруса!», в ходе которого формируется понимание, осмысление и логическая структура изучаемого материала, т.е. происходит активация как левополушарных компонентов мышления, так и стимуляция образного мышления. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволило включить задействовать различные каналы восприятия учебного материала.

Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Результаты обучения: владение обучающимися знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»  умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей и решения учебных задач.

Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться, уверенность в своих силах.

Результаты развития: развитие творческого потенциала, повышение уровня креативности, эмоциональный рост обучающихся, развитие логического, аналитического и абстрактного мышления.

        

Этап инициации с применением эпиграфа способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал и  помог динамично начать занятие. АМО «Игра вертушка» позволила сформировать у обучающихся умение выражать свои желания и мотивировать их, актуализировались знания по теме.  Результаты основного этапа урока, направлены на проявление творческих способностей, развитие абстрактного и ассоциативного мышления.

Подведение итогов урока  формировало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Включение в урок эпиграфа обеспечивало реализацию духовно-нравственного развития личности, приобщение к литературным ценностям. Работа в группах обеспечивала деятельностный подход: учащиеся создавали «учебный продукт» - экспериментальным путем определяли выталкивающую силу. Смена столов обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности.

С введением технологии модерации и применением АМО на уроках  у большинства учащихся проявляется интерес  к физике, повышается уровень дивергентности мышления (беглость мыслей, оригинальность, любознательность) и эмпатии. Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность  урока/занятия

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Примечания автора/ов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач по теме "Архимедова сила"

Рекомендации к данному уроку помогут учителю в подборе качественных задач, эксперементальных задач. Показан разбор расчетной задачи....

Открытый урок по физике в 7 классе на тему: «Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел».

Тема: Решение задач по определению архимедовой силы и проверке условия плавания тел.Обучающая цель:  закрепление   у учащихся навыков  решения задач: расчетных, качественных и...

7 класс Примеры решения задач по теме "Архимедова сила"

Алгоритм решения задач по силе Архимеда разного уровня сложности (базовый и повшенный уровни) 7 класс...

Презентация к уроку решения задач по теме "Архимедова сила"

Представлены различные типы задач. Визуальное представление информации повышает интерес учащихся....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема. Решение задач на определение архимедовой силы и условия плавания тел. 7 класс

Приемы выстраивания на уроке целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективн...

Применение исследовательского метода при решении задач на примере урока 7 - го класса "Решение задач на тему "Архимедова сила"

Исследовательский метод применяю при решении задач по физике. Процесс решения физических задач предполагает выполнение обучающимися  важных мыслительных операций. Исследование заключается в рассм...

Урок-презентация по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел"

Решение задач по теме "Архимедова сила. Условие плавания тел."...