Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".
методическая разработка по физике (8 класс) на тему
Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( давление, тепловые явления) в жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. | 2.22 МБ |
Конспект урока. | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему местом проведения зимних олимпийских игр в России выбрали именно Сочи? «Физики и географы на олимпиаде в Сочи»
Субтропики России
Интернет – магазин «За партой»
Итак, рюкзак собрали….
Поехали!!!
На досуге вспомним физику с географией…
1. Физическая величина - б ыстрота изменения координаты. 2. Оно бескрайнее, синее. Ветры его стерегут. и корабли красивые по водной глади плывут. 3. Большая масса снега сходящая с гор. 4. Климатический пояс в котором расположен г. Сочи. 5. Его измеряют барометрами и манометрами. 6. В кармане моем замечательный друг он знает где север и знает где юг. 7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка эта стрелка наперед нам погоду узнает. Кроссворд. По горизонтали:
8. Она бывает кинетическая и потенциальная… 9. Благородна стройна, из субтропиков она. Листья резные, стволы нитяные. 10. Огромная масса льда, образовавшаяся из выпавшего снега. 11. Физическая величина - быстрота выполнения работы. Кроссворд По вертикали:
А в Красной поляне мест нет…
И снова нам поможет физика с географией…
Подведем итоги.
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок в 8 классе (физика-география)
по теме: «Физики и географы на олимпиаде в Сочи»
Авторы: Копачева Е.В. – учитель физики
Селиванова Л.Н. – учитель географии
ГБОУ СОШ № 519 г. Москвы
Тип урока: урок комплексного применения знаний в новых условиях.
Тема | Планируемый результат | Применяемые педагогические технологии | Виды деятельности и формы контроля | |
Предметные знания | УУД | |||
«Физики и географы на олимпиаде в Сочи» | Смысл понятий –природная зона, атмосферное давление, температура воздуха, давление твердых тел, высотная поясность, теплопроводность, конвекция, излучение, удельная теплота сгорания топлива. Ориентирование на местности. Определение географических координат, решение количественных и качественних задач. | Познавательные: формулирование проблемы, поиск информации, определение смысла информации, построение высказываний, рефлексия деятельности. Личностные: повышение мотивации учебной деятельности, проявление настойчивости в достижении цели. Коммуникативные: умение выразить свою мысль, организация учебного сотрудничества между учителем и сверстниками. Регулятивные: постановка цели, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, умение рефлексировать. | Развивающие, личностно – ориентированные, технологии сотрудничества, проблемно – поисковые, информационные, творческие, игровые. | Виды деятельности: Опрос по цепочке (По А. Гину) обработка информации, работа с атласами, решение количественных и качественных задач. Разгадывание кроссворда Формы контроля: Устный контроль (фронтальный опрос) |
Цели урока:
1.Образовательная: формирование целостного представления о процессе научного познания мира, знание и понимание понятий – давление твердых тел, атмосферное давление, теплопроводность, конвекция , излучение, удельная теплота сгорания топлива, природные зоны. Формирование умений работать с атласом, решать физические и географические задачи, давать сравнительные характеристики.
2.Развивающая: развитие логического мышления, умения выделять существенные признаки объекта, выполнять операции анализа.
План урока:
№ | Этап | Время | Основные методы, приемы и формы |
1 | Организация начала занятия. | 2 мин | Приветствие учеников, проверка готовности учащихся к уроку. |
2 | Подготовка к основному этапу занятия | Постановка и обсуждение проблемы. | |
3 | Обобщение и систематизация знаний, для их применения в комплексе, в новых условиях. | Опрос по цепочке, мозговой штурм, ответы с опорой на наглядность, анализ ошибочных решений, решение задач по физике и географии, разгадывание кроссворда. | |
4 | Выводы и подведение итогов | Повторение с контролем ( По А. Гину). Учащиеся составляют серию контрольных вопросов по ходу урока и отвечают на них. Рефлексия: ответы на вопросы в карточках. | |
5 | Информация о домашнем задании. | Инструкция о выполнении домашнего задания. |
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточные карточки, атласы по географии, компас, барометр.
Межпредметные связи: физика, география.
Ход урока:План урока | Шкала времени | Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия | |
учителя | учеников | |||
Организация начала занятия | 1-2 мин | Приветствуют учащихся, отмечает готовность учащихся к уроку. Зачитывают эпиграф к уроку «Учиться можно только весело! Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом!» А. Франс. | Приветствуют учителей, настраиваются на работу. | Формируются регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию) |
Подготовка к основному этапу занятия | Учитель географии ставит проблему – почему именно Сочи стали городом проведения зимних олимпийских игр? Спрашивает какие животные и почему стали символом зимних олимпийских игр. Учителя предлагают совершить виртуальное путешествие на олимпиаду, вооружившись знаниями по физике и географии. | Ученики определяют, в какой природной зоне расположен г. Сочи, составляют характеристику данной природной зоны, используя карты атласа. Делают выводы. | Формируются УУД: Познавательные –формулирование проблемы, умение выдвигать гипотезы, построение ысказывания. Личностные – повышение мотивации учебной деятельности, развитие самосознания, позитивной самооценки. Коммуникативные – умение выразить вою мысль, организация учебного сотрудничества между учителем и сверстниками. | |
Обобщение и систематизация знаний, для их применения в комплексе, в новых условиях. | Учитель физики предлагает учащимся посетить интернет – магазин « За партой», для выбора необходимого снаряжения. Учитель географии просит ребят определить расстояние от Москвы до Сочи по прямой, при помощи градусной сетки. Учитель физики предлагает учащимся определить время путешествия, зная расстояние и скорость поезда. Учителя предлагают учащимся разгадать кроссворд, составленный из вопросов по физике географии. Учитель географии предлагает учащимся сориентироваться в классе при помощи компаса. Учитель физики, предлагая развести виртуальный костер спрашивает ребят:
ка | Выбирают снаряжение, вооружившись знаниями по физике: выбор рюкзака и обуви обосновывают знанием темы «Давление твердых тел», выбор посуды осуществляют с точки зрения теплопроводности, рассказывают как устроен термос и почему в нем длительное время не остывает, например, горячий чай. Вспоминают устройство компаса. Определяют расстояние от Москвы до Сочи. Решают задачу на расчет времени движения. Разгадывают кроссворд. При помощи компаса проводят ориентирование на местности. Отвечают на вопросы. | Формируются УУД: Познавательные –умение давать определение понятиям, развитие творческого мышления, построение высказывания, применение методов информационного поиска, умение решать задачи, умение и навыки проведения эксперимента, умение давать определения понятиям Личностные – повышение мотивации учебной деятельности. Регулятивные – выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Коммуникативные – способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. | |
Учитель географии предлагает подумать над вопросами -каково происхождение гор около Сочи, какие стихийные бедствия могли бы грозить участникам и гостям олимпиады и как строители олимпийских объектов решили эти вопросы? Учитель физики сообщает учащимся о том, что многие соревнования будут проходить на стадионе Фишт и предлагает учащимся определить высоту этой горы по разнице атмосферных давлений у ее подножия и на вершине. Учитель географии предлагает решить задачу по определению температуры на вершине горы и ответить на вопрос-есть ли снег на вершине этой горы? | Рассуждают и делают выводы. Решают задачу. Решают задачу, отвечают на вопрос. | |||
Выводы и подведение итогов | Учителя предлагают учащимся вопросы по материалу урока и ответить на них Раздают учащимся карточки с вопросами для рефлексии | Работают в парах. Задают друг другу вопросы и отвечают на них. Отвечают на вопросы в карточках. | Формируются УУД: Познавательные: структурирование информации, построение высказывания, рефлексия деятельности. Регулятивные: контроль и коррекция знаний. Личностные : повышение мотивации учебной деятельности. Коммуникативные: умение работать в паре. | |
Подводят итог занятия, выставляют оценки. | Оценивают результат своей учебной деятельности | |||
Информация о домашнем задании | Сообщает домашнее задание: Подумать над проблемой-как в дальнейшем будут использоваться олимпийские объекты. Создать презентацию: «Физика в фигурном катании» | Записывают домашнее задание |
Приложения
- Карточка с кроссвордом на столе каждого учащегося и одна большая на доске.
8 | 9 | |||||||||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
10 3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | 11 | |||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
- Карточки рефлексии с вопросами:
1). Понравился ли тебе урок?
2). С каким настроением ты изучал сегодня материал по сравнению с остальными уроками?
3). Что нового для себя узнал на уроке?
4). Что было особенно интересным?
5). Что вызвало наибольшую трудность?
6). Твои пожелания и предложения для будущих уроков.
Комментарии к слайдам:
Слайд № 1
Учитель географии:
«Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, пере вами два учителя – географии и физики. Сегодня открытие зимних олимпийских игр в Сочи? Сегодня на уроке мы совершим виртуальное путешествие в г. Сочи. Подумайте, почему именно Сочи стали местом проведения зимних олимпийских игр. Определите географические координаты Сочи.»
Слайд № 2
Учитель географии: «Определите в какой природной зоне расположен г. Сочи, составьте характеристику данной природной зоны, используя карты атласа.
Кто из вас знает, какие животные и почему стали символами зимней олимпиады?
Слайд № 3
Учитель физики: «Прежде, чем отправиться в путешествие, нам необходимо подобрать соответствующее снаряжение. Для этого мы с вами посетим интернет – магазин « За партой». Первым делом выбираем рюкзак. Какой рюкзак вы выберете – с узкими или с широкими лямками? Почему?
Слайд № 4
Выбираем обувь. Спросим у наших модниц-акая пара обуви предпочтительнее для похода? Почему?
Слайд № 5
Выбор посуды обоснуем законами физики. Вспомните, что такое теплопроводность? А теперь скажите из какой кружки – металлической или пластмассовой лучше пить горячий чай. Почему?
Слайд № 6
Выбираем термос. Как он устроен?
Не обойтись в походе и без компаса. Как он устроен? Почему синий конец стрелки компаса показывает на север?
Приобретаем так же аптечку и походный коврик. Какими свойством должен обладать коврик, чтобы спасти нас от холода?
Слайд № 7
Итак, рюкзак собрали. Поехали!
Слайд № 8
Учитель географии: «При помощи градусной сетки давайте определим расстояние от Москвы до Сочи по прямой, чтобы определить за какое время мы доберемся до Сочи. Добираться будем на двухэтажном поезде, выпущенном специально к олимпиаде. Скорость такого поезда 70 км./ч.»
Учитель физики: «учитывая, что поезд движется прямолинейно и равномерно рассчитаем время.» так, в пути мы будем находиться около суток.
Слайд № 9
Учитель географии: « Чтобы скоротать время в пути и провести его с пользой, разгадаем кроссворд.»
Слайд № 10
Кроссворд (сетка кроссворда на доске)
Разгадайте кроссворд и прочтите слово в синей полосе (олимпиада)
По горизонтали:
- Быстрота изменения координаты. (Скорость)
- Оно бескрайнее, синее. И ветры его стерегут.
А корабли красивые по водной глади плывут. (Море)
- Огромная масса снега, сползающая с гор. (Лавина)
- Климатический пояс, в котором находится Сочи? (Субтропики)
- Его измеряют барометрами и манометрами. (Давление)
- В кармане моем замечательный друг.
Он знает где Север и знает где Юг. (Компас)
- На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед нам погоду узнает. ( Барометр)
Слайд № 11
Кроссворд
По вертикали:
- Она бывает кинетическая и потенциальная. (Энергия)
- Благородна и стройна, из субтропиков она.
Листья резные, стволы нитяные. (Пальма)
- Громадная масса природного движущегося льда. (Ледник)
- Быстрота выполнения работы. (Мощность)
Слайд № 12
Учитель физики: « А в Красной поляне мест нет! Ну что же, оставим двоих ребят сторожить вещи, а сами пойдем выбирать место для палатки.»
Слайд № 13
Учитель географии: « Палатку поставить нужно так, чтобы защититься от возможных холодных ветров с гор. Вспомним, как можно сориентироваться на местности при помощи компаса. Определите в классе стороны горизонта по компасу. При помощи карты определите расположение гор по отношению к нашей палатке, чтобы вход в палатку был с противоположной стороны от гор.
Учитель физики: «Итак, палатка разбита, пора подкрепиться. Давайте разводить костер.
Какой вид топлива уголь, дрова или торф выделит больше тепла? Почему?
В каком котелке черном или серебристом быстрее закипит вода? Почему?
Каким видом теплопередачи нам передается тепло от костра?
Молодцы. Мы с вами передохнули. Продолжим наш путь.»
Слайд № 14
Учитель географии: «Давайте вспомним, какие горы расположены около города Сочи. Каково их происхождение, какие стихийные бедствия могут ожидать гостей и участников олимпиады? Как строители олимпийских объектов решили эту проблему?»
Учитель физики: «Определим высоту горы, на которую нам предстоит подняться. Как это сделать, если известно атмосферное давление у подножия горы и на ее вершине? Итак у подножия горы атмосферное давление 760 мм. рт. ст,а на вершине – 521 мм. рт.ст. Определите высоту горы найдите ее на карте. Правильно, это гора Фишт.»
Учитель географии: «На стадионе Фишт будут проходить многие виды соревнований, для которых необходим снег. Т.к. сегодня температура на равнине в Сочи +80, есть ли снег на склонах горы? Вспомните как меняется температура при подъеме вверх и определите температуру воздуха на вершине горы. Итак, температура на вершине горы = -100, это значит, что снег есть и мы увидим различные зимние соревнования.»
Слайды 15-18
Давайте полюбуемся мастерством наших спортсменов и поболеем за них.
Слайд 19
«Урок подходит к концу, закроем глаза, сосчитаем до десяти… И вот мы опять в нашем классе. Подведем итоги.
Составьте вопросы по материалу урока – какие темы по физике и географии мы сегодня повторили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок физика-география-биология
Тема: Глобальные проблемы человечества.Цель: сформулировать понятие «глобальные проблемы», раскрыть каждую из них, показать важность этой темы при изучении трех предметов, развивать навык самостоятель...
Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии на тему "Атмосферное давление" для 6 класса
Разработка урока изучения нового материала в 6 классе для учителей -смежников подразумевает более полное и подробное изучение новых терминов и понятий, что позволяет лучше понять и запомнить содержани...
Урок по физической культуре на тему: Зимняя Олимпиада "Здравствуй, Сочи!"
Урок-развлечение для учащихся начальной школы...
Интегрированный урок физики - математики - географии в 7-8 классах "Вода в жизни человека"
Урок проводится учителями предметниками и занимает 2 часа. Материал рассчитан на учащихся как 7 так и 8 классов, это может быть внеурочное занятия для двух классов сразу. На уроке используется и...
Интегрированный урок физики и географии "Северный ледовитый океан"
Интегрированный урок для 7 класса. Содержит закрепляющие задания по теме "Северный ледовитый океан", задания по физике на определение давления на глубине, силу Архимеда, условия плавания тела....
Интегрированный урок (физика, география)"Атмосферное давление как один из климатообразующих факторов"
Нестандартный интегрированный урок ( физика, география) для 7 класса....
Интегрированный урок (физика, химия, биология, география) в 8 классе игра - аукцион по теме: «ВОДА — САМОЕ НЕОБЫКНОВЕННОЕ ВЕЩЕСТВО В МИРЕ»
Приводится интегрированный урок - игра - аукцион...