Главные вкладки

    Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии на тему "Атмосферное давление" для 6 класса
    план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме

    Галиева Зиля Ахатовна

    Разработка урока изучения нового материала в 6 классе для учителей -смежников подразумевает более полное и подробное изучение новых терминов и понятий, что позволяет лучше понять и запомнить содержание.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon atmosfernoe_davlenie.doc224 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа№1»

    Актанышского района Республики Татарстан

    Авторская разработка плана интегрированного урока физики и географии

    на тему: «Атмосферное давление»

                                     Учитель географии: Галиева З.А.

     

    2013 учебный год

                                   

                                               Тема: Атмосферное давление

        Цели урока:

    1. образовательные: сформировать представление об атмосферном давлении и закономерностях его изменения;

    2. развивающие: научить вычислять атмосферное давление с изменением высоты, в ходе решений  задач;

    3.воспитательные: продолжить формирование навыков точного и аккуратного выполнения работы.

         Планируемые результаты:

      предметные: уметь решать задачи  по нахождению значений атмосферного давления при различной температуре и на разной высоте и наоборот.

      метапредметные: уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и при изучении других дисциплин.

        Тип урока: интегрированный  урок изучения нового материала.

        Оборудование: барометр-анероид, барометр ртутный, раздаточный материал с задачами.

         Понятийный аппарат: «атмосфера», «температура воздуха», «атмосферное давление», причинно – следственные связи географических явлений (формируется в виде словарно – терминологической работы «Географическая цепочка» вначале урока, продолжается записями в тетради и в словарях, закрепляется при работе с заданиями учебника и решении задач.  

          УМК и использованная литература:

    1. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2008.

    2. Атлас. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2009.

    3. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005, 288 с.

    4. Дюсамалиева Г.С., Куренева Т.В. География с физическими дополнениями. –

    Казань: Печатный Двор, 2004, 186 с.

    Ход урока:

       1.Организационный момент:

    - Приветствие, постановка задачи - найти ответ на вопрос: «Почему при поднятии в горы человеку становится трудно дышать?»

       2.Ориентировочно-мотивационный этап:

    Учитель-географ:

    - О том, что при поднятии в гору человеку становится труднее дышать, люди знали с давних времен, но объяснить это явление не смогли. Ребята почему человеку с высотой «не хватает воздуха?»

    (ответы: кислорода становится меньше, потому что воздух разрежается.)

    - Верно ребята. А какие же изменения и почему происходят с воздухом по высоте? Узнаем из рассказов.

        3.Операционально-исполнительный этап - (познавательные, ком-муникативные УДД).

    Учитель-физик:

    - При проведении опытов с воздухом великий итальянский ученый Галилео Галилей доказал, что воздух имеет вес. Он взял одинаковые бутылки, одну нагрел на огне и, взвешивая, увидел что нагретая бутылка легче холодной - тем самым пришел к выводу, что воздух имеет вес (4, с.172).

    Учитель-географ:

    - А ученик Галилея, Эванджелиста Торичелли доказал что воздух, так как имеет вес, давит на земную поверхность, причем при поднятии в гору давление уменьшается (4, с.172).

    Учитель-физик:

    • Для этого Торичелли взял закрытую с одного конца стеклянную трубку длиной в 1м, наполнил ее ртутью и поставил открытым концом в сосуд с ртутью (приложение 1).

      При поднятии ртуть в стеклянной трубке опускалась вниз, при движении вниз поднималась (приложение 2).

    - Какой возникает вопрос ребята?

    ( Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой?)

    Учитель-географ:

    - Как вы думаете, что ответил Торричелли?

    ( ответ: с высотой уменьшается вес воздуха, то есть атмосферное давление с высотой убывает,  потому что толщина слоя атмосферы (воздуха) тоже уменьшается с высотой). (3, с.185)

         объяснение по рис. приложения 2.

    - Обратите внимание  на толщину атмосферы и сравните точки А и Д. Где будет наблюдаться большее атмосферное давление? (ответ:в точке Д.)

    Учитель-физик:

    - Мы живем на «дне» атмосферного океана, поэтому атмосферное давление с высотой уменьшается, а при движении вглубь литосферы атмосферное давление возрастает (приложение3.)

    - Почему это происходит?

    - Атмосферный воздух, окружающий Землю, не ограничен никакими стенками, но не разлетается по всему пространству космоса. Этому препятствует сила земного притяжения. С другой стороны, при отсутствии теплового движения (Т=0), каждая отдельная молекула газа по законам механики должна была бы падать вниз. Все молекулы газа должны были бы скопиться у поверхности Земли, при котором концентрация молекул воздуха (n)

     у поверхности Земли максимальна и постепенно уменьшается с высотой. Давление воздуха (р) зависит от концентрации.

    Р = n к Т.

       Из этого следует, что по мере подъема над уровнем Земли и уменьшения концентрации  молекул воздуха будет также уменьшаться и атмосферное давление(4, с.175).

    Учитель-географ:

    - Следует отметить, что стеклянная трубка барометра (прибор для измерения давления) с высотой в 1м разделена на 1000 частей. Чему равна 1 часть?

    (ответ: 1мм.)

    • Значит атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм. рт. ст.)

    по записи на доске делается запись в тетрадях:

    • На уровне моря на параллели 45 градусов широты при температуре воздуха 0 градусов нормальным будет атмосферное давление 760мм.рт.ст.
    • На каждые 10,5м - атмосферное давление понижается на 1мм.рт.ст.

    пониженное

    нормальное

    повышенное

    740, 730

    760

    780, 795

    - Как вы думаете для нашей территории 760мм- это нормальное давление?

    (ответ: нет.)

    • Почему?

    (ответ: потому что наша местность находится в 56 градусах северной широты в 180м высоты над уровнем моря.)

    • Хорошо, а можно ли найти нормальное атмосферное давление для нашей местности? (ответ: да.)
    • Каким образом?

    ( ответ: если на каждые 10,5м атмосферное давление понижается на 1мм, то от 760 мм нужно отнять 18 мм (высота180м) и получится 742мм - 743мм. Это и есть нормальное атмосферное давление для нашей территории).

    • Ртутный барометр носить с собой неудобно, да и вредно. Поэтому изобрели безопасный барометр-анероид. При изменении давления металлическая коробка меняет размеры, это передается по пружине к стрелке записывающей атмосферное давление (1,с.115). Барометр – прибор измеряющий атмосферное давление (запись в словарях).

    Учитель-физик:

    • Ребята, а как изменяется воздух при понижении температуры, при повышении?

    (ответ: становится тяжелым и наоборот, потому что изменяются свойства вещества.)

    • В каком случае давление будет высоким: при высокой температуре или при низкой?

    (ответ: при низкой температуре.)

    Учитель-географ:

    - Выходит что величина атмосферного давления зависит от температуры воздуха, а значит и от сезонов года. Летом при высоких температурах наблюдается пониженное давление, а зимой при низких температурах давление будет повышенным.

    • Ну как ребята, справились мы с задачей урока? Нашли ответ на вопрос: «Почему кислорода становится меньше с высотой?»

    (ответ: потому что воздух разрежается по мере удаления от земли и  давление падает.)

       4.Рефлексивно-оценочный этап – регулятивные и личностные УДД.

      В форме соревнования при решении задач по теме. Учащимся раздаются задачи и листки со схемой игры «Покоряй вершину». При решении каждой задачи учащиеся продвигаются вперед  и таким образом покоряют вершину горы знаний этого урока.  

       решение задач (в тетради с устными обсуждениями):

    1.На вершине горы  высотой 3,5км барометр показал 720мм.рт.ст. Каково давление у подножия?

    2.Летчик поднялся на высоту 2км. Каково давление воздуха на этой высоте, если у поверхности земли оно равнялось 750мм.рт.ст.?

    3.Высота вашего населенного пункта - 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

    4.На дне шахты барометр зафиксировал давление 780 мм. рт. ст. Найти глубину шахты.

    5. Какова высота горы, если у ее подножья атмосферное давление 765 мм. рт. ст.?

    6.Как можно определить высоту небоскреба с помощью барометра.

       Выставляются оценки.

        5.Итоговый этап:

    - И так, вспомним вместе, что нового мы сегодня узнали?

    (ответ: атмосферное давление - сила, с которой воздух давит на земную поверхность, с высотой  давление уменьшается, барометр -прибор для измерения давления).

    Домашнее задание:

    • 38 параграф, задачи №2,3,4
    • придумать по одному вопросу по теме:

    какие изменения в природе может вызвать атмосферное давление?

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка интегрированного урока физики и английского языка "Вода - источник жизни на Земле"

    Урок посвящен всемирному Дню воды, который отмечается 22 марта. В уроке использованы материалы мультимедийного учебно-методического комплекта "Зелёный пакет"....

    Интегрированный урок математики и истории Пензенского края в 6 классе коррекционной школы VIII вида "Сложение и вычитание многозначных чисел"

    Материал представляет собой интегрированный урок математики и истории Пензенского края, составленный на краеведческом материале Пензенской области...

    Интегрированный урок физики и географии "Северный ледовитый океан"

    Интегрированный урок для 7 класса. Содержит закрепляющие задания по теме "Северный ледовитый океан", задания по физике на определение давления на глубине, силу Архимеда, условия плавания тела....

    Методическая разработка открытого интегрированного урока (физика и информатика)

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63 городского округа Тольятти      Конспект открытого интегрированного урока по...

    Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

    Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

    Интегрированный урок (физика, география) "Физики и географы на олимпиаде в Сочи".

    Урок комплексного применения знаний в новых условиях. Цель урока: формирование целостного представленитя о процессе научного познания мира, формирование умений применять знания полученные на уроках ( ...

    Интегрированный урок математики и географии на тему "Свойства вод мирового океана"

    Интегрированный урок  математики и географии на тему "Свойства вод мирового океана" в 7 классе....