" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"
методическая разработка по физике ( класс) на тему

В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota.doc88.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГОУ ВПО Московский институт открытого образования

Факультет профессиональной переподготовки педагогических кадров

Кафедра физики

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Методические аспекты использования проектной технологии

при обучении физике, как средства формирования

 познавательной самостоятельности школьников

Выполнила:

Копачева Елена Викторовна

Учитель физики ГБОУ СОШ № 1041 г. Москвы  

Научный руководитель :

Глазков Василий Николаевич,

старший преподаватель,

кандидат физико-математических наук  

Содержание

        Введение                                                                                                       4

        Глава 1    Теоретические основы метода проектов                                7

        1.1 Сущность и содержание проектной деятельности .                    7

        1.2  Проблемный анализ исследований                                                8

1.3 Психолого-педагогические основы

проектно-исследовательской деятельности .                                          9

1.4  Типология учебных  проектов .                                                        13

1.5  Этапы работы над проектом,

        мотивация учащихся.                                                                      15

1.6   Роль учителя в проектной деятельности

        школьников.                                                                                      17

1.7   Универсальные учебные действия,

        формируемые  в процессе учебной деятельности .              19

1.8  Оценка результатов работы.                                                            21

Выводы  к 1 главе                                                                                        23

Глава 2   Методика формирования познавательной

 самостоятельности учащихся при

 использовании метода проектов

 в учебной деятельности.                                                              26

2.1  Этапы работы над проектом.                                                            26

2.2  Методика проведения организационно-

        подготовительного этапа  проектно-исследовательской

деятельности.                                                                                    28

 2.3  Методика работы с литературными источниками.                      30                

2.4  Методика проведения исследования при проектно-

        исследовательской деятельности.                                                  32  

2.5  Оформление проектной работы.                                                        34

2.6  Методика подготовки презентации проекта.                                  35

2.7  Оценивание проекта                                                                          36

Выводы ко 2 главе.                                                                                          37

Глава 3.  Этапы эксперимента и его результаты                                   39  

3.1  Экспериментальное подтверждение  

исследовательской методики                                                                      39

3.2 Результаты применения проектно-исследовательской

методики                                                                                                           44                                                                

Выводы к 3 главе                                                                                             46

Заключение                                                                                                       48

Список литературы                                                                                          49

Приложения                                                                                                      53                                                                                                                                                                                      

                       

                                                                 

Введение

Модернизация российского образования ориентирует не только на получение учеником определенной суммы знаний, но и на постоянное развитие учащихся, формирование ключевых компетентностей, подготовку учащихся к реальным условиям жизнедеятельности. Выполнению  этих задач способствует реализация такой  образовательной технологии как исследовательская  проектная деятельность учащихся.

Проектные технологии,  включающие  в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, имеют большой потенциал для формирования активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении.  Проектная деятельность ориентирована на выявление, развитие и рост творческих способностей каждого ребенка,  формирование предметной компетентности учащихся по физике,  выработки устойчивого интереса к предмету. Метод проектов способствует развитию коммуникативной и информационной компетентности учащихся при обучении физике.

В основу метода проектов положена совокупность учебно-познавательных приемов, направленных на решение конкретной проблемы, на  достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.  Для ученика  проектная деятельность дает возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал при  решении интересной проблемы, сформулированной самим учащимся,  приложить свои силы и знания, публично показать достигнутый результат.

По своей сути проектный метод обучения близок к проблемному  и развивающему обучению. В процессе работы над проектом учащиеся  осваивают различные способы деятельности, усваивают новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации.

Итак, проект-это один из перспективных и эффективных  методов обучения, который может применяться как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся, формирует большое количество умений и навыков,  формирует опыт деятельности,  раскрывает и развивает творческий потенциал учащихся , поэтому он незаменим.

Цель работы:  теоретически обосновать, разработать, опробовать проектную методику в урочной и внеурочной деятельности при обучении физике. Проанализировать собственный опыт использования метода проектов, выявить эффективность данного метода  для развития творческого мышления учащихся, развития самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении

формирования умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения на практике (компетенций).

Задачи:

- изучить и проанализировать предысторию и современное состояние проектной формы обучения;

-определить виды проектов, структуру, форму и задачи психолого-педагогического обеспечения;

-показать на примере собственного опыта работы, что проектное обучение-это ведущая деятельность подросткового возраста, направленная на повышение мотивации и развитие творческих способностей ребенка.

Объект исследования: проектная деятельность на уроках и во внеурочное время.

Предмет исследования: формирование творческого мышления учащихся, повышение мотивации к обучению и развитие творческих способностей подростков.

Гипотеза исследования: Использование проектной методики как на уроках, так и во внеурочное время будет способствовать развитию внутренней мотивации учащихся к овладению знаниями по физике; повышению мыслительной активности учащихся; формированию  ключевых и образовательных  компетентностей.

Элемент новизны: использование метода проектов для формирования познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике.

Глава 1.  Теоретические основы метода проектов

1.1 Сущность и содержание проектной деятельности

Разработанный в 20-е годы XX века в США  метод проектов, основывался на идеях  прагматической педагогики  Джона  Дьюи. Его ученик и последователь Уильям Херд Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». [35,с4] Основоположники метода проектов предполагали, что обучение должно строиться через деятельность ученика по решению проблемы, взятой из реальной жизни и значимой для ученика. Для решения такой проблемы учащиеся должны применять уже имеющиеся у них знания и знания, приобретаемые в ходе выполнения проекта. Умения, вырабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от накопления знаний в обычном  классно-урочном обучении, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий.

В России метод проектов известен с 1905 г, после революции он применялся в школах по распоряжению Н. К. Крупской.  В 1919 г.   В России под руководством выдающегося русского педагога С. Т. Шацкого  была создана Первая опытная станция по народному образованию. Небольшая группа сотрудников пыталась активно использовать проектные методы  на практике, однако в 1931 году метод проектов был осужден и запрещен.  До 80-х годов  века в России не было серьезных попыток внедрить данный метод в школьную практику.

Что же такое учебный проект? По определению проект это:

1) Реалистический замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости.

2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом  достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным. [36]

Проектная деятельность-это одна из форм учебной деятельности, которая строится на основе какого-либо содержания уже освоенного или осваиваемого учащимися, направленная на выполнение учащимися долговременных, трудоемких  или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной, глубокой проработки материала.

Проектная деятельность побуждает ее участников творить, изобретать, искать новые пути развития и саморазвития.

Проектно – исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик. Планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.  [29]

Рассмотрим психолого-педагогические основы проектно-исследовательской деятельности.    

1.2  Проблемный анализ исследований

Исследовательский метод  занимает ведущее место в проблемном обучении. При использовании этого метода предполагается построение процесса обучения наподобие процессa научнoгo исслeдoвaния, т е учащиеся осуществляют основные этапы исследовательского процесса , но  в упрощенной, доступной для них форме. Конечно, учебная проблема,  которую ставят перед собой учащиеся и тот результат к которому они приходят для науки не являются новыми,  но для ребят их результат  является маленьким открытием, и повышает мотивацию к изучению предмета, является условием потребности такого вида деятельности.

Для того, чтобы открытия учащихся стали результатом их собственных поисков,  дали им осознанные, оперативно и гибко, используемые знания учителю необходимо  предъявить ученикам ряд проблем для самостоятельного исследования. Перед работой над той или иной проблемой учащиеся, прежде всего, должны составить план исследования, предположить возможность двух или нескольких вариантов результатов (выдвинуть гипотезу),  построить план проверки определить объект и предмет исследования, провести само исследование, проверить убедительность полученных выводов и если необходимо поставить новую проблему.  Все это способствует  овладению учащимися элементами  и методами научного познания, формированию творческой деятельности,  формированию познавательного  интереса к предмету.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся овладевают такими знаниями, умениями и навыками как постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотезы, умение наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, классифицировать и структурировать материал, готовить тексты своих докладов и презентации к ним, доказывать и защищать свои идеи.

1.3  Псиихолого-педагогические основы проектно исследовательской деятельности

Психологические основы для разработки целостной концепции развивающего обучения были заложены еще в 1930-е годы в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова и др., хотя систематические основы активных методов обучения стали широко разрабатываться только во второй половине 1960 и в начале 1970-х годов в исследованиях психологов и педагогов по проблемному обучению. Большую роль в становлении и развитии активных методов обучения послужили работы М.М.Бирштейн, Т.П.Тимофеевского, И.М.Сыроежина, С.Р.Гидрович, В.И.Рабальского, Р.Ф.Жукова, В.Н.Буркова, Б.Н.Христенко, А.М.Смолкина, А.А.Вербицкого, В.М.Ефимова, ВПроблема проектной деятельности школьников в условиях школьного образования является новой. Она рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Н.Л. Бронников, И.И Колесниченко, Г.И. Кругликов, З.В. Литова, П.С. Самородский, Г.В. Пичугина, М.В, Хохлова и др.).

На современном этапе развития образования, с точки зрения компетентностного подхода к обучению,  школа,  прежде  всего,  должна научить ребенка решать такие проблемы в сфере учебной деятельности, как: определять цели познавательной деятельности,  выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы достижения поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.[29] Все эти проблемы позволяет решить проектная деятельность учащихся. Метод проектов  как один из методов обучения, в настоящее время является одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности  современного школьника. Учебный проект помогает раскрыть и реализовать творческие способности ребенка. Дети от природы любопытны и полны желания учиться, потому необходимо максимально инициировать и стимулировать их активность.  « Целевая установка проектной технологии в том, что окружающая жизнь-это лаборатория, в которой происходит процесс познания с помощью поисковой и исследовательской моделей обучения» [29,с2,]

Анализ научно-методической литературы показывает, что  проектная деятельность в настоящее время является прерогативой средних  общеобразовательных учреждений. Сегодня образовательный процесс можно и нужно строить относительно  интересов и потребностей ребенка. Какие именно интересы ребенка следует учитывать? Помимо , сугубо индивидуальных –это интересы, обусловленные возрастным развитием. Эльконин говорил, что современное состояние детства- это сложная фиксация в социально-культурных формах  истории происхождения детства.  Наиболее трудным для прямого формирования личности является  подростковый возраст. Механизм мотивации и предмет мотивации в подростковом возрасте описывается многими авторами по разному. « …, т. е.  практически все сходятся в признании того, что стержнем возраста является становление идентичности, т. е. становление собственного целостного «я». Формально термин «идентичность»  ввел в научный обиход Э.Эриксон, теорию которого называют социопсихоанализом. Однако независимо от научной парадигмы большинство исследователей сходятся в признании структурообразующей роли процесса самоопределения для понимания содержания подросткового возраста.»[33,с50]

Э. Эриксон считал подростковый период «нормативным кризисом  идентичности», периодом, когда подросток наиболее интенсивно ищет свою собственную целостность.

Известный швейцарский психолог  Жан Пиаже в развитии мышления  в подростковом возрасте  выделяет стадию формальных  операций- маневрирование  между реальностью и возможностью. Важнейшей  характеристикой стадии формальных операций является способность проецировать себя в будущее,  думать как могло бы быть.

Формальные операции характеризуются 4 признаками:

1-интероспективное мышление (мысль о мысли)

2-абстрактное мышление выход за границы от реального к возможному)

3-логическое мышление(умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы)

4-гипотетическое мышление (умение формулировать и доказывать гипотезы) [33,с50]

Таким образом, подросток выстраивает связь между своим действиями и возможностями, т. е. подросток позиционирует себя в окружающем мире. « Подростковый возраст, таким образом, есть период поиска пространства удовлетворения в сфере полагания себя (через свое действие) в пространство возможностей его осуществления.»[35]

Таким образом мотивированной для подростка является ситуация в которой строится отношение «действие-форма результата», результат, строго говоря, не важен. Важна связь действия с результатом. «Деятельность, в которой происходит испытание связи действия и его последствий, мы называем проектной»[33,с53]

Стратегической целью проектной деятельности становится освоение учащимися ряда общеучебных навыков, предметных знаний,  специфических учебных умений, формирование у них универсальных компетентностей.[33] Образование должно решать не только образовательные задачи, но и задачи развития подростков. В традиционном обучении задача развития самого подростка решается крайне слабо или не решается совсем. Обучение в фо8ме проектной деятельности решает  в первую очередь задачу развития  и профессионального самоопределения подростка, ответственность за результаты обучения ложится на самого подростка.   К. Н, Поливанова в своей работе «Проектная деятельность школьников» говорила о том, что в подростковом возрасте ребенок строит свою собственную субъективность как субъективность авторства, т. е. он замышляет и осуществляет собственное действие. Получает собственный продукт и тем самым проявляет собственный замысел. «Образовательная практика, таким образом, проектируя условия полноценной реализации данного возраста  , должна быть ориентирована на создание условий для развертывания полного цикла авторского действия, т. е. на построение проектной деятельности в средней школе.»[33,с69]

Все вышесказанное свидетельствует о том, что проектная деятельность важна и нужна подросткам, она помогает решить психологическую, социальную, образовательную задачи.

Для учителя метод проектов представляет собой инструмент, дидактическое средство в обучении и развитии детей, учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов помогает правильно выбранный тип проекта.

1.4  Типология учебных проектов

Типология проектов по Е. С. Полату может быть определена по следующим признакам:

-метод,  доминирующий в проекте

-продолжительность проекта( краткосрочные: один или несколько уроков, средней продолжительности: от недели до месяца,  долгосрочные: до года)

-число участников проекта

-характер координации

-характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).[32]

По методу, доминирующему в проекте проекты делятся на исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Доказывают или опровергают какую-либо гипотезу, деятельность связана с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. Для исследовательских проектов  необходима аргументация актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. В конце проекта оформляются результаты исследования, формулируются выводы и обозначаются проблемы на дальнейшую перспективу исследования. Формируемой компетентностью является мыслительная компетентность.

Творческие проекты  ставят своей целью привлечение интереса публики к проблеме проекта. Такие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты проекта могут быть оформлены в виде изделия, видеофильма, репортажа, праздника, альбома и т. д. Творческая деятельность учащихся связана с получением обратной связи от публики. Формируемая компетентность-коммуникативная.

Игровые или ролевые проекты  предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Целью таких проектов является предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом являются игра, состязание, викторина, экскурсия и т. д. Формируют коммуникативную компетентность.

Информационные проекты ставят своей целью сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Деятельность учащихся направлена на сбор, проверку, ранжирование информации из различных источников; общение с людьми, как с источниками информации. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Проектный продукт представляет собой статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний нескольких авторов по  какому-либо вопросу. Формируют информационную компетентность.

Практико-ориентированные проекты представляют собой практическую деятельность учащихся в определенной учебно-предметной области.  Проектным  продуктом может быть учебное пособие, макет, модель, инструкции, памятки, рекомендации. Формируют деятельностную компетентность.[37],[18].

По характеру координации  проекты делятся на непосредственные (жесткие, гибкие) и скрытые ( неявные, имитирующие участника проекта).

По предметно-содержательной области проекты могут быть монопроектами ( в рамках одной области знания)  и  межпредметными.[18]

По характеру координации проекты делятся на непосредственные, т. е. с открытой координацией. Учитель(координатор) участвует в проекте в своем  собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Со скрытой координацией( возможно, главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

1.5  Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся

Этапы проекта – это основные периоды работы исследовательской группы.  М. А. Ступницкая в работе «Что такое учебный проект»  выделяет основные   этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация и рефлексия.

На этапе проблематизации происходит выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. д.), определяется количество участников проекта. На данном этапе возникает первичный мотив к деятельности, т. к . наличие проблемы вызывает желание ее преодолеть. Далее определяется и формулируется цель деятельности. После определения темы  и целей проекта учащиеся приступают к плановым работам. Планирование-это важнейший этап работы над проектом. На данном этапе происходит определение и выбор источников информации, планирование формы готового продукта и формы представления результата проекта. На этапе планирования учащиеся  ставят задачи, учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно). Следующим этапом проектного цикла является реализация имеющегося плана. Учащиеся на этом этапе занимаются сбором информации, решением промежуточных задач, проводят исследования. Основными формами работы данного этапа являются интервью, опросы, изучение литературных источников, организовываются экскурсии, экспедиции и т. д. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта. Завершающим этапом проекта является этап самооценки и рефлексии. Учащиеся формулируют выводы, оформляют результат, сравнивают полученный результат со своим замыслом, если необходимо и есть возможность вносят исправления. «Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.» [37] При представлении готового продукта ребята отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы

1.6  Роль учителя в проектной деятельности школьников

Работая над проектом, учитель тесно сотрудничает с учениками. Учитель должен, прежде всего, создать условия для расширения познавательных интересов детей. [36] « Педагогическая тонкость заключается в том, что ученик должен чувствовать, что проект-это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что учитель с уважением относится к его точке зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения педагога.»[37,с14] При проектной деятельности  учитель становится инициатором интересных начинаний, координатором деятельности учащихся.Характер координации может быть непосредственным, когда учитель принимает участие в пректе в собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Учитель в этотой ситуации отказывается от авторитарного руководства, работает в содружестве с учащимися, сохраняя функции консультанта, но не навязывает своего мнения. Координация учителя может быть и скрытой. Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает истинный статус учителя в период деятельности учащихся. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Самым сложным при осуществлении проектной деятельности является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Степень самостоятельности учащихся зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от сложности темы проекта, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта и т. д.[36]  « Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал проектной деятельности, учителю необходимо не только учесть возрастные и индивидуальные особенности учащегося, его интересы и особенности мотивационной сферы, но и выстроить с ним оптимальные личные взаимоотношения в ходе работы над проектом.»[37,с22] И. С. Сергеев для создания условий  развития учащихся в ходе проектной деятельности, предлагает «список ролей», которые предстоит  «прожить» учителю в ходе руководства проектной  деятельностью:

-учитель-энтузиаст, повышает мотивацию учащихся, поощряет и направляет ребят в сторону достижения цели;

-учитель-специалист, обладающий знаниями во многих (но не во всех) областях;

-учитель-консультант, организующий доступ к ресурсам;

-учитель-руководитель;

-«человек, который задает вопросы» (по Джону Питту-тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь);

-учитель-координатор всего группового процесса;

-Учитель-эксперт, который дает четкий анализ результатов выполненной работы.

«Грамотно выбранная позиция учителя -тонкий инструмент развития подростка, возможность оказывать на него воспитательное воздействие в  ненавязчивой форме»[37,с23]

Совместная деятельность    ученика и учителя, в ходе работы над проектом, дает ребенку возможность не только закрепить и усовершенствовать уже имеющиеся знания, но и освоить новые. В ходе работы над проектом учащиеся  приобретают навыки действовать самостоятельно. Инициативно и ответственно подходить к решению учебных и практических задач.

1.7 Универсальные учебные действия, формирующиеся в процессе проектной деятельности

Современное представление о результатах образования включает учебно-практическую самостоятельность, Компетентности в разрешении проблем и принятии решений, ответственность, инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность.[33]

Главной педагогической целью проектной деятельности является формирование различных ключевых компетенций  (совокупности определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы) [29]

И. С. Сергеев отметил следующие общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.

1. Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

-умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

-умение запросить недостающую информацию у эксперта( учителя, консультанта, специалиста);

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничистве:

-умения коллективного планирования;

-умение взаимодействовать с любым партнером;

-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Менеджерские умения и навыки:

-умение проектировать процесс (изделие);

-умение планировать деятельность, время, ресурсы;

-умение принимать решения  и  прогнозировать их последствия;

-навыки анализа собственной деятельности.

6.Коммуникативные умения:

-умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми -вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

-умение вести дискуссию;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7.Презентационные умения и навыки:

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

-умение отвечать на незапланированные вопросы.[36]

1.8  Оценка проектов и результатов работы

С критериями оценки проектных работ все проектанты должны быть ознакомлены до начала выполнения проектной работы.

Критерии оценок могут быть такие:

1.Актуальность и важность темы проекта, т. е. наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения).

2.Глубина исследования проблемы, полнота раскрытия темы проекта.

3.Оригинальность предложенного решения проблемы.

4.Качество выполнения продукта.

5.Убедительность и качество презентации (использование средств наглядности, технических средств).

6.Проявление эрудиции при ответах на дополнительные вопросы членов жюри.[36]; [18]

К вышеперечисленному можно добавить еще такие критерии, как правильность оформления списка используемой литературы и наличие приложений с иллюстративным материалом.

М. А. Ступницкая определяет эталонный проект следующим образом:

-цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована;

-развернутый план состоит из основных этапов и всех необходимых промежуточных шагов по достижению цели;

-тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы;

-работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников;

-представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывающихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы дальнейшей работы;

-работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта;

-работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами;

-на защите проекта внешний вид и речь автора соответствуют правилам проведения презентации, выступление уложилось в рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, ему удалось вызвать большой интерес аудитории;

-проектный продукт полностью соответствует требованиям качества( эстетичен, удобен в использовании. соответствует заявленным целям).[37]

Классическими ошибками в исследовательских работах являются следующие: неправильная формулировка темы или названия работы; неадекватные или некорректные методы исследования;  отсутствие статической обработки полученных результатов; неверная интерпретация полученных результатов; несоответствие выводов и результатов; несоблюдение правил оформления и представления работы. Классическими ошибками в представлении работ являются: популизм в противовес научности, работа на внешних формах, игнорирование закономерностей восприятия и слабая наглядность, несоблюдение формальных требований регламента, владение формой без понимания смысла содержания, Неготовность к обсуждению.

«Проблемными местами в оценке проектных работ обычно являются:

-предметная некомпетентность жюри(жюри должно обязательно включать специалистов по всем предметам, охватываемым проектами данной секции);

-все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех представленных проектов, чтобы свой итоговый балл  видели и те проектанты, которые не удостоились наград.»[36,с22]

«Проектная деятельность делает всех ее участников…субъектами собственной жизни, судьбы,  работы, учебы, побуждает тех, кто занимается проектированием, думать, изобретать, творить, фантазировать, мечтать… искать новые пути развития, саморазвития…В этом очень важное и не менее утилитарное, (полезное для человека), чем получение гранта, значение проектной деятельности.» [35,с12]

Выводы к 1 главе

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проектное обучение продуктивно, обогащает традиционное обучение, синтезируя в себе преимущества развивающих методов обучения, обеспечивает широкие межпредметные связи.

  1. Проектно-исследовательская оказывает положительное влияние на процесс развития личности школьников, на формирование когнитивной, эмоционально-волевой сферы и творческого потенциала личности.
  2. Использование метода проектов способствует формированию познавательной самостоятельности учащихся,  становлению познавательной сферы в целом, развивает творческие и образные характеристики познавательных процессов.
  3. Установлено, что решающим фактором организации процесса усвоения учебного материала посредством проектной деятельности выступают индивидуальные, самостоятельно разработанные проекты, выходящие по своему замыслу за рамки школьного образования, а по своему социальному значению за рамки привычной образовательной сферы, связывающей школьника с реальными проблемами современного общества.
  4. Несмотря на преимущества проектного метода,  при использовании проектного метода могут возникнуть следующие проблемы:

-перегрузка учащихся, т. к. работа над проектом -это трудоемкий процесс;

-превращение проекта в реферат, недостаточно грамотно изложить содержание  изученных работ, проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемую  проблему;

         -необходимо учитывать, что дети –натуры увлекающиеся, работу начинают с желанием и энтузиазмом, но столкнувшись с трудностями могут быстро утратить интерес к работе.

Решением этих проблем может осуществляться следующим образом:

-необходимо четко определять объем и временные рамки проекта,

-терпеливо анализировать с учащимися причины неудач,

-предоставляя учащимся возможность самостоятельной работы, учитель должен стать в позицию старшего друга, наставника.

В данной работе предлагается  методика использования метода проектов как средства для формирования познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике.

Данную методику мы предлагаем на рассмотрение потому, что сегодня важнейшей целью образования провозглашается всестороннее развитие ребенка,  развитие его творческого потенциала.  Задача современного учителя так построить учебный процесс, чтобы ребенку было интересно учиться, учебным принципом должен стать принцип: «От заинтересованности и любознательности у детей к  познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся»

Глава 2.  Методика формирования познавательной самостоятельности учащихся при использовании метода проекта в учебной деятельности.

2.1 Этапы работы над проектом.

Одной из целей метода проектов  является предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем. Известный советский психолог С. Л. Рубенштейн говорил о том, что «человек доподлинно владеет лишь тем, что добывает своим трудом», это утверждение в полной мере можно отнести к процессу самообразования личности, формированию познавательной самостоятельности учащихся при использовании  метода проектов в учебной деятельности.

Исследовательская работа должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в одной из следующих областей знания: физика, химия, биология. Проект может быть и интегрированным. Работа может представлять собой эксперимент, проведенный в научной  области, построение модели какого – либо явления, создания технического устройства[6]

К основным этапам работы над учебным проектом можно отнести:

-определение темы проекта;

-определение состава участников проекта;

-определение целей и задач исследования;

-распределение обязательств внутри группы;

-изучение литературы;

-выполнение работы;

-оформление результатов работы;

-подготовка презентации;

-защита проекта.

В таблице №1 представлена блок-схема проведения проектной работы (Приложение №1).

« Участие детей в исследовательской работе способствует развитию их творческих способностей,  формированию системного мышления. Самоутверждению благодаря достижению поставленной цели…» [6]

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям, даже плохо успевающие ученики проявят интерес к предмету, если Что-то откроют самостоятельно. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов, к развитию познавательной самостоятельности учащихся. Определяя содержание учебного исследования, учитель должен подбирать задания таким образом, чтобы они были доступными для понимания и простыми по содержанию. Более сложные задания необходимо расчленять на простые и понятные».  Задача учителя вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы.» [6] При выполнении исследовательской работы в деятельности учащихся можно выделить следующие этапы:

-постановка собственных вопросов в процессе исследования и поиск ответов на них;

-выдвижение гипотез;

-использование информации для построения доказательства гипотезы;

-генерирование новых идей;

- конструирование и изготовление приборов для наблюдений;

-сбор, классификация и обработка получаемых данных;

-анализ данных и формулировка результатов.[6]

Подводя итог вышеизложенному можно сказать, что все этапы работы над проектом можно объединить в три больших этапа: организационно-подготовительный, практический и презентативный.

2.2 Методика проведения организационно – подготовительного этапа проектно-исследовательской деятельности

Выбор темы исследования является очень важным моментом, тему необходимо выбирать так, чтобы она позволила максимально раскрыть способности учащихся, отразить их интересы. Тема самостоятельного исследования школьника  должна быть очень конкретной , оригинальной,  актуальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема исследования должна отражать его суть.   Учитель должен предложить учащимся на выбор несколько вариантов тем, совместно с учителем учащиеся обсуждают предложенные темы, делают свой выбор. Совместная работа при выборе и утверждении темы создает атмосферу сотрудничества между учителем и учащимися. Самостоятельный выбор темы помогает осознать значимость исследовательской работы.

Материал для выбора тем исследований может черпаться из самых разных источников: методических пособий, периодических изданий, научных журналов, сети Интернет. Выбор темы так же может происходить через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование. Полезно обратить внимание учащихся на то , что выбранная тема может находиться на стыке двух или нескольких научных дисциплин, тогда проектно – исследовательская деятельность может быть интегрированной.

Определившись с темой исследования, учащийся должен найти проблему исследования. Проблема задает ракурс рассмотрения темы, она является стержнем для всей работы. Проблема может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, задачи. Проблема – это граница между знанием и незнанием.[6] Проблема исследования должна быть отражена в формулировке цели исследования. Цель исследования определяет его тактику, т. е. последовательность конкретных шагов, которые необходимо совершить для решения данной проблемы. Проблема должна быть выполнима, ее  решение должно принести реальную пользу участникам исследования.

Гипотеза исследования – это предвидение событий, это вероятное знание, но еще не доказанное, это  вариант решения проблемы, составляющий содержание работы. Гипотеза должна быть обоснованной

Выбрав тему исследования, ее нужно проанализировать и записать в четких формулировках, учащиеся должны определить актуальность темы, ее практическую и теоретическую значимость.

Важное значение в проектной деятельности учащихся занимает правильное распределение заданий среди участников группы. Исследовательская деятельность предполагает различные виды работы, поэтому каждый участник группы сможет выбрать себе задание по силам. Здесь важно, чтобы каждый участник четко выполнял свою часть задания и делился результатами своей работы с другими участниками группы. Количество учащихся в группе не должно быть слишком большим (лучше создавать группы из 3-5 человек). Чем больше народу в группе, тем меньший вклад в общий продукт объективно может внести каждый, т. е. дети будут «недогружены», что может привести к снижению интереса к работе. Состав группы лучше подбирать с учетом личных  симпатий и антипатий детей, для того чтобы им было психологически комфортно работать в группе. Прежде, чем группа приступит к самостоятельной работе, учителю необходимо сказать детям, что он рассчитывает на ответственность каждого участника, тем самым стимулируя учащихся к хорошему выполнению работы.   Минусом групповой работы является то. Что нет возможности дать каждому ребенку опыт активного участия на каждом этапе работы над проектом в одинаковой степени. Поэтому наряду с групповыми проектами учащиеся должны пробовать свои силы и в индивидуальной проектной работе.

2.3 Методика работы с литературными источниками

Большое значение в формировании познавательной самостоятельности в процессе работы над проектом имеет самостоятельная работа с литературой, выработка рациональных приемов этого вида образовательной деятельности. Овладение рациональными приемами работы с литературными источниками является признаком сформированности у личности культуры умственного труда как одной из важнейших предпосылок дальнейшего самообразования.

Основные приемы работы с литературными источниками включают в себя деятельность, связанную с поиском, изучением, обработкой и систематизацией полученной информации.

В процессе поиска материалов по интересующей теме, рекомендуется использовать информационные издания типа каталогов, включающих в себя не только сведения о публикации в печати, но и краткий обзор их содержания. Так же могут оказаться полезными информационно –поисковые системы, базы и банки данных.

На этапе работы с литературой учителю необходимо помочь учащимся определиться с источниками информации, т. к. источников может оказаться слишком много, необходимо отобрать самые значимые. Отобрав необходимую литературу, перед ее изучением,  рекомендуется сначала  познакомиться с аннотацией, оглавлением, предисловием. Предварительный просмотр и ознакомительное чтение сочетаются с составлением плана документа и отдельных выписок из него. План документа представляет собой систематизированную запись текста, отражающую структуру документа. План в дальнейшем поможет вспомнить,  о чем шла речь в книге и определить целесообразность ее дальнейшего изучения. Выписки –э то краткие записи отдельных фрагментов текста, цитат, дат, цифр, и др. фактов. Делая выписки необходимо в скобках указывать литературный источник и соответствующую страницу.

При изучении литературы по определенной теме обычно используется не вся информация, а только та, которая имеет непосредственное отношение к выполняемой работе. Работу с литературой лучше начинать с наиболее фундаментальных работ, а затем двигаться дальше в направлении от общего к частному- от базисных положений к более конкретным. Однако необходимо не просто заимствовать материалы из литературных источников, а почерпнув из них все лучшее, осмыслить и переработать весь накопленный в процессе собственной работы материал, предложив свое осмысление темы.

Когда накоплен достаточный и необходимый материал в виде цитат, размышлений, схем, таблиц, иллюстраций можно приступать к его осмыслению и систематизации.

Осмысление-это поиски ответов на интересующие вопросы, исходя из поставленных задач. Ответы д. б. обоснованными, аргументированными. непротиворечивыми. Необходимым является использование только проверенных научных фактов.

Изучение литературных источников - начальный этап любой творческой или научной работы, критерием оценки прочитанного является возможность дальнейшего практического использования в своей работе.

2.4 Методика проведения исследования  при проектно-исследовательской деятельности школьников.

Этап исследования (экспериментальный) предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.

На этапе реализации проекта, после постановки целей и задач, отбора соответствующей литературы, ученики должны ответить на вопрос, что они создадут для достижения своей цели? Ответом будет образ проектного продукта, т. е. ожидаемый результат. Далее учащиеся отмечают,  какие шаги они проделают от постановки  проблемы проекта до реализации поставленных целей - перечисление основных этапов работы. Далее, анализируя, все ли у них есть для того, чтобы  проделать эти шаги ( информация, оборудование, материалы для изготовления продукта и т. д.) ученики составляют развернутый план работы. Учитывая, что у многих подростков не сформировано «чувство времени», им часто кажется, что времени много, что можно не торопиться и отложить работу «на потом», учителю необходимо установить сроки выполнения каждого этапа работы.

Важными методами  исследования являются наблюдение и эксперимент. «Наблюдение представляет собой преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства и отношения объекта познания. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, например, с помощью микроскопа и т. д.» [6стр. 86] Важное место в подготовке наблюдений занимает уяснение задач наблюдения, тех требований которым оно должно удовлетворять, необходимо предварительно разработать план и способы наблюдения.

«Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.» [6 cтр. 86] Основным методом эксперимента является метод изменения условий, в которых находится исследуемый объект. Это дает возможность установить причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта и характер изменения этих свойств, в связи с изменением условий. [6]  При организации эксперимента, учитель должен помнить о том, что работа должна быть  посильной для учащихся и все необходимое для проведения эксперимента оборудование имеется в наличии.  При проведении эксперимента, учащиеся должны выбрать такой вариант опыта, в котором наблюдаемый эффект безошибочно может быть объяснен исследуемым явлением.  Учащимся должна быть ясна цель постановки каждого опыта, каждый проведенный эксперимент должен побуждать школьников к активной мыслительной деятельности. Объяснение явления, наблюдаемого в проблемных опытах, будит творческую мысль ученика, т. к. поставленный в ситуацию затруднения он самостоятельно и активно ищет ответ на поставленный вопрос. Эксперимент можно многократно повторять и основывать выводы на большом количестве наблюдений. В ходе проведения наблюдений и эксперимента производится описание проводимых исследований, которые могут наглядно отображаться в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм. Основным научным требованием к описанию является точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента.

Закончив практическую часть работы, учащиеся приступают к составлению отчета о проделанных  исследованиях  и оформлению  своей работы.

2.5 Оформление проектной работы

Работа должна соответствовать общепринятой для научных трудов структуре:

-титульный лист;

-оглавление;

-введение;

-основная часть;

-заключение;

-список используемой литературы.

Во  введении дается краткое обоснование актуальности выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, выдвигается гипотеза и указываются методы исследования.

В основной части делается краткий обзор литературы по выбранной теме, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, излагаются основные этапы работы, полученные результаты.  Результаты исследования т. е. собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Необходимо так же отметить новизну полученных результатов.  Оценка полученных результатов должна быть качественной и количественной. Сравнение результатов с уже известными решениями следует проводить по всем аспектам, в т. ч. и по эффективности.[6]  Полезно указать возможность применения данных исследований на практике. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, то указывается номер источника по списку и страница в квадратных скобках.

В заключении содержатся выводы, практические рекомендации. Краткие выводы по результатам работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе.

Приложения помещаются после списка использованной литературы и содержат вспомогательные или дополнительные материалы ( таблицы, графики, рисунки и т. д.).

Представление результатов исследований – презентация -может проходить в любой форме. Для проведения презентации группа может изготовить плакат; изобразить модель процесса; представить установку для проведения опытов; подготовить компьютерную презентацию. [6]

2.6 Методика подготовки презентации проекта

Презентация является «витриной» проекта. При защите проекта все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результат своей работы. Основными проблемами при проведении презентации являются умение учащихся четко и лаконично излагать свои мысли и  соблюдение регламента. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше написать текст  презентации в виде тезисов, что позволит ребенку не читать весь текст с листа, а только сверяться с основными мыслями и при этом ничего не упустить.

Подготовка конспекта выступления:

-концепция;

-проработка отдельных глав;

-подбор примеров и иллюстраций;

-компоновка материала;

-согласование конспекта с техническими средствами;

-прогон и коррекция [6].

При подготовке презентации необходимо помнить, что  в соответствии с регламентом защиты  презентация должна содержать минимум слайдов. На первом слайде указывается название проектно-исследовательской работы, фамилии и имена авторов работы с указанием класса и учебного заведения.

На втором слайде указываются актуальность темы, цели, задачи.

Следующие слайды  должны познакомить слушателей со структурой и сутью работы. Последний слайд-повторение первого, напоминает слушателям цели исследования. Не рекомендуется загромождение слайдов текстовыми надписями, презентация должна содержать в себе минимум фоновых изображений и анимационных эффектов.

Перед защитой проекта рекомендуется прорепетировать свое выступление перед одноклассниками, учителем, выслушать возможные замечания, скорректировать презентацию, если в этом будет необходимость.

2.7  Оценивание проекта

Оценивание проектной работы состоит из двух этапов: на первом этапе оценивается собственно сам проект,  на втором –защита проектной работы.

Можно порекомендовать следующие критерии для оценки текстов работ:

-актуальность и новизна выбранной темы;

-обоснование целей и задач исследования, соответствие их заявленной теме;

-качество литературного обзора, соответствие содержащихся в нем сведений задачам работы,  наличие в тексте ссылок на литературные источники;

-полнота изложения методики, четкость и наглядность представленных результатов исследования;

-соответствие качества и объема представленного материала цели и задачам исследования;

-наличие самостоятельного исследования;

-полученные результаты (выводы).

Критерии для оценивания  защиты проекта:

-культура оформления мультимедийной презентации  проекта (или качество оформления стенда при стендовой защите);

-соблюдение регламента выступления;

-уровень компетентности в предметной области проводимого исследования; понимание места своего исследования в системе знаний по данному вопросу;

-уровень методической компетентности; понимание и умение объяснить сущность применяемого метода;

-авторская оценка результатов исследования; творческий подход при анализе результатов исследования;

-формулировка заключения или выводов, соответствие их цели и задачам исследования.

Выводы ко 2 главе

Опыт проведения учебной проектно-исследовательской деятельности показал, что она способствует :

-развитию интереса к предмету;

-расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы;

-развитию представлений о межпредметных связях;

-формированию развивающей образовательной среды для ребенка;

-профессиональному самоопределению детей;

-развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

-развитию творческих способностей детей;

-формированию системного мышления;

-самоутверждению благодаря достижению поставленной цели;

-формированию познавательной самостоятельности учащихся.

Глава 3. Этапы эксперимента и его результаты.

3.1Экспериментальное  подтверждение исследовательской методики

Практика применения проектно – исследовательской деятельности при обучении физики показала, что подготовка и защита проектов способствует не только формированию у учащихся ключевых компетенций: трудовых, коммуникативных, социальных, но и в значительной степени повышает интерес учащихся к изучению физики, их мотивацию. При использовании исследовательской методики предполагается построение процесса обучения наподобие процессa научнoгo исслeдoвaния, т е учащиеся осуществляют основные этапы исследовательского процесса , но  в упрощенной, доступной для них форме. Конечно, учебная проблема,  которую ставят перед собой учащиеся и тот результат к которому они приходят для науки не являются новыми,  но для ребят их результат  является маленьким открытием, и повышает мотивацию к изучению предмета, является условием потребности такого вида деятельности. Проектная деятельность учащихся – это средство активизации познавательной деятельности, способствующее творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта.

Как показывает практика, ребята участвующие в проектно- исследовательской деятельности способны прогнозировать и критически оценивать последствия своей деятельности, они готовы к получению новых знаний, они готовы к сознательному выбору дальнейшей профессии.

 В нашей школе мы с учениками на протяжении четырех лет занимаемся проектно-исследовательской деятельностью. Учащиеся выполнили ряд проектно – исследовательских работ: «Удивительная оптика»; «Создание и исследование гальванических элементов»; «От кристаллов поваренной соли до фотонных кристаллов»; «Космическая свалка»; «Разработка и создание охранной сигнализации»; «Индикаторы электрических  и магнитных полей»; «Физика и военная техника»; интегрированный проект по истории, географии и физике «Анализ войны 1812 г газами историков, физиков, географов» (см. приложение №2).

Все вышеперечисленные работы выполнялись учащимися во внеурочное время и являлись долгосрочными проектами. На каждую работу составлялись план и программа курса. Ниже приводятся примерная программа и план к проектно – исследовательской работе :

Таблица №1 «Примерная программа проектно-исследовательской работы»

№ п/п

Тема занятия

К-во

часов

Занятие 1

Введение в ИИД. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования, структурные элементы ИИД.

1

Занятие

2

Направленность работы, выбор темы проекта.

1

Занятие 3

Понятие актуальности исследования, примеры формулировок актуальности, обоснование актуальности.

1

Занятие

4

Гипотеза и проблема исследования, поиск проблем в выбранных тематиках исследования. Примеры формулировок гипотезы и проблемы исследования.

1

Занятие

5

Цель и задачи исследования. Примеры формулировок целей и задач работы.

1

Занятие

6

Знакомство с Microsoft PowerPoint. Сценарий презентации и его разработка.

2

Занятие

7

Планирование исследовательской работы, требования к плану. Общие требования по оформлению текстов исследовательских работ.

1

Занятие

8

Что известно по выбранной теме – литературный обзор. Поиск источников литературы, отбор материала.

1

Занятие

9

Знакомство с информационно – поисковыми системами, алгоритм поиска информации в интернете, достоверность источников.

1

Занятие

10

Методология эксперимента. Требования к описанию эксперимента. Иллюстрации (схемы, рисунки, графики, фотографии и т. д.).

1

Занятие

11

Работа над основной частью исследования.

3

Занятие

12

Обработка результатов измерений и способы их представления

1

Занятие

13

Правила построения графиков

1

Занятие

14

Компьютерные технологии в исследованиях.

3

Занятие

15

Результаты исследования. Обоснование полученных результатов, оформление результатов.

1

Занятие

16

Общие требования к презентации проекта, выступление, подача информации.

1

Занятие

17

Подготовка к презентации проекта. Рекомендации по составлению тезисов проекта, конспектов и докладов.

3

Занятие

18

Предварительный просмотр презентации, заслушивание тезисов. Редактирование презентации и тезисов.

1

Занятие

19

Представление исследовательских работ на конференции.

1

Таблица №2 Календарно-тематическое планирование курса « Проектно – исследовательская деятельность»

Дата

Занятие

сентябрь

Занятие№1-1час

Занятие№2-1час

Занятие№3-1час

Занятие№4-1час

октябрь

Занятие№5-1час

Занятие№6-2часа

Занятие№7-1час

ноябрь

Занятие№8-1час

Занятие№9-1час

Занятие№10-1час

Занятие№11-1час

декабрь

Занятие№11-2часа

Занятие№12-1час

январь

Занятие№13-1час

Занятие№14-1час

февраль

Занятие№14-2часа

Занятие№15-1час

Занятие№16-1час

март

Занятие№17-3часа

Занятие№18-1час

апрель

Занятие№19-1час

После представления проектных работ на конференции группа проводит самоанализ и самооценку своей работы (рефлексия). Учащиеся анализируют ,насколько глубоко была раскрыта тема проекта, вызвала ли их работа интерес аудитории, смогли ли они грамотно ответить на задаваемые вопросы. Обычно в апреле месяце учащиеся представляют свои работы на окружной конкурс научно-исследовательских проектов, принимают участие в фестивале «Юные таланты Московии». Все наши работы занимали призовые места. Как показывает практика, подавляющее большинство учащихся положительно оценивают такой вид деятельности, как проектирование, в анкетировании предлагают в дальнейшем использовать его чаще.

Кроме долгосрочных проектов мы используем метод проектно-исследовательской деятельности как форму организации итогового повторения. Это позволяет не только более интересно проводить  обобщающие уроки, но и максимально увеличить объем повторяемого материала. При этом возрастает интерес учащихся к предмету физики и учебно-познавательная мотивация. Обычно на итоговое повторение материала в средней школе отводится 2-4 часа.

Поэтому перед весенними каникулами учитель предлагает учащимся в качестве темы краткосрочного проекта  взять какое-либо физическое явление, изученное в течение года. Например,  в 7 классе – э то диффузия, инерция, трение, давление,  плавание судов,  воздухоплавание. В 8 классе – электрические явления, теплопроводность, магнетизм, оптические явления и т. д.

Учитель разъясняет учащимся цель и ценность данной проектной деятельности, создавая тем самым мотивацию у детей. Затем, учащиеся выбирают темы исследований и согласовывают их с учителем.  Путем коллективного обсуждения определяются содержание, форма конечного продукта проекта, распределяются роли участников проекта внутри группы. На протяжении всей проектной деятельности учитель выступает в роли информатора и координатора. Уроки защиты проектов проходят как праздники знаний. Такие уроки повторения пройденного материала позволяют каждому ученику ощутить себя успешным, желающим поделиться своими находками с одноклассниками, продемонстрировать свои способности. На этих уроках дети проводят опыты, читают стихи, демонстрируют модели, созданные своими руками, предлагают разгадать кроссворды, ставят мини – спектакли. Группы проводят итоговую рефлексию, подводя итоги сделанной работы. Материал, повторенный на таких уроках прочно и надежно запоминается учащимися.

3.2 Результаты применения проектно-исследовательской методики :

Анализируя результаты использования исследовательской методики при обучении физике можно отметить следующие положительные моменты:

-учащиеся приобретают коммуникативные навыки общения,  приобретают навыки публичного выступления и умение вести дискуссию. Такие учащиеся с удовольствием  готовят доклады или  небольшие презентации к урокам;

-отмечено, что ученики, занимающиеся проектной деятельностью лучше справляются с практическими работами, грамотно и четко оформляют отчеты к лабораторным работам;

-приобретя навыки работы с научной литературой практически не испытывают затруднений при ответах на вопросы при чтении научного текста в задании ГИА;

-выпускники различных годов, занимавшиеся проектной деятельностью достигли высоких результатов при сдаче ЕГЭ, например, Сальников Александр набрал 72 тестовых балла, поступил в МАТИ и уже на втором курсе ему предложили работу в одной из лабораторий ВУЗа. В 2011г ученики Горохова Екатерина и Новичихин Андрей набрали 88 и 73 балла.

-работа над учебными проектами позволят учащимся лучше определиться с выбором профессии, так, например, Горохова Екатерина в проектной работе «Проблема засорения ОКП космическим мусором» помимо исследовательской деятельности занималась  монтажем  и озвучиванием учебного фильма к проекту, сейчас она обучается профессии звукорежиссера, Новичихин Андрей, разработал схему и собрал прибор- охранная сигнализация «Луч», по окончании школы выбрал профессию инженера.

Анализируя результаты выполнения учащимися 8-х классов минипроектов, можно отметить положительную динамику успеваемости, особенно при выполнении лабораторных работ.

В таблице представлены данные из которых видно, сколько учеников владели умениями в начале и конце эксперимента.

Таблица №3

Вид деятельности

Сборка электрических цепей

Измерение силы тока

Измерение напряжения

Построение и чтение графиков

Начало эксперимента

35%

60%

53%

40%

Окончание эксперимента

95%

100%

96%

93%

Выводы к 3 главе

Подготовка и защита проектов значительно продвигают детей в общем развитии – через проектирование они осваивают общий способ деятельности; развивают такие навыки как поиск информации в дополнительных источниках, выделение главного, существенного, наиболее интересного в собранном материале; структурирование и оформление материала. Проектно – исследовательская деятельность способствует расширению кругозора, развитию любознательности, формированию познавательной самостоятельности учащихся при обучении физики.

Отзывы участников проектов о навыках приобретенных ими в результате осуществления проектной деятельности:

- мои знания по физике стали более глубокими;

- я приобрел навыки исследовательской и творческой работы;

-я чувствовала ответственность за свою работу перед группой;

-мне было очень интересно создавать презентацию по работе своей группы;

-я хотел бы продолжить занятия по проектно – исследовательской деятельности.

Опыт проведения проектной деятельности показал, что интерес к проектам зависит от степени самостоятельности учащихся, самым интересным этапом учащиеся считают этап исследования, по итогам выполнения проектов более 50% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности.

В нашей школе есть талантливые и одаренные дети, многим нравится создавать различные проекты, необходимо только умело направлять их работу, и тогда успех обеспечен.

Проектно-исследовательская деятельность помогает сформировать у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, способствует повышению качества преподавания предмета и  является средством формирования познавательной самостоятельности школьников.

Заключение

Происходящие в настоящее время изменения в современной жизни, требуют развития новых  способов образования, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельной работы в информационных полях, формирования у школьников умения ставить и решат задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Сегодня необходимо научить детей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать решения и четко планировать действия. Все это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Альтернативой классно- урочной системе может стать проектная деятельность, которая как технология обучения способствует освоению учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков и предметных знаний, формированию у школьников универсальных компетентностей.  Проект как метод обучения может применяться как на уроках так и во внеурочной деятельности.

В нашей школе мы практикуем использование метода проектов во внеурочной деятельности, на уроках итогового  повторения материала, так же элементы исследовательской деятельности используются при проведении лабораторных работ, на комбинированных уроках с использованием групповой работы. На таких уроках появляется возможность перевести ученика из пассивной в активную позицию, дать ребенку возможность проявить свою самостоятельность.

Опыт применения нами проектно-исследовательской методики позволяет сделать вывод о том, что метод пректов многогранен, эффективен, перспективен и неисчерпаем.

Список литературы

1.Алексеев Н. Г. О целях обучения школьников  исследовательской деятельности. // VII юношеские чтения им. В. И. Вернадского: Сборник методических материалов.-М.:-2000.

2. Блинов В. И. Четыре года открытий: Проектная неделя глазами практика/ В. И. Блинов, И. С. Сергеев -Лицейское и гимназическое образование.-2002.-№9.-С.29-35.

3. Бухаркина М. Ю. Разработка учебного проекта. М.6 ИОСО РАО. 2003.- 26с.

4. Бухтиярова  И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении.//Школьные технологии. 2000. 32. С. 53-67.

5. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе //Приложение к журналу Лицейское и гимназическое образование.-2003-С. 69.

6. Валов М. В. Применение метода проектов для подготовки учащихся к научно-

          практическим  конференциям.// Физика в школе. -2001. -№5 –С. 39.

7. Гин  А. Приемы педагогической техники –М.: ВИТА-ПРЕСС,1999.-112с.

8. Головизнина Н. Л. Учебно – исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности//Дополнительное образование.-2002.-№8.-С. 6-11.

9. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. «Метод проектов как технология формирования

       ключевых компетентностей учащихся»-Самара, 2003

10. Горбунова Н. В, Методика организации работы над проектом / Н. В. Гобунова, Л. В. Кочкина Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

11. Горлова Л. А. Занимательные внеурочные мероприятия по физике 7-11 класы.-М.: ВАКО, 2010.-160с.

12. Горлова Л. А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.-М.: ВАКО, 2006.-176с.

13. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П. В. СтепаноМ.:Просвещение, 2010.-223 С

14. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы. 1995. №6.

15. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций.//Развитие исследовательской деятельности учащихся. -М., 2001.

16.Данюшенков В. С. Педагогические интерпритации как форма информационного взаимодействия в процессе обучения./В. С. Данюшенков, Л. А. Сычкина// Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25

17. Девяткина Г. В.  Проектирование учебно-технологических игр.// Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

18. Демидова М. Ю Методический справочник учителя физики/ М. Ю. Демидова, В. А.  В. А. Коровин.-М.: Мнемозина, 2003.-229с.

19. Зиновьева Е. Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст ]:/Зиновьва Е. Е. 2010.-5с.

20. Каптелова Н. В. Защита проектов как форма организации  итогового       повторения// Физика в школе. – 2006.-№1- С. 35

21. Ланина И. Я.  Не уроком единым. М.: Просвещение, 1991.-67с.

22. Леонтович А. В. Подборка статей о практике организации исследовательской деятельности учащихся//Завуч.-2001.-№1.-С.93-119.

23. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии//Народное образование.-1999.-№10.

24. Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе// Психологический журнал.-2000.-Т.21, №5.-С.106-111.

25. Лымарева Н. А. Проектная деятельность учащихся Волгоград,: Учитель, 2008. – 187с.

26. Малафеев Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе. М.: Просвещение, 1980.-236с.

27. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.:2001-с.48-63.

28. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения// Народное образование.-1999.-№!0.-С.158-161.

29. Павлова И. В.  Компетентностный подход  к преподаванию: Методическое пособие /  И. В. Павлова, Т. С. Фещенко, О. И. Лебедева; Под ред. М. Ю. Тихонова. – М.: Новый учеб., 2008 – 154 с.

30. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.:АРКТИ, 2011.-89с.

31. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю//Школа и производство.-2002.-№1.-С. 14-16.

32. Полат Е. С. Типология учебных проектов[Текст]Мю: Издательский центр  Академия, 1999г.-224с.

33. Поташник М. М. Как подготовить проект на получение грантов: Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2008. – 176 с.

34. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]:/СавенковА. И. М.:Академия, 2005-345с.

35. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – Изд. 7-е, доп. И испр. – М.: АРКТИ, 2010. -80 с.

36. Ступницкая М. А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. - 44 с.

37. Татьянкин Б. А.Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/Б. А. Татьянкин и др.; Под общ. Ред. Б. А. Татьянкина. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с.

38. Трояновский Н. Что такое проект-метод/ Н. Трояновский, С. Тюрберт; Вестник просвещения.-1995. -№11.

39. Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе [Текст]:/Чечель И. Д. –М.: Сентябь, 1998-256с.

40. Щербакова Ю. В. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях/ сост. М. Ю. Щербакова.-2-е изд., стереотип.-М.:Глобус, 2010.-192с.

Интернет- ресурсы:

41. Голуб Г. Б. , Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. [Электронный ресурс]: Самара. – Режим доступа:depedu.yar.ru/vospit/razv_vp/01/pr/ Sam.doc

42. Рязанова В, Н., Солопова Н. К. Реализация компетентностного подхода в проектной деятельности [Электронный ресурс]: Тамбовский ИПКРО. – Режим доступа: http://ipk.admin.tstu.ru/intel/help.shtm

43. Хуторский А. В. Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся методом проектов [Электронный ресурс]: Оренбургский ИПК. – Режим доступа: http;//bank.orenipk.ru/Text/t37_19.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектных технологий при обучении математике как средство достижения результатов образования в соответствии с ФГОС ООО

Материал содержит описание основных направлений ФГОС второго поколения в 5-6 классах, небольшое описание метода проектов, а также примерные темы и разработки нескольких проектов....

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Мастер-класс "Использование социоигровых приёмов и элементов сингапурских технологий на уроках физики как средство мотивации учебной деятельности школьников "

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Практика  показала, что использование социоигр...

Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников...