Полевая практика как средство развития познавательной самостоятельности школьников
статья по географии (8 класс) по теме

Пономарева Галина Вячеславовна

из опыта работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc422 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ХМР «детский сад «Голубок» п. Луговской» ( муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Ханты – Мансийского района)

Из опыта работы по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края»

Введение.

 

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев… Кажется, мы так привыкли к ним, что порой не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.                                                                                    

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

 Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых  мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы.   В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Я глубоко убеждена, что прививать любовь к природе надо с самого раннего возраста. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Экологическое воспитание дошкольников возможно при определённых условиях: формирование элементарных экологических представлений о природе ( о животных и растениях как живых существах, о единстве организма и среды, о сущности взаимодействия человека и природы); воспитании гуманно- деятельного отношения к природе, выраженного в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определённых норм поведения.

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.

Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых.

Изучению этой темы способствуют:

-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;

-  большой выбор и доступность детской литературы о птицах;

- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;

- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Система работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершённость каждого вида работы и мониторинг результатов, активное использование совместной деятельности детей и взрослых, что позволяет решать следующие задачи:

                      Образовательные задачи:

- формировать у детей целостные представления о сезонных изменениях в природе;

- знакомить детей с жизнью птиц ( на примере 4-5), их повадками, особенностями образа жизни;

- расширять и активизировать словарь детей по теме;

- закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки, оригами и выполнения поделок из природного материала;

- развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.

- дифференцировать понятия «  перелётные» - «зимующие»- «домашние» птицы.

                    Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;

- формировать экологическое сознание детей.

Целью моей работы является: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.

Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.

 

Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края. 

( из опыта работы)

Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязнённые вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети. Экологические проблемы связаны с образованностью населения – её недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления – единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал ещё краше и богаче. Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребёнок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Для того чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её, сопереживать ей, радоваться ей, учить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет  трава или мерцают звёзды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка. Заставляют его глубже познать окружающее, повышает интеллект и культуру. Каким вырастет ребёнок? Он станет таким, каким делают его жизнь, воспитание. А воспитание начинается в раннем детстве, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начнёт ходить.  Его погремушки  изображают рыбку, птичку, на его чашке и распашонке нарисованы цыплята, зайчики. Малыш замечает, что первое живое существо, которое не похоже ни на маму, ни на папу, это кошка, собака или птица. Мы все знаем: ранний возраст – важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности: образного мышления, воображения, появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Ребёнок усваивает моральные нормы. Возрастает активность детей в разных видах деятельности: игровой, трудовой, учебной.

Начиная работу с младшей группы, подбирала произведения устного народного творчества, которые имеют большое воспитательное значение для формирования положительного отношения к окружающему миру. Дети младшей группы « приобщались» к экологическим проблемам, получая знания о птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним. Потешки и прибаутки главными героями, которых являются животные и птицы, помогают воспитателю активизировать речь детей, побуждать их к высказываниям, повторению текстов и звукоподражаниям. Например:

                                     Курочка - тараторочка

                                     По двору ходит                                                                                          

                             Хохолок  раздувает

                             Своих деток подзывает:

                                     -Куд - куда, куд - куда!

Слушая потешки, у малышей воспитывается любовь к « братьям нашим меньшим», например:

                                     Галки, вороны

                                     Все ли вы здоровы?

                                      Одна галка нездорова,

                                     Себе ножку наколола.

                                     Мы поедем на Торжок,

                                     Купим галке сапожок.

Обыгрывая потешки, дети с удовольствием повторяют их движения, копируют их повадки, подражают им, например:

        Вышла курочка гулять,     

        Свежей травки пощипать,

        А за ней ребятки,

        Жёлтые цыплятки.

        Съели толстого жука,

        Дождевого червяка,

        Выпили водицы

        Полное корытце.

        Квохчет курочка « ко - ко,

        Не ходите далеко,

        Лапками гребите,

        Зёрнышко ищите».

Герои потешек добры, трудолюбивы, заботливы, щедры, что также воспитывает в детях бережное отношение к ним, например:

        Как у наших, у ворот.

        Петух зёрнышки клюёт.

        Петух зёрнышки клюёт,

        К себе курочек зовёт.

С удовольствием малыши поют песенки о птичках, стараясь им подражать, например:

                                   

Села птичка на окошко,

Посиди у нас немножко,

                                                               Посиди, не улетай.

                                                               Улетела птичка « ай».

Эти забавные песенки- потешки не только ненавязчиво заставляют ребёнка говорить, сопровождая слова движениями, но и приобщают к правилам поведения. Например. Щедрая сорока- белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:

        А ты, мал- малёнок,

        За водицей не ходил,

        Дров не носил,

        Кашку не варил.

Песенки- потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи.

Знакомя детей с домашними птицами с их образом жизни, провела экскурсию на домашний двор, где наблюдали куриное семейство. На закрепление этих знаний провела игры- занятия «Петушок- золотой гребешок», «Знакомство с куриным семейством», на которых закрепляли знания о домашних птицах. Рассказывая детям потешки, прибаутки, песенки к понятию «дикие и домашние птицы». Для закрепления также использовала дидактические игры: «Наш двор», «Покажи, чей голосок», «У кого, какая мама», «Птицы в природе». На прогулках обращала внимание на пение птиц, наблюдали за их поведением, любовались внешним видом пернатых, расцветкой их оперения.

В своей работе большое внимание уделяла обучению подвижным играм, которые также способствуют расширению знаний об образе жизни птиц: имитация движений, звукоподражание, место проживания, питание. Любимые подвижные игры малышей, это «Птички в гнёздышках», «Воробушки и автомобиль», «Курочка- хохлатка», «К птичкам в гости», «Найди цыплёнка», «Кот и птички».

Дети младшего возраста отличают птиц от других животных, знают, что птицы летают, клюют, знают названия некоторых птиц, но не всегда, узнавали их на картинках. Поэтому была поставлена задача,  вызвать интерес к наблюдениям за птицами и воспитывать бережное отношение к ним. Самой распространённой птицей является воробей. Наблюдая за воробьями во время кормления, старалась комментировать их поведение: прыгают, хватают крошки хлеба, улетают с ними, клюют; называла некоторые части тела и их функции ( смотрят глазами, клюют клювом, взмахнули крыльями, держатся за веточку и др.). Регулярно вносила картинки и выясняла, каких птиц дети знают. Перед прогулкой вела с детьми разговор о том, что нужно взять с собой, чтобы покормить птиц, как вести себя, чтобы не испугать их.

Наблюдая за погодой, обращала внимание на простейшие связи между состоянием погоды и поведением птиц: воробьи весёлые, громко чирикают, потому что тепло; холодно, ветер - птиц не видно. Наблюдая с детьми птиц у кормушки, в группе предлагала найти их на картинке, что развивает у детей наблюдательность, память.

Для систематизации и конкретизации, имеющихся у детей  представлений о птицах были составлены наблюдения на прогулках во всех возрастных группах.

Для разработки своих занятий использовала методические рекомендации С. Н. Николаевой,

 « Методика экологического воспитания дошкольников», Е. В. Гончаровой  « Экология для малышей», О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию», журналы «Дошкольное воспитание», «Юный натуралист», « Читаем, учимся, играем»,  «Весёлые уроки».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу – воспитание экологического грамотного человека. Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных  учреждений в  экологическом  воспитании  детей. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.  

Считаю, что эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол

« Воспитание доброты к природе». Родителям была предложена серия наблюдений в природе, типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката…. Совместно с родителями были составлены правила поведения в природе. Были использованы и словесные ситуации, которые предлагалось родителям обсудить дома с детьми. Например. На ваших глазах малыш подбежал к стае птиц и разогнал их.

- Дайте оценку этому поступку.

- Как бы вы поступили?

- Что надо делать,  когда встречаете птиц?

- Знаете ли вы, чем нельзя кормить птиц зимой?

- Надо ли помогать птицам? Как?

Использовалась и такая форма работы с семьёй - педагогические ширмы, в которых родителям давались конкретные, практические советы по теме: «Птицы родного края», где родители получили ответы на интересующие их вопросы. Например: что нужно рассказать ребёнку о птицах, чему научить его, на что обратить внимание. Здесь же родителям предлагались серии вопросов, которые они будут решать вместе с ребёнком дома, на природе. Через ширму знакомила детей и родителей с народными приметами о птицах, но обязательно с заданием: почему так говорят?

Также использовала и консультации «Способы защиты птиц», « Как птицы заботятся о своём потомстве», «Пернатые друзья», «Лесные обитатели», «Где и как зимуют птицы», «Воспитание любви и бережного отношения к птицам».

Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о птицах в природе должны быть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

В старшей группе продолжается расширение, уточнение и систематизация знаний детей о птицах нашего края. Для этого были подобраны занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на которых знакомила детей с зимующими и перелётными птицами, птицами леса и другими. Это «Беседа о зимующих и перелётных птицах», «Рассматривание и сравнение воробья и вороны», «Доктора леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Весенние заботы птиц» и другие. На этих занятиях дети знакомились с конкретными видами птиц родного края, узнавали их названия, характерные особенности внешнего вида, поведения, чем питаются, как приспособлены к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день

( в светлое время суток птицы не успевают прокормиться ). Они по разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в тёплые края, где нет снега и морозов, это перелётные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пиши человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это  зимующие птицы.  Человек может помочь зимующим птицам, подкармливая их крошками хлеба, крупой, семенами различных растений. А также,  как птицы размножаются: самка откладывает яйца в гнездо и высиживает их. Сначала птенцы растут и развиваются в яйце, им нужно тепло, самка сидит на яйцах и согревает их. Затем птенцы вылупляются, родители создают все необходимые условия для их роста: кормят, обогревают, охраняют и защищают. Птенцы растут и становятся взрослыми: могут самостоятельно находить корм, строить гнездо, откладывать яйца и выращивать потомство. На занятиях подводила детей к выводу, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания – лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу и т. д.

Одним из действенных методов знакомства детей с птицами нашего края является наблюдение, которые направлены на формирование у детей представлений о реальных размерах птиц, их окраске, их повадках, поведении, которое меняется в связи с сезонными изменениями среды обитания.

Регулярные наблюдения на прогулке за птицами вызвали у детей большой интерес к ним. В тёплое время года обращала внимание детей на множество разнообразных жуков, гусениц, червей, бабочек, которых можно увидеть на цветах и деревьях, на огородных грядках. Привлекала внимание детей к поведению птиц, которые питаются этими насекомыми. Осенью же отметили, что насекомые встречаются всё реже, а перелётные птицы собираются в стаи. После этих наблюдений дети получили знания о том, что если в тёплое время года перелётные птицы без труда находят для себя еду, то с наступлением осенних холодов пищи для птиц становится недостаточно, и именно это обстоятельство становится причиной отлёта. А вот зимующие птицы питаются не только насекомыми и червями, они едят семена различных растений, а около жилья людей находят остатки пищи: крошки хлеба, крупу и т. д., и в холодное время могут обойтись без живого корма. Но за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы.  Ребята из кружка

«Школьное лесничество» приготовили для наших питомцев кормушки и наши дети не остались в стороне, они сами из простых коробок сделали маленькие кормушки и также развесили на деревьях, тем самым получили возможность наблюдать за поведением птиц в разное время дня, подкармливать их. С детьми велась беседа о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время.  Детям предлагалось ответить на вопросы:

- Какие птицы залетают на наш участок?

- Как они называются?

- Что они делают у нас на участке?

- Как мы заботимся о птицах в зимнее время?

- Как этих птиц можно  назвать одним словом?

- Почему люди должны помогать птицам зимой?

Ребята на практике знакомились с правилами подкормки птиц:

- подкармливать птиц нужно каждый день;

- кормушки наполнять необходимо утром;

- во время сильных морозов и снегопадов корма подсыпать больше;

- кормушки регулярно очищают от шелухи, снега;

- никогда не кормят птиц чёрным хлебом.

Участие в подкормке птиц способствовало формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости - качеств, которые являются составными элементами бережного отношения к природе.

Во время наблюдений старалась использовать в своей речи художественное слово, чтобы вызвать у детей положительное отношение к птицам, стремление им помочь.  

        Скачут под окном

        Воробьи – воробушки,

        Кормятся зерном.

        Мы зимой холодною

         За ними поглядим,

        Воробьям – воробушкам

        Зёрнышки дадим.

        *  *  *

        Что поют сегодня птицы

           Целый зимний день подряд?

        Это шустрые синицы

        Нам « спасибо» говорят.

Зимняя подкормка птиц – одно из важных природоохранных и экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело, в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое значение. Птицы привыкают к месту подкормки. А затем можно легко проводить наблюдения за ними. Мы завели календарь наблюдений, который заполняли карточками с рисунками зимующих птиц. Заполнение календаря в период зимней подкормки позволяет детям познакомится с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего вида и поведения.

Непосредственные наблюдения пополнялись чтением рассказов о птицах, стихов, народных примет, отгадыванием загадок, потому что чтение позволяет дать детям представления о многообразии видов птиц, различиях в их образе жизни, среде обитания; пробуждает интерес к слову и к книге как носителю информации. Для этого была подобрана художественная литература и составлены сборники «Домашние птицы», «Птицы родного края», которые во многом помогают в работе с детьми.  А также использовалась следующая литература:

-В. Бианки «Чей нос лучше», «Кто, чем поёт?», «Сова », «Теремок », «Синичкин календарь»,

«Кукушонок».

- М. Горький « Воробьишко».

-Ю. Дмитриев «В гостях у дятла».

-Р.Каука. « Медвежонок Миша. Открываем мир». Пособие для игрового обучения.

-К. Киршина. «Двор непуганых птиц».

- Г. Скребицкий. «Лесной голосок». «Птицы начинают вить гнёзда».

-Г. Снегирёв. «Про птиц», «Как звери и птицы к зиме готовятся».

-В. Флинт. «Птичий календарь» и др.

В весенний период дети отметили, что птиц стало больше и, искренне радовались прилёту птиц. Прилетели грачи, галки, скворцы, трясогузки. Вокруг слышалось их весёлое  пение.  С детьми рассмотрели картину А. Саврасова «Грачи прилетели», разучили стихотворение:

        Гнездо на ветке – птичий дом,

        Вчера птенец родился в нём.

        Ты птичий дом не разоряй

        И никому не позволяй.

Дети с интересом слушали  рассказы о прилётных птицах, о их пользе, как и чем они питаются.

Нам посчастливилось с детьми понаблюдать за гнездом трясогузки, которое она устроила в расщелине старого строения.  Гуляя в дальнем уголке нашего участка ребята заметили маленькую , пестренькую птичку, которая бежала впереди нас, и как будто звала за собой. А вторая такая же летала над нами. Значит, по близости где-то гнездо и эти маленькие птички нас отвлекали. Я объяснила детям, что трясогузки, чем  то обеспокоены и нам сейчас лучше уйти, а вернулись мы, когда их не было видно. Обследовав участок, мы нашли гнездо трясогузок, такое маленькое и уютное, сделанное из соломы, в котором лежали пять крохотных, пёстреньких яиц. Ребята были очень рады такой находке, и даже предложили забрать яйца с собой. «- А сможем ли мы, ребята ухаживать за яйцами так, как ухаживают за ними эти трясогузки, и что будет с ними, когда они увидят, что в гнезде нет их будущих птенцов?» - спросила я у детей. Это был хороший воспитательный момент, когда дети от души пожалели птиц и решили оставить яйца в гнезде. Я предложила, что мы будем наблюдать и ждать появления птенцов, и это будет нашей маленькой тайной, чтобы никто не смог им навредить. Ребята каждый день посещали это место и с нетерпением ждали, когда же там появятся птенцы. И вот неделю спустя, они  наконец появились. Ребята очень бережно относились к этому гнезду, и даже некоторые предлагали подкормить птенцов, чтобы они быстрее росли. Издали мы наблюдали, как проворные трясогузки носили корм в клювиках своим птенцам. А они только пищали и просили ещё корма. А с каким восторгом дети смотрели , когда птенцы стали вылетать из гнезда. Сначала вылетели два, «наверное, самые смелые»- говорили дети. А через три дня уже все пять сидели и раскачивались  на ветках деревьев. А их родители летали вокруг и звали их с собой полетать. Немного полетав, они возвращались в своё,  уютное гнёздышко, ведь им нужно было ещё окрепнуть. Каждый день птицы куда-то улетали всей своей счастливой семьёй, но к вечеру возвращались. А потом они стали прилетать всё реже и реже. Ребята часто заглядывали в гнездо, но птицы его уже покинули. Этот момент ребята восприняли с грустью и с сожалением, что они никогда больше их не увидят. Я думаю, что у каждого из ребят останется доброе  воспоминание об этом птичьем семействе, и никто из них не позволит себе и другим  когда – нибудь  разрушить птичье гнездо.

Ребятами из Детского центра на нашем участке были развешаны скворечники. Мы с детьми наблюдали и за скворцами, которым пришлись по душе эти домики. Скворцы радовали нас своими звонкими песнями. Выйдя однажды на прогулку, ребята увидели, стайку скворцов на одном дереве. Мы подошли ближе, скворцы недалеко отлетели. На дереве обнаружили очень много гусениц, которые поедали молодые листочки. Когда мы отошли в сторону, скворцы вернулись к дереву. Это они лечили наше дерево от вредителей.

Наблюдая этот момент, ребята убедились в том, что птицы – лучшие защитники наших лесов, парков и огородов от различных вредителей.

Для закрепления знаний разыграли с детьми стихотворение Г. Ходырева  

«Скворец»:                           Скворец – заботливый отец,

        Но чем унять скворчат?

        Лишь выйдет из дому скворец,

        Они опять кричат:

        - Хочу букашку.

        - Червячка.

        - Давай комарика.

        - Жучка.

        -А мне бы до обеда хотя бы кароеда.

        Скворец – заботливый отец,

        И всё, что есть в меню,

        Из рощи в дом несёт скворец

        И кормит ребятню.

Рядом с нашим детским садом находятся огороды. Во время пахоты мы наблюдали грачей, которых собралось большое множество. Они неотступно следовали за плугом, вытаскивая клювом из почвы жирных личинок, слизней и других вредителей. Этот наглядный пример ещё раз подтверждает, что птицы полезны для людей. Ещё мы вместе с ребятами проводили такой опыт. Прикрепили к забору кусок войлока и стали следить, не понадобится ли он воробья, живущим под крышей. Сначала воробьи не трогали его, но затем, осмелев, стали растаскивать по кусочкам и носить в гнездо.

Однажды дети заметили, что воробей и синицы склёвывают семена маргариток. Это наблюдение навело нас на мысль, что нужно собирать семена различных растений на зиму для птиц. Дети это предложение приняли с восторгом. Всю осень мы собирали семена разных растений, для подкормки их в зимнее время.

Совершая экскурсию к реке, ребята наблюдали белокрылых чаек. Одни важно расхаживали по берегу. Другие же парили над водной гладью, а затем камнем падали в воду, чтобы поймать рыбу. Ребята с интересом наблюдали эту птичью рыбалку. А потом ещё долго задавали вопросы:

- Как называется эта птица?

- А почему она так быстро падает в воду?

- Как с такой высоты она видит рыбу?

- Почему она не собирает гусениц?

-Где находится её гнездо?

- Как она сидит на воде и не тонет?

Пришлось даже читать дополнительную литературу, чтобы удовлетворить естественную любознательность детей и рассказать им об этих птицах.

 Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи и различного рода упражнения. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных и птицах. В своей работе я использовала различные игры. Так, например: «Кто к кормушке прилетел», в этой игре уточняются знания о зимующих птицах; «Где живут птицы», здесь закрепляются знания о домашних и диких птицах; «Найди, где, чьё гнездо», ребята должны назвать птицу и показать её гнездо; «Кому, что по вкусу», дети по картинкам находят корм каждой птицы; «Что забыл нарисовать художник», ребята подбирают клюв и лапки каждой птицы,  «Кто живёт в лесу, кто живёт у озера», местожительство каждой птицы; «Кто во что одет», в этой игре уточняются представления детей о внешнем виде птиц ( окраска перьев, величина и форма туловища, клюва, особенности строения ног ), учатся замечать особенности внешнего вида птиц и образно описывать их. «Сложи птицу», ребятам предлагается выложить птицу из частей. Также сделаны планшетки – загадки, по которым воспитатель загадывает загадки, а ребёнок стрелочкой показывает отгадку  ( птицу ). Подобраны игровые задания о птицах: «Где, чьё пёрышко», «Кто здесь птица, а кто нет», «Пернатые солисты», «Где, чей домик», «Кто как разговаривает», «Пернатые – крылатые», «Где и как живут птицы», «Птички – невелички», «Лесные песни», «Дорисуй птицу», «Сравни двух птиц», «Угадай, какая птица заглянула ко мне в окно».

Приобретены плакаты: «Кто живёт на птичьем дворе», «Что мы знаем о перелётных птицах», ребята с большим удовольствием их рассматривают, находят знакомых птиц, описывают их. Также подобраны серии иллюстраций о птицах: «Домашние птицы», «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Экзотические птицы».

Работа с природным материалом развивает у детей зрительное восприятие, творчество, фантазию, формирует целостный образ предметов. С этой целью мы вместе с детьми собирали природный материал, а затем выкладывали птиц из листьев, семян, лепестков на плоскости.  На занятиях по изо деятельности рисовали птиц, лепили, и делали коллективные аппликации. С большим  интересом ребята выполняли поделки из бумаги (оригами ), это были голуби, вороны, курицы, утки, лебеди и др.

Немало усилий пришлось приложить детям, чтобы овладеть этой техникой. Некоторые дети бросали работу, ссылаясь на то, что ничего не получается. Но, видя, результат других детей снова садились за работу. И сколько радости у них было, когда всё получалось. Этих птиц ребята раскрашивали, и показывали, как они летают.

Совместно с детьми выпустили альбом «Что мы знаем о птицах?». Каждая  страница  которого, была посвящена определённому разделу темы. Например, на первой странице размещены изображения птиц, «птичьи портреты». На другой странице – птичьи домики, на следующих – птицы с птенцами, далее – птичья еда, птицы перелётные и зимующие, загадки про птиц и т. д. По возможности  дети приносили картинки из дома и самостоятельно наклеивали их в альбом. Есть страница, посвящённая малознакомым детям птицам: пингвину, страусу, пеликану, попугаю, тукану и др. Стихи о птицах, детские песенки – весь этот речевой материал находит своё место в нашем альбоме. Этот альбом мы использовали на занятиях, а хранился он у нас в книжном уголке.

Праздник в детском саду является своеобразной формой мониторинга знаний и умений детей, произвольности их поведения, эмоционального и речевого развития. Празднику предшествует большая подготовительная работа, в которой принимают участие педагоги детского сада, дети и родители. Подготовка и проведение праздника «Мы -  друзья природы» позволяют решать следующие задачи:

- закреплять и обобщать знания детей о птицах;

- устанавливать причинно – следственные связи между различными природными явлениями;

- развивать внимание, память, мышление;

- развивать связную речь;

- воспитывать экологическое сознание и любовь к природе.

Слушание музыки, песен по теме « Птицы» проводилось совместно с музыкальным руководителем для детей и их родителей в форме  «Музыкальной гостиной» на которой дети знакомили гостей с песнями и музыкальными произведениями о птицах, пели разученные ранее песни, играли в музыкальные игры.

Для ознакомления с деятельностью взрослых по охране природной среды организовали встречу с ребятами из лесничества и совместно провели занятие – викторину «Мы знаем и любим природу». Нашим ребятам очень понравились интересные рассказы о природе, они пожелали, чтобы ребята из лесничества снова к нам пришли. Мы их пригласили участвовать в природоохранной акции «Лес -  наше богатство». Было проведено познавательное занятие по экологии, на котором ставились задачи бережного и заботливого отношения к лесу.   Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, птиц, их образу жизни. Ребята очень любят «птичьи» игры, такие как: «Гуси – лебеди», «Вороны и воробьи», «Лисичка и курочки», «Дети и петух», «Воробушки и кот», «Воробьи – попрыгунчики», «Совушка»,  «Скворечники»  и другие.

Я думаю, что когда дети научатся чувствовать природу, все животные, птицы и растения превратятся в их добрых знакомых. Выйдя на улицу, они уже не будут одиноки, их окружат друзья, которым можно сказать «Привет! Как поживаешь?». Вырастет уважение к окружающему живому миру, дети утратят дурную привычку ломать ветки, рвать цветы, стрелять из рогаток в птиц.

Старалась привлекать внимание детей к экологическим проблемам.

В 5 – 6 лет они уже способны понять,  что хорошо, а что плохо. Например, что нельзя мыть в речках и озёрах машины или спускать в них промышленные отходы. В отравленном водоёме гибнет рыба, исчезают водоплавающие птицы. В последнее время перестали собирать и уничтожать осенью, опавшую листву. В результате размножилась тополевая моль, ведь её личинки зимуют в гниющих листьях. И стоят тополя с пожухлой листвой. Но нет худа без добра, прилетают птицы и как  могут уничтожают этих прожорливых гусениц. Получается, что в природе нет мелочей. И важно, чтобы дети научились не только оберегать и всё живое, но и прослеживать последствия действий человека. Нам хочется вырастить их  ответственными, мудрыми, экологически мыслящими. Вся надежда на них, им исправлять ошибки прошлых поколений, им спасать такую маленькую, хрупкую и такую большую нашу планету. И, кто знает, может быть, через пятьдесят лет, человечество обретёт «потерянный рай», научится жить в гармонии и дружбе со всеми живыми существами.

                                       Выводы                                                                                                                                                                                                                          

 В результате проделанной работы получены следующие  положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети научились практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности: создание  изопродукции,   речевой деятельности, игре.    

Считаю необходимым продолжить работу по экологическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края:  

  -расширять знания детей о жизни птиц, и об  особенностях их образа  жизни (как живут лесные птицы – сова, клёст, тетерев, куропатка,  кукушка и другие;

-расширять и активизировать словарь по данной теме;

- развивать наблюдательность, внимание, память;

- Воспитывать отзывчивость, желание активно защищать, облагораживать природную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики как средство развития познавательной самостоятельности учащихся

Для повышения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся необходимо повышение их мотивации к изучению предмета и изменение подходов педагога к процессу обучения.  А это невозможно ...

" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"

В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....

«Информационные технологии как средство развития познавательной самостоятельности учащихся при обучении физике».

Использование информационных технологий в обучении физике возможно по следующим направлениям:·         компьютерные демонстрации; ·...

Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования познавательной самостоятельности школьников...