Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике
статья по физике ( класс) на тему

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_aliny_na_publikatsiyu.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В.А. Сухомлинский

Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Что такое одарённость?

Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми? Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой).

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

 Работа с одарёнными детьми требует много времени и усилий,  как со стороны родителей, учителей так и со стороны самого ребёнка. При этом организовывая свою деятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми я предусматриваю: а) реализацию личностно -ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности; б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости; в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся ;г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

 Я,  выделяю несколько принципов педагогической деятельности  в работе с одарёнными детьми на уроках физики:

  1.  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3.  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4.  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5.  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для реализации указанных принципов при изучении физики я использую следующие идеи . Идея опоры- роль опор при обучении физики могут играть обобщённые планы ответов о физическом понятии, законе, явлении, теории и др., таблицы, систематизирующие формулы, мнемонические правила, программированные задания, демонстрационные опыты, алгоритмы решения задач, планы изучения текста и др. Цель их использования- помочь ученику в овладении исходными знаниями и умениями, привитие изначально навыков учения.

 Важно акцентировать внимание школьников на этих опорах, показать их роль. Впоследствии дети сильные не только используют готовые опоры, но и стремятся к созданию своих новых опор, позволяющих усваивать материал на более глубоком уровне. Идея «от частного к общему»- практически на каждом учебном занятии по физике можно через единичное подводить учащихся к осознанию всеобщего: через процесс изучения отдельного физического явления -к пониманию познаваемости мира; через показ становления конкретных физических понятий ,законов, теорий- к методологическим знаниям общенаучного содержания; через биографию учёного — к раскрытию специфики работы физиков прошлого и настоящего; через решение конкретной задачи- к умению анализировать и решать не только разнообразные учебные, но и жизненные проблемы.

 Идея использования диаметральных объектов - физика обладает богатым материалом для иллюстраций и разъяснения принципа единства и борьбы противоположностей. Идея перспективы - её сущность заключается в систематической подготовке учащихся к восприятию наиболее трудных к восприятию тем путём включения некоторых вопросов из них в текущий материал. Такой приём позволяет переключать внимание учащихся и благодаря неожиданности стимулирует умственную деятельность.

Идея погружения- реализовывается несколькими способами: проведение декад или недель физики, экскурсии, встречи с людьми различных профессий тем или иным образом связанных с физикой. Идея интеграции учебных занятий- интеграция с предметами гуманитарного, математического  и  информационного цикла позволяет детям в полной мере раскрыть свои способности. Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одарённых детей , их мышления и творческих способностей даёт специально организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность.

 Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования , проводимые учащимися во внеурочное время , позволяют осуществить свободный поиск нужной информации ; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках,  так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение. Что это такое? Проектно-ориентированное обучение является технологией организации образовательных ситуаций , в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождается самостоятельной деятельностью учащихся. 

При организации проектной деятельности учащихся я использую различные типы проектов : по числу учащихся: личностный - между двумя партнёрами, находящимися в разных классах), групповой проект (между группами участников), парный ( между парами участников Учащиеся с удовольствием создают интегрированные естественно - научные проекты. Работая над исследовательским проектом ученики имеют чётко обозначенную исследовательскую проблему ( например исследование физических свойств солнечной активности; физических факторов влияющих на содержание углерода в атмосфере и так далее);

 Внедряя практико-ориентированный проект, ученики используют в работе научные методы, обязательным условием является интегрированность знаний ( создание измерительных или регистрирующих приборов, игр, моделей); Особый интерес у школьников вызывает работа над информационными проектами, направленными на сбор информации о каком -то объекте, участники проекта знакомятся с информацией, анализируют её и обобщают( например история создания тепловых машин, история освещения городов).

Мультимедийные проекты - представляют собой интерактивный, выполняемый в диалоговом режиме продукт - компьютерную разработку, в состав которой входят :музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимации, наборы картин и слайдов, различные базы данных и так далее. (Такие проекты используются учениками в ходе урока « Атомная энергия - за и против» 11 класс, «Энергия сгорания топлива»-8 класс).

Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи , завершающихся созданием продукта их труда .

Я использую в своей работе компетентностно -ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности.

Опыт работы показывает, что большие возможности для развития одарённых детей, их мышления и творческих способностей даёт специально организованная в школе внеклассная работа и работа по методу проектов или проектная деятельность. Метод проектов включает в себя и исследовательскую деятельность учащихся. Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать. При организации такой работы широко применяется как на уроках, так и во внеурочной деятельности проектно-ориентированное обучение. Что это такое? Проектно-ориентированное обучение является технологией организации образовательных ситуаций,  в которых учащиеся ставят и решают собственные задачи, данная технология сопровождается самостоятельной деятельностью учащихся. Метод проектов позволяет учащимся ставить и решать собственные задачи, завершающихся созданием продукта их труда. Я использую в своей работе компетентностно - ориентированный подход к обучению, в основе которого лежит активизация познавательной деятельности учащихся, превращающая школьника из объекта в субъект образовательной деятельности. Школьный курс предмета «физика» с использованием метода проектно - ориентированного обучения представляет мне возможность воспитывать выпускника, способного успешно само реализоваться в условиях динамичного развития социальных отношений общества, развития научно-технического прогресса и формировать следующие ключевые компетентности- готовность к решению проблем, физическую компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность. Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетентности школьников, по моему мнению, является, интерактивное обучение и метод проектов (исследовательский, обучающий личностно-ориентированный и здоровье- сберегающий.

Еще одним   из методов работы с одарёнными детьми является работа с использованием Информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно такие качества как сообразительность и критичность мышления, воображение. Умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества как мотивация достижения, стремление к поиску.  Информационные технологии обучения позволили мне активизировать учебный процесс.

Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полно использовать естественнонаучный потенциал данного предмета и компетентностно - ориентированный подход. Так же как  учитель физики, исходя из потенциальных возможностей учащихся большую работу провожу с олимпийским резервом. Данная моя работа заключается в том, чтобы правильно подобрать задачи, которые требуют от ребят не стандартного решения.

 Для работы с олимпийским резервом веду спецкурс  «Решение задач повышенной сложности». Участие в олимпиадах как нельзя лучше позволяет одаренному ученику раскрыть свои способности, стимулирует к систематическому, кропотливому труду. Подготовка к олимпиадам предполагает целенаправленное управление познавательной деятельностью отдельных учащихся. Я продумываю систему вопросов, задач, домашних экспериментальных заданий, решение которых возможно с опорой на зону ближайшего развития ученика. Подобные задачи ученики получают индивидуально на различных этапах урока, и в качестве домашней работы. Также я провожу дополнительные занятия, на которых мы разбираем задачи физических олимпиад прошлых лет. На такие занятия приглашаются учащиеся разных возрастов.  Решение олимпиадных задач необходимый вид деятельности с одарёнными учащимися. Трудно оспаривать тот факт, что задачи олимпиад часто содержат в себе важные дидактические и эстетические моменты. С одной стороны , если школьные задачники вместо задач чаще предлагают упражнения по заданной теме, то тексты олимпиадных задач высокого уровня отражают независимый от программ преподавания взгляд на явления и процессы. Эта особенность служит развитию тематики задач в прогрессивных направлениях.

Как мы готовимся к олимпиадам. Обычно сначала объясняю небольшой теоретический материал углублённого уровня. Затем объясняю решение одной-двух задач. Далее дети работают в небольших группах по 2-3 человека, при необходимости обращаясь за консультацией к учителю. Использую и работу с готовыми решениями наиболее трудных задач, и тут при необходимости учащиеся обращаются за консультацией к учителю. Большой эффект даёт и индивидуальная работа.

Одаренных ребят не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. «Учение с увлечением» - вот залог успеха учебной деятельности с одаренными детьми. И для реализации данной задачи я в свой работе практикую такой вид деятельности как домашние практические работы.

 При выполнении таких работ, обучающиеся не только учатся применять теоретические знания, ставить перед собой задачу и формулировать цель эксперимента, но и самое главное они видят результат. Что еще раз им доказывает, физика это практическая наука. Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение домашнего эксперимента ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своей работы формируют самоуважение

Научить необходимо  детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, которые могут  помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро  охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:

- Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:

1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.

2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.

3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии,  друг от друга.

4. Добавить много варенья или сахара.

5. Переливать через воронку.

6. Погружать холодные ложки.

7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не нужно  обострять ситуацию,  а просто необходимо спросить: "А что ты предложишь свое?" Повторить вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого,  нет ни одной идеи. Задать наводящие вопросы, обратиться  к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелить их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Задачи:

1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

2. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?

3. Придумайте новое невиданное природное явление. Как помочь себе фантазировать?

Ответы:

1. Понятно, что надо сделать какое-то предварительное действие. Лучше совместно использовать разные приемы. Попросить соседей приходить поливать; поставить горшки в таз с водой; наполнить бутылки водой, перевернуть их и воткнуть в землю; закопать в землю цветочного горшка фитиль (жгут из ваты), а другой конец поместить в банку с водой; отнести цветы соседям; накрыть растения стеклянными банками или пластиковыми мешками; раздарить цветы.

2. Используем, например, прием "посредник": промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

3. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния... Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами... Например: дождь из конфет и игрушек... Быстрое перемещение

Домашние экспериментальные задания по физике:

Простейшие измерения. Задание 1.  

Научившись пользоваться линейкой и рулеткой или сантиметром в классе, измерьте при помощи этих приборов длины следующих предметов и расстояний:

а)длину указательного пальца; б)длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца; в)длину ступни от конца пятки до конца большого пальца; г)окружность шеи, окружность головы; д)длину ручки или карандаша, спички, иголки, длину и ширину тетради.

Полученные данные запишите в тетрадь.

 Задание 2. Измерьте свой рост:

1. Вечером, перед отходом ко сну, снимите обувь, встаньте спиной к косяку двери и плотно прислонитесь. Голову держите прямо. Попросите кого-нибудь с помощью угольника поставить на косяке небольшую черточку карандашом. Измерьте расстояние от пола до отмеченной черточки рулеткой или сантиметром. Выразите результат измерения в сантиметрах и миллиметрах, запишите его в тетрадь с указанием даты (год, месяц, число, час).

2. Проделайте то же самое утром. Снова запишите результат и сравните результаты вечернего и утреннего измерений. Запись принесите в класс.

Задание 3. Измерьте толщину листа бумаги.

Возьмите книгу толщиной немного больше 1см и, открыв верхнюю и нижнюю крышки переплета, приложите к стопке бумаги линейку. Подберите стопку толщиной в 1см=10мм=10000 микрон. Разделив 10000 микрон на число листов, выразите толщину одного листа в микронах. Результат запишите в тетрадь. Подумайте, как можно увеличить точность измерения?

 Задание 4. Определите объем спичечной коробки,  прямоугольного ластика, пакета из-под сока или молока. Измерьте длину, ширину и высоту спичечной коробки в миллиметрах. Перемножьте полученные числа, т.е. найдите объем. Выразите результат в кубических миллиметрах и в кубических дециметрах (литрах), запишите его. Проделайте измерения и вычислите объемы других предложенных тел.                

  Основные принципы, на которых построена моя работа, заключаются в следующем:

*ученик должен стать активным участником учебного процесса. Для этого я создаю мотивацию к изучению конкретного материала через практическую направленность урока, создание учебных проблем, пробуждение интереса, положительных эмоций, возможность получения признания, общения при работе в группах и др.

*обучение, опираясь на зону актуального развития, продвигает ученика в зону ближайшего развития. Осуществить этот принцип возможно, применяя технологию проблемного обучения и метод проектов.

*На уроке необходимо создавать только положительный психологический климат, обучение строится на основе взаимного уважения и доверия.

*Ученик получает знания, в основном, через собственную деятельность, учитель является лишь наставником, направляет ученика к цели.

* Создание индивидуального плана обучения в соответствии с интеллектуальными потребностями каждого 

   Основные формы организации работы с одаренными детьми

   *Внеклассная работа над проектом или научно-исследовательская деятельность.

Такая форма работы очень эффективна, поскольку позволяет удовлетворить все возрастающие интеллектуальные потребности одаренного ребенка, исследовать именно ту проблему, которая в данный момент интересует. При этом ученик в процессе самостоятельного поиска решения проблемы познает саму структуру научного познания, что является важным этапом формирования научного мировоззрения. Мои ученики с удовольствием работают над выбранными темами и успешно участвуют в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.

 Формы работы с одаренными детьми в общеобразовательных учреждениях на уроках физики

Формы работы во внеурочное время

Формы работы в урочное время

Интеллектуальные игры . Участие в олимпиадах.

Предметные недели.

Курсы по выбору (спецкурс  

« Решение задач повышенной сложности по физике)

Метод мозгового штурма

Элементы проблемно-развивающего обучения

Информационно -коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (уроки – презентации)

Элементы модульной технологии обучения

Задания творческие и нестандартные (домашние экспериментальные работы )

  *Работа по подготовке к олимпиадам (поурочная, индивидуальные домашние задания, дополнительные занятия) 

   *Нетрадиционные уроки (викторины, конференции, ролевые игры)

Проблема мотивации к обучению одаренных учеников успешно решается на нетрадиционных, нестандартных уроках. Поскольку для таких детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, то они в полной мере могут раскрыть свой потенциал, участвуя в конференции, играя понравившуюся роль и др. Формы нетрадиционных уроков настолько многообразны, что позволяют решить проблему познавательного интереса всех групп учащихся в классе. При подготовке к подобному мероприятию я предоставляю ученикам возможность самостоятельно решать вопросы организации, инвентаря, методов судейства, поощрения, лишь направляя фантазию учеников в нужное мне, учителю, русло. Атмосфера сотрудничества и сопричастности каждого на этапах творческого поиска, организации, проведения мероприятия и рефлексии также позволяет решать многие воспитательные задачи, поставленные мною как классным руководителем.

 Как на уроке физики развивать исследовательские умения.

Методы и формы творческого характера с одаренными детьми включают, несомненно, исследовательскую работу и проектную деятельность.

Сейчас много говорят и об исследовательских задачах для школьников.

Хороший образ: физика - это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Средних учащихся можно научить,  не бояться заходить в любой лес, видеть простые ориентиры, не теряться (хотя бы недалеко от дороги). Для сильных учеников возможен поход по бездорожью, то есть самостоятельное решение исследовательской задачи. Умение не заблудиться в лесу, и есть то, чему мы хотим научить.

Приведу конкретные примеры исследовательских умений:

Не боимся нестандартных задач. Установка должна быть чёткой: "Не знаем алгоритма - не беда, подумаем".

Конструируем. Школьников постоянно просят решить задачу и очень редко - придумать свою задачу. Между тем такие задания полезны и в чисто учебном отношении: они проверяют понимание, тренируют "конструкторские" способности.

Целесообразно приучать учащихся к активному пользованию физическими приборами и конструированию своих приборов. Этому предшествуют два этапа: а) выполнение практических заданий без инструкций (возьмите необходимое оборудование и определите:); б) решение аналогичной, но усложнённой проблемы: определите: (следует название конкретной физической величины) иным способом, чем вы это делали раньше, или на иной установке. И лишь потом следует третий этап в) целенаправленное:

конструирование новых приборов;

реконструкция имеющихся приборов,  либо созданных;

разработка учениками рационализаторских предложений по усовершенствованию существующих приборов.

Пример того, как это должно выглядеть на материале "Оптика" (11 класс).

Для I этапа. Возьмите необходимое оборудование и определите ход лучей в каком-либо оптическом устройстве. Составляя отчёт, ответьте на такие вопросы: какими вы пользовались приборами? Что делали? Что получили?

Для II этапа. Можете ли вы выполнить ту же задачу с помощью другого оборудования, возможно своей конструкции? Каким именно оно должно быть? Каково его действие?

Для III этапа. Сконструируйте из пробирки прибор, действующий как собирающая линза. ( Решение: Пробирку до края наполнить водой, закрыть пробкой и поместить вдоль строчки текста, например в книге. Если наблюдатель   будет смотреть на текст  через воду в пробирке, то последняя будет играть роль собирающей линзы.)

Создайте из пробирки прибор, который давал бы уменьшенное изображение рассматриваемого предмета. ( Решение : В пробирку  налить столько воды, чтобы между её поверхностью и пробкой был очень тонкий слой воздуха. Рассматривая   через него  строчку текста,   можно получить сильно уменьшенное изображение.)

Сконструируйте из пробирки прибор, который одновременно действовал бы как собирающая, и как рассеивающая линза. (Решение: нужно налить в пробирку ровно до её середины воду и закрыть пробкой; рассматривать строчку текста книги сначала через нижнюю часть пробирки, потом - через верхнюю.)

Придумайте, как сделать из пробирки прибор, который позволит сравнивать показатели преломления двух веществ (относительно воздуха). (Решение: пробирку наполнить до середины водой, затем на её поверхность налить подсолнечное или машинное масло, чтобы получился столбик высотой 1,5-2 см. Рассматривать объект, например строчку текста, поочерёдно через воду и через масло. Это позволяет определить, какое из веществ (вода или масло) имеет больший показатель преломления.

Задаём вопросы. Вопросы обычно задаёт учитель. Для ученика это подчас трудно, но важно, так как в жизни это пригодится всем.

Выдвигаем гипотезы. Сначала угадать - в этом нет ничего зазорного, но было бы совсем хорошо потом доказать.

Переход от школьной задачи к исследовательской задаче (задаче на ту же идею, обобщение задачи, усиление условия и т.д.).

Задачи с псевдорешениями (с заранее запланированными ошибками) на различных стадиях учебного процесса: при закреплении учебного материала; при проведении зачетов; во время подготовки к экзаменам и т.д.

Исследовательская деятельность во внеурочное время.

Одной из форм исследовательской деятельности во внеурочное время являются домашние наблюдения и эксперименты. Примеры подобных исследований:

Исследование - наблюдение: применение теплопроводности в природе. Рассмотрите "окружающий" вас мир флоры и фауны. Опишите те ситуации, которые вы встречали в литературе, средствах массовой информации, в своей жизни, в природе, когда сама природа позаботилась о живых существах и растениях с помощью явления теплопроводности.

Исследование - наблюдение: обогревательная система комнаты. Рассмотрите вашу комнату с позиции поступления в неё теплоты и с позиции "ухода" из неё теплоты. Какие виды теплопередачи используются в процессе обогрева комнаты? Какие конструктивные особенности комнаты (стены, двери, окна) обеспечивают сохранность в комнате теплоты.

Рефераты, проекты исследовательского характера являются одной из более эффективных форм работы с одарёнными учащимися. Некоторые темы подобных работ:

Измерение высоты здания максимальным количеством способов. а) по высоте ступенек лестницы; б) с помощью отражения в зеркале при разных углах падения; в) по тени, отбрасываемой зданием в полдень; г) по длине нити с грузом; д) по тени отбрасываемой рейкой в свете фонаря на крыше школы.

Экологические аспекты диффузии. (7 класс) Роль диффузии в природе. Влияние человека на протекание диффузии в природе. Практическая часть:

 а) наблюдение диффузии в жидкости; б) наблюдение диффузии в газах; в) влияние различных веществ на поверхности воды на процесс диффузии.

Роль элективных курсов при работе с одарёнными детьми также следует отметить с положительной стороны. 

 Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы является условием успешной работы с одарёнными детьми

 Уже не первый год, проводив выпускников со двора школы, я анализирую, насколько эффективной была моя деятельность. Главным показателем эффективности моей работы считаю наличие учеников, которые в чем-то смогли превзойти меня при изучении физики. Не зря, значит, изо дня в день, я заходила в класс, и мы начинали урок.

     Заинтересовавшись проблемой организации работы с одаренными детьми на уроках физики, я пришла к выводу, что это бесконечная тема для самообразования, и можно долго перечислять формы и методы подобной работы. Лично я пришла к выводу, что как бы учитель не организовывал свою деятельность в этом направлении, главное, в чем нужно отдавать себе отчет- это предъявление повышенных требований к себе, как к личности, в первую очередь. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, развиваться, не останавливаясь на своем предмете. Да поймут меня не только физики, явление резонанса наступит, если мировоззрение ученика и учителя частично совпадет, и наступит резкое возрастание результата в обучении.

Следует отметить, что в недалеком прошлом во время централизованного тестирования на экзамене по физике творческий компонент был довольно низок, и подготовка к тестированию сводилась к отработке определенного автоматизма при решении типовых задач, к рождению упрощенной формы изучения физики. Сейчас в вариантах ЕГЭ имеются разноплановые красивые задачи (количественные, качественные, экспериментальные, задачи на установление соответствия), в которых необходима строгость выводов и логичность мыслей.

Методы обучения как способы организации учебной деятельности учащихся являются важным фактором успешности усвоения знаний, значит и сдачи ЕГЭ, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Методы и формы работы могут быть разделены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остаётся урок. Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профильных дисциплин.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одарённых учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах в школе и вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Творческие лабораторные работы. Развивая творческие способности учащихся с учётом их индивидуальности, воспитывая у них самостоятельность и инициативность, можно рассмотреть творческие лабораторные работы. Обычно ученикам предлагается задания из учебника по традиционной методике, имеющие целью лишь закрепление и отработку основного ранее изученного материала по инструкции в учебнике. Но если предложить выполнить задания без инструкций или с минимальными указаниями к работе, то степень самостоятельности учеников оказывается более высокой. Успех проведения лабораторных работ по данной методике зависит от двух обстоятельств: ученики должны хорошо знать теоретический материал, который будет использоваться при выполнении данной работы, и владеть необходимыми экспериментальными умениям навыками. Поэтому предварительно нужно это проверить и если нужно, восстановить. Приведу ряд примеров.

Измерение объёма тела (7 класс)

Приборы и материалы: мензурка, небольшой лист бумаги, пробирка ножницы, скотч, нитки, различные тела (болт, гайка, цилиндрик, гвоздь или шуруп, стеклянный пузырёк с пробкой к нему).

Задания:

Определите объём металлического цилиндра и гайки.

Определите внешний объём стеклянного пузырька, а затем объём стекла, из которого он изготовлен.

Используя имеющееся в вашем распоряжении оборудование, определите более точно объём гвоздя или шурупа.

Методические замечания. При выполнении задания 2 пузырёк вначале плотно закрывают пробкой и полностью погружают в воду в мензурке (до пробки). Так определяют его "внешний объём". Затем пробку убирают и пузырёк погружают в мензурку таким образом, чтобы он наполнился водой. В этом случае определяют объём стекла, из которого пузырёк изготовлен.

Для выполнения задания 3 следует предварительно проградуировать пробирку. С помощью изготовленного из неё "мерного сосуда" можно наиболее точно определить объём небольшого предмета (гвоздя, шурупа и др.). Чем меньше диаметр пробирки, тем точнее можно произвести измерение объёма тела.

Как на уроке физики развивать исследовательские умения.

Сейчас много говорят и об исследовательских задачах для школьников.

Хороший образ: физика - это лес. Учитель прокладывает в нём просеки. Слабым ученикам хорошо бы научиться ходить по просекам. Средних учащихся можно научить,  не бояться заходить в любой лес, видеть простые ориентиры, не теряться (хотя бы недалеко от дороги). Для сильных учеников возможен поход по бездорожью, то есть самостоятельное решение исследовательской задачи. Умение не заблудиться в лесу, и есть то, чему мы хотим научить.

Подводя итоги, следует отметить, что к творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на имеющиеся у него знания. При строгом отборе учебного материала, многократности повторения, формировании устойчивого интереса к физике, обучении грамотному выполнению работ и индивидуальном подходе можно добиться реальных успехов в работе с одаренными детьми.

При работе с одаренными учащимися я строю свою работу следующим образом.  Сначала даю теорию по теме, затем с помощью вопросов выясняю усвоение материала. На втором этапе мы решаем простые задачи, постепенно усложняя их. А уже на третьем этапе предлагается решение нестандартных задач по данной теме.  Задачи стараюсь подбирать такие, которые были связаны с жизнью и могли заинтересовать учащихся.

Решение нестандартных задач – это творчество. А оно всегда приносит радость. Поэтому надо добиваться при работе с одаренными детьми того, чтобы завершение напряженной умственной работы приносило не меньше удовольствия, чем мяч, забитый в ворота противника. Это, конечно, требует время и талант учителя. Нужно учить учащихся не бояться решать задачи, не всегда они могут получить правильный ответ, могут что-то неправильно сделать, но как говорила М. Тэтчер: «Всегда есть страх совершить ошибку. Но самая страшная ошибка – это не принимать решений!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....

Доклад выступления: "Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Работа по обучению одарённых детей - ...

Современные подходы в работе с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

В статье раскрываются особенности работы с одаренными детьми, подчеркивается важность создания среды для их  полноценного развития.  Востребованной формой работы с одаренными учащимися являе...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения

Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отл...