Развитие познавательной компетенции на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения
статья по музыке на тему

Статья на январские республиканские педагогические чтения

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                         С.В. Сабельникова,

                                                   учитель музыки,

МБОУ «СОШ №11», г. Майкоп

Развитие познавательной компетенции на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения

Утверждение о том, что музыка помимо мощного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта никто не оспаривает.

Все больше и больше увеличивается нагрузка на обучающихся школы. По данным  медицинских исследований только у 55% детей уже в период обучения в начальной школе ослабевает зрение и наблюдается прогрессирование костно-мышечных заболеваний.

Я как учитель музыки считаю что именно музыка (музыкальные занятия) наиболее перспективное средство (форма) как в развитии интеллекта, так и в познавательном развитии, которое  способствует осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил.

Как же решить проблему. Нужно  использовать такие методы,  которые позволяют создать условия для формирования познавательной компетенции на уроках музыки.

Полноценное восприятие музыкального искусства невозможно без развития познавательной компетенции учащихся. Познавательное развитие является одной из целей изучения предмета “Музыка” в школе в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Реализация данной цели в программах происходит с помощью вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности. Весь спектр приемов был объединен в 4 блока, которые рассмотрены в работе С. Казаковой:

  • блок умственной ориентировки,
  • блок аудиального развития,
  • блок эмоционального развития,
  • блок творческой направленности.

Первый блок заданий — “Интеллектуальная зарядка”.

Второй блок заданий — “Аудиалъный контакт”.

Третий блок – “Эмоциональный калейдоскоп”.

Четвертый блок заданий — “Творческий марафон”.

В первом блоке заданий можно предложить ребятам поиграть в «Цепочку» (для развернутого рассказа необходимо не забыть ответить на вопросы “Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?”, хотя иногда достаточно еще более короткой цепочки: “Что? Где? Когда?”) или сочинить как можно больше названий, отражающих суть музыкальных произведений (то есть превратить внепрограммную музыку в программную).

Во втором блоке заданий я прошу детей прислушаться не только к звукам окружающего мира, но и к собственным ощущениям. Постепенно, помимо физиологических ощущений, учащиеся обращали внимание на оттенки своего настроения.  К концу шестого класса  учащиеся передавали целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями. Метод “Словарь” способствует расширению активного словарного запаса школьников и представляет собой список слов-настроений, к которому ребенок может обратиться при затруднении.

Третий блок направлен на развитие эмоционально-чувственной сферы детей: умения дифференцировать собственные эмоциональные состояния; выявлять связь с различными видами искусств; сравнивать жизненные эмоции с художественными. Здесь очень хорошо работает упражнение “Фотография”. Я предлагаю рисовать в процессе слушания музыку. Потом ребята рассказывают о нарисованном ими. Обучающиеся связывают новое состояние с уже пережитым спектром чувств, что способствует пониманию музыкальных произведений.

Четвертый блок развивает умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. Ребятам особенно нравиться музыкально фантазировать “А что же будет дальше?”.  Они с удовольствием слушают музыку когда я при построении вводной беседы стараюсь оттолкнуться от события в жизни ребенка и, таким образом, подготовить школьника к восприятию музыки композитора-классика на сходную тематику.

Эффективность применения данных методов и заданий, направленных на формирование познавательной компетенции  школьников была подтверждена в ходе моей педагогической деятельности в МБОУ «СОШ №11» г. Майкопа.

Литература:

Казакова С. Творческие задания на уроке музыки / С. Казакова // Искусство в школе. 2006.– №2. – С. 14-17.

Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXI век, 2004. – 496 с.

Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В. Г. Ражников. – М.: Классика – ХХI, 2004. – 136 с.

Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

Матерал опубликован в сборнике материалов 3-й общероссийской заочной научно-практической конференции педагогов "Формула успеха"...

статья "Современный урок как главное условие реализации ФГОС второго поколения"

В статье рассматриваются вопросы подготовки к современному уроку....

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...

Современный урок химии в условиях реализации ФГОС второго поколения

                                                      ...

Активизация познавательной деятельности с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения в урочное и во внеурочное время по физике

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».В.А. Сухомлинский...

«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения»

музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека....