урок механическая работа
план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

КВИНТ СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА

урок содержит материал и течение самого урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физика. механическая работа683 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пичаевская средняя общеобразовательная школа

                          ПЛАН-КОНСПЕКТ

                          УРОКА ПО ФИЗИКЕ

                             ДЛЯ 7 КЛАССА ПО  ТЕМЕ:

                      «Механическая работа»

         Разработал: Трусов Александр Анатольевич

                               учитель физики    

2013 г.


Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины;
  • закрепить полученные знания на решении различного вида задач;
  • воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу.

Оборудование:

  • динамометр, брусок с грузами, линейка.

      Урок проводится в кабинете физики.

Оснащение урока:

  • карточки для индивидуальной работы:
  • формулы,
  • рисунок «Движение лыжника»,
  • задачи;

Демонстрации:

Определение работы при равномерном  перемещении бруска на некоторое расстояние (обратить внимание учащихся на равенство сил тяги и трения при равномерном движении).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение материала по теме «Силы»:
  • индивидуальная работа;
  • фронтальная работа (кроссворд).
  1. Изучение нового материала (в форме беседы):
  • введение понятия «механическая работа», формулы для расчёта работы, единиц измерения;
  • демонстрация опыта.
  1. Закрепление изученного материала.
  • решение качественных и расчётных задач;
  • с/р в форме теста.
  1. Итог урока и д/з.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ:  Ребята, помните ли вы стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

… Работа всякого нужна одинаково.

… Все работы хороши, выбирай на вкус!»

А что такое работа? Об этом мы сегодня поговорим с точки зрения физики.

Учитель сообщает тему и цель урока.

     

  1. Повторение материала по теме «Силы».

     

  • Индивидуальная работа (устная):
  1. Задание 1:  «Из предложенных формул выберите правильные формулы для расчёта сил».

Fт = mg

Fт = mρ

Fупр = - kx

Fупр = - km

P = mg

P = mV

    (После проверки ответа  учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы - вес.)

  1. Задание 2: «Рассмотрите рисунок. Подумайте, какие силы могут действовать на тело?  Куда эти силы направлены?»

     (После проверки ответа  учащемуся задаётся дополнительный вопрос на определение силы трения.)

  1. Задание 3:    «Найдите соответствие физической величины и единицы измерения в системе СИ».

F

t

V

g

Н

с

Н/кг

см

г

S

P

m

кг

м

м/с

Н

кг

км/ч

  • Индивидуальная работа (письменная):

  1. Задача:    «Найдите объём ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести, равная 27 кН, если плотность льда равна 900 кг/м3.»  
  • Фронтальная работа:

УЧИТЕЛЬ: Для изучения новой темы нам необходимо повторить ряд понятий.   Задание: Отвечаем на вопросы кроссворда.

                   

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ:

  1. Процесс изменения положения тела в пространстве.
  2. Что характеризует быстроту движения?      
  3. Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел?
  4. Мера инертности тела.
  5. Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности другого.
  6. Сила, с которой Земля действует на тела.
  7. Сила, возникающая при деформации тела.

Дополнительный вопрос: Из красных букв составьте слово, означающее силу.

УЧИТЕЛЬ:   Мы вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы.

И эта физическая величина – механическая работа.

  1. Новый материал.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, что такое работа? (Ответы учеников)

                       Приведите примеры работы! (Ответы учеников)

УЧИТЕЛЬ: Начиная с 1826 года, когда французский ученый Ж. Понселе  ввёл понятие работы, под этим словом стали понимать ещё и определённую физическую величину.

                       ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ:      

 А – работа  

УЧИТЕЛЬ:  Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?

        

Предполагаемый ответ учащихся: Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.

 

     УЧИТЕЛЬ:  Что будет происходить под действием этой силы?  

     

Предполагаемый ответ учащихся:  Тело будет перемещаться.

ВЫВОД:  Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие -  тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.

УЧИТЕЛЬ: Как же рассчитать работу?! Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально):

  • Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле: А=F*S (положительная работа)

      УЧИТЕЛЬ:  Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?

Предполагаемый ответ учащихся:  Сила тяги, сила тяжести при падении тела и т.д.

  • Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна: А= - F*S (сила совершает отрицательную работу)

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, какая сила совершает отрицательную работу?

Предполагаемый ответ учащихся:  Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т.д.

  • Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает. А=0

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, в каком случае работа силы будет равна нулю?

Предполагаемый ответ учащихся:  Сила тяжести при движении тела по горизонтали и т.д.

УЧИТЕЛЬ:  Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?

ВЫВОД:  Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой.

УЧИТЕЛЬ:  Физическую величину ввели! Обозначение! Формулу! Что ещё необходимо знать у физической величины?

Предполагаемый ответ учащихся:  Единицу измерения.

УЧИТЕЛЬ:  Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля.                          

Определение: 1 Дж – эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м в направлении действия силы.

   

УЧИТЕЛЬ:  механическая работа в физическом понимании.

УЧИТЕЛЬ:  А теперь вам задание: «Рассчитайте, какую работу совершает сила тяги и сила трения при равномерном движении».

Учитель демонстрирует опыт.  Брусок с несколькими грузами тянется равномерно по горизонтальной поверхности с помощью динамометра на расстояние 50 см.

Ответы учеников.

  1. Закрепление нового материала.

УЧИТЕЛЬ:  Попробуем применить наши знания на практике.

  • Решение задач (все вместе):

ЗАДАЧА 1: На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй - движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа?

ЗАДАЧА 2: Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре?

ЗАДАЧА 1 Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы. Вам предлагается решить тест на компьютере и увидеть результат усвоения материала.

  • Самостоятельная работа – тест.

После его выполнения они сразу же получают оценку. Если есть ошибки, то можно вернуться обратно в тест и найти их. На данном уроке выставляются только положительные оценки.)

 Вопрос - 1

 

 

 

 

Какая из перечисленных единиц является единицей измерения работы? 

Ответы:

1.

Метр 

 

 

 

2.

Ньютон 

 

 

 

3.

Джоуль 

 

 

 

4.

Килограмм

 

 

 

Вопрос - 2

 

 

 

 

Сила натяжения каната при подъёме лифта равна 4000 Н. 

Какую полезную работу совершает двигатель при равномерном подъёме лифта на высоту 20 м? 

Ответы:

1.

200 Дж 

 

 

 

2.

80000 Н

 

 

 

3.

0 Дж 

 

 

 

4.

80000 Дж

 

 

 

Вопрос - 3

 

 

 

 

В каком случае сила тяжести совершает положительную работу? 

 

 

 

Ответы:

1.

Мальчик прыгает с дерева

 

2.

Штангист поднимает вверх штангу с грузами

3.

Человек держит на плечах мешок с картофелем

4.

Мяч летит  вверх

 

 

 

 

 

Вопрос - 4

 

 

 

 

Как рассчитать работу силы трения при движении санок с горки? 

 

 

 

Ответы:

1.

А = F*S

 

 

 

 

2.

А = - F*S

 

 

 

3.

A = 0

 

 

 

 

4.

A = mg

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов, выставление оценок и д/з:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Механическая работа"

Презентация к уроку "Механическая работа"...

План-конспект урока "Механическая работа" в 7 классе

Урок с использованием ЭОР с сайта ФЦИОР и ЕКЦОР....

Презентация к уроку Механическая работа. 7 класс.

Презентация к уроку Механическая работа. 7 класс....

Урок "Механическая работа" Физика 7 класс

Урок позволяет ввести понятие о механической работе постоянной силы, рассмотреть условия совершения механической работы, ввести единицу работы, сформировать умение решать простейшие задачи на формулу ...

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Технологическая карта урока «Механическая работа. Единицы работы»

Устанавливание причинно-следственных связей изучения физической величины, использование знаний о механической работе в повседневной жизни....


 

Комментарии

КВИНТ СВЕТЛАНА ПЕТРОВНА

рассмотренный принимаемый материал мной и не только мной! используемые материалы.