Технологическая карта урока «Механическая работа. Единицы работы»
проект по физике (7 класс)

Алёшкина Марина Николаевна

Устанавливание причинно-следственных связей изучения физической величины, использование знаний о механической работе в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Проект урока по теме «Механическая работа. Единицы работы»

Предмет: физика

Класс: 7

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: использование плана изучения физической величины, сформирования понятия механическая работа для решения задач.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

Метапредметные УУД:

             Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины, использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний.

        Коммуникативные: формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

      Регулятивные: осуществлять действия по плану изучения физической величины.

Предметные: знание понятия механическая работа и формулу A = Fs для расчёта механической работы, единицы измерения работы; решает задачи с использованием формулы A = Fs нахождения механической работы.

Источники информации: учебник «Физика». 7 класс./ А.В. Перышкин;

Оборудование: ноутбук,  проектор, раздаточный материал   карточки для рефлексии и оценки деятельности на уроке), презентация.

Ход урока:

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте, ребята. Нас ждет сегодня интересная работа. А что означает для вас слово «работа»? 

Включение детей в учебную деятельность.

Методический комментарий. Учитель  создает условия для возникновения  внутренней потребности включения учащихся в учебный процесс.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.

Личностные: интерес к учебному материалу;

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Вы часто слышите слово «работа».

Понятие работы в физике несколько иное. В физике изучают механическую работу. Сформулируйте тему урока?

- о работе.

- полезный труд, работа ученика, учителя, рабочего, водителя, тракториста и т.д.

- Механическая работа. Единицы работы. (Записывают в тетрадь).

Методические комментарии. Учитель актуализирует мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания . 

Коммуникативные: высказывать своё мнение; 

Познавательные: актуализация имеющегося знания.

  1.  Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Когда совершается механическая работа?

- Где мы можем узнать, что такое механическая работа?

Работая с текстом учебника, сформулируйте условия совершения механической работы.

механическая работа -  физическая величина, что мы должны узнать о физической величине механическая работа?

- для ответа на поставленный вопрос  недостаточно имеющихся  знаний.

посмотреть в учебнике, словаре, спросить   учителя, в сети интернет, в энциклопедии.

- работа с текстом:

механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.  

- есть план изучения физической величины.

Методический комментарий. Учитель организует фиксацию затруднения, фиксацию   во внешней речи  причины затруднения, знания которых недостаёт.

 Регулятивные: принимать учебную задачу;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Познавательные: умение ориентироваться в  системе знаний.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сформулируйте цель нашего урока

Записывает этапы построения плана на  доске за учащимся.

ПЛАН

изучения физической величины.

1.Понятие механическая работа.

2. Формула расчёта механической работы.

3. Единицы измерения механической  работы.

4.  Применение  формулы расчёта механической работы при  решении задач.

- Цель урока: используя план изучения физической величины, формулируем понятие механическая работа  для решения задач.

 - надо узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит.

-получить формулу для расчета  механической работы.  

-определить единицы механической работы.

- научиться применять формулу при решении задач.  

Методический комментарий. Учитель актуализирует мыслительные операции необходимые для формулирования и согласования цели урока и плана выхода из затруднения, через проблемный диалог

 Регулятивные: постановка целей, планирование работы с помощью учителя;

Коммуникативные: деятельность в рамках сотрудничества;

Познавательные: актуализировать имеющиеся знания.

  1. Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 Необходимо найти в учебнике ответы к  пунктам плана.

Достаточно ли у вас знаний физической  величине механическая работа?

Работа с учебником.

 Мы  сформировали понятие механическая работа и узнали единицы измерения работы, формулу, необходимую  для решения задач.

Методические комментарии. Учитель организует использование плана изучения физической величины и фиксацию преодоления затруднения.

Личностные: развитие познавательного интереса;

Коммуникативные: умение работать в паре ,слушать и слышать партнёра, договариваться;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные: умение действовать по плану изучения физической величины.

  1. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Условия совершения механической работы?

- Как определить механическую работу?

- Формула расчёта  механической работы?

- Что принимается за единицу механической работы?

Кто такой Джеймс Джоуль? Почему  единицу работы назвали в его честь. Предлагаю вам подготовить сообщение об этом человеке.

Механическая работа может быть

1. А  > 0,

2. А < 0,

3. А = 0,

Вернемся к просмотру видео (без звука, внимание на экран, прокомментируйте увиденное) и с комментарием.

- Механическая работа совершается, только когда на тело действует сила и оно движется.

- Механическая  работа  прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы  принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

     Единица работы – джоуль (Дж)

1Дж = 1 Н ∙м

- английский учёный.

Используются также килоджоули (кДж).

 1кДж = 1000 Дж

1 Дж = 0,001 кДж

- если направление силы совпадает с направлением движения тела, то сила совершает положительную работу.

- если движение тела происходит в направлении, противоположном направлению приложенной силы, то сила совершает отрицательную работу.

- при движении тела по инерции;

- если под действием силы тело не движется;

-  если направление силы, действующей на тело, перпендикулярно направлению движения, то эта сила не совершает работы, работа равна нулю.

- теперь мы можем прокомментировать видео:

- правильные  ответы (выше).

сравнивают с образцом.

Методические комментарии. Учитель организует усвоение нового знания с проговариванием во внешней речи.

Личностные: умение фиксировать изменения в уже имеющихся знаниях;

Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь.

Познавательные: актуализация нового знания;

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Закройте учебники и запишите в тетради ответы на  вопросы:

- Определение механической работы?

  - Формула расчёта  механической работы?

 Что принимается за единицу механической работы?

Оценим результативность работы.

- Записывают в тетрадь ответы.

- Механическая  работа  прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы  принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

     Единица работы – джоуль (Дж)

- Работа в парах (обмениваются тетрадями, оценивание работы напарника).

-   проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Дано:                        Решение:

m = 3500  кг  A =Fs

 g = 10 Н/кг     F= mg

h = 10м            s=h

A-?                    A = mgh

А = 3500 кг ∙ 10∙10м=350 000Дж

Ответ: А= 350 000 Дж

-   проверяют по образцу, исправляют ошибки.

Методические комментарии. Учитель организует выполнение самостоятельной работы, самопроверку  в парах и исправление ошибок по образцу.

Коммуникативные: умение работать в паре, формировать способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

 Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи изучения физической величины;

Регулятивные: осуществлять действия по образцу.

  1. Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Решите задачи:

Перышкин А.В.  № 414.

  1. На какую высоту можно равномерно поднять груз массой

5 кг, совершив работу 120 Дж?

   2.  Вычислите механическую работу, которую вы совершаете, равномерно поднимаясь с первого на второй этаж здания школы. Необходимые данные получите сами

  Дано:                     Решение:

m = 5 кг          А = F∙s

g = 10 Н/кг         F = m ∙ g ; s = h

A =120 Дж       A= m ∙ g ∙ h            

h-?                      

h = 

Ответ: h= 2,4 м

Дано:                          Решение:

m = 40 кг                 А = F ∙ s

g= 10 H/кг          F= m ∙ g;  s = h

h = 3 м                       A= m∙g∙h

    А - ?                         А= 40 кг∙10 ∙ 3м= 

   = 1 200 Дж.       

Ответ: А=  1 200 Дж.

Выполняют тест, (обмениваются работами,  оценивают по образцу)

Методические комментарии. Учитель организует выявление типов заданий, где возможно использование нового знания.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы;

Регулятивные: принимать учебную задачу.

  1. Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Наш урок подходит к концу.  

- Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

План изучения физической величины, который мы построили в начале урока, выполнен?

 - Что  такое механическая работа?

  - Формула расчёта  механической работы?

 - Что принимается за единицу механической работы?

- Проанализируйте свою деятельность на уроке, заполнив карточку рефлексии  

 Продолжите фразу:

1.  Сегодня я узнал …

2.  Было трудно …

3.  Было интересно …

4.  Я понял, что …

5.  Теперь я могу …

- узнать, что такое механическая работа и отчего она зависит.

- получить формулу для расчета  механической  работы.  

- определить единицы механической работы.

- научиться применять формулу при решении задач  

- Мы составили план работы и выполняли каждый его пункт.

- Механическая  работа  прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.  А – работа.

A = F ∙s

- За единицу работы  принимают работу, совершаемую силой 1Н, на пути, равном 1м.

     Единица работы – джоуль (Дж)

 

Учащиеся заполняют лист рефлексии.

Методические комментарии. Учитель организует фиксацию нового знания, соответствия результатов деятельности на уроке поставленной цели, самооценку учениками работы на уроке «продолжаю фразу».

Личностные: формирование адекватной, позитивной самооценки, необходимости саморазвития;

Коммуникативные: высказывать своё мнение, приводя аргументы; уважительно относиться к позиции другого;

Познавательные: использовать знания о механической работе в повседневной жизни, приводить примеры практического использования физических знаний;

Регулятивные: оценивают результат действий на уроке с помощью учителя.

  1. Этап домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    домашнее задание: п. 53, упр.28(4),  подготовить сообщение  о Джеймсе  Джоуле. Возникают ли вопросы по домашнему заданию?

 Поднимаясь по ступеням на 2 этаж, шагом и бегом, вы совершаете одинаковую работу? Быстрота выполнения работы характеризуется особой величиной.  Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Записывают задание в дневник.

Выявляют затруднения в домашнем задании (если они есть).

- одинаковую, но бегом быстрее.

Методические комментарии. Учитель дает комментарий к домашнему заданию, фиксирует направления будущей деятельности. 

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Продолжите фразу:

1.  Сегодня я узнал__________________________________________________

____________________________________________________________________ 

2.  Было трудно ______________________________________________________

____________________________________________________________________

3.  Было интересно ___________________________________________________

____________________________________________________________________

4.  Я понял, что ______________________________________________________

____________________________________________________________________

5.  Теперь я могу _____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС

Урок физики в 9 классе в форме ФГОС.Класс разбит на группы, каждая группа составляет мини-проект....

Технологическая карта урока " Механическая работа"

Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок « открытия нового знания» по теме « Механическая работа». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема « Знание-н...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Механическая работа. Единицы работы» 7 класс

Базовый учебник «Физика», 7 класс, А.В. Пёрышкин...

Технологическая карта по физике на тему "Работа. Единицы работы"

Технологическая карта по физике на тему "Работа. Единицы работы" в 7 классе. Практическая часть проектной работы....

Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация

В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....

Технологическая карта урока по физике "Механическая работа. Единицы работы"

Технологическая карта урока по физике в 7 классе на тему "Механическая работа. Единицы работы"...

Урок "Механическая работа. Единицы работы". 7 класс

В материале представлена технологическая карта урока по обновленным ФГОС ООО...