Главные вкладки

    Технологическая карта урока " Механическая работа"
    учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

    Иванова Анна Юрьевна

    Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок « открытия нового знания» по теме « Механическая работа». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема « Знание-незнание».В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием « работа».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologicheskaya_karta_ivanova.docx113.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок

    по теме « Механическая работа»

    учитель : Иванова А.Ю.

    Представленный урок – урок деятельностной направленности, урок « открытия нового знания» по теме « Механическая работа». Урок построен на основе метапредметного подхода. Метапредметная тема « Знание-незнание».В рамках метапредмета «Знание» формируется способность работать с понятием « работа».

    Предмет:  физика

    Класс: 7

    Тема урока:  Механическая работа.

    Тип урока- урок «открытия» новых знаний

    Форма работы учащихся- групповая, индивидуальная, фронтальная

    Цель : развитие  творческой и мыслительной деятельности учащихся через исследовательскую работу.

    Планируемые результаты:

    личностные:

    • формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
    • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

    метапредметные:

    •  формирование умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;
    •  Формирование умения создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
    •  Формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
    • Развивать коммуникативную компетенцию..

    предметные:

    • изучить : определение механической работы, условия совершения работы, формулу работы, единицы измерения работы;
    •  формировать умение решать задачи на применение формулы работы.

    Технологическая карта урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Мотивационно-ориентировочный блок

    1.

    Мотивация к учебной деятельности.

    Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

    Представьте, что на Земле остановились все машины, люди перестали действовать. Что произойдет? Сохранится ли  порядок 

    Пословицы

    Всякая работа мастера хвалит.

    По работе и работника знать.

    При готовой работе и работника знать.

    2.

    Актуализация знаний и пробное учебное действие.

    Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания.

    - Какое слово, какой общий смысл объединяет все эти пословицы

    Как вы понимаете, что такое работа?

    Давайте прочитаем, как в словаре  русского языка объясняется слово работа

    Спасибо вам у вас глубокие знания понятия «работа»

    Поговорим о работе с точки зрения физики.

    Что такое работа с точки зрения физики?

    Работа

    Отвечают

    Работа – «труд, занятие, дело, упражненье, деланье. Египетская работа – тяжкая и долгая. Черная работа – работа, где не нужно знанье и уменье. Срочная работа – работа, которую нужно окончить в срок. Работа мастера боится. Есть работа, есть и хлеб» (В. Даль)

    ученики предполагают, выдвигают гипотезы.

    3.

    Выявление места и причины затруднения.

    Цель: организовать уточнение и согласование темы, цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий, зафиксировать причину затруднения.

    Вызывает  2 учеников дает задание

    1. Сдвинуть стену
    2. Решает пример
    3. Сдвинуть  предмет на столе

    Кто совершает работу с точки зрения физики?

    Вопрос был один.  А мнения разделились

    – Почему так получилось? Что  нам мешает?

    Именно незнание мешает нам ответить однозначно на вопрос.


    - Как думаете, какова тема урока?

    - Какова главная цель урока?

     Учащиеся отвечают

    ответы детей

    Механическая работа

    цели

    4.

    Этап моделирования.

    Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

    Организовать усвоение детьми нового способа действий при выполнении проблемного задания. Соотнести новое знание с правилом в учебнике.

    проанализируйте ситуации, изображенные на рисунках

    Учитель разбивает класс на группы и раздает группам карточки с рисунками

    Физика 7 класс Механическая работа

    Скажите, от каких величин может зависеть работа?

    Каков же признак совершения работы?

    Повторим, что мы знаем о силах. Работать будем в группах. «Один в поле не воин»!

    – Проверяем

    Давайте выясним как  зависит механическая работа от силы

    Какая зависимость?

    Приведите примеры, показывающие зависимость работы от пройденного пути.

     Какая зависимость?

    С точки зрения математики прямо пропорциональна зависимость записывается каким действием?

    Запишите формулу механической работы ,

    если : А-работа, F-сила,

    S-пройденный путь

    Дети в группе работают с карточками

    Демонстрируют результаты работы каждой группы и делают выводы.

    Под действием силы тело  перемещается


    ГИПОТЕЗА: дети выписывают величины, которые считают нужными

    Перемещение и  сила

    Заполняют таблицу

    « Виды сил»

    Сильный человек может выполнить больше работы, чем слабый. Тот, кто несет более тяжелый чемодан совершает большую работу, чем тот, кто несет лёгкий чемодан.

    Прямо  пропорциональная

     

    Тот, кто понесет чемодан на 5-й этаж совершит большую работу, чем тот, кто донесет чемодан до 2-го этажа...

    прямо пропорциональная

    5.

    Этап конструирования.

    Реализация построенного проекта.

    Цель: организовать фиксацию преодоления затруднения.

    Запишите на доске свои варианты.  

    Каково же определение работы

    Из формулы видно, что единица работы равна  1 Ньютон умноженный на 1метр,и называется Джоуль

    Механическая работа совершается, если тело перемещается  и если на него действует сила.

    А сила трения, сопротивления может совершить работу? Как вы думаете?
    –. Но не мешает ли она нам, например, передвигать шкаф?


    – В этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу.
    – А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании?

    При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, а при опускании – положительную.

    Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. И при каких условиях работа равна нулю,

    то есть совсем не совершается.

    Работа=сила*пройденный путь

    А =F*S

    Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути

    Да может 

    мешает, еще как

     

    при  поднятии мешает, а при опускании помогает

    • А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.
    • А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы.
    • А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также
    • если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

    6.

    Этап презентации образовательных продуктов. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

    Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи

    На примере простейшей задачи давайте попробуем сами составить алгоритм решения расчётных задач по нашей теме.

    Какую работу совершает сила трения, действующая на кирпич, при его перемещении на 0,4 м? Сила трения равна 5 Н.

    На какое тело действует сила?

    - На какое расстояние переместили кирпич?

    - Чему равна приложенная сила?

    - Как направлены сила и перемещение?

    - Какой вывод можем сделать?

    1.   кирпич.

    2.    0,4 м

    3.   5 Н

    4.противоположно 

    Fтр.                        S

    5.в формуле для вычисления работы поставим знак минус

    7.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися продуктивных заданий, самопроверку, выявление и исправление допущенных ошибок.

    Используя данный алгоритм,  решите задачу.

    Петя, масса которого 35 кг, залез на самую высокую верхушку берёзы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя? 

    Поменяйтесь тетрадями и сделайте проверку

     Решают задачу

    (4 116 Дж)

     

    Взаимопроверка

    8.

    Этап презентации образовательных продуктов. Включение в систему заданий на повторение.

    Цель: организовать включение нового знания в систему знаний, выработать стратегию решения задания практико-ориентированного и познавательного характера.

    Современный  стиль работы – это работа   команды. Работать опять  будем в группах, выполните задания на карточках.

    Выполняют задания на карточках.

    9.

    Домашнее задание

    10.

    Рефлексия.

    Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать метод построения нового знания и спрогнозировать направления будущей деятельности.

    -Давайте начнём подводить итоги урока с того, что вернёмся к вопросу начала урока: Кто из трех ваших одноклассников  совершал механическую работу.

    Поделитесь результатами урока.

    -Это для меня важно и интересно….

    -Я понял, что….

    -Я открыл…..

    -Я научился….

    -Мне было трудно…

    -Мне понравилось (не понравилось)…

    -Я благодарен….

    – Спасибо всем за работу. Работать – это хорошо, а работать быстро, еще лучше! Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке

    Ответы

    делятся впечатлениями об уроке, подводят итоги, демонстрируют, насколько понятным и интересным был

    урок, какие знания открыли, чему научились, что было трудно и почему


    Таблица «Виды сил»

    Характеристика

    Виды сил

    Сила тяжести

    Сила упругости

    Сила трения

    Направление действия силы

    Формула или закон

    Величины, входящие в формулу

    Природа силы

    Алгоритм решения задачи

    1.Сила, рассматриваемая в задаче, действует на кирпич.

    2. Выделите участок движения, на котором производится воздействие.

    3. Определите силу воздействия в ньютонах.

    4. Если сила направлена по направлению, либо против направления движения, то:

    - поставьте соответствующий знак перед формулой;

    - определите пройденный путь в метрах;

    - рассчитайте произведение силы на путь.

    5. Если направление силы отлично от направления движения, то возможны два варианта:

    - если угол между направлениями равен 90º, работа равна 0;

    - в других случаях работу по известной формуле определить нельзя.

     Дано:                            Решение:

    F=5Н         Если  F и S противоположно направлены, то А<0, значит,

    S=0,4 м                 А= - FS

                                 А = - 5Н*0,4м = - 2 Дж

    А-?                  Ответ: - 2 Дж.

    №1.

    Необходимо рассчитать , какую работу совершит ученик по переносу своего портфеля с учебниками из первой парты к последней. Предложите способ расчета и укажите порядок действий.

    приборы

    Порядок действий

    Расчеты

    № 2.

    Известно , что за один удар сердце совершает работу в 1 Дж. Определите какую работу совершит сердце за 1 минуту.

    Каков порядок ваших действий и способ расчета?

    приборы

    Порядок действий

    Расчеты

    №3.

    Необходимо расчитать , какую работу совершает ученик выходя к доске со своей парты для выполнения задания. Предложите способ расчета и укажите порядок действий.

    приборы

    Порядок действий

    Расчеты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока "Механические колебания. Периоды математического и пружинного маятников". 9 класс. ФГОС

    Урок физики в 9 классе в форме ФГОС.Класс разбит на группы, каждая группа составляет мини-проект....

    Универсальная технологическая карта урока при работе с текстами на уроках английского языка

    Универсальная технологическая карта  урока  при работе с текстами на уроках английского языка...

    Технологическая карта урока «Контрольная работа по теме «Деление обыкновенных дробей»»

    Технологическая карта урока «Контрольная работа по теме «Деление обыкновенных дробей»»...

    Технологическая карта модуля "Механическая работа. Мощность" (Физика 7 класс, А.В.Перышкин)

    Ресурс представляет собой полную технологическую карту модуля "Механическая работа. Мощность" (Физика 7 класс, А.В.Перышкин). Содержит дифференцированные задания и поурочное планирование для реализаци...

    Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

    Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения».

    Технологическая карта урока  Лабораторная работа № 3  «Знакомство с внешним строением  побегов растения» УМК Пономарёвой И.Н.(5 класс) построенна в соответствиии с требованиями ФГОС....

    Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация

    В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....