РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УЧАЩЕГОСЯ
учебно-методическое пособие по физике на тему

  Мой опыт преподавания физики показал, что одним из полезных и нужных для учащегося пособий может служить его рабочая тетрадь, которая ведётся с начала изучения физики до выпускных экзаменов следующим образом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konk_razrab.docx46.42 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УЧАЩЕГОСЯ

                                                        Маканова Л.Г. учитель физики
                                                       МОУ СШ №21, г. Волгоград

  Мой опыт преподавания физики показал, что одним из полезных и нужных для учащегося пособий может служить его рабочая тетрадь, которая ведётся с начала изучения физики до выпускных экзаменов следующим образом.

Учащиеся распределяют страницы в своей тетради по следующим разделам: 1. «Учимся учить физику» 2. «Физический справочник» 3. «Основное содержание» 4. «Предметно-именной указатель»

   В первом разделе тетради – «Учимся учить физику» - учащиеся помещают «памятки». Памятки имеют разную тематику: подготовка к уроку, общие правила решения физических задач, правила ответов о физическом явлении, законе, приборе, опыте и т.д. Например памятка «План ответа о физическом явлении» такова:

  1. Расскажи о признаках явления, об опытах, с помощью которых это явление изучается.
  2. Назови условия, при которых явление протекает, расскажи о связи его с другими явлениями.
  3. Объясни причины этого явления.
  4. Приведи примеры использования рассматриваемого явления на практике.

   По мере приобретения знаний и развития умений учащихся памятки дополняются. Так, памятку «Общие правила решения физических задач», которой пользовались в 7 и 8 классах, в 9 классе дополняем алгоритмами решения задач по кинематике, динамике и т.д.

  Алгоритм по решению задач на примере «Идеальный газ. Основы молекулярно-кинетической теории»

  1. Сделать краткую запись условия задачи, выразив все данные величины в СИ.
  2. Проанализировав условие задачи, выяснить:
  1. изменяется ли масса газа в заданном процессе;
  2. Какой из параметров состояния идеального газа не изменяется.
  1.   Если масса газа постоянна и один из параметров не изменяется, то при решении задачи использовать законы идеального газа:
  1. T=const , закон Бойля-Мариотта: p1V1= p2V2
  2. V=const , закон Шарля:
  3. P=const , закон Гей-Люссака:

Если необходимо, то изобразить процессы на диаграмме    p, V.

  1. Если масса газа изменяется, то для каждого состояния записать уравнение Клапейрона-Менделеева и решить полученную систему уравнений, получить расчетные формулы.
  2. Подставить данные физические величины в расчетную формулу, вычислить значения искомых величин.
  3. Проанализировать полученные ответы. [ В.Ф. Дмитриева «Готовимся к выпускному экзамену» М.Аквариум.1998 ]

 Практика работы показала, что такое целенаправленное применение памяток (алгоритмов) помогает школьникам в выполнении домашних заданий, в выделении главного в изучаемом материале, способствует развитию устной речи учащихся.

 Во втором разделе тетради – «Физический справочник» (его можно вести и в отдельной тонкой тетради, которую по мере необходимости перекладывать из одной общей тетради в другую) – учащиеся записывают сведения о каждой изучаемой физической величине: ее название и обозначение, выражение через другие величины, способы и единицу измерения, графическое представление и т.д. Эти сведения оформляются в виде таблицы, которую учащиеся заполняют в течение всей учебы. Фрагмент такой таблицы приведен  ниже.

В процессе работы с физическим справочником учащиеся приобретают навыки обобщения и систематизации учебного материала логического его осмысления.

Третий раздел тетради – «Основное содержание» - отражает каждый урок в виде опорного конспекта с указанием изучаемой темы, темы урока, его цели, плана. Если тема раскрывается на нескольких уроках, то мы заранее записываем все основные вопросы, рассмотрением которых будем заниматься в ближайшее время. Такое перспективное планирование позволяет учащимся выделять глазное в изучаемом материале, повышает их интерес к нему.

Основная часть конспекта содержит определения, выводы формул, формулировки законов, краткие описания проводимых на уроках опытов, рисунки установок, приборов, решение экспериментальных, количественных и качественных задач и т.п.

В четвертом разделе тетради- «Предметно-именной указатель» - учащиеся записывают изученные физические термины с указанием номеров страниц тетради, где идет речь о каждом из них. Опыт показывает, что работа с предметно-именным указателем способствует формированию у школьников обще-учебных навыков, выработке у них умений правильно записывать физические термины, обучению вдумчивой работе с текстом учебника и тетради. Она особенно важна в  7-8 классах, где впервые вводятся важнейшие физические понятия, названия приборов, единиц измерения физических величин, т.е. основополагающая терминология физики.

С целью проверки понимания смысла записанных учащимися в «Указатель» терминов использую такие формы контроля, как проведение 2-3-минутного фронтального опроса, осуществляемого в виде игры-соревнования; физического диктанта; группового опроса, проводимого учащимися-консультантами.

 Ученики  7-11 классов также систематически работают с предметно-именным указателем. Это необходимо им при повторении материала, решении сложных задач. Использование «Указателя» позволяет школьникам быстро найти в тетради справку по интересующему вопросу в опорных конспектах, «Физическом справочнике».

Название и обозначение физической величины

Основное уравнение

Единицы измерения

Прибор

Графическое изображение

Для прямого измерения

для косвенного измерения

7

Плотность вещества p

Килограмм на кубический метр(кг/м3)

Ареометр

1.Рычажные весы, измерительный цилиндр или линейка

2. Динамометр, измерительный цилиндр, линейка.

………….

……….

…………

……..…

………..

……………..

10

Вес

Ньютон (Н)

1.Рычажные весы

2.Диномометр

Линейка, измерительный цилиндр

Тетради систематически проверяем, корректируем записи и оцениваем.

Список использованной литературы:
1. В.Ф. Дмитриева «Готовимся к выпускному экзамену» М.Аквариум.1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 7 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.         ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"     "Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для уча...

Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ

Учитель физики Колобухов А.В.     ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)""Тетрадь для лабораторных работ по физике. Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных школ" ...

Основные принципы создания авторской рабочей тетради для слабоуспевающих учащихся.

Эта работа поможет вам самим попробовать создать авторскую рабочую тетрадь для слабоуспевающих учащихся....

Д.И. Фонвизин. Недоросль: учебно-методическое пособие: рабочая тетрадь

Настоящее пособие содержит методические рекомендации, дидактический и контрольно-измерительный материалы к урокам по изучению пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» в 8 классе среднего общеобразовательного...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...