Основные принципы создания авторской рабочей тетради для слабоуспевающих учащихся.
методическая разработка на тему

Сиводед Юлия Александровна

Эта работа поможет вам самим попробовать создать авторскую рабочую тетрадь для слабоуспевающих учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка учителя  истории   Сиводед  Ю.А.

МБОУ СОШ №1 пос. Березовка г. Хабаровска

Методические рекомендации

Создание рабочей тетради для слабоуспевающих учащихся

Автор: учитель истории Сиводед Ю.А.

Хабаровск 2016 г.

Какие задачи решает рабочая тетрадь для слабоуспевающих?

  1.  Создаются  условия для  работы с учащимися, имеющими затруднения в учебной деятельности;
  • Работа на каждом уроке;
  • Посильные задания;
  • Работа без двоек;
  1. Повышается мотивация к обучению у слабоуспевающих детей, за счёт ситуации успеха, которую можно добиться с помощью заданий ориентированных на таких детей;
  2. Создаётся возможность реально научить слабых  учеников универсальным учебным действиям и основам предмета. Работа с текстом развивает способность не только читать, понимать текст, но и расширяет границы возможностей слабого ученика – выделять главное, видеть ответы на вопросы;
  3. Создаётся возможность положительно оценивать труд слабоуспевающих учеников, так как посильные задания способны выполнять и слабоуспевающие учащиеся;
  4. Создаётся возможность слабоуспевающему ученику выполнять  домашнее задание без дополнительной подготовки. Правильно подобранные вопросы по учебнику в рабочей тетради позволят слабоуспевающему ученику не только не получить «2» за невыполненное домашнее задание, но и поработать с материалом прошлого урока, закрепить полученные знания;
  5. Создаётся возможность работать со слабоуспевающим учеником в системе; Созданная рабочая тетрадь, с посильными заданиями по каждому параграфу поможет развивать память ученика и приучит его к систематической работе по предмету - работе на каждом уроке;
  6. Созданная индивидуальная рабочая тетрадь вызывает интерес у слабоуспевающих учащихся своей необычностью, новизной и простотой. У ученика возникает стимул работать по предмету.

Основные принципы создания рабочей тетради.

Большинство рабочих тетрадей составлено на ученика, который обладает универсальными учебными действиями, умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать. Может дать развёрнутый ответ на вопрос. Рабочих тетрадей для слабоуспевающих учеников нет. А значит можно самим заняться изготовлением такой тетради. Для этого необходимо соблюсти несколько важных условий:

1. Полное соответствие тем рабочей тетради темам  параграфов учебника.

   

2. Последовательное изложение материала.

Вопросы в рабочей тетради должны быть построены таким образом, чтобы ученик смог отвечать на них по ходу чтения параграфа.  

Например, текст 20 параграфа из учебника Ф. Михайловского «История древнего мира» 5 класс.

§20. Единое государство в Китае

 1.Начало железного века в Китае. (1) Древнейшие государства в Китае возникли на берегах Хуанхэ в период бронзы (см. § 10). В VI (6) веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо….

Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. (2)Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов.

Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны. В VI (6) веке до н.э. мудрец по имени (3)Конфуций призывал китайцев к человечности и уважению старших. Он учил, что каждый человек должен наилучшим образом исполнять свои обязанности:

Вопросы к 20 параграфу по учебнику Ф. Михайловского «История древнего мира»

3. Простота и примитивность заданий. Ответы на вопросы должны быть краткими. Для слабоуспевающего ученика на первом этапе достаточно будет задавать вопросы «Что?», «Кто?», «Где?»,  «Когда?», «Какой?» и т.д.

 

 4. Опрос домашнего задания по вопросам рабой тетради.

Слабоуспевающий ученик нередко оказывается из неблагополучной семьи. И выполнение домашнего задания бывает для него невозможным, потому, что нет контроля со стороны родителей, нет помощи. Вот таким помощником и может стать рабочая тетрадь. Ответы на вопросы параграфа должны являться ключевыми, базовыми, которые слабоуспевающий ученик может попытаться заучить, а в силу простоты ответов это сделать будет легче.

 (Первый пример – это отрывок из рабочей тетради по истории средних веков 6 класса по теме «Тяжкие времена»; второй пример – тест по теме «Тяжкие времена»)

   Из представленных примеров видно, что вопросы теста полностью повторяют вопросы рабочей тетради, что даёт возможность  слабоуспевающему ученику точно знать - что учить. И в конечном итоге получить положительную оценку.

5. Использование вопросов вместе с текстом.

Слабоуспевающие учащиеся часто приходят на урок без учебников. В этом случае можно использовать задания вместе с текстом. Текты берутся из учебника. Такие задания позволяют работать по теме домашнего задания или по новой изучаемой теме без учебника.

Например, отрывок из рабочей тетради для 7 класса по истории России

Виды заданий для слабоуспевающих учащихся.

О результатах…

    Рабочая тетрадь для слабоуспевающих учеников не сделает из двоечника отличника. Но она поможет ребёнку, который испытывает трудности в обучении, преодолевать эти трудности и не боятся идти на урок.

Приложение

Примеры авторской рабочей тетради

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ – УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ УЧАЩЕГОСЯ

Мой опыт преподавания физики показал, что одним из полезных и нужных для учащегося пособий может служить его рабочая тетрадь, которая ведётся с начала изучения физики до выпускных экзаменов сле...

Презентация к педсовету "Принцип работы со слабоуспевающими учащимися на уроках географии"

Выступление на педсовете затрагивает вопросы: особенности слабоуспевающих учеников, причины неуспеваемости учеников, способы формирования мотивации к учебе. Рассмотрены этапы улучшения успеваемости. П...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Разрабатывая концепцию Рабочей тетради, ставила перед собой следующие задачи: - реализовать современные подходы к формированию у глубоко умственно отсталых обучающихся математических знаний и уме...

Рабочая тетрадь по математике (пособие для учащихся 6 класса, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Геометричес

Рабочая тетрадь составлена в соответствие с программой по математике для глубоко умственно отсталых детей и общей концепции коррекционно-развивающего обучения. Данная часть рабочей тетради посвящена о...

Проблема личности и общества на уроках обществознания при реализации учебной программы с использованием авторской рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ

Цель создания рабочей тетради заключается в том, чтобы способствовать повышению эффективности обучения учеников, развить их творческое воображение. Донести материал в новой, необычной форме.При исполь...

Авторские рабочие тетради "Сенсорное развитие"

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ К КУРСУ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»...