рабочая программа по физике 7 класс
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) на тему

рабочая программа по физике 7 класс с пояснительной запиской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizikarabprog7kl.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                              по учебному предмету «_Физика »

для 7 класса

                                                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе:

  • Требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения а ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189);
  • Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07. 07. 2005г. №03-1263);
  • Основной образовательной программы МКОУ «2 Воробьёвская основная общеобразовательная школа»;
  • Примерной образовательной программы по учебному предмету «Физика»

Рабочая программа по физике составлена для обучающихся базового уровня на основе примерной образовательной программы для общеобразовательных школ рекомендованных МО РФ; регионального базисного учебного плана, государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы (А.В. Перышкина физика 7 кл. 2004г.)  

Данная рабочая программа является программой основной школы (авторы: Е. М.Гутник, А. В. Перышкин - Физика 7-9 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа - 2008 г.»

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки обучающихся. Она позволяет сформировать у обучающихся основной школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

В курсе 7 класса рассматриваются вопросы: первоначальные сведения о строении вещества. Взаимодействие тел, давление твердых тел, жидкостей и газов, работа, мощность и энергия

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у обучающихся данного возраста.

 Программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю).  

Изучение курса физики в 7 классе структурировано на основе рассмотрения различных форм материи в порядке их усложнения. Изучаются физические методы изучения природы, механические явления, давление твердых тел, жидкостей и газов. В конце года рассматриваются простые механизмы и даётся первоначальное понятие механической энергии.

В течение года выполняются

лабораторные работы – 11;

контрольные работы -5.

 Отличительных особенностей рабочей программы от авторской нет.

 Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

Программа предполагает преподавание предмета по учебнику Перышкин А.В. Физика. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3 изд., доработанное. – М.:Дрофа, 2014.

 Цели изучения физики:

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. Представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. Графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств. Для решения физических задач.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с  использованием информационных технологий.

Воспитаниеубежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники. Отношения к физике как элементу человеческой культуры.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.  Для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

                                          СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (4 ч)

Что изучает физика? Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.

          Первоначальные сведения (6 ч)

Строение вещества. Молекулы.  Диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах. Взаимодействие молекул. Три состояния вещества. Зачёт по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».

           Взаимодействие тел (24 ч)

Механическое движение.  Скорость в механическом движении. Расчёт пути и времени движения. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность вещества. Расчёт массы и объёма тела.  Сила. Явления тяготения. Сила тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Равнодействующая сила. Сила трения.

             Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление и сила давления. Давление в природе и технике. Давление газа.  Закон Паскаля. Гидравлическое давление. Сообщающиеся сосуды. Атмосфера и атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Гидравлический пресс. Водопровод. Поршневой жидкостный насос. Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.  Закон Архимеда. Условие плавания тел. Воздухоплавание.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействие тел, передача давления жидкостями и газами, плавания тел, законов Паскаля и Архимеда.

Измерения физических величин, массы, плотности, силы, давления, работы, мощности.

Работа и мощность. Энергия (15 ч)

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению силы трения от сил нормального давления, условий равновесия рычага, силы упругости

Практическое применение физических знаний использования простых механизмов в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, барометра, динамометра, простых механизмов.

                                                           Учебно – тематический план

          Раздел, тема

Количество часов

в примерной программе

в рабочей программе

1

Введение.

4

4

2

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

6

3

Взаимодействие тел

21

24

4

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

23

21

5

Работа и мощность. Энергия

13

15

                                                      Требования к уровню подготовки

В результате изучения физики 7 класса обучающийся должен

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.

                                  Формы и средства контроля

              четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Формы контроля

                     Количество

Контрольные работы

1

3

1

5

Лабораторные работы

3

3

3

2

11

Проверочные работы

1

1

                                                  Перечень учебно – методического обеспечения

                                                                     Для учителя

Автор, название учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Пёрышкин А.В.  Физика. 7 класс

2014

ДРОФА

2

Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В.   Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7 класс»

2014

ДРОФА

3

Лукашик  В.И.  Сборник задач по физике7-9кл.

2014

М.Просвещение

4

Кирик  Л.А. Самостоятельные и контрольные работы-7 класс

2005

М. Илекса

Для ученика

Автор, название учебника

Год издания

Издательство

Пёрышкин А.В.  Физика. 7 класс

2014

ДРОФА

Лукашик  В.И.  Сборник задач по физике7-9кл.

2014

М.Просвещение

                                    Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол – во часов

Дата план

Дата факт

Примечание

Введение

4

Что изучает физика.

1

Физические величины и их измерение.

1

Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа №1 по теме «Определение цены деления измерительного прибора»

1

Физика и техника.

1

Первоначальные сведения о строении вещества

6

Строение вещества. Молекулы.

1

Лабораторная работа №2 по теме «Определение размеров малых тел».

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.

1

Взаимодействие молекул.

1

Три состояния вещества.

1

Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов.

1

Взаимодействие тел

24

Механическое движение.

1

Скорость в механическом движении.

1

Расчёт пути и времени движения.

1

Инерция.

1

Взаимодействие тел. Масса тела.

1

Измерение массы тела на весах.

1

Лабораторная работа №3 по теме «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Плотность вещества.

1

Лабораторная работа №4 по теме «Измерение объёма тела».

1

Расчёт массы и объёма тела по его плотности.

1

Лабораторная работа №5 по теме «Определение плотности твёрдого тела».

1

Контрольная работа №1по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

Сила.

1

Явления тяготения. Сила тяжести.

1

Сила упругости. Закон Гука.

1

Вес тела.

1

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет.

1

Динамометр. Равнодействующая сил.

1

Лабораторная работа №6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

Сила трения. Трение покоя.

1

Трение в природе и технике.

1

Лабораторная работа №7 по теме «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»

1

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел».

1

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов

21

Давление. Единицы давления.

1

Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Давление газа.

1

Передача давления жидкостями и газами.  Закон Паскаля.

1

Давление в жидкости и газе.

1

Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Сообщающиеся сосуды.

1

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

1

Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

1

Манометры. Проверочная работа №1 по теме «Атмосфера. Атмосферное давление».

1

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

Контрольная работа №3 по теме «Гидростатическое и атмосферное давление».

1

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело.

1

Архимедова сила.

1

Лабораторная работа №8 по теме «Определение выталкивающей силы, действующей на погружённое в жидкость тело».

1

Плавание тел.

1

Плавание судов.

1

Лабораторная работа №9 по теме «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

Воздухоплавание. Решение задач.

1

 Контрольная работа №4по теме «Сила Архимеда. Плавание тел».

1

Работа и мощность. Энергия

15

Механическая работа. Единицы работы.

1

   57.

Мощность. Единицы мощности.

1

     58.

Простые механизмы. Рычаг.

1

     59.

Момент силы.  Рычаги в быту и технике.

1

 60.

 Лабораторная работа №10 по теме «Выяснение условия равновесия рычага».

1

61.

Применение правила равновесия рычага к блоку.

1

62.

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

1

63.

Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

1

64.

Коэффициент полезного действия механизма.

1

65.

Лабораторная работа №11 по теме «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

66.

Энергия.

1

67.

Кинетическая и потенциальная энергии.

1

68.

Превращение энергий. Решение задач.

1

69.

Контрольная работа №5 по теме «Работа и мощность. Энергия».

1

70.

Блицтурнир «Физика в живой природе»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...