рабочая программа по физике 8 класс
календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) на тему

рабочая программа по физике 8 класс с пояснительной запиской и тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogfiz8kl2008-09_1.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                              по учебному предмету «_Физика »

для 8 класса

основное общее образование

 ( ступень обучения)

                                                                         Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  • Требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089;
  • Санитарно – эпидемиологических требований к условиям и организации обучения а ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189);
  • Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07. 07. 2005г. №03-1263);
  • Основной образовательной программы МКОУ «2 Воробьёвская основная общеобразовательная школа»;
  • Примерной образовательной программы по учебному предмету «Физика»

        Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у обучающихся 8 класса достаточно широкое представление о физической картине мира.

На изучение курса физики по предлагаемой программе отводится 70 часов за учебный год (2 часа в неделю).

Основной акцент при обучении по предлагаемой программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике.

В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  • знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);
  • систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);
  • выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирования;
  • оценки достоверности естественно-научной информации, возможности её практического использования.

Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию учителем современных педагогических технологий, самостоятельной и групповой работы обучающихся, применению ИКТ и т.д.

Программа предполагает использование активных и интерактивных форм и методов работы с обучающимися:  лекции, защита рефератов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы.

Тематический контроль знаний и умений обучающихся осуществляется при выполнении контрольных работ, состоящих из двух частей: заданий с выбором ответа и расчетных задач.

                В курсе 8 класса рассматриваются тепловые явления, электрические, электромагнитные  и световые явления.

         Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у учащихся данного возраста.

         Программа предусматривает проведение следующего количества контрольных мероприятий:

  • контрольные работы: 5
  • лабораторные работы:11

                                                              Цели изучения физики:

Изучение физики в общеобразовательных учреждениях основного общего образования  направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных, квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.

Овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать их, обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений. Представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц. графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств для решения физических задач.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с  использованием информационных технологий.

Воспитание убежденности в возможности познания, природы в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники. Отношения к физике как элементу человеческой культуры.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.  Для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

                                                             Содержание тем учебного курса

Тепловые явления (14 ч)

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Изменения агрегатного состояния вещества (11 ч)

Агрегатные состояния вещества. Удельная теплота плавления. Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Влажность воздуха. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Электрические явления (29 ч)

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов. Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и её составные части. Действие электрического тока. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Электрическое напряжение. Вольтметр. Измерение напряжения. Электрическое сопротивление проводников. Закон Ома для участка цепи. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное соединение проводников. Работа электрического тока. Мощность электрического тока. Закон Джоуля – Ленца. Лампа накаливания. Короткое замыкание. Предохранители.

Электромагнитные явления (7 ч)

Магнитное поле. Магнитные линии. Электромагниты. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Электрический двигатель.

Световые явления (9 ч)

Источники света. Распространение света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. Линзы. Оптическая сила линзы.          

                                                    

                                                               Учебно – тематический план

                  Раздел, тема

Количество часов

в примерной программе

в рабочей программе

1

Тепловые явления

12

14

2

Изменение агрегатного состояния вещества.

11

11

3

Электрические явления

27

29

4

Электромагнитные явления

7

7

5

Световые явления

9

9

                                  Требования к уровню подготовки выпускника

В результате изучения физики 8 класса обучающийся должен

        Знать/понимать:

смысл понятий: вещество, электрическое поле, магнитное поле, атом, атомное ядро,

смысл физических величин: КПД, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.

смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света.

        Уметь:

описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление света.

использовать физические приборы и инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока.

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела  от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения.

Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы:

Приводить примеры практического использования физических  знаний об электромагнитных явлениях.

Решать задачи на применение изученных физических законов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественно – научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно- популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире.

                                             Формы и средства контроля

четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Формы контроля

                     Количество

Контрольные работы

1

1

1

2

5

Лабораторные работы

2

1

5

3

11

                                           Учебно-методический комплект

Для учителя

Автор, название учебного пособия

Год издания

Издательство

1

Пёрышкин А.В.  Физика. 8 класс

2014

ДРОФА

2

Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В.   Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 8 класс»

2010

ДРОФА

3

Лукашик  В.И.  Сборник задач по физике7-9кл.

2014

М.Просвещение

4

Кирик  Л.А. Самостоятельные и контрольные работы-8 класс

2005

М. Илекса

Для ученика

Автор, название учебника

Год издания

Издательство

Пёрышкин А.В.  Физика. 8 класс

2014

ДРОФА

Лукашик  В.И.  Сборник задач по физике7-9кл.

2014

М.Просвещение

Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол - часов

Дата факт

 Дата план

Примечание

 Тепловые явления.

14

 Тепловое движение. Температура

1

 Внутренняя энергия.

1

Способы изменения внутренней энергии .

1

Виды теплопередачи. Теплопроводность.

1

Конвекция.

1

Излучение.

1

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

Удельная теплоёмкость.

1

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении.

1

Лабораторная работа №1 по теме «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

1

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

1

Контрольная работа №1 по теме «Внутренняя энергия»

1

Лабораторная работа «2 по теме «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

Изменение агрегатного состояния вещества

11

Агрегатные состояния вещества.

1

Плавление и отвердевание кристаллических тел

1

Удельная теплота плавления.

1

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар.

1

Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

1

Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

1

Лабораторная работа №3 по теме «Измерение влажности воздуха».

1

Удельная теплота парообразования и конденсации. Работа газа и пара при расширении.

1

Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина.

1

КПД теплового двигателя.

1

Контрольная работа №2 по теме «Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловые явления»

1

 Электрические явления

29

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

1

Электроскоп. Электрическое поле

1

Делимость  электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

1

Административный контрольный срез. Объяснение электрических явлений. Проводники, полупроводники и непроводники электричества.

1

Электрический ток. Источники электрического тока.

1

Электрическая цепь и её составные части. Электрический ток в металлах.

1

Действие электрического тока. Направление электрического тока

1

Сила тока. Единицы силы тока.

1

Амперметр. Измерение силы тока.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках»

1

Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

1

Вольтметр. Измерение напряжения.

1

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

1

Зависимость силы тока от напряжения.

1

Электрическое сопротивление  проводников. Единицы сопротивления.

1

Закон Ома для участка  цепи.

1

Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

1

Реостаты. Решение задач.

1

Лабораторная работа №6 по теме «Регулирование силы тока реостатом»

1

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

Последовательное соединение проводников

1

Параллельное соединение проводников

1

Контрольная работа №3 по теме «Строение атома. Сила тока, напряжение, сопротивление»

1

Работа и мощность электрического тока

1

Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

1

Конденсатор.

1

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

Короткое замыкание. Предохранители.

1

Лабораторная работа №8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

1

  Электромагнитные явления

7

Магнитное поле тока. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

1

Магнитное поле катушки стоком. Электромагниты и их применение.

1

Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

1

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли.

1

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

1

Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»

1

Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность электрического тока». «Электромагнитные явления»

1

Световые явления

9

Источники света. Распространение света. Видимое движение светил.

1

Отражение света. Законы отражения света.

1

Плоское зеркало.

1

Преломление света. Закон Преломления света.

1

Линзы. Оптическая сила линз.

1

Изображения, даваемые линзой. Глаз и зрение.  

1

Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»

1

Контрольная работа №5 по теме «Световые явления»

1

Анализ контрольной работы. Повторение пройденного материала.

1

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...