Тема урока: «Последовательное соединение проводников».
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Мостовая Наталия Владимировна

Урок разработан для обучающихся 8 класса. Форма урока - урок -исследование.

Цели урока:

Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном соединении проводников. Продолжить формирование умений применять закон Ома для расчёта силы тока, напряжения и сопротивлений проводников; собирать электрическую цепь; измерять силу тока и напряжение на различных участках цепи; правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи.

-Развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и сообщить результаты экспериментов.

-Продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc62 КБ
Microsoft Office document icon zadachi.doc292.5 КБ
Microsoft Office document icon anketa.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Последовательное соединение проводников.

Тип: Урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.

Цель: Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном соединении проводников.

Задачи:

  • продолжить формирование умений применять закон Ома для расчёта силы тока, напряжения и сопротивлений проводников; собирать электрическую цепь; измерять силу тока и напряжение на различных участках цепи; правильно изображать и читать схемы соединений элементов цепи.
  • развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и сообщить результаты экспериментов.
  • продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
  • формировать навыки рефлексии и контроля собственных знаний.

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать/понимать, что такое последовательное соединение проводников.

-Знать, как определяются сила тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при последовательном соединении проводников.

-Уметь самостоятельно формулировать законы последовательного соединения проводников.

-Продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

Метапредметные:

в познавательной деятельности:

- использовать знаково-символические средства для решения задач;

в информационно-коммуникативной деятельности:

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- умение отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;

- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

в рефлексивной деятельности:

- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

- формирование умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

- поиск и устранение причин возникших трудностей.

Личностные:

-научиться аргументировано спорить, дискуссировать в ходе изучения темы;

-научиться решать задачи и проблемы по теме.


Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.

Цель: готовность к мышлению и осознание потребности к изучению нового материала.

- Приветствует детей, интересуется их настроением, предлагает занять свое место.

- Предлагает проблемную ситуацию: организует просмотр опытов, включающих различные типы соединений проводников.

- Предлагает попытаться ответить на проблемный вопрос, почему накал лампочек различен.  

- Приветствуют учителя. Проговаривают настроение и свое самочувствие. Анализируют готовность к уроку.

- Смотрят опыты, пытаются ответить на вопрос о различном накале ламп.

-Пытаются на основе ответов сформулировать тему урока о разных типах соединения проводников, записывают тему урока в тетради.

Актуализация опорных знаний.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Предлагает повторить вопросы ранее изученных тем для успешного изучения нового материала:

Что называется электрическим током?

Какие физические величины характеризуют электрический ток?

Каким прибором измеряется сила тока в цепи? Как он включается в электрическую схему?

Каким прибором измеряется напряжение в цепи? Как он включается в электрическую схему?

Сформулировать закон Ома для участка цепи.

- Отвечают на вопросы учителя.

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Цель: Исследовать параметры последовательного соединения проводников.

- Предлагает изобразить схему, включающую в себя источник тока ключ, провода, лампочку и резистор соединенные последовательно.

- Напоминает о технике безопасности при работе с электрическими приборами.

Важно помнить, что

  1. Очень опасно одновременно прикасаться двумя руками к неисправленному проводу.
  2. Очень опасно дотрагиваться до провода, стоя на сырой земле.
  3. Очень опасно пользоваться неисправленными приборами.
  4. Очень опасно собирать, разбирать, что-либо в электрических приборах во время работы прибора.

ДОБАВИМ:

  1. Нельзя включать, выключать электрические приборы мокрыми руками.
  2. Нельзя засовывать металлическую проволоку в розетки.

Прежде чем, что-то исправить, нужно отключить прибор.

- Организует работу в группах.

-Предлагает первой группе исследовать силу тока при последовательном соединении проводников, второй группе – напряжение при последовательном соединении, третьей группе – сопротивление при последовательном соединении.

- Выдает каждой группе необходимое лабораторное оборудование и инструкцию по выполнению работы.

- Изображают предложенную схему.

- Слушают инструкцию по ТБ.

-Читают правила работы в группах.

- Читают задания. Планируют порядок действий. Выполняют предложенные задания на исследование параметров последовательного соединения. При необходимости задают уточняющие вопросы.

- Делают выводы по результатам проведенных исследований. Выбирают   ученика в группе, желающего выступить. Представляют свои ответы в классе.

Первичная проверка понимания изученного.

- Организует просмотр видеороликов об исследовании силы тока и напряжения при последовательном соединении.

-Предлагает выполнить упражнение.

Какая величина одинакова для всех проводников, соединенных последовательно.

Как найти напряжение участка цепи, состоящего из последовательно соединенных проводников, зная напряжение на каждом?

Как найти общее сопротивление цепи, зная сопротивление отдельных проводников, при последовательном соединении?

- Смотрят видеоролики.

-Выполняют упражнение на знание формул на интерактивной доске.  

Закрепление нового материала.

Цель: применять полученные знания при решении задач.

- Предлагает проверить умение применять на практике полученные знания.

- Предлагает выполнить тест по теме, корректирует ответы, проверяет индивидуально.

- Спрашивает учащихся: о практическом применении последовательного соединения проводников, о недостатках и преимуществе такого соединения.

- Выполняют 1 задание теста и представляют результат в классе. При необходимости задают уточняющие вопросы.

- Выполняют 2 задание теста и представляют результат в классе. При необходимости задают уточняющие вопросы.

- Выполняют 3 задание теста и представляют результат в классе. При необходимости задают уточняющие вопросы.

-Выполняют 4 задание теста и представляют результат в классе. При необходимости задают уточняющие вопросы.

- Выполняют 1 задание теста и представляют результат в классе. При необходимости задают уточняющие вопросы.

- Приводят примеры практического применения последовательного соединения проводников (елочная гирлянда, недостаток соединения в том, что если одна лампа перегорит, то остальные тоже не будут работать. Достоинство: защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается).

Подведение итогов.

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

-Организует, направляет и стимулирует рефлексию.

- Собирает анкеты.

- Предлагает оценить работу каждого учащегося в группах.

- Предлагает сформулировать тему следующего урока.

- Дает информацию и инструктаж по домашнему заданию.

- Сравнивают сформулированную в начале урока учебную задачу и результаты. Заполняют анкеты.

- Отдают анкеты.

- Заполняют и сдают оценочные листы.

- Высказывают предположения.

- Воспринимают информацию, фиксируют задание в дневниках, задают при необходимости уточняющие вопросы.

Дополнительный материал: маршрутные листы с заданиями, анкеты, правила работы в группах, оценочные листы, тест из единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7961-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html, задачи для работы в парах.

Диагностика достижений планируемых результатов: участие в рефлексии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийный проектор, калькулятор, интерактивная доска.

Программные средства: MS Word, SMART Notebook



Предварительный просмотр:

Группа 1.

Сила тока в первом проводнике сопротивлением 10 Ом равна 4 А. Какова будет сила тока во втором проводнике сопротивлением 30 Ом. Проводники соединены последовательно.

Группа 2.

Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если  R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.

Группа 3.

Каково общее сопротивление в цепи, если сопротивление

R1 = R2 = R3 = 10 Ом?

Какое значение силы тока показывает амперметр?

Группа 4.

В сеть напряжением 220 В последовательно включены лампа накаливания сопротивлением 400 Ом и электрическая плитка 40 Ом. Определите силу тока в цепи.



Предварительный просмотр:

Этап рефлексии проведенного занятия.

АНКЕТА

Ф. И. учащегося____________________________________класс_________

1. Какое участие я принял в уроке?

  • Участвовал в диалоге (задавал вопросы и отвечал на них)______________________
  • Делал записи в тетради___________________________________________________
  • Собирал электрические схемы_____________________________________________
  • Решал задачи у доски____________________________________________________

2. Какие задания были интересными для тебя?_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажи причины:

  • Хорошо понял тему______________________________________________________
  • Уверен в своих знаниях___________________________________________________
  • Хорошо знаю математику, поэтому решаю задачи_____________________________
  • Умею применять физические формулы______________________________________
  • Умею составлять электрические схемы______________________________________
  • Умею снимать показания приборов_________________________________________

3. Какие задания оказались сложными для тебя_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажи причины:

  • Не понял тему__________________________________________________________
  • Медленно пишу и не успеваю слушать______________________________________
  • Сомневаюсь в своих решениях_____________________________________________
  • Проблемы с математикой__________________________________________________
  • Не умею преобразовывать физические формулы______________________________
  • Не умею составлять электрические схемы____________________________________

Этап рефлексии проведенного занятия.

АНКЕТА

Ф. И. учащегося____________________________________класс_________

1. Какое участие я принял в уроке?

  • Участвовал в диалоге (задавал вопросы и отвечал на них)______________________
  • Делал записи в тетради___________________________________________________
  • Собирал электрические схемы_____________________________________________
  • Решал задачи у доски____________________________________________________

2. Какие задания были интересными для тебя?_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажи причины:

  • Хорошо понял тему______________________________________________________
  • Уверен в своих знаниях___________________________________________________
  • Хорошо знаю математику, поэтому решаю задачи_____________________________
  • Умею применять физические формулы______________________________________
  • Умею составлять электрические схемы______________________________________
  • Умею снимать показания приборов_________________________________________

3. Какие задания оказались сложными для тебя_____________________________________

_____________________________________________________________________________

Укажи причины:

  • Не понял тему__________________________________________________________
  • Медленно пишу и не успеваю слушать______________________________________
  • Сомневаюсь в своих решениях_____________________________________________
  • Проблемы с математикой__________________________________________________
  • Не умею преобразовывать физические формулы______________________________
  • Не умею составлять электрические схемы____________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей и компьютерной технологией. Тема урока: «Последовательное и параллельное соединение проводников».

Открытый урок по физике с элементами здоровьесберегающей  и компьютерной технологией. -Раскрыть взаимозависимость силы тока, напряжения и сопротивления цепи при последовательном и пара...

Урок по теме: "Последовательное соединение проводников"

На уроке был использован исследовательский метод обяснения нового материала. Обучающиеся сами выводили формулы для последовательного соединения и делали выводы....

Презентация к уроку Решения задач по теме "Расчет сопротивления проводника"

Задачи по теме "Расчет сопротивления проводника.Удельное сопротивление" 8 класс....

План-конспект современного урока Тема урока: Электрическое сопротивление, зависимость сопротивления от геометрических параметров проводника.

Данный урок создаёт условия для  усвоения понятия электрического сопротивления, включение условий в процесс поиска  формулировок, формирование  общеучебных навыков работы с информацией,...

Урок физики в 8 классе. Тема урока: «Электрические явления. Соединения проводников».

Урок - деловая игра "Аттестация специалистов научно - технической лаборатории". На уроке учащиеся закрепят знание основных формул электричества, практически разавьют свои умения и навыки при сборке эл...