Методическая разработка современного урока на тему "Световые явления"
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Урок- презентация результатов работы групп, в процессе реализации учебного проекта "Оптические явления в природе" В ходе урока происходит повторение и обобщение знаний  учащихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности  природных оптических явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabot_urok_svetovye_yavleniya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка современного урока на тему

Световые явления

Ф.И.О. учителя Толоконникова Владлена Викторовна

Предмет: физика

 Класс: 8

УМК: Пёрышкин А.В. «Физика 8»

Уровень базовый                                                                                                     Тип урока: презентация результатов работы групп, в процессе реализации учебного проекта «Оптические явления в природе»

Использованные образовательные технологии: проектные, компьютерные технологии.

Цель урока: повторить и обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений 

Основное содержание:                                                                                         Явления, связанные с преломлением света, объяснение на основании законов геометрической оптики и явления дисперсии света, цвета неба и заката, образование радуги, гало, миражей.

Демонстрация опытов.

Термины и понятия: отражение света, преломление света, законы отражения и преломления, прямолинейного распространения света, дисперсия, мираж, гало.

Планируемые образовательные результаты.

 1.Предметные: умение пользоваться методами научного познания явлений природы, проводить наблюдения, делать выводы

2.Метапредметные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий, формирование умений воспринимать, перерабатывать информацию в словесной, образной, символической формах, формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды, вести дискуссию

3. Личностные: сформированность познавательных интересов, убежденность в познании природы, необходимости разумного использования достижений науки, самостоятельность в приобретении новых знаний.

  Основные методы обучения, используемые на уроке:

*словесный  (рассказ, объяснение, эвристическая беседа)

*наглядно-иллюстративный  

*репродуктивный

*частично-поисковый

*фронтальный

*метод самоконтроля            

Организация образовательного пространства

Репродукции картин А.К. Саврасова, П.В. Кузнецова, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовского и др

Инновационное оборудование:

*Мультимедийный проектор

*Интерактивная доска

* Компьютер

*Документ-камера

Учебные пособия

Учебник Физика, 8 класс

Межпредметные связи

*География – строение атмосферы Земли

*Биология – влияние атмосферного давления на самочувствие человека.

* Математика (работа со степенями, задача на математические действия)

Формы организации учебной деятельности: презентации учащихся, защита проектов.

Технология изучения темы

I. Организационный этап. (3мин.)

Самоопределение учащихся к деятельности.

Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, поясняет критерии оценивания заданий.                                                                                             Учащиеся        проверяют готовность к уроку.

II. Актуализация опорных знаний. «Вызов»(10 минут)                                                   Цель:

*актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала, *создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.

*согласовать цель и тему урока

Задание 1.Вопросы для актуализации знаний                                                        Форма работы – индивидуальная

Учитель раздаёт карточки для заполнения их учащимися (два варианта)

Учащиеся заполняют предложенные карточки с заданиями

Вариант 1

Вариант 2

1. Световой луч это ….

распространяется энергия света

1. Оптическая плотность среды характеризуется   ….                        света

2.Скорость распространения света больше в оптически   ….             плотной среде

2.Тень- это область пространства …

      ….                свет от источника                    

3.Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть….                                                                    для данных двух сред

4.Угол падения  ….  

отражения                                

Учащиеся обмениваются карточками, отвечают, оценивают работу соседа по парте.

Учитель разбирает вопросы самостоятельной работы.

Проблемные вопросы:

Учитель: о чем законы природы могут рассказать человеку, смотрящему в небо? Нужно ли объяснять, почему происходят оптические явления или достаточно их только наблюдать?

Мирозданье постигая

Все познай, не отбирая:

Что – внутри, во внешнем сыщешь;

Что – вовне, внутри отыщешь, 

Так познай же без оглядки

Мира внятные загадки. (И.В.Гёте)''                                                                                                             

В результате обсуждения формулируется тема и цель урока.                                      

III. Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность.                                                                                                               Цель: раскрыть природу оптических явлений: мираж, гало, радуга и др. 

Форма работы – коллективная, фронтальная, индивидуальная. 

Ученики: защищают выбранную тему (в выбранном формате); отвечают на вопросы учителя и одноклассников; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.                                                                                                             Учитель: оценивает защиту учениками выбранных тем; ставит вопросы по выполненной работе

Система оценки проектных работ                                                                 1.Самостоятельность работы над проектом                                                                       2.Полнота раскрытия темы                                                                                                   3.Оригинальность решения проблемы                                                                                         4.Артистизм и выразительность выступления                                                                            5.Раскрытие содержания проекта на презентации                                                                           6.Использование средств наглядности, технических средств                                                         7.Ответы на вопросы                                                                                                         IV. Закрепление нового материала и диагностика качества освоения темы.                                                                                                                                   Цель: проверить усвоение учебных элементов.                                                  Форма работы: коллективная, фронтальная.                                                        

                                                                               

Вопросы                                                                                                                                    1. В 1085 г. – знамение в граде Ярославе. С утренних часов стоял круг до полуночи, на другой день к полудню явился второй круг. В нем крест с короною, и солнце мрачное. И под большим кругом явилась радуга.                                                                                                 Вопрос: Какие явления описаны в этих отрывках? Чем они могут быть объяснены?                                                                                                               Ответ: Это описание гало – светового явления, связанного с преломлением и отражением света в ледяных кристалликах, находящихся в воздухе.                                                                         2.Пасечник Рудый Панько из произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» рассказывал: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собиралась дивиться сему чуду: вдруг стало видимо далеко во все концы света. Вдали засинел лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые люди узнали и Крым, горою подымавшийся из моря, и болотный Сиваш. По левую руку видна была Галичская.                                                         Вопрос: Что это такое?                                                                                                                         Ответ: Это – мираж.                                                                                                                 V. Рефлексия (3 минуты)                                                                                              Цель:                                                                                                                   *зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;                                                 *оценить собственную деятельность на уроке;                                                                  *поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат     урока;                                                                                                                                         * зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;                                                                                                  *обсудить и записать домашнее задание

  Учитель. Наш урок подходит к завершению. Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на экране.                                  * Сегодня я узнал …                                                                                                                   * Меня поразило то, что …                                                                                                * Теперь мне стало понятно…                                                                                                   * Хотелось бы ещё узнать…                                                                                                     * Что понравилось на уроке?                                                                                                          * Что вызвало затруднения? Почему?                                                                            Домашнее задание: Подготовить 1 занимательный опыт на тему «Световые явления в природе» (по желанию). Занимательные опыты можно найти в книгах“ Занимательная физика” Я. Перельмана и других.

Литература

1.А.В.Перышкин. “Физика-8 ”, изд. “Дрофа”.                                                                   2. Л. И. Семке. “Занимательные материалы к урокам”, изд. “НЦ ЭНАС”.           3.Я.И.Перельман. “Занимательная физика”, изд. “Наука”.                                         4. Передовые педагогические практики. Физика. Методическое пособие для учителей.  М. 2013. ООО «Бизнес-Меридиан»                                                                              6. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие  для учителей. М. Просвещение, 2014                                                                                          7.Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика, 2005, № 2

8. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд.4-е. переработ. и доп. М., "Просвещение", 1972

 

                                                                     

                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ "Построение диаграмм в электронных таблицах"

Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ"Построение диаграмм в электронных таблицах".Может использоваться на уроках информатики для обучающихся 9-11 классов...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему " Атмосферное давление"

Это попытка переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях действия нового Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования, предпола...

Методическая разработка современного урока на тему " Закон сохранения энергии в механике" 9 класс

С целью формирования практических навыков и умений применять полученные раннее знания к решению базовых физических задач используется метод работы на уроке в группах. Ctrl/Cmd+V...

Методическая разработка "Современный урок английского языка с использованием игровых технологий"

Во время подготовки и проведения уроков очень часто перед учителем стоит вопрос: как сделать урок интересным,увлекательным и добиться того,чтобы дети хорошо и прочно усвоили языковой материал? Различн...

Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему Архимедова сила

Урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение нового материала происходит в процесе объяснения, беседы, элементов учебной игры, ученических упражнений, демонстраций и ученич...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...