Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему Архимедова сила
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Изучение нового материала происходит в процесе объяснения, беседы, элементов учебной игры, ученических упражнений, демонстраций и ученических опытов. Для создания у школьников чувственного представления об изучаемом объекте используется принцип визуализации возможностями средств ИКТ. Задействованы оба канала восприятия и слуховой и зрительный, что по данным исследователей увеличивает уровень усвоения до 65%
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему
Архимедова сила
Ф.И.О. учителя Толоконникова Владлена Викторовна
Предмет: физика
Класс: 7
УМК: Пёрышкин А.В. «Физика 7»
Уровень базовый Тип урока: урок - исследование
Цель урока: изучить силу Архимеда, условия плавания тел.
Основное содержание:
*Установление существования выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость. Демонстрация опытов.
*Объяснение механизма образования выталкивающей силы. *Выяснение, от каких физических величин зависит сила Архимеда. *Выяснение условий плавания тел.
Термины и понятия:
гидростатическое давление, выталкивающая сила, закон Архимеда, плавание тел.
Планируемые образовательные результаты.
1.Предметные: учащиеся должны знать и понимать понятия гидростатическое давление, выталкивающая сила, плавание тел. Знать закон Архимеда и понимать его смысл.
2.Метапредметные: развитие познавательного интереса, умение участвовать в коллективном обсуждении, выдвигать гипотезы и аргументировать свою позицию.
3. Личностные: самостоятельность в приобретении знаний, стремление к размышлению, осуществлению действий, получению результата.
Основные методы обучения, используемые на уроке:
*словесный (рассказ, объяснение, эвристическая беседа)
*наглядно-иллюстративный
*репродуктивный
*частично-поисковый
*фронтальный
*метод самоконтроля
Организация образовательного пространства
Традиционное оборудование:
Сосуды с водой и водным раствором соли, динамометр
Инновационное оборудование:
*Мультимедийный проектор
*Интерактивная доска
* Компьютер
*Документ-камера
Учебные пособия
Учебник Физика, 7 класс
Межпредметные связи
*История – рассказ об Архимеде
* Математика - вывод закона Архимеда
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Технология изучения темы
I. Организационный этап. (3мин.)
Самоопределение учащихся к деятельности.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу, поясняет критерии оценивания заданий. Учащиеся проверяют готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний. «Вызов»(10 минут) Цель:
*актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала, *создать условия для мотивации учащихся к новому материалу.
*согласовать цель и тему урока
Задание 1.Вопросы для актуализации знаний Форма работы – индивидуальная
Учитель раздаёт карточки для заполнения их учащимися (два варианта)
Учащиеся заполняют предложенные карточки с заданиями
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Как обозначается плотность вещества? В каких единицах измеряется? | 1.Как обозначается давление? В каких единицах измеряется? |
2. Написать формулу для расчёта давления жидкости на дно сосуда | 2. Написать формулу для расчёта давления твёрдого тела. |
3.При одинаковой высоте столба жидкости, где будет давление больше, в сосуде с водой или с керосином? | 4.Сравнить силы давления на дно сосуда и на уровне середины сосуда. |
Учитель разбирает вопросы самостоятельной работы.
Учащиеся обмениваются карточками, отвечают, оценивают работу соседа по парте. Сравнивают с правильными ответами, демонстрируемыми на экране с помощью документ-камеры.
Задание 2. Демонстрация, проводимая учителем:
Проблемный вопрос на основе опыта. Если погрузить мяч полностью в воду и отпустить, он «выпрыгивает» из воды.
Почему мяч всплывает на поверхность воды?
Форма работы – коллективная.
Учитель: опишите устно, что вы наблюдали? Как бы вы объяснили данный опыт? Предполагаемый ответ: На мяч подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды… Назовем ее выталкивающая сила. В результате обсуждения формулируется тема урока и цель изучения нового материала: рассмотреть причины, создающие выталкивающую силу, выяснить от каких физических величин она зависит. Научиться использовать полученные знания для объяснения условий плавания тел. Учитель рассказывает об Архимеде и озвучивает тему урока, записывает её на доске, а учащиеся в - своих тетрадях.
III. Учебно-познавательная и интеллектуально-преобразовательная деятельность. Цель: убедиться в существовании выталкивающей силы, экспериментально выяснить от чего она зависит.
Форма работы – коллективная, работа в малых группах. Каждая группа проводит первый эксперимент и один из четырёх оставшихся. Исследование силы Архимеда
1 эксперимент: измерить вес тела в воздухе и в воде. Рассчитать выталкивающую силу.
2.эксперимент: определить Архимедову силу, действующую на два тела одинакового объёма, но разной плотности.
3. эксперимент: определить Архимедову силу, действующую на два тела разного объёма, но одинаковой плотности.
4. эксперимент: определить Архимедову силу, действующую одно и то же тело, опущенное в жидкости с разной плотностью.
5. эксперимент: исследовать зависимость силы Архимеда от глубины погружения.
Каждая группа рассказывает о своих наблюдениях и формулирует вывод.
Общий вывод: демонстрируется на одном из слайдов презентации к уроку.
Сила Архимеда зависит от:
*объёма тела
*плотности жидкости
Сила Архимеда не зависит от:
*плотности тела
*глубины погружения (при полном погружении тела)
Исследование условий плавания тела. После обсуждения учащиеся формулируют условие необходимое для плавания тела: равенство силы тяжести, действующей на тело и силы, выталкивающей его из жидкости. Используя формулы для расчёта силы Архимеда и силы тяжести, условие плавания тел записывается через равенство плотностей тела и жидкости.
IV. Закрепление нового материала и диагностика качества освоения темы. Цель: проверить усвоение учебных элементов. Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Учащиеся отвечают на вопросы, сформулированные на слайдах презентации к уроку.
Определите, чему равна выталкивающая сила
Стеклянное (№1) и стальное (№2) тела одинакового объема опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?
Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на данное тело в жидкости при погружении его на разную глубину?
Одинаковые шары подвешены к коромыслу весов. В каком случае равновесие нарушится
V. Рефлексия (3 минуты) Цель: *зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; *оценить собственную деятельность на уроке; *поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; * зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности; *обсудить и записать домашнее задание
Учитель. Наш урок подходит к завершению. Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на экране. * Сегодня я узнал … * Меня поразило то, что … * Теперь мне стало понятно… * Хотелось бы ещё узнать… * Что понравилось на уроке? * Что вызвало затруднения? Почему? Домашнее задание: §49( прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа устно), упр.32
Литература
1.А.В.Перышкин. “Физика-7”, изд. “Дрофа”. 2. Л. И. Семке. “Занимательные материалы к урокам”, изд. “НЦ ЭНАС”. 3.Я.И.Перельман. “Занимательная физика”, изд. “Наука”. 4. Передовые педагогические практики. Физика. Методическое пособие для учителей. М. 2013. ООО «Бизнес-Меридиан» 5. «Демонстрационные опыты по физике» под ред. А.А.Покровского, изд. Просвещение. 6. Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей. М. Просвещение, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186482-1358939415.jpg)
ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК АЛГЕБРЫ В 7 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОЗВЕДЕНИЕ В СТЕПЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И СТЕПЕНИ»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/02/picture-332738-1383410050.jpg)
Методическая разработка открытого урока с использование современных средств обучения по информатике на тему: «Возможности динамических (электронных) таблиц»
Тема «Возможности динамических (электронных) таблиц» изучается на первом курсе среднего профессионального образовательного учреждения в разделе «Технологии создания и преобразования информационн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-535433-1416570223.jpg)
Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ "Построение диаграмм в электронных таблицах"
Методическая разработка современного урока с использованием ИКТ"Построение диаграмм в электронных таблицах".Может использоваться на уроках информатики для обучающихся 9-11 классов...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему " Атмосферное давление"
Это попытка переосмысления роли и характера профессиональной деятельности учителя в условиях действия нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, предпола...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/03/picture-89792.jpg)
Тригонометрические формулы. Разработки серии уроков с использованием коллективных средств обучения.
Предлагаемый материал содержит алгоритм работы, карточки индивидуальных заданий (как домашних, так и для контроля усвоения материала в классе) для серии уроков алгебры по теме "Тригонометрические форм...
Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.
Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-893210-1669533536.png)
Методическая разработка "Использование инновационных средств обучения на уроках русского языка"
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...