Обобщение опыта работы учителя физики
статья по физике (8 класс) на тему

Сахтарек Ислам Чатибович

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_rabot_sahtarek_i.ch_.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

учителя физики первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая

Сахтарека Ислама Чатибовича.

Работаю учителем физики с 1999 года. Стаж моей педагогической деятельности 17 лет, из них в МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова»  работаю 17 лет.

На протяжении всей своей работы главным для меня является не процесс преподавания, а процесс познания, ориентирующий ученика на самостоятельный поиск, исследование, открытие, деятельность. Поэтому целью своей педагогической деятельности считаю: развитие творческих способностей  учащихся через исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочное время, как одного из способов активизации саморазвития учащихся.

Девизом моей работы при осуществлении учебной и внеурочной деятельности стали: «От развития творческой активности к развитию творческой личности».

. Для реализации поставленной цели на своих уроках использую современные образовательные технологии:

  • проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие;
  • информационно – коммуникационную и Интернет - технологию;
  • игровые;
  • проектную технологию.
  • портфолио

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий при изучении физии в основной и старшей школе для развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

В своей работе я использую технические средства кабинета физики (компьютер,  принтер, сканер, мультимедийный проектор и экран, Интернет).

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки-соревнования, которые формируют опыт творческой деятельности учащихся;
  • межпредметные комбинированные уроки, воспитывающие понятия целостности мира;
  • уроки лекции с просмотром различных сюжетов;  
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
  • урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
  • уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Новые нестандартные формы уроков, обязательно заключающие в себе что-то оригинальное, творческое, особо организованные, требующие напряжения эмоциональных и умственных сил, служат выходом творческой энергии учителя и ученика. Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь педагогического руководства и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

Методы, используемые на уроках: лекция, поисковые (учебно – исследовательская   деятельность), творческие, практические с помощью компьютера становятся более эффективными.

Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности.

Я выделил для себя несколько видов использования информационных технологий при подготовке и проведении уроков физики:

  • Изготовление, оформление раздаточного материала;
  • Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;
  • Интерактивные практикумы (работа с материалами Интернет, обучающими программами);
  • Диагностика качества знаний;
  • Творческие работы учащихся

Тема, над которой работал в течение последних трех лет, - «Использование информационных технологий на уроках физики в условиях ФГОС».

Использование информационных технологий на уроках физики позволяет мне осуществлять целенаправленное, поступательное развитие креативных сил каждого ребенка, его творческого потенциала. Разрабатывая  и внедряя различные инновационные технологии, стараюсь создавать условия  для развития интеллектуальных умений и такой образовательной системы, где учащиеся могут проявить свою активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего «Я». Включая учащихся в целенаправленную деятельность, развивая творческую активность по овладению социальным опытом, способствую становлению у школьников личностно ориентированного отношения к познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции.

Использование информационных технологий на уроках и в вне даёт мне возможность:

1. изучать индивидуальные особенности учащихся и их интересы;

2. повышать внутреннюю мотивацию к образованию;

3. сочетать традиционные и активные формы и методы обучения;

4. развивать личностные качества;

5. повышать качество обучения;

           Использование информационных технологий на уроке и во внеурочное время  разделяю на несколько основных видов. Это разделение достаточно условно, а предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга.

Использование информационных технологий на уроке предусматривает:

            - проведение учебного эксперимента;

            - применение инновационного метода обучения;

            - использование некоторых нетрадиционных форм занятий;

            - применение домашних работ исследовательского характера.

Использование информационных технологий учащихся во внеурочное время включает в себя:

            - процесс работы над учебным проектом;

            - работу на факультативе или спецкурсе;

            - участие в олимпиадах, конкурсах.

Развитие личности определяется содержанием, характером, разнообразием видов деятельности, но в определенный период жизни человека преобладает ведущий вид деятельности, в данном случае познавательной, которая определяет значительную роль учебной активности в формировании личности старшеклассника.

Исходя из этого, сформулировал основные задачи, которые позволяют  мне решать инновационное обучение:

  • создание познавательной базы исследовательской компетентности -представлений об общей систематике знаний человечества, которая задаётся через сетку учебного предмета, определяемых базисным учебным планом;
  • развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу, становлению субъективности - или способности «строить» себя как человека, субъекта собственной деятельности;
  • приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач с использованием ИКТ технологий.

Инновационная деятельность  строиться на принципах доступности, культуросообразности, взаимного интереса, осмысленности, самодеятельности, экспериментальности, естественности, сотрудничества.

       Для осуществления данных принципов я:

  • создаю атмосферу поиска на уроках;
  • выстраиваю диалогическое общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру ученика  занимает значимое место;
  • провоцирую появление вопросов и желание найти ответы;
  • выстраиваю доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности;
  • учитываю интересы и мотивацию учащихся;
  • даю учащимся право в принятии значимых решений.            

     

Рассмотрение физических процессов с разных позиций, включение в условие задачи разнообразных данных, использование вариативности решения задач неизбежно приводит к тому, что значительно повышается прочность знаний учащихся по физике и, как следствие, формируется нестандартное мышление учащихся.

В своей деятельности я стараюсь разрабатывать содержание, прислушиваясь к интересам и потребностям реального ребёнка, учитывать его сегодняшние склонности и способности. Моя главная задача состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нём заложено, и развить уже имеющиеся способности, а также выявить одарённых детей, желающих и способных вести исследовательскую деятельность с помощью ИКТ технологий. Поэтому, в своей работе я стараюсь развить у учащихся исследовательское поведение через использование ИКТ технологий. Обучение с использованием ИКТ - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

В своей деятельности я опираюсь на такие психологофизиологические особенности  школьного возраста как целостное восприятие, врождённая любознательность и эмоциональная восприимчивость. Я стараюсь смотреть на ребёнка не как на ученика, а как на  искателя истины. Поэтому, в обучении и воспитании я использую исследовательский метод - путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. А чтобы развить у детей навык исследовательского поведения, обучаю их следующим умениям:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать выводы и умозаключения;
  • структурировать материал;
  • доказывать и защищать свои идеи.

Развитие этих навыков я осуществляю в ходе урочной и внеурочной деятельности через следующие формы организации с применением информационных технологий к учебно – исследовательской деятельности :

  • проблемное видение урока
  • внедрение технологии деятельностного метода
  • проведение элективных курсов
  • внедрение технологии  проектов
  • внеурочная деятельность (индивидуальный подход)
  • школьные, городские, областные, Всероссийские конференции.

На уроках дети учатся: видеть проблемы, выдвигать гипотезы, классифицировать, обобщать, наблюдать.  Причём включаются в эту деятельность все ученики класса. Этому способствует применяемая мною технология деятельностного метода. Она обеспечивает  включение детей в деятельность (системное включение ребёнка в (самостоятельное построение им нового знания), саморазвитие личности, разноуровневое обучение, создаёт условия для достижения деятельностных целей образования, обеспечивает прохождение необходимых этапов усвоения знаний. Деятельностный метод даёт возможность осваивать предметное содержание в соответствии с единым подходом, единой установкой на активизацию как внешних, так и внутренних факторов определяющих развитие.

Показателем эффективности моей педагогической деятельности являются:

1. Динамика уровня обученности

  1. Анализ результатов обученности учащихся  11 класса, обучавшихся в  в 7 – 9 классах по курсу А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника а в 10-11  классе по программе Г.Я. Мякишева, Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (1 ч) в  течение двух лет  на основании результатов итоговой контрольной работы.

11

2014-2015

2015-2016

% уровня обученности

85,7

90,9

% успеваемости

100

100

  1. Анализ результатов обученности учащихся  9 А и 9 Б классов, обучавшихся по программе А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутника  (2 ч) в течение двух лет  на основании результатов итоговой контрольной работы.

Класс

9 А

9 Б

Год

2014-2015

2015-2016

2014-2015

2015 - 2016

% уровня обученности

86,7

81,25

71,4

73,3

% успеваемости

100

100

100

100

2. Текущий срез

Класс

Тема

Количество учащихся

%

«5»

%

«4»

%

«3»

8 А

Количество теплоты

23

28,6

42,8

28,6

8 Б

Количество теплоты

21

21,7

47,9

30,4

9 А

Законы сохранения в механике

16

50

31,2

18,8

9 Б

Законы сохранения в механике

15

26,7

46,6

26,7

11

Законы постоянного тока

11

45,4

36,4

18,2

3. Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах

  1. Участие учащихся в городских олимпиадах и конкурсах:

Олимпиады

Год

Участники

Класс

Место

Районная олимпиада

2013

Джандар Аида

Намитокова Диана

Панеш Асиет

8 класс

10 класс

11 класс

I

I

II

Районная олимпиада

2014

Мугу Саида

Заремук Заира

7 класс

10 класс

I

I

Районная олимпиада

2015

Жачемуков Амир

Ашинова Анжела

Чундышко Амир

8 класс

9 класс

11 класс

I

I

II


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы преподавателя физики "ПЛ-45" Блохиной Н. В.

В работе поднимается и анализируется автором актуальная при изучении физики в учебных заведениях начального профессионального образования проблема - профилирование предмета. Профилирование предмета ре...

Обобщение опыта работы учителя физики

Обобщение опыта работы учителя физики МКОУ СОШ №40 Гайнетдиновой С.А. "Как преодолеть стандарты мышления и сформировать креативную личность"...

Демонстрационный эксперимент на уроках физики в 8 и 10 классах, при изучении некоторых тем по разделу "Электростатика". Из опыта работы учителя физики

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)г. Санкт-Петербург               Материалы настоящей статьи содержит описание демо...

Обобщение опыта работы учителя физики

Обобщение опыта работы учителя физики...

Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО

Технология сотрудничества на уроках физики (из опыта работы учителя) физики Журавлева С.Е. МБОУ «Бужаниновская СОШ» Сергиево-Посадский ГО...

Обобщение опыта работы учителя-логопеда на тему "Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с системным недоразвитие

Исследование эффективности применения информационно- коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по коррекции оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста с сис...