" Сила трения. Трение в природе и технике"
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

Лукьяненко Людмила Васильевна

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Сравнение сил трения скольжения и трения качения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sila_treniya_7_klass_fizika.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сила трения. Трение в природе и технике.

Цель:

- ознакомить учащихся с явлением трения, сформировать понятие «сила трения»; экспериментально установить, от чего зависит эта сила; показать связь изучаемого материала с реальной жизнью на примерах применения трения в природе и технике;

- продолжить формирование умений пользоваться  приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов;

- совершенствовать навыки групповой работы.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Постановка проблемного опыта.

Давайте проведем следующий опыт: толкнем брусок по столу. Что будет наблюдаться? Как изменяется скорость бруска? Почему она изменяется? Какие силы действуют на брусок? Как они направлены?

III. Изучение нового материала.

1.Объяснение учителя:

- явление трения, сила трения, виды трения;

- сила трения покоя;

- причины трения;

- измерение силы трения.

IV. Работа в группах.

Давайте выясним, от чего зависит сила трения?

Группа 1.  Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

 2. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно при помощи динамометра. Результат измерений силы трения скольжения запишите в таблицу.

Вид трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, Н

Дерево по дереву

Дерево по гладкой бумаге

Дерево по наждачной бумаге

3. Ответьте на вопросы:

- Зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?

- Какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения скольжения?

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления и независимости от площади трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

2.Положите на линейку трибометра брусок большей гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

3.Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения  скольжения бруска. Результат измерения запишите в тетрадь. Сравните полученные результаты.

4.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова  измерьте силу трения бруска по линейке. Результат измерения запишите в тетрадь. Сравните его с результатом, полученным при выполнения пункта 3.

5.Ответьте на вопросы:

-Зависит ли сила трения скольжения от силы давления, если зависит, то как?

- Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

Группа  3.Сравнение сил трения скольжения и качения.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые.

Порядок выполнения работы

1.Определите цену деления шкалы динамометра.

2.Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, на брусок – два груза. К бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

3.Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

4. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок при помощи динамометра. Результат запишите в тетрадь.

Обсуждение выводов.

V.Объяснение учителя.

Ребята, а как вы думаете: трение полезно или вредно?

- Какова роль силы трения при ходьбе?

- Как можно облегчить движение по скользкой  поверхности?

- Как уменьшить трение?

VI. Подведение итогов урока.

Что мы узнали сегодня о трении?

Что такое сила трения?

Когда она возникает?

Как она Направлена?

Какие виды трения вы знаете?

От чего зависит и от чего не зависит сила трения?

VII. Задание на дом.

§ 30-32