Занятие внеурочной деятельности в 7 классе «Секреты и методы творчества»
учебно-методический материал по физике (7 класс) на тему

Милявская Елена Ивановна

занятие знакомит учащихся с методами творчества, способствует расширению кругозора, развитию познавательной деятельности, коммуникативных способностей учащихся, совершенствует навыки групповой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vneurochnoy_deyatelnosti_v_7_klasse.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие внеурочной деятельности в 7 классе  «Секреты и методы творчества»

Учитель физики МБОУ СОШ № 35 г. Белгорода

Милявская Елена Ивановна

Цель: знакомство с методами творчества, расширение кругозора, развитие познавательной активности, коммуникативных способностей обучающихся, чувства солидарности, здорового соперничества, совершенствование навыков групповой работы.

Задачи урока:

а) формировать представления о творческих задачах (предметный результат).

б) развивать умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, формировать умение анализировать факты, использовать  различные виды познавательной деятельности, применять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование), использовать основные интеллектуальные операции: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, развивать умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике. (метапредметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формирование интереса к нестандартным задачам, формирование мотивации постановкой познавательных задач, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления; воспитание положительного отношения к труду, целеустремленности (в ценностно-ориентационной сфере), формирование готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории (в трудовой сфере), формирование умения управлять своей познавательной деятельностью (в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере) (личностный результат).

Эпиграф.

Люди получают награды не за то, что имеют мозги, а за то, что ими пользуются.

Ж.И. Ньеренберг

Ход занятия:

  1. Инициация (начало занятия, знакомство).

Добрый день, ребята, сегодня мы с вами встретились на занятии внеурочной деятельности, на котором, кроме нас присутствуют гости, это учителя школ Белгородской области. Я надеюсь, наша работа будет плодотворной и такой же яркой, как и солнышко на нашей доске.

  1. Вхождение или погружение в тему

Я прошу вас выбрать из нашего лукошка лист, с тем цветом, который отражает ваше нынешнее настроение и оговорить, почему Вы выбрали тот или иной цвет. (деление на 5 групп)

На столах у каждой группы лежит перевернутый лист с портретом человека и информация о  нем. Познакомьтесь в группе и расскажите окружающим, чем эта личность отличается от остальных.

  • Галилей сделал своё первое важное научное наблюдение в возрасте 17 лет.
  •  В 10 лет Трэйси Остин выиграла национальный чемпионат по теннису среди юниоров, а в 14 лет она уже играла в Уимблдоне. В 17 лет она стала первой ракеткой мира среди женщин.
  •  Георг Фридрих Гендель начал сочинять музыку в 11 лет.
  •  Знаменитый математик Карл Гаусс в 15 лет уже занимался научной работой.
  •  Певица Мэриан Андерсон начала выступать в 6 лет, в 8 лет сама

научилась играть на пианино, а в 21 год уже завоёвывала призы за своё

пение. Она была первой чернокожей певицей, выступившей на сцене

Метрополитен-опера.

 (выслушиваем обучающихся) Ребята, так о чем же мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (выслушиваем обучающихся и формулируем тему занятия, обобщив все сказанное)

  1. Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов занятия)

Вы правильно подметили, что говорить сегодня мы будем о таланте, о творческих людях. А какую бы цель вы поставили для нашего занятия?

(выслушиваем обучающихся): познакомиться с талантливыми личностями и научиться развивать свой талант

  1.  Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

Сейчас мы с вами узнаем насколько талантливы мы сами, погадав на ромашке. Задание 1. Интеллектуальная разминка.

  • Где происходит то, что в жизни не происходит никогда?
  • Как дотронутся до урока?
  • Три телёнка, сколько ног?
  • Во время дождя под каким кустом заяц сидел?
  • Зачем во рту язык?
  • Каких камней в море нет?
  • На каких полях трава не растет?
  • Почему во все колокола не звонят?
  • Что за пятачок, на который ничего не купишь?

Творческие личности придумывают иногда свои идеи самыми необычными способами. Многих из них считают эксцентричными и даже чудаками. Какие интересные факты из жизни известных людей вы знаете?

  • В молодости Бетховен часто обливал себе голову холодной водой, потому что считал, что это стимулирует его мозг.
  • Когда известный писатель Чарлз Диккенс садился за письменный стол, то он всегда поворачивался лицом на север, так как думал, что магнитное поле  Северного полюса помогает в творчестве.
  • Редьярд Киплинг писал свои произведения только чёрными чернилами.
  • Поэтесса Элизабет Бишоп ела перед сном сыр рокфор, так как думала, что от этого ей приснятся сны, которые вдохновят её на стихи.

Творческое мышление приводит к творческим результатам. Творчество - мыслительный процесс и, как всякий другой подобный процесс, для достижения хороших результатов требует практики.

  1. Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

А теперь поработаем в группе. На столах в каждой группе есть своя задача на смекалку, попробуйте её решить и презентовать остальным участникам занятия.

Задание 2. Задачи на смекалку .

1) На сколько кусков можно разрезать блинчик тремя разрезами, если блинчик не складывать?

2) Постоялец гостиницы обвинил слугу в краже всех своих денег. Слуга сказал: «Если к украденной мной сумме прибавить 10 р., то получится моё месячное жалованье, а если прибавить 20р.,  то получится вдвое больше моего жалованья». Сколько денег украл слуга? 3) Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла маленькая лодочка, в которой мог поместиться только один человек. Однако оба они переправились на этой лодочке и продолжили свой путь по другому берегу. Как это могло произойти?

4) Мама предложила всем членам семьи (мама, папа, дочь) мыть посуду по очереди. Дочь отказалась, сославшись на свою занятость - уроки, олимпиады, кружки… Тогда папа сказал: «Ну ладно, я буду мыть по нечётным дням, мама по чётным, а ты в те дни, которые делятся на три». Дочка с радостью согласилась. Разберитесь, что получилось.

5) Одного мальчика спросили: «Сколько тебе лет?» Он сказал: «Восемь, только день рождения у меня был два раза». Может ли так не повезти мальчику?

Работа детей в группе сопровождается музыкой. Затем обучающиеся рассказывают о своих задачах и их решениях одноклассникам.  

Эмоциональная разрядка. (происходит под релаксирующую музыку)

Закройте глаза, расслабьте тело,

         Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

          Теперь в океане дельфином плывете,

          Теперь в саду яблоки спелые рвете

И идет дождь, летний, теплый дождь.

Выглянуло солнышко, радуга появилась.

          Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

Ребята, а теперь давайте сформулируем способы развития своих творческих способностей.

1. Проводите больше времени с творческими людьми

2. Записывайте свои идеи, чтобы не забыть их

3. Смейтесь! Развивайте у себя чувство юмора

4. Считайте, что нет ничего невозможного. Фантазируйте

5. Запишите все свои хорошие качества, какие только сможете представить. Например: «Я хорошо уживаюсь с людьми».

6. Задавайте себе вопросы «А что, если ...?».

7. Придумывайте сравнения и метафоры Пользуйтесь ими как трамплинами. Помните! Мозг похож на банк, нельзя взять оттуда больше, чем положил.

8. Конструируйте новые способы для решения наболевших проблем

9. Играйте в «Предположим, что…» (Предположим, что я придумал новый способ запоминания.)

10. Не оставляйте без внимания так называемые мелкие идеи. Из них

могут вырасти большие идеи.

11. Ищите разные способы выражения своих творческих способностей.

12. Попробуйте заниматься рисованием, кулинарией, фотографией, писать рассказы, стихи, играть в теннис, изобретать, расписывать стены

13. Мечтайте. Позволяйте своему уму путешествовать.

14. Если вы правша, попробуйте делать всё левой рукой, если левша - временно переключитесь на правую руку.

15. Играйте в стратегические игры - например, в шахматы, шашки, крестики-нолики, уголки и др.

16. Стойте на голове, чтобы кровь приливала к мозгу.

17.При измерениях старайтесь чаще оценивать на глаз и прикидывать и

реже пользуйтесь линейкой, метром или другими измерительными, приборами без необходимости.

18. Овладейте навыками быстрого счёта. Больше считайте в уме.

19. Читая рассказ, остановитесь на середине. Придумайте свой захватывающий конец рассказа.

20. Представьте себе, что ваш мозг - запертая дверь, а ключ есть только  у вас. Теперь вставьте ключ в замок, поверните его …

  1. Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

Предлагаю посмотреть мультфильм о птичке киви.

Ребята, какой вывод, вы можете сделать, просмотрев этот мультфильм. Есть ли что – то общее в нашем эпиграфе занятия и в выводе к фильму?

Спасибо всем за работу, если вам на занятии было интересно, оставьте зеленый лист на нашем дереве, если было интересно, но вы не все поняли – желтый, а если не интересно – коричневый. Я всегда рада вас видеть на своих занятиях, до встречи.

Литература:

  1. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Криволапова Н.А.- М.:Просвещение,2012
  2. Мультфильм про птичку киви http://video.yandex.ru/search?text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BA%D1%83%20%D0%BA%D0%B8%D0%B2%D0%B8&where=all&filmId=FwXrew-k0Cw&id=
  3. Физкультминутка - элемент современного урока. Папуш О.А. Цыбульская Т.Д. school47.coi.spb.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучающих и развивающих игр на занятиях внеурочной деятельности по ИЗО творчеству

Благодаря внеурочной деятельности игра побуждает ученика работать над созданием выразительных образов, играя - общаться, искать, исследовать....

Информационная карта занятия внеурочной деятельности + План – конспект учебного занятия в системе внеурочной деятельности "Лаборатория анатомии растений

laquo;Лаборатория анатомии растений» - аудиторное занятие, которое создает для развития у детей познавательного интереса, повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

Описание исследовательского метода обучения, применяемого на уроках биологии, географии, занятиях внеурочной деятельности

В документе описан исследовательский метод обучения, применяемый мной на уроках биологии, географии, занятиях внеурочной деятельности. Представлена результативность этого метода за пять последних лет....