Карточки- задания к уроку «Дисперсия света»
план-конспект урока по физике (10 класс) по теме

Куприкова Лидия Николаевна

карточки к уроку "Дисперсия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartochki.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОЧКИ к уроку «Дисперсия»

Выводы печатаются на обратной стороне карточки для того, чтобы учащиеся могли проверить

правильность своих ответов.

Задания I группе экспериментаторов 

Выполните демонстрационный эксперимент: получите и исследуйте спектр, используя призмы из разного стекла (флинт и крон).

1. Что вы наблюдаете?

2. Перечислите цвета видимого вами спектра.

3. Какие лучи отклоняются сильнее от своего первоначального пути (сильнее преломляются)?

4. Призма из какого стекла сильнее отклоняет лучи?

Сделайте выводы.

В ы в о д ы

1. Наблюдаем цветные полосы, не имеющие чётких границ.

2. Можно выделить семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, плавно переходящие один в другой.

3. Сильнее всего преломляются фиолетовые лучи.

4. Призма из флинт-гласа преломляет лучи сильнее.


Задания II группе экспериментаторов

Выполните эксперимент, пользуясь спектроскопом, цветными фильтрами и пояснительной иллюстрацией. 

План эксперимента. Пропустите белый свет через призму и пронаблюдайте спектр. Поставьте на пути луча до призмы цветной фильтр (лучше всего красный или фиолетовый, так как они обладают узкой полосой пропускания) и опишите полученную картину Сделайте выводы из опытов и наблюдений.

Работа с иллюстрацией 

1. От чего зависит цвет луча света?

2. Какие лучи преломляются сильнее, какие слабее?

3. У какого луча наибольший показатель преломления?

4. Лучу какого цвета соответствует волна наибольшей частоты νmax?

5. Дайте определение дисперсии.

 6. Учитывая, что скорость распространения света связана с показателем преломления обратной зависимостью (n = с/v), определите, волна какого цвета распространяется в среде с наибольшей скоростью.

7. Что такое спектр?

8. Сколько цветов в спектре?

Сделайте выводы из опытов и наблюдений.

В ы в о д ы . 1. Белый свет является сложным. При прохождении через призму он разлагается в спектр. Свет, прошедший через светофильтр, не разлагается в спектр. Цвета (световые лучи), не разлагаемые призмой в спектр, Ньютон назвал простыми.  Цвет простого луча – это субъективная характеристика излучения, результат физиологического воздействия света на наш глаз, он зависит от частоты этого воздействия, то есть от частоты световой волны. 2. Фиолетовые лучи преломляются сильнее красных: nф > nк. 3. Наибольший показатель преломления у фиолетового луча. 4. Наибольшую частоту имеет волна, соответствующая фиолетовому лучу: vmax = vфиол. 5. Дисперсия – зависимость показателя преломления от цвета луча (от частоты световой волны). 6. Показатель преломления фиолетового луча больше, чем показатель преломления красного, значит скорость «фиолетовой» волны меньше скорости «красной» волны: vф < vк. Наибольшую скорость распространения имеет «красная» волна. 7. Распределение излучения по частотам колебаний называется спектром. 8. Ещё Ньютон предложил простые цвета спектра, которые легко запомнить с помощью знаменитой фразы: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Резкой границы между соседними простыми цветами нет.


Задания III группе (теоретики) 

Пользуясь § 66 учебника [Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика. 11 класс. М.: Просвещение, 2004], попробуйте объяснить физическую природу дисперсии:

1. В чём состоит явление дисперсии?

2. На каком опыте можно наблюдать явление дисперсии?

3. Какие выводы сделал Ньютон в результате экспериментального изучения дисперсии?

4. Каковы причины разложения белого света в спектр при прохождении через призму?

5. Почему мы видим многообразие красок вокруг себя?

Сделайте выводы.

В ы в о д ы  

1. Явление дисперсии состоит в зависимости показателя преломления от цвета луча (от частоты световой волны).

2. Дисперсию можно наблюдать, пропуская белый свет через призму.

3. Белый свет является сложным.

4. Световые волны, различающиеся по частоте, по-разному преломляются на границе двух сред.

5. Лучи разного цвета (световые волны разной частоты) по-разному отражаются, поглощаются, рассеиваются и преломляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект к уроку "Дисперсия света"

Тема урока: «Дисперсия света»Урок проводится в 11-м классе при изучении темы «Волновые свойства света».Урок сопровождается презентацией в программе Microsoft Power Point. Цели урока: Образовательн...

Открытый урок Дисперсия света.11 класс

Предмет: физика Класс: 11 классТема в учебной программе: Электромагнитные волныТема урока: Дисперсия светаТип урока: урок- исследованиеМетоды: 1. Словесно- наглядный;        ...

Разработка урока Дисперсия света 11 класс

Изучение явления дисперсии на уроках физики в 11 классе...

урок Дисперсия света.

Дисперсия света 11класс...

Презентация, конспект урока, карточки - задания к уроку биологии для 6 класса на тему "Фотосинтез".

Матерьял содержит презентацию к урока "Фотосинтез" для 6 класса, а также разработку урока, карточки с заданиями для работы в парах и группах....

План урока:"Дисперсия света" 11кл.

Конспект к уроку физики на тему: Дисперсия света" 11 класс...

Методическая разработка урока "Дисперсия света"

разработка урока "Дисперсия света"...