КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:"Законы отражения и преломления света"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Колмыкова Светлана Владимировна

Урок проходит в игровой форме. Урок-сказка. Используются стихи собственного сочинения, видио-ролики, презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ И ПРЕЛОМЛЕНИЯ СВЕТА».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока: Повторение знаний по темам: «Природа света. Распространение света. Скорость света».  Обобщение знаний по темам: «Закон отражения света. Закон преломления света. Формирование навыка построения отраженного луча, отражающей поверхности, навыка решения задач по данным темам. Формирование практического умения находить показатель преломления света в среде.

Оборудование: Компьютер, электронная презентация по теме, видеоролики (http://rutube.ru/tracks/1483814.html http://video.ukrhome.net/watch/2663/54614/45951/), раздаточный материал, карточки-задания, костюмы действующих лиц.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, познавательная игра, самостоятельная работа, практическая работа.

Действующие лица: Лучик, Солнце, Главный ученый, Ведущий, Заведующий первой лабораторией, Заведующий второй лабораторией, Ученые.

Подготовительная работа. Ребята делятся на две группы. Каждая группа готовит материал по заданной теме. Выбираются действующие лица.


ХОД УРОКА.

  1. ОРГМОМЕНТ. Появляются действующие лица. Они одеты в соответствующие костюмы.

Ведущий:  Солнце на небе взошло, стало на земле светло.

                     Пробиваясь через тучи, родился у солнца лучик.

                     Несмышленый, молодой,  но веселый, озорной.

                     Солнце, ласково сияя, в путь свой лучик посылает.

Солнце:      Отправляйся лучик в путь, по дороге не забудь:

                     Людям свет нести ты должен, но прошу – будь осторожен!

Лучик:        Мама-солнце, погоди. Будет страшно мне в пути.

                    Как вести себя не знаю, вдруг возьму и оплошаю.

Солнце:      Не волнуйся мой сынок, на земле возьмешь урок.

                     Там ученые живут, и законы света чтут.

                      Скажут, как распространяться, от предметов отражаться,

                       Там научат преломляться и на спектр распадаться.

  Лучик:        Я надеюсь, все пойму. На земле! Я к вам иду!

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

На земле Лучика встречает Главный Ученый.

Главный Ученый:

- Здравствуй Лучик, а мы тебя давно ждем. Я – Главный Ученый, а это мои помощники -  ученые. Они расскажут тебе об отражении и преломлении света, о законах отражения и преломления, а также о том, где их используют.

Лучик:

-  Я буду рад у вас поучиться. Но по дороге сюда у меня возник ряд вопросов. Можете  на них ответить?    

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ.   (Презентация).

1.Как распространяется свет в  однородной прозрачной среде?

2. Чему равна скорость света в вакууме?

3. При переходе из вакуума в среду скорость света уменьшается, увеличивается или остается прежней?

4. Линия, вдоль которой распространяется энергия световой волны,  называется…

5. А в полдень лужи под окном

   Так разливаются и блещут,

   Что ярким солнечным пятном

   По залу «зайчики» трепещут.

                                И.А. Бунин.

Какое световое явление наблюдал Бунин?

6. Что такое свет: поток частиц или электромагнитная волна?

 3.ОТРАЖЕНИЕ СВЕТА. ЗАКОНЫ ОТРАЖЕНИЯ.

Главный ученый:

-А теперь Лучик я приглашаю тебя в лабораторию, где ученые изучают отражение света.

Заведующий первой лаборатории:

-Наша лаборатория работает над проблемами отражения света. Предлагаем тебе посмотреть ролик, снятый нашими учеными. (Просмотр ролика об отражении света).

Заведующий первой лаборатории:

-А теперь наши ученые расскажут тебе о своих достижениях (слайды 2-6 комментируются учеными из первой лаборатории).

Заведующий первой лаборатории:

-Предлагаем тебе, Лучик, поработать вместе с нашими учеными.

(Задания со слайдов 7-10), (задания раздаются каждому на карточках и выполняются всеми)

Задание № 1. Построить перпендикуляр и отраженный луч.

Задание № 2. Будут ли параллельны отраженные лучи?

Задание № 3. Построить перпендикуляр и отражающую поверхность.

Задание № 4. Ответить на вопросы.

  1. Угол между падающим лучом и отраженным равен 60 градусов. Чему равен угол падения? Чему равен угол между падающим лучом и зеркалом?
  2. Как нужно расположить плоское зеркало по отношению к горизонту, чтобы вертикальный луч стал отражаться горизонтально?

4.ПРЕЛОМЛЕНИЕ СВЕТА. ЗАКОНЫ ПРЕЛОМЛЕНИЯ.

Главный Ученый:

-А в этой лаборатории ученые изучают преломление света. Давай посмотрим ролик, который сняли они.

( Просмотр ролика о преломлении света).

-Послушаем, что расскажут нам ученые о своей работе.

(Слайды 11-21 комментируются учеными из второй группы)

Заведующий второй лаборатории:

- А теперь поработаем вместе с нашими учеными.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕЛОМЛЕНИЯ СТЕКЛА.

1)Расположить призму на листе бумаги, так как показано на рисунке.  Расставить три иголки так, чтобы глядя  через основание призмы казалось, что они лежат на одной прямой.

2)Провести падающий луч, преломленный луч и перпендикуляр в точку падения.

3)Измерить угол падения, угол преломления, и найти синусы этих углов по таблице синусов.

4)Определить показатель преломления стекла по формуле: n=sinα\sinβ.

    5.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ОТВЕТЫ (высвечиваются на слайде)

Задание 1.

Задание 2. НЕТ.

Задание 3.

Задание 4.      1)30 градусов. 60 градусов.

                          2)Под углом 45 градусов к горизонту.

Задание 5.Показатель преломления стекла в пределах от 1,47 до 2,04

За каждое правильно выполненное задание 1-4 ставится 1 балл, за правильное задание 5 ставится 5 баллов.

Оценки: 5-6 баллов  - «3»

                 7-8 баллов – «4»

                  9-10 баллов – «5».

Всем, кто выступал на уроке,  Лучик дарит свою улыбку смайлик-брелок.

Лучик благодарит всех за урок: Я вам желаю, чтобы в вашей жизни были только солнечные дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». 8 класс.

Конспект урока разработан с учетом интегрального и деференциального стиля мышления учащихся, по модульной технологии. Цель урока: осознать закон сохранения энергии, наблюдать переход энергии от о...

Материалы к уроку на тему:"Свет. Законы отражения и преломления света." (8 класс).

Данный материал содержит опорный конспект по теме «Свет. Законы отражения и преломления света», вопросы к данному материалу, а также комментарии и объяснения опорного конспекта. Конспект может быть ис...

Группа П К 1 Физика (18 - 23 мая) Тема 7. Законы отражения и преломления света.

Задание1. Изучить материал учебника. 13.1. -13. 3.2. Зарисовать ход лучей собирающей и рассеивающей линз.3. Составить краткий конспект по теме "Элементы геометрической оптики".4. Написать со...

Методическая разработка урока изучения нового материала по теме «Оптика. Природа света. Законы отражения и преломления света»

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Физика» и студентов 1 курса специальностей «Сестринское дело».Мотивация изучения темы: «Оптика...