Я свой! Из космоса прилетел
творческая работа учащихся по физике (9 класс) на тему

Лоскунина Надежда Александровна

Реферат на тему "Я свой! Из космоса прилетел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golovina_ya_svoy.doc590.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа

Реферат на тему:

«Я свой! Из космоса прилетел»

К  80-летию  Ю.А. Гагарина.

Выполнила Головина  Ксения

Ученица 9 класса

Руководитель:  Лоскунина Н.А.

С.Мамонтово

2013-2014 учебный год.

План

1.Ранняя жизнь и образование.

2.Карьера в ВВС.

3.Гагарин с космическим  отрядом.

4.Выборы космонавта и подготовка.

5.Хроника  первого дня для космической эры.

6.Полет в космос.

7.На грани жизни и смерти.

8.Где же он приземлился?

9.Возвращение на Землю.

10.Поднатужился и поднапрягся.

11. Освещение в советских СМИ.

12 .После  полета в космос.

13. Зарубежные визиты.

14. Дальнейшая жизнь и карьера.

15. Гибель Гагарина.

«В каждом виде человеческой деятельности, а
значит, в каждой профессии и в жизни каждого
человека бывает высота, которую могут назвать
подвигом. Человек, победивший эту высоту,
становится героем...»
Ю.Гагарин

«Каждый раз на таком переломном, или точнее,
взлетном моменте истории думаешь о его герое.
О том человеке, который становится символом
этого взлета. Выбор истории был безошибочен...»
Г.Титов

Юрий Алексеевич Гагарин

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968) российский космонавт летчик-космонавт СССР(1961), полковник, Герой Советского Союза (1961).  Совершил первый в мире полет в космос на космическом корабле «Восток» продолжительностью 1 час 48 минут

Ранняя жизнь и образование.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года, по документам в деревне  Клушино  Гжатского района Западной области  РСФСР, то есть по месту жительства (прописки) родителей.

 Фактическое место рождения —роддом  города Гжатска (переименованного в 1968 году в  г. Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902—1973), — плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903—1984), — работала на молочно товарной ферме. Его дедушка, рабочий Путиловского завода Тимофей Матвеевич Матвеев, жил в Санкт-Петербурге, в Автово, на Богомоловской (ныне Возрождения) улице в конце XIX века.

Дом, в котором Юрий Гагарин жил в школьные годы. Город Гагарин (бывший  Гжатск )

Детство Юрия Гагарина прошло в деревне  Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли нацистские войска, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня  Клушино была оккупирована немецкими войсками. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс  Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи,  седьмой класс ,которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский  индустриальный техникум.  25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский  аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов. Закончил с отличием учёбу  и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте  Як-18.  Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа.

Карьера в ВВС

27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую  армию и направлен в Чкалов (ныне Оренбург), в 1-е военно-авиационное училище лётчиков  имени  К. Е. Ворошилова. Обучался Гагарин у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил близ Мурманска в 169-м истребительном авиационном  полку 122-й истребительной авиационной дивизии  Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.

 Гагарин с космическим отрядом.

На корабле «Восток-1» было принято в Постановлении  ЦК КПСС  и  Совета Министров  СССР№ 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров  СССР№ 569—264 от 22 мая 1959 года. Военно-воздушные силы СССР занимались отбором и подготовкой будущих космонавтов. Планировалось отобрать 20 кандидатов .Отбор кандидатов в космонавты осуществлялся специальной группой специалистов Центрального военного научно-исследовательского авиационного госпиталя. Психологи же обратили внимание на следующие особенности характера Гагарина: Любит зрелища с активным действием, где превалирует героика, воля к победе, дух соревнования. В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремлённость, ощущение коллектива. Любимое слово — «работать». На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично. Чистосердечен. Чист душой и телом. Вежлив, тактичен, аккуратен до пунктуальности. Интеллектуальное развитие у Юры высокое. Прекрасная память. Выделяется среди товарищей широким объёмом активного внимания, сообразительностью, быстрой реакцией. Усидчив. Не стесняется отстаивать точку зрения, которую считает правильной .9 декабря 1959 года Гагарин написал рапорт с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Через неделю Гагарина вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном

госпитале. В начале 1960 года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта  Гагарина годным для космических полётов.11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича  Вершинина была организована специальная войсковая часть (В/Ч) № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов (в дальнейшем, часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС). Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты приказом Главнокомандующего ВВС К. А. Вершинина от 3 марта 1960 года, а 11 марта — вместе с семьёй выехал к новому месту военной службы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки  космонавтов.

Выбор космонавта и подготовка.Кто первым должен лететь в космос, у Главного конструктора Особого конструкторского бюро № 1 Госкомитета Совета Министров СССР по оборонной технике  Королёва и его сподвижников сомнений не вызывало — это должен быть лётчик реактивной истребительной авиации.

Эмблема миссии «Восток-1»

С учётом особенностей и возможностей космической техники понадобились особые кандидаты — люди абсолютно здоровые, профессионально подготовленные, дисциплинированные, соответствующие всем предъявляемым физическим и медицинским требованиям .После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г, центр подготовки космонавтов всем своим личным составом

 перебрался на постоянное место своего базирования — в Звёздный.  Там, в тот момент, удалось создать, на первое время, самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Первый отряд космонавтов СССР). Кандидаты набирались именно среди военных лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25—30 лет, рост не более 170 см, вес не более70—72 кг, способность к высотной и стратосферной  адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены  КПСС  в  1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение. Непосредственно лётные качества не играли решающей роли. Лётчик-испытатель Марк  Галлай, принимавший участие в подготовке будущих космонавтов к полёту, в книге «С человеком на борту» писал: «В любом авиагарнизоне можно было без труда встретить таких ребят. Плохо ли это? Напротив, убеждён, что очень хорошо! Ни в коей мере не умаляет достоинств первых космонавтов, но многое говорит в пользу „любых авиагарнизонов“».

Сергей Павлович Королев не упускал  малейшей возможности лишний раз  попытаться убедить Хрущева, что  настал час отправить человека в космос. Хрущев тоже хотел, чтобы первой это сделала Страна Советов, но и опасался, как бы не вышла осечка  огромные  успехи достигнуты, но были и неудачи. Да какие….

За год до того, 1 мая 1960 года, вышел из-под контроля летевший  на автомате космический корабль «Восток» и пропал в атмосфере, объятый пламенем. 24 октября на старте взорвалась ракета с новым топливом. Погибли 48 человек, и в их числе маршал Митрофан Неделин. 28 июля 1960года был запущен корабль «Восток-1»,  взорвался через 15 секунд., а 4 августа  через 23. 19 августа 1960 года был запущен корабль с собаками -Белкой и Стрелкой, успешно вернувшиеся на Землю 1 декабря1960 года сгорел космический корабль «Восток» с двумя собачками на борту. 21 декабря не вышел на орбиту очередной «Восток» с двумя собаками. Приблизительно такой же список накопился и у американцев. Обе стороны на этот счет  разумно помалкивали. И вот теперь Королев, снова настаивает: надо посылать человека. Он  Королев, ручается: все будет отлично. Хрущев по прежнему в колебаниях… В первых числах апреля 1961 года он дал добро.

В первом отряде космонавтов обозначились два лидера — Юрий Гагарин и Герман  Титов. Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов.

3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось закрытое заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике  К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. П. Королёвым  и Н. П. Каманиным:

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания, комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Титова  утвердить запасным космонавтом.

 Полёт в космос.

До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная программа .  Участие СССР в космической гонке ,привело к тому, что при создании корабля «Восток » был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля «Восток-1» была убрана дублирующая тормозная установка.

Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.

Копия ракеты «Восток»,ВДНХ, Москва

Старт корабля «Восток» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; позывной Гагарина был «Кедр». «Поехали! » Гагарин вспоминал, волнение  началось, когда закрывали люк. Слышал, ОДИН КОНТАКТ  как ЕГО ЗАКРЫВАЮТ, КАК СТУЧАТ КЛЮЧАМИ. ПОТОМ НАЧИНАЮТ ВНОВЬ ЛЮК ОТКРЫВАТЬ. Смотрю, ЛЮК СНЯЛИ . ПОНЯЛ, ЧТО- НИБУДЬ НЕ В ПОРЯДКЕ.  МНЕ  КОРОЛЕВ ГОВОРИТ : « ВЫ НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ, ПОЧЕМУТО НЕ ПРИЖИМАЕТСЯ. ВСЕ БУДЕТ  НОРМАЛЬНО «  РАСЧЕТОМ БЫЛИ ПЕРЕСТАВЛЕНЫ ПЛАТЫ, НА КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕННЫ КОНЦЕВЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ. ВСЕ ПОДПРАВИЛИ И ЗАКРЫЛИ КРЫШКУ ЛЮКА.

Поднатужился и поднапрягся.

А вот что космонавт поведал  о старте: «Ракета плавно, мягко снялась со своего места. Я даже не заметил, когда она пошла. Потом почувствовал, как по  конструкции пошла мелкая дрожь. Я приготовился  к катапультированию. Дело в том, что два «Востока-2 «, запущенные летом 1960 года, начали  разрушаться именно от вибрации на высоте 2-3 километра над поверхностью Земли. Тогда катапультироваться  еще можно было. Но важно было не пропустить момент начала разрушения корабля и взрыва. И Гагарин терпеливо наблюдал, что само по себе было героическим поступком.

После первой  минуты полета катапультироваться было бесполезно; слишком высоко. «Слышу, докладывает Сергей Павлович  о том, что идет 70-я секунда. В этот промежуток времени меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Возникает встряска. Перегрузка плавно растет, но она вполне переносимая, как на обычных самолетах-5g. При такой перегрузке я вел все время репортаж и связь со стартом. Было несколько трудно разговаривать, так как стягивало все мышцы лица. Несколько поднапрягся.

Ракета-носитель«Восток»  проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной: рассекреченные параметры орбиты были 327×180 км. Сход с такой орбиты с помощью « аэродинамического торможения » мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления, можно было бы её разблокировать.

Макет корабля «Восток-1» в парижском

 Музее  авиации и космонавтики

В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь — Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. «Разделение корабля и спускаемого аппарата  произошла на 10 минут позже запланированного срока. А потом  началось испытание физической выносливости и характера:» Я  чувствовал, что корабль идет с некоторым подрагиванием. В плотных слоях атмосферы он заметно тормозился. По моим ощущениям перегрузка была за 10 g (нетренированный человек при этом теряет сознание).  Был такой момент, секунды 2-3, когда у меня начали расплываться показания на  приборах.  В глазах стало немного сереть. Снова поднатужился, поднапрягся. Это помогло. Все стало как бы на свое место.» Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий «Восток» и «Восход»), то есть с 8—10-кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки — после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3—5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных пяти кораблей из серии «Восток»). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре  Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки — Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Гагарину помогла хорошая предполётная подготовка — управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5—2 километрах от берега.

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108-й минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения, спускаемый аппарат, с Гагариным, приземлился  не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку, от Энгельса в районе села Смеловка.  В 10:48 радар близлежащего зенитно-ракетного дивизиона  засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две. Посадка «Востока» тоже не была гладкой. Гагарин отмечал: » Резкий толчок, и  корабль начал вращаться вокруг своих  осей с очень большой скоростью. Земля  у меня проходила во взоре сверху справа вниз и влево… Получился кардибалет:  голова - ноги, голова - ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от Солнца, чтобы свет не падал в глаза.»

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии  ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

На грани жизни и смерти.

Считается, что космический полет Юрия Гагарина  прошел  гладко – без сучка без задоринки, что совсем не так. Событие хранилось в строжайшей тайне: первый космонавт Земли мог  погибнуть. Сработали тормозные двигатели, и корабль и корабль сошел с круговой орбиты. Близился главный момент; через 12 секунд после  этого спускаемый аппарат должен отделиться от корабля. Не отделился. Что из этого могло последовать? В такой ситуации парашют спускаемого аппарата раскрыться не сможет, и он  метеоритом  вонзится в землю. Гагарин прекрасно все понимает, на вопросы из Центра управления  отвечает совершенно спокойно. Повлиять на сложившуюся ситуацию он ни как не может. И с земли  ему ничем не помогут помочь. Корабль с большой скоростью вращается вокруг оси и стремительно летит к поверхности Земли.. Разделения нет.. … Наконец спускаемый аппарат  отделился. Перегрузки возросли, но  это  ощущение , когда как бы сводит мышцы лица, тело сковывает, теснит дыхание, от навалившейся тяжести все в глазах расплывается. Но настроение у Гагарина поднимается: теперь все идет хорошо. Космонавт успешно катапультировался, в нужный момент раскрылся оранжевый купол парашюта. Подумал: » Как все-таки  удобно в кресле спускаться…»Но ему предстоит еще одно испытание. Скоро  Гагарин  ощутил, что  воздух не поступает в скафандр. Эта беда дальше некуда. Воздуха, содержащегося в самом скафандре, хватит лишь на считанные минуты. Он сообразил, что случилось: еще на земле, когда его одевали, оболочка прижала клапан. Только минут  через шесть, изрядно попотев и помучившись, Гагарину  удалось забраться под оболочку и за  тросик вытянуть клапан. Приземление прошло безукоризненно.

 Где же он приземлился?

Приземлился он не в заданном  районе – из-за той  самой задержки с разделением и в реке, Волгу узнал не сразу. А узнал, в  душе потеплело: он боялся,  что отнесет намного восточнее и поиски спасателей  могут затянуться надолго. Приземлившись, избавился от парашюта, сделал несколько шагов по земле, поднялся на  невысокий пригорок.  И сразу  увидел женщину  с девочкой, шедшей к нему. Пошел навстречу, а женщина настороженно остановилась. Гагарин крикнул: «Да я свой! Свой! Русский, советский! Из космоса прилетел!» Женщина сделала несколько неуверенных шагов…

Возвращение на Землю

Тем временем с аэродрома Энгельс  вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Экипаж вертолёта Ми-4 первым обнаружил спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. С его борта на дороге неподалеку от КПП ракетного дивизиона заметили автомашину, на которой Гагарин после доклада в части направлялся к спускаемому аппарату. Гагарин вышел из машины и махал руками, его подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос —медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.

Спускаемый аппарат космического корабля «Восток» в музее РКК «Энергия». Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта.

Записка Юрия Гагарина, написанная и подписанная им на клочке бумаги, после исторического полёта.

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы для связи с Москвой.

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта :Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (Первому секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.

После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). На самолете был проведен первый медицинский после полетный осмотр. Врач подполковник В.Волович  наложил манжетку и измерил давление. Не поверил своим глазам: 120 на 751 Пульс -65! И всего 12 вдохов в минуту! Он был спокоен, как если бы проснулся только что!  

  Было принято решение, во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка».  Но, пока глушили двигатели самолёта  и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу, (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом  завода «Прогресс), где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), Приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли стол и отпраздновали удачный полёт Гагарина в космос.

 Освещение в советских СМИ

Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос, сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

«Комсомольская правда». 13 апреля 1961 года

Сообщение о полёте Гагарина в газете «Известия». 12 апреля 1961 года

«Известия». 14 апреля 1961 года

«Литературная газета». 13 апреля 1961 года

«Литературная газета». 15 апреля 1961 года

Перед полётом правительством СССР заранее было подготовлено три сообщения ТАСС о запуске человека в космос, в том числе одно «Трагическое», если космонавт не вернётся живым:
1 вариант— торжественный, о выходе корабля-спутника с человеком на борту на околоземную орбиту:

После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Осуществление полета человека в космическое пространство открывает грандиозные перспективы покорения космоса человечеством.

— ТАСС, 12 апреля 1961 года.

2 вариант— сообщение о невыходе корабля-спутника на орбиту и его экстренном приземлении, в нём же обращение к народам и правительствам зарубежных стран с просьбой оказать содействие в поиске и спасении космонавта;
3 вариант— сообщение о трагической гибели космонавта.

Проекты всех трёх сообщений были приложены к записке  Устинова, Руднева, Калмыкова, Дементьева, Бутомы, Келдыша, Москаленко, Вершинина, Каманина, Ивашутина и Королёва в ЦК КПСС от 30 марта 1961 года. Постановлением Президиума ЦК КПСС от 3 апреля 1961 года «О запуске космического корабля-спутника» тексты сообщений были одобрены.

Все три сообщения были запечатаны в специальные конверты под номерами: 1,2,3 и отправлены на радио, телевидение, и ТАСС. По команде из Кремля вскрывался лишь тот конверт, номер которого укажут из Кремля. 12 апреля 1961 года, а оставшиеся конверты подлежали немедленному уничтожению.

После полёта в космос

Встреча в Москве

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына — Сергея Хрущёва:

«Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалуМалиновскомуи сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора  дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором».

Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

По другим свидетельствам, очередное звание «капитан» Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Ф. Устинов предложил произвести его сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что он стал майором, только после посадки. Во всех сообщениях ТАСС 12 апреля уже говорилось о «майоре Юрии Гагарине».

Как при коммунизме.

Что же было  нужно человеку начала 60-х годов, чтобы чувствовать себя как при коммунизме? В первую очередь, конечно, деньги. Уже 13 апреля 1961года вышло постановление Совет Министров СССР постановляет:» За  образцовое выполнение специального задания по осуществлению первого в истории человечества полета в космос  майору Гагарину Юрию Алексеевичу  выдать денежное вознаграждение  в сумме 15 тысяч рублей». Это средняя зарплата  советского гражданина  за 18лет. Кстати , по 15 тысяч рублей космонавтам  выдавали и более поздние времена..За свою премию космонавт, побывавший в космосе, мог купить очень многое .Даже «комплект»из квартиры, машины  и бытовой техники, о которых мечтали  миллионы советских граждан.18 апреля 1961 года было подписано Постановление Президиума ЦК КПСС «О подарках Гагарину Ю.А.и членам его семьи». В подписанном Хрущевым документе говорилось: «Признать необходимым, подарить от имени Правительства СССР первому летчику- космонавту майору Гагарину Ю.А. машину  «Волгу», жилой дом, мебель и экипировку приложению. Обязать  Министерство  обороны СССР  выделить Гагарину Ю.А. четырех комнатную квартиру по месту службы. А родителям  Гагарина выделили сборный дом из трех комнат, мебель, телевизор,  радиоприемник, комплекты одежды. Была полностью одета- обута жена первого космонавта, дети получили кровать, коляску, одежды, игрушки, детское приданое. Двум  братьям и сестре героя выдали по 1000 рублей.

14 апреля за Гагариным прилетел  Ил-18.  На подлёте  к Москве,  к самолёту,  присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей  МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвёл посадку в аэропорту  Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии — подтяжка от носков) но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:

«Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР!  Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…».

Дальше была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий  Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР». Потом  награды посыпались как из рога изобилия. При этом  любопытно, что  советский орден у него только один Орден  Ленина.

Остальные девять он получил от правительств зарубежных стран, в том числе и таких экзотических Египет, Индонезия, Либерия. До полета  к своим 27 годам он был награжден лишь одной юбилейной медалью «40 лет Вооруженных Сил  СССР»

Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации, Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не  назывались. Леонид Брежнев вручил Гагарину «Золотую Звезду» Героя Советского Союза и  Орден  Ленина

 Многих новорожденных мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина — Юрием.

На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил  «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал».

Традиции, которые начались с Гагарина

 Перед вылетом в космос российские космонавты всегда смотрят фильм "Белое солнце пустыни". Этот обычай появился после выхода фильма в 1969 году.  Юрий Гагарин установил еще один обычай: по дороге на космодром ему захотелось в туалет, автобус остановили, и Гагарин пописал через дырочку в скафандре прямо в пустыне. И теперь все космонавты, не снимая снаряжения, справляют нужду по дороге на космодром.

Экипаж "Союза-ТМ", стартовавший 31 октября с Байконура, решил не нарушать традицию. Вместе с россиянами Юрием Гидзенко и Сергеем Крикалевым "обычаи соблюдал" и американец Уильям Шепард, сообщает Reuters. "С чего бы мы стали нарушать традиции? Возможно, в будущем появятся новые обычаи, но пока мы будем соблюдать старые", - сказал Юрий Гидзенко. Юрий Гагарин, официально считающийся первым космонавтом Земли, не был первым. До его полета при попытке покорить космос погибли три советских летчика, сообщил в интервью "Интерфаксу" бывший старший инженер-экспериментатор ОКБ-456 Михаил Руденко. По словам Руденко, в 1957, 1958 и в 1959 годах с космодрома "Капустин Яр" в Астраханской области были запущены космические корабли, пилотируемые летчиками Ледовских, Шабориным и Митковым. Все эти летчики погибли, и их фамилии никогда официально не упоминались, утверждает Руденко. По сведениям Руденко, эти летчики участвовали в так называемых суборбитальных полетах - то есть они должны были не совершить целый виток вокруг планеты, что впоследствии выполнил Гагарин, а лететь по параболе. Причем Ледовских, Шаборин и Митков были обычными летчиками-испытателями и не проходили никакой специальной подготовки. "По-видимому, после серии трагических запусков, руководство проекта полета человека в космос решило кардинально изменить программу и более серьезно подойти к вопросу подготовки пилотов - создать отряд космонавтов". Полет в космос Юрия Гагарина, как выясняется, сопровождался происшествиями, которые долгое время были засекречены и составляли государственную тайну.  12 апреля 1961 года полковник Николай Мартемьянов обеспечивал связь с первым космонавтом. Никогда после этого он не давал интервью, однако сегодня, согласился рассказать неизвестные ранее подробности полета Гагарина. По словам Мартемьянова, подготовка к первому полету была авральной. Гагарина посадили в кабину космического корабля за 2 часа до старта и тут начались неприятности. Выяснилось, что не закрылся входной люк. Затем Гагарин забыл переключить тумблер и пропал из эфира. Мартемьянову удалось сделать невозможное - с помощью небольшой радиостанции он наладил трансляцию. До полета оставалось еще достаточно времени, и генеральный конструктор Сергей Королев попросил включить скучающему космонавту музыку. Теперь точно известно, что перед полетом Гагарин слушал песни Булата Окуджавы. И вот начинается стартовый отсчет. Гагарин говорит свое знаменитое: "Поехали!". Примитивная антенна, сделанная из армейского прожектора, исправно передает сигналы в космос. Связисты же готовят акцию прикрытия. Если ракета взорвется, они должны сбить с толку американских разведчиков. "Нашей обязанностью было продолжать счет, - рассказывает Николай Мартемьянов. - "30 минут - полет нормальный" и т.д. Даже если б ракета уже на земле догорала". Космического телевидения в те времена еще не было. Руководители полета слышали Гагарина, но не видели его. За время нахождения Юрия Гагарина в космосе было записано 40 км магнитной пленки. Катушки опечатали и под грифом "совершенно секретно" передали на вечное хранение.

«Космос не только удел мужественных и
смелых. Он для любознательных и
терпеливых, смекалистых и твердых,
ищущих и верящих в будущее этого пока
еще не познанного мира».
Ю.А.Гагарин

«Каждый труд большой или маленький,
если он совершается на благо
человечества - благороден. Я счастлив,
что в этом труде есть и моя доля».
Ю.А.Гагарин

Зарубежные визиты

Почти через месяц после полёта Юрия Гагарина отправили в первую зарубежную поездку с так называемой «Миссией мира». Первый космонавт посетил Чехословакию, Финляндию, Англию, Болгарию и Египет.

Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки  штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».

Юрий Гагарин во время зарубежного визита в Египет,  5 февраля 1962 года

Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у памятника АлёшеФинляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах. В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. В Англии на машину, «Rolls-RoyceSilverCloud-II» установили специальный номерYG 1(Юрий Гагарин 1). Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании.

19

 Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса. (первый экземпляр) и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом   и с королевой Елизаветой II.  Королева, вопреки этикету, сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный, и потому нарушения этикета нет.

За 1961 год  Гагарин  посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу (21—22 июля), Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан.

В январе-феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику (Египет) по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель ХакимАмера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Гагарина высшим орденом республики «Ожерелье Нила».В сентябре 1963 года Гагарин посетил Париж, где принял участие в XIV Международном конгрессе астронавтов.

Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран.

Дальнейшая жизнь и карьера

Космонавты: Юрий Гагарин (третий слева на фотографии), Виктор Горбатко на пикнике в Долгопрудном с друзьями, 19 августа 1963 года

В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Вновь начавшаяся подготовка

20

ккосмическому полёту, полёты на самолётах и необходимый режим смогли остановить этот процесс.

1 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года защитил в ней дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковникуЮрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии.В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом  Общества советско-кубинской дружбы

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим  полёт в космическое  пространство.  Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур.  После 108 минут пребывания в космосе , Гагарин,  успешно приземлился в Саратовской области,  неподалёку от города  Энгельса. Начиная,  с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником —Днём космонавтики .Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского, работал в ЦПК  и готовился к новому полёту в космос. В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики , в июне того же года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. Весьма вероятно, что если бы был жив Королёв, Гагарин был бы основным пилотом «Союза-1», поскольку Королёв обещал ему полёт на корабле нового типа. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 Гагарин совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.

Юрий Гагарин приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.

Несмотря на занятость, Гагарин находил время и для хобби, которыми были катание на водных лыжах и коллекционирование кактусов.

Гибель.

27 марта 1968 года Гагарин погиб в авиационной катастрофе, выполняя тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ  под руководством опытного инструктора  В. С. Серёгина, вблизи деревни Новосёлово  Киржачского района Владимирской области.

Для расследования причин катастрофы была создана Государственная комиссия. Отчёт составил 29 томов и был засекречен; его детали до последнего времени были известны только из статей и интервью отдельных её членов. Суть выводов комиссии был такой: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки совершил резкий манёвр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально. Несмотря на попытки лётчиков вывести машину в горизонтальный полёт, самолёт столкнулся с землёй и экипаж погиб. В ходе расследования отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.

К 50-летнему юбилею полёта Гагарина в космос были рассекречены выводы госкомиссии о возможных причинах его гибели. Наиболее вероятной причиной падения самолёта, согласно данным Архива президента РФ, был назван резкий манёвр уклонения от шара-зонда или, что менее вероятно, для предотвращения входа в верхний край облачности. В условиях усложнённой метеорологической обстановки это привело к попаданию самолёта в за критический режим полёта и сваливанию.

Исследования группы специалистов под руководством С. М. Белоцерковского показали, что наиболее вероятной причиной резкого манёвра стало сближение и резкое уклонение от другого самолёта, с возможным попаданием в его вихревой след. Вследствие этого, МиГ-15УТИ Гагарина и Серёгина попал в плоский штопор. Находясь в облачном слое, лётчики не могли видеть высоты полёта. Руководствуясь неточными метеорологическими данными и показаниями приборов, лётчики предполагали, что успеют вывести самолёт из падения, но запас высоты оказался недостаточен. После выхода из облачного слоя — катапультироваться было уже поздно. В 2013 году,  Алексей Леонов сообщил, что в результате рассекречивания документов следственной комиссии эта версия полностью подтвердилась: В зоне полёта Гагарина и Серёгина несанкционированно оказался самолёт  Су-15, который на форсаже ушёл на свой эшелон, пройдя на расстоянии 10-15 метров от самолёта Гагарина и тем самым вогнав последний в спираль, выйти из которой лётчики не успели.

В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур ( впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город —Гжатск), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.

 Почётные звания и награды

Звания

Советское правительство также повысило Ю. А. Гагарина в звании от старшего лейтенант сразу до майора (стартовал в космос в звании старшего лейтенанта, приземлился — майором).

  • Президент Общества советско-кубинской дружбы
  • Почётный член Общества «Финляндия—Советский Союз»
    и других.

С 1966 года Юрий Гагарин являлся почётным членом Международной академии астронавтики.

  • Заслуженный мастер спорта СССР (1961, звание получено, как награда за полёт в космос)
  • Военный лётчик 1-го класса (1961, квалификация присвоена за космический полёт)

Ордена.

Память

В топонимах

Учреждения

Суда и самолёты

Награды и знаки

В космосе

  • Именем Юрия Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны
  • В честь Юрия Гагарина назван астероид

Иное

  • Памятник Юрию Гагарину открыт в Гринвиче в мае 2013 года
  • В Саратове ежегодно проводятся традиционные соревнования по мотокроссу, посвящённые памяти Гагарина
  • Редкий минерал, найденный в шахтах Восточно-Казахстанской области Казахстана, был назван гагаринит
  • Выведен сорт гладиолусов под названием «Улыбка Гагарина»
  • Именем Гагарина назван немецкий авангардный звукозаписывающий лейбл GagarinRecords

Почтовые марки и монеты

Почтовый блок СССР(1976)(ЦФА (ИТЦ «Марка»)№ 4569)

Почтовая марка к 75-летию со дня рождения Ю. А. Гагарина (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 1304)

Юбилейная монета, номиналом в 10 рублей 2001 года, отчеканенная к 40-летию первого полёта человека в космос

Юбилейная золотая монета, номиналом в 1000 рублей 2011 года, отчеканенная к 50-летию первого полёта человека в космос

Литература

  • Виктор Порохня Дорога на Байконур. Рассказ о Юрии Гагарине.— Казахстан, 1977.— 104с.
  • Гагарин Ю.А. Дорога в космос.— М.: Воениздат, 1978.— 370с.—100 000 экз.
  • Ю. Докучаев Юрий Гагарин.— М.: Детская литература, 1981.— 144с.
  • М. Ф. Ребров Советские космонавты / 2-е изд. доп. и перераб ..—М.: Воениздат, 1983.— 308с.
  • Он был первым.— Воениздат, 1984.— 432с.
  • Юрий Ковешников Уроки Юрия Гагарина.— Лениздат, 1984.— 190с.— (Библиотека молодого рабочего).
  • Валентин Гагарин Мой брат Юрий.—М., 1984.— 350с.—100 000 экз.— ISBN 1-70-1139-6
  • В. В. АртёмовЮрий Гагарин. Человек-легенда.— Олма Медиа Групп, 2011.— 272с.—6000 экз.—ISBN 978-5-373-03953-6
  • А. Т. Гагарина, Т. А. Копылова Юрий Гагарин. Глазами матери.— Культурная Революция, 2011.— 368с.—2000 экз.—ISBN 978-5-250-06090-5
  • Валерий Хайрюзов Юрий Гагарин. Колумб Вселенной.— Вече, 2011.— 368с.—3000 экз.—ISBN 978-5-9533-4994-9
  • Виктор Степанов Юрий Гагарин.— Молодая гвардия, 1987.— 336с.— (Жизнь замечательных людей).
  • Николай Надеждин Юрий Гагарин.— Астрель , 2011.— 224с.— (Секрет успеха).—3000 экз.—ISBN 978-5-98986-523-9
  • Николай Надеждин Юрий Гагарин.— Мир энциклопедий Аванта  +, 2011.— 224с.— (Секрет успеха).—3000 экз.—ISBN 978-5-271-37687-0
  • Л.А. Данилкин Юрий Гагарин.—М.: Молодая гвардия, 2011.— (Жизнь замечательных людей).—20 000 экз.—ISBN 978-5-235-03440-2
  • Владимир Губарев Тайны Гагарина.— Эксмо, 2011.— 320с.— (Первые в космосе).—4000 экз.—ISBN 978-5-699-48162-0
  • Орден «Крест  Грюнвальда» I степени (Польша, 20 июня 1961)