Проблемно-исследовательский урок "Сила упругости" 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

урок по физике "Сила упругости 7 класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon probl.issled._urok_sila_urugosti.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на основе проблемно-исследовательской технологии

7 класс

Тема: «Сила упругости»

Тип урока: 

ПРОБЛЕМНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Тип знания: 1) понятие (сила упругости), 2) закономерность (F(x, k))

Цели урока: Экспериментально установить  причину возникновения силы упругости, зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества. Результаты эксперимента представить в виде графика или таблицы.

Задачи:

• развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;

• знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;

• способствовать овладению учащимся искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;

Сила упругости

Анализ

Учитель

(наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учащимися )

Ученик

 (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем)

Орг. момент

- Добрый день! присаживайтесь.

Проверка усвоения знаний предыдущего материала

Напишите все ассоциации, понятия, характеристики, признаки, связанные со словом сила

Дайте определение силы

Назовите, какие силы вам уже известны

Перечислите характеристики силы

Учащиеся, работая в группах, составляют кластер на альбомном листе, затем одна из групп демонстрирует написанное. Остальные проверяют, дополняя ручкой другого цвета то, что не записали.

Сила количественная характеристика взаимодействия

Тяжести и вес

Имеют направление, точку приложения, обозначение, единицу измерения, природу возникновения, формулу


Подведение к проблеме

Противоречие

Выдвижение гипотез

Поиск решения

Воспроизведение результатов

Итог урока  

Домашнее задание  

У каждого на столе находится  штатив, пружина или динамометр, набор грузов по механике.

Прикрепите груз к пружине и пронаблюдайте

Что вы зафиксировали?

Как называется сила, действующая на пружину и вызывающая её удлинение?

Обоснуйте, менялась ли сила тяжести в ходе опыта?

Сила, действующая на пружину, не менялась, а пружина сначала пришла в движение (растягивалась), а потом остановилась.

Как это можно объяснить?

Правильно со стороны пружины возникла сила. Называется она силой упругости.

Попробуйте сформулировать определение силы упругости.

Зарисуйте схематично опыт и запишите определение силы упругости.

Перед вами находиться несколько тел: полоска из бумаги, из целлофана, резинка бельевая, и пружина. Попробуйте их растянуть.

Что наблюдаем?

Какой у вас возникает вопрос?

Как проверить от чего будет зависеть сила упругости? Какие у вас есть предположения.

Попробуйте проделать эти  эксперименты. Пронаблюдайте и зафиксируйте свои результаты в тетрадях. Оформите результаты исследования в виде таблицы или графика.

Представьте  результаты своих опытов

Приведите примеры силы упругости, с которой вы встречаетесь в жизни.

Какие проблемы  мы решали  сегодня на уроке?

Какой ответ мы получили?

Молодцы!  Запишите полученный вывод в тетрадь.

Прочитать §      

Вы можете на выбор выполнить одно из двух дополнительных заданий.

А как вы думаете,  может ли сила упругости зависеть от формы тела?

1.Попробуйте дома провести эксперимент с телами,  сделанными из листа бумаги.

А)Поместить на (9) листов бумаги,  согнутых пополам и  поставленных на ребро, сверху плоскую  картонную пластину и на неё поместить груз

Б) Придать этим же листам форму колон и повторить демонстрацию.

Результат запишите в тетрадь. Можете предложить и свои варианты.  

2. Приготовьте презентацию на тему «Сила упругости в быту, природе и технике. Её польза и вред».

Спасибо за урок! До свидания!

     

проводят опыт

-Пружина растянулась потому, что к ней подвесили груз

-Сила тяжести

-Не  менялась потому, что не менялась масса груза

-Со стороны пружины возникла сила противодействующая  силе тяжести

- пружина сопротивлялась растяжению

- между молекулами в пружине увеличивались расстояния

-это сила, которая возникает при растягивании пружины или резины

-это сила, возникающая внутри тел при их растягивании

- это сила, которая возникает при деформации и противодействующая силы тяжести.

Работают с учебником и тетра

-Не все тела одинаково хорошо растягиваются

Почему одно тело растягивается легко, а другие плохо.

Не все тела можно растянуть.

-Возьмём тела одинаковой длины, но из разного материала (резинку, полоску бумаги, полоску целлофана или пружины одинаковой длины, но из разного материала).

-Можно взять одно тело и попробовать подвесить поочерёдно разные грузики.

Работают в группах, оформляя результаты на альбомном листе или плёнке (для показа через кодоскоп)

Выступление представителей от групп (проговаривают и показывают таблицы и графики)

-Если тела одинаковой длины, но сделаны из разного вещества, то тела растягиваются по-разному. Значит  сила упругости зависит от  рода вещества из которого сделано данное тело.

-Если берём одно и тоже тело и чем больше растягивается пружина,  то и сила упругости увеличивается.

Ребята приводят примеры,   с которыми встречаются в жизни.

-Причину возникновения силы упругости и  зависимость силы упругости от удлинения и рода вещества.

-Сила, которая возникает при деформации и противодействует  силе тяжести, есть сила упругости.

-Сила упругости зависит от  рода вещества, из которого сделано данное тело и от растяжения пружины.

Учащиеся записывают полученные выводы в тетрадь.

Да

-Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии

Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...

«Организация проблемно-исследовательской

Государственный стандарт образования,  и Концепция модернизации образования выделяют компетентностный подход в обучении как один из значимых.  Что же  такое компетентностный подход? К...

Решение проблемно-исследовательской исторической задачи по крестьянским войнам:Жакерия и восстание У.Тайлера

Задача решается сравнительным способом, при этом ученики 6 класса делают вывод, похожий на закономерность....

статья по географии "Проблемно-исследовательское обучение на уроках географии"

Проблемно-исследовательское обучение на уроках географииСоколова Людмила Владимировна, учитель географии МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Улан-Удэ» Данная работа  показывает возм...

Проблемно-исследовательское обучение на уроках физики как средство формирования метапредметных компетенций учащихся

Не существует сколько-нибудьдостоверных тестов на одаренность,кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской деятельности.А.Н.Колмо...

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...