"Вес воздуха. Атмосферное давление". Урок в квест-технологии. Физика, 7 класс.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Григорьева Анна Владимировна

Сценарий урока и презентация к уроку в квест-технологии для "открытия" и первичной обработки новых знаний по теме "Вес воздуха. атмосферное давление" в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя  Григорьева Анна Владимировна, МБОУ «СОШ №3», г.Нефтеюганск, ХМАО – Югра.

Предмет: физика
Класс:
7, УМК: Пёрышкин А. В
Тип урока: «
открытие» и первичная отработка  новых знаний.

Тема

Вес воздуха. Атмосферное давление (8-й урок темы «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»)

Цели

Формирование понятия «атмосферное давление», раскрытие его природы, ознакомление школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.

Задачи

Образовательные

  • организовать изучение и первичное закрепление понятия «атмосферное давление», раскрыть природу атмосферного давления, доказать на опытах существование атмосферного давления;

Развивающие

  • развивать умение проводить наблюдения и эксперименты, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи при объяснении примеров и опытов на основе знаний об атмосферном давлении;
  • создать педагогические условия  для развития навыков самостоятельной  и групповой деятельности;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь;

Воспитывающие

  • воспитывать коммуникабельность при  коллективной работе;
  • воспитывать самостоятельность, уверенность в себе;
  • воспитывать наблюдательность и любознательность.

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование представление о причинах возникновения атмосферного давления;
  • формирование умения приводить опытные доказательства, подтверждающие существование атмосферного давления;

Личностные:

  • формирование учебно-познавательного интереса к предмету;
  • формирование целостного научного мировоззрения;

Метапредметные:

Познавательные

  • формирование умения формулировать познавательную цель;
  • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений;

    Коммуникативные

  • формирование умения  работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Регулятивные

  • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им, вносить необходимые коррективы в собственную деятельность;
  • формирование умения ставить учебную задачу (целеполагание);

Основные понятия

Атмосфера, давление газа, атмосферное давление, вес воздуха, закон Паскаля

Межпредметные связи

Биология, история, география, литература

Средства обучения

Мультимедиапроектор, компьютеры, колба с широким горлышком, вареное яйцо, лабораторное оборудование для работы в группах, система интерактивного голосования и опроса Votum.  

Формы урока

Фронтальная,  групповая, индивидуальная.

Технология

Квест-технолгия, ИКТ

Структура урока:

  1. Организационная часть
  2. Целеполагание и мотивация
  3. Выполнение квеста
  4. Подведение итогов квеста
  5. Первичная проверка понимания
  6. Домашнее задание
  7. Рефлексия

ХОД УРОКА

I. Организационная часть.        

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.

- Здравствуйте ребята и все присутствующие.

II. Целеполагание и мотивация.

-Посмотрите, пожалуйста, видеоряд и подумайте, какой вопрос здесь можно задать.  (На слайде Земля и другие планеты; человек стоит на земле и летит в невесомости; голубое небо и черное пространство над Марсом; вопросительный знак).

 (Земля отличается от других планет наличием атмосферы. Она защищает, позволяет дышать, ...)

(на слайде – гроза, звук грома, музыка, сверху падает сетка, заграждает выход из кабинета,  и из нее выпадает письмо)

«Вас приветствует ЗЕМНОЕ ЯВЛЕНИЕ, к которому вы сегодня попали в плен. Вы сможете выйти отсюда, если за 20 мин  разгадаете мою тайну: Много  лет назад, когда я появилось на Земле, мне было дано ЗНАНИЕ, которое люди используют каждый день, не подозревая об этом. Сегодня ВЫ ДОЛЖНЫ открыть для себя ЕГО. Мои подсказки – вам в помощь, а доказательством ВАШЕГО ЗНАНИЯ станет возможность поместить вареное яйцо в колбу с узким горлышком.  Дерзайте!!!»

(На столе в неброском месте стоит прибор с опытом «Помести вареное яйцо в узкую колбу». Учитель оглядывает комнату и делает вид, что увидел только что приготовленную колбу и яйцо.)

- У вас 4 этапа. Через 20 минут представьте результаты своей работы. Время пошло!

ΙΙΙ. Выполнение квеста.

1 этап выполнения квеста

необходимые ресурсы: деревянная линейка, газетный лист, стакан, вода, лист бумаги.

Опыт 1.

а. Положите деревянную линейку на стол так, чтобы ее четверть свешивалась наружу, и ударьте по линейке.

б. Накройте линейку на столе листом бумаги и снова резко ударьте по ее концу.

Сравните результаты двух действий и сделайте вывод.

Ответ: Опыт этот наглядно показывает существование атмосферного давления. Ведь действительно, на каждый квадратный сантиметр атмосфера давит с силой в 1 кГ-сила (9,8 Ньютон). Ваш удар был очень коротким, воздух под газету не успевал пройти и поэтому не мог уравновесить это давление снизу, следовательно, газета, поднимаясь, должна была бы приподнять столько килограмм, сколько в ней квадратных сантиметров! Вот и подумайте, могла ли палка быстро поднять такой груз.

Опыт 2. Заполните четверть стакана водой. Накройте его листком бумаги. Плотно прикрыв его рукой, переверните бумагой вниз. Осторожно уберите руку, держа стакан за дно.

 vor_1

Ответ: Воду удерживает давление воздуха. Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля), значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.

Что наблюдаете?  Как вы можете это объяснить?

2 этап выполнения квеста

необходимые ресурсы: компьютер

Проведите виртуальный опыт со стеклянным шаром

Опыт. Снимите с блокировки весы (если кнопка блокировки плохо заметна, наведите курсор в левый верхний угол и щелкните по появившейся надписи "подсветка»).

Возьмите с рабочего стола колбу с заранее откаченным воздухом и кусочком ваты (она послужит индикатором всасывания колбой воздуха) и установите ее на правую чашку весов.

На левую чашку весов переносите с рабочего стола гирьки до тех пор, пока не уравновесите обе чашки.

Затем нажмите кнопку на рабочей панели "ВОЗДУХ", тем самым открыв кран, и впустите в колбу воздух. После полного заполнения колбы воздухом "разбушевавшаяся" вата "успокоится" и что вы наблюдаете? (http://somit.ru/fisika7_40.htm ).

3 этап выполнения квеста

Прочитайте информацию на карточке. Какой вопрос возникает у вас после прочтения данной информации?

«На человека, находящегося на Земле, давит воздух весом/ сравнимым с весом КАМАЗа, груженого кирпичами (около 10 тонн)».

4 этап выполнения квеста

необходимые ресурсы: лист бумаги.

Следующий опыт поможет вам ответить на поставленный вопрос.

Опыт.

а. Растяните двумя руками бумажный лист, и сильно надавите на него пальцем с одной стороны.

б.  Надавите на одно и то же место листа, но с разных сторон.

Сравните результаты действий с листом бумаги и сделайте вывод.

Первая группа, которая быстрее всех выполнила задания, получает возможность попробовать поместить яйцо в колбу, за ширмой.

-Итак, ребята, ваше время вышло. Пожалуйста, займите свои места.

После того, как группы садятся, первая группа приглашается для демонстрации опыта. А остальным задается вопрос:

-Предположите, что они сейчас будут делать? Проверим!

Ученики демонстрируют опыт. Сетка  падает с музыкой.

-Почему яйцо упало в колбу?

Слушаем предположения.

-Давайте попробуем подтвердить или опровергнуть ваши догадки, выслушав результаты исследований.

ΙV. Подведение итогов квеста.

- Приглашаем представителя второй группы рассказать о результатах работы на первом этапе. Если вы что-то не успели, оформите при выступлении ваших одноклассников.

-У вас есть дополнения? (Учитель обращается к другим группам)

Приглашается следующая группа для представления 2 этапа, 3, 4. (Дети подводят итог: После выполнения этапов исследования, мы можем предположить, что явление, о котором шла речь в письме – это атмосферное давление).

-А теперь оцените, пожалуйста, работу своей группы. Если у вас все заполнено, то пишите: справились полностью, - справились частично. Поднимите руки, кто справился полностью? Молодцы!

-А теперь, ребята, вы можете объяснить, почему яйцо упало в колбу? Почему атмосфера давит на Землю? Возможно ли такое на другой планете?

-Пожалуйста, сделайте выводы по уроку. О чем мы сегодня говорили?

-Спасибо, молодцы ребята!

V. Первичная проверка понимания.

-А сейчас проверим каждого индивидуально, выполним тест в программе вотум.

1. Давление толщи воздуха, вследствие притяжения к Земле, называется

A.  Взаимным притяжением.

Б.   Выталкивающей силой.

B.  Взаимным отталкиванием.

Г. Атмосферным давлением.

2. Если на весах сначала взвесить резиновый шар без воздуха, затем надуть и снова взвесить, то какой будет разность показаний весов?
А. Больше веса воздуха в шаре.

Б. Меньше веса воздуха в шаре.
В. Равна весу воздуха в шаре.                 

Г. Равна 0.

3. Меняется ли атмосферное давление с увеличением высоты над поверхностью земли?
А. Нет.

Б. Увеличивается.

В. Уменьшается.

4. Почему не выливается вода из опрокинутой вверх дном бутылки, если горлышко её погружено в воду?
А. Действует атмосферное давление снизу вверх.

Б. Действует сила тяжести.
В. Действует сила Архимеда.

5. Человек не замечает атмосферное давление, потому что его внутренне давление

А. Больше атмосферного.

Б. Меньше атмосферного.

В. Равно атмосферному.

Г. Равно 0.

-Результаты вы видите на слайде.

VΙ. Домашнее задание.

-А сейчас запишите задание на дом.

§42,  Задание на стр. 126 (по выбору)

творческое задание – написать рассказ о применении знаний об атмосферном давлении в различных отраслях народного хозяйства.

VΙΙ. Рефлексия

-Мы с вами прошли интересный путь от предположения о существовании атмосферного давления к доказательствам. Цели нашего исследования достигнуты, и урок подошёл к концу. Давайте продолжим предложения.

  1. Сегодня  я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я научился…
  6. Меня удивило…
  7. Мне захотелось…

-Спасибо за урок! До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"...

Методическая разработка урока физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок объяснения и первичного закрепления нового материала материала по теме "Атмосферное давление" с компьютерной поддержкой из коллекции ЦОР. Урок сопровождает фронтальный и демонстрационны...

Презентация к уроку физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Презентация рассказывает о строении, составе и значении атмосферы, о "парниковом" эффекте. Знакомит с опытами Торричелли и Паскаля по измерению атмосферного давления. Подготовлена к уроку в 7 кла...

Методическая разработка урока по физике в 7 классе по теме "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Урок открытия нового знания на основе метапредметного подхода...

Урок физики в 7 классе "Вес воздуха. Атмосферное давление"

Материал представляет собой план-коспект урока и презентацию....

Вес воздуха .Атмосферное давление. Урок физики в 7 классе.

Атмосферное давление – сила, с которой воздух давит на земную поверхность и находящиеся на ней предметы.Человек не чувствует то высокое давление, с которой воздух давит на него, т.к. оно ур...

«Атмосферное давление» урок по географии в 6 классе

Тип урока: изучение нового материала. На уроке была использована работа в парах, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы....