Итоги научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителя ГБОУ СОШ №498: физики Алюшевой Н.В. за 2014-2015 учебный год.
картотека по физике на тему

Алюшева Наиля Хайрулловна

Тема моей научно-методической и опытно-экспериментальной работы «Развитие познавательной активности гимназистов на уроках физики через применение информационных технологий».

    Она тесно связана методической темой школы «Совершенствование программно-методического и материально-технического обеспечения для внедрения персонифицирования контроля ОУУН; создания условий для активной творческой деятельности участников педагогического процессе». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauka_vystuplenie_na_mo.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Итоги научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителя ГБОУ СОШ №498: физики Алюшевой Н.В.

за 2014-2015 учебный год.

   Вступление:

    Тема моей научно-методической и опытно-экспериментальной работы «Развитие познавательной активности гимназистов на уроках физики через применение информационных технологий».

    Она тесно связана методической темой школы «Совершенствование программно-методического и материально-технического обеспечения для внедрения персонифицирования контроля ОУУН; создания условий для активной творческой деятельности участников педагогического процессе».

    Гимназические классы рассчитаны на гуманитарную направленность базового уровня обучения, поэтому для преподавания физики, необходимо использовать несколько иные методы обучения. Для повышения познавательного интереса учащихся мною использовались различные методы обучения физики: использования Интернета, мультимедийных пособий, внедрения поисковой - исследовательской деятельности и т.д.

    Цель: Повышение мотивации познавательной активности учащихся через применения информационных технологий на уроках физики.

    Задачи:

  • создать оптимальные условия для социализации гимназистов по средствам информационных технологий на уроках физики;
  • сформировать мотивационно-волевую сферу личности гимназистов.

    Основная часть:

  •    На своих уроках я широко применяю при обучении новой темы дополнительные сообщения подготовленными ребятами, темы выбирают учащиеся за 2 – 3 урока до выступления, по мере необходимости провожу консультации, где найти информацию, помогаю в подготовке плана ответа. Это сделано с целью увеличения познавательной активности учащихся, умения работать с дополнительной литературой и поиск необходимого в информационной сети.
  1. Как образуется роса, иней, дождь и снег.
  2. Круговорот воды в природе.
  3. Листья металлов.
  4. История изобретения паровых машин.
  5. Первые паровозы Стефенсона и Черепановых.
  6. Достижения науки и техники в строительстве паровых турбин.
  7. Использование энергии Солнца на Земле.
  8. История развития электрического освещения.
  9. Использование теплового действия электрического тока в устройстве теплиц и инкубаторов.
  10. Компас, история его открытия.

    Примером задания на выполнение творческой работы является, провести исследования на тему:

  1. «Освещение моей квартиры»
  2. «Освещение улиц и домов»
  3. «История освещения»
  4. «Русский свет»
  5. «Они занимались освещением» и др.

    Формы предоставления работы:

    - письменный отсчет

    - презентация

    - газета

    - коллекция

    - видеофильм и др.

  •     На практических занятиях, я применяю игровые формы закрепления материала, выводимые за рамки школьного учебника. Например, расчет калорий выделяемых при питании (по теме «Количество теплоты. Удельная теплота сгорания топлива».)

  •     Мною были разработаны и предложены детям ДОМАШНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, примером которого является следующее:

«ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ С КРИСТАЛЛАМИ»

1 опыт      Наблюдение роста ледяных игл.

    В морозный день подышать на покрытое инеем окно, заставив иней растаять. Провести наблюдение роста игл ледяных кристаллов, сделав зарисовки образующегося узора. Объяснить наблюдаемое явление.

2 опыт     Выявление особенностей строения кристаллических тел.

    С помощью лупы с 10 – 20 кратным увеличением, в качестве которой можно использовать собирающую линзу или объектив фотоаппарата с фокусным расстоянием 2,5 – 1,0 см, рассмотреть крупинку соли, сахарного песка, соды, лекарственных порошков. Зарисовать их формы. Указать черты сходства в строении крупинок различных порошков.

3 опыт     Получение кристаллов льда.

    На кусочек стекла нанесли большую каплю воды. Прижать стекло с каплей к снегу, наблюдая с помощью лупы за поведением капли. Видоизменить опыт, помещая каплю на несколько минут в морозильную камеру холодильника. Объяснить наблюдаемое явление. 

4 опыт     Наблюдение кристаллизации из раствора и расплава.

    Для опытов удобно использовать порошок гипосульфита – Вещество, применяемое в фотографии в качестве закрепителя (фиксажа). Его температура плавления 48 0С. Приготовить насыщенный раствор (аккуратно помешивая добавлять в раствор фиксаж до полного растворения, затем обязательно процедить раствор.)

    Приготовить расплав (нагревая фиксаж в сухом состоянии до температуры плавления). Нанести капли на стекло и провести наблюдения через лупу сначала за кристаллизацией расплава, а затем – раствора. Выявить черты сходства и различия в процессах кристаллизации из раствора и расплава.

5 опыт     Наблюдение кристаллизации из паров.

    В пробирку насыпать небольшое количество йода или нашатыря. Осторожно слегка нагреть пробирку в слабом пламени спиртовки или газовой горелки, держа пробирку наклонно, открытым концом от себя. Используя лупу, рассмотреть внимательно стенки пробирки. Зарисовать увиденное и объяснить наблюдаемое явление.

  • Я широко использую компьютерные технологии на всех этапах введения урока:

- для организации повторения домашнего задания (фронтальный опрос по слайдам – вопросам);

- для объяснения материала (иллюстративная презентация или моделирование физического процесса на уроке);

- для закрепления материала и проверки знаний учащихся на обобщающих уроках по определенным темам школьного курса физики.

  • Задания с использованием POWER POINT.

          Использование мультимедийного проектора в учебном процессе привело к тому, что большинство учащихся при подготовке дополнительных сообщений используют компьютерные технологии. Одна из работ готовиться в представлению на научно – практическую конференцию в следующем учебном году по теме «ПОСТОЯННЫЕ МАГНИТЫ».

  • В течение учебного года ученики участвовали в олимпиадах, проводимых вне стен школы (ФИЗТЕХ «физика + математика» на базе шк.№1840-декабрь; МИФИ «физика для школьников» - декабрь-январь; «Курчатовская олимпиада по физике и математике» на базе шк.№1189 - январь; окружная олимпиада по физике на базе шк.№1548 – февраль), подбирала материал, разрабатывала разноуровневые качественные и расчетные задачи, консультировалась с методистом с целью совершенствоваться в преподавании физики и поднятия уровня обученности гимназистов.

  • Во втором триместре организовала и провела тематические экскурсии в Политехническом музеи по следующим темам: «Занимательная физика», «Электрический заряд и электрическое поле».

Результаты:

    В результате использования всех форм работы у гимназистов повысился интерес к предмету, расширился кругозор, появился интерес к самостоятельному поиску информации, чтение соответствующей литературы, например, дети увлекаются чтением статей из журнала «Популярная механика», «Наука и жизнь», затем делятся своими полученными знаниями с остальными ребятами на уроке или внеурочное время, особенно это становиться интересных, когда касалось изучаемой темы по школьной программе.

    Я в течение учебного года получила многое, повысила методический уровень, познакомилась при подготовки к урокам с интересными, выдающимися в своей отрасли педагогами и т.д.

    Своим творческим подходам на уроках физики я пополнила копилку методического объединения нашей школы.

     С детьми гуманитарной направленности я работала первый год и у меня появилось желание продолжить свою работу, развиваться как учитель, продолжить работу по привлечению детей к участию в творческих конкурсах, олимпиадах, заинтерисовывать их разнообразными заданиями, экскурсиями и т.д.

Список литература:

  1. И.Я. Ланина «100игр по физике». Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1995.
  2. Физика. Основная школа 7-9 кл.ч.1,2.

Мультимедийное учебное пособие нового образца.-М.:Просвещение, 2002.

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки физики 8 кл».
  2. http://www.physicon.ru
  3. http://www.lbz.ru
  4. Формирование базовых компетентностей и учебное проектирование: Сборник статей /под науч. ред. Н.Ю. Пахомовой. –М.МСОО,2006.
  5. Проектный урок. Сборник статей /под ред. науч. ред. Н.Ю. Пахомовой. –М.МСОО,2006.
  6. //Физика в школе 2014 №1-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятия методического объединения учителей математики, информатики, физики МОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год

Мероприятия методического объединения учителей математики, информатики, физики МОУ СОШ №3 на 2014-2015 учебный год...

Календарно-тематическое планирование по математике - 5,6 классы, алгебре, геометрии, физике - 8,9 классы на 2014-2015 учебный год

Календарно-тематическое планирование по математике - 5,6 классы, алгебре, геометрии, физике - 8,9 классы на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по физике для 9 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на 2 часа в неделю по учебнику Перышкин, Гутник. Включает в себя пояснительную записку, развёрнутое тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся...

План подготовки к ГИА по физике в формате ЕГЭ на 2014 – 2015 учебный год.

План  подготовки к ГИА по физике в формате ЕГЭ на 2014 – 2015 учебный год. ...

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...

Приказ УО Администрации г.Когалыма об итогах проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма в 2012-2013, 2013-2014,2014-2015,2015-2016 учебном году

Приказ УО Администрации г.Когалыма об итогах проведения муниципального этапа  всероссийской олимпиады школьников на территории города Когалыма  в 2012-2013, 2013-2014,2014-2015,2015-2016 уче...

Анализ работы Школьного Методического Объединения учителей физической культуры и ОБЖ МБОУ СОШ № 6 за 2014-2015 учебный год

Отчет о проделанной работе за 2014-2015 уч.год учителями физической культуры и ОБЖ...