Дидактический разбор урока физики в 7 классе по теме: «Золотое правило» механики» методом рефлексии профессиональной деятельности педагога
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Разработка урока по физике в 7 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический разбор урока физики в 7 классе

по теме: «Золотое правило» механики»

методом рефлексии профессиональной

деятельности педагога

Выпускная работа

по образовательной программе курсов повышения квалификации

«Реализация федеральных государственных стандартов

общего образования в основной и средней школе»

Выполнила:

Алексеева Ирина Владимировна,

учитель физики и информатики

МАОУ «СШ с.Анциферово»

Хвойнинского района

Новгородской области

Преподаватель

д. п. н. А.С. Гормин

с. Анциферово

2015 г.

Тема урока: Блоки. «Золотое правило» механики.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания учащихся о блоках подвижных и неподвижных.

Развивающая: развить представления учащихся о блоках, как о простых механизмах. На каждом этапе урока развивать универсальные учебные действия.

Воспитательная: формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки, помощи «слабому» однокласснику в коллективном учебном труде.

Деятельностная: формировать у учащихся умения самостоятельной исследовательской деятельности с постановкой учебной задачи и гипотезы; проводить физический эксперимент и делать выводы на основе полученных результатов; применять знания по физике в проблемных ситуациях.

Задачи урока:

  1. Изучить подвижные и неподвижные блоки и их свойства (какой выигрыш, и в чём, они дают (предметные УУД)).
  2. Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах (метапредметные УУД).
  3. Формировать умения управлять своей учебной деятельностью (личностные УУД).

Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный.

Оборудование для учителя: Персональный компьютер.

Оборудование для учащихся: штатив – 2 шт., блоки – 2 шт. (1- подвижный, 1- неподвижный), динамометр учебный, набор грузов, верёвка.

Литература для учащихся: А.В. Перышкин физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

Ход урока

Этап урока. Развивающие задачи.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопределение.

Учитель: На прошлом уроке мы опытным путем выяснили условия равновесия рычага. А сейчас я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете об условиях равновесия рычага:

  • Итак на мониторе вы видите три задачи, я предлагаю вам попробовать их решить, на это вам дается 5 мин.
  1. Измениться ли момент силы, если плечо увеличить в 3 раза, а силу уменьшить в 2 раза? Если измениться, то как? (Увеличиться в 1,5 раза)
  2. На концах рычага действуют силы в 20 Н и 80 Н. Рычаг находиться в равновесии. Расстояние между точками приложения сил 1 м. Где находиться точка опоры? (0,2 м. от конца рычага).
  3. На каком расстоянии от точки опоры надо приложить силу в 10 Н, чтобы уравновесить силу в 45 Н, действующую на плечо рычага длиной в 0,15 м.? (67,5 см.)

А теперь давайте оценим с вами знания и обсудим, что не получилось и почему. (Критерии оценивания на доске).

Учащиеся решают предложенные задачи.

Учащиеся (после решения задач), обмениваются работами и ставят друг другу оценки. Поясняют, что у них не получилось и почему, что было сложно. И делают выводы о том, что им нужно ещё повторить.

  1. Целеполагание. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Итак, мы изучили рычаги и условия их равновесия, изучили,  что действует на рычаг и каким образом. А теперь давайте вспомним, к каким приборам относятся рычаги? (к простым механизмам).

А какие ещё виды простых механизмов вы знаете? (Блоки).

А что нам дают блоки? Для чего их используют? Возможно, вы сделали правильное предположение, но его еще нужно проверить, поскольку это всего лишь гипотеза.

Давайте попробуем сформулировать тему и цели сегодняшнего урока с тем, чтобы в дальнейшем  составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу. А я запишу на доске тему и цели урока, предложенные вами

Учащиеся делают предположения о том, что мы продолжим изучать простые механизмы, а в частности блоки.

Учащиеся, также, делают предположения о том, где, как и для чего могут использоваться блоки.

Учащиеся формулируют тему урока: «Блоки». И цели: 1) Узнать, что такое блок. 2) Развить представление о видах блоков. 3) Научиться применять выигрыши, даваемые блоками  жизни.

  1. Постановка учебной задачи. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Согласно вашего плана исследований, начнём с изучения теории о блоках, их видах.  Вы будете искать информацию, а после вы представите результаты ваших исследований в виде представления с демонстрацией.

Вам необходимо разбиться на группы и выбрать цель вашего исследования. (5 мин., критерии оценивания деятельности на доске).

Учащиеся разбиваются на группы, каждая группа выбирает одну из целей исследования. Далее учащиеся, используя различные источники информации, исследуют теоретические материалы.

  1. Открытие нового знания. Развитие познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: Итак, вы изучили теоретический материал, теперь я прошу вас выступить у доски и продемонстрировать, полученные вами знания.

Перед вами, необходимое вам, для демонстраций оборудование: штативы, блоки, грузы, динамометры, линейки.

В ходе работы я попрошу вас заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. А так же попрошу вас взаимооценить вашу работу в группах.

Ученики, исходя из цели исследования, рассказывают и демонстрируют полученные знания.

Отвечают на вопросы других групп. Заполняют таблицы. Взаимооценивают работу групп.

  1. Первичное закрепление знаний. Развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.

Учитель: А сейчас я хочу предложить вам проверить, насколько хорошо вы познакомились с сегодняшней темой. Я предлагаю вам пройти тест на 5 вопросов. (тест на диске ПК).

Учащиеся проходят тест, обмениваются работами, на экране ПК появляется ключ, с ответами для взаимопроверки. Проверяем.

  1. Рефлексия. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: А теперь поднимите руки у кого «5», а теперь у кого «4», у кого «3», у кого «2».

Итак, давайте проанализируем, хорошо ли вы изучили новую тему? Как вы думаете, что нужно будет сделать дома? Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось сегодня на уроке? Что вызвало у вас затруднения?

Учащиеся поднимают руки. В зависимости от того, сколько положительных оценок, сколько не удовлетворительных, делают вывод о том как они изучили тему хорошо или не очень. Далее делают вывод о том, что им следует повторить. Ученики также отвечают на вопросы учителя.

  1. Домашнее задание.

Прочитать § 61, 62 учебника, подготовить ответы на вопросы после параграфов. Попробовать решить упр. 33, стр. 185

Самоанализ урока.

Проведённый урок в целом, прошёл неплохо, поскольку мне удалось решить поставленные задачи и достичь цели. Показателями достижения цели служила высокая активность учащихся при исследовательской деятельности и при защите и демонстрациях учащихся. В процесс были вовлечены все учащиеся класса. Активно задавали вопросы и взаимооценивали работы с учетом критериев. Учитывая, что этот материал ещё не закреплялся, результат следует признать удовлетворительным.

Вместе с тем, урок обозначил проблемы, над которыми мне предстоит работать в дальнейшем:

  1. Не все учащиеся умеют работать в парах. Иногда лидер выполняет всю работу, а второй член пары пассивен. Это связано с неспособностью некоторых учащихся построить полноценный диалог, с недостаточной развитостью коммуникативных УУД.
  2. Не все учащиеся охотно включаются в исследовательскую деятельность. Для некоторых остаться более привычной репродуктивная работа. В случае затруднений  они предпочитают получить готовые рецепты выхода из ситуации. Обращаясь за помощью к учителю или товарищу, они не формулируют свое затруднение, а предлагают выполнить работу за них. В классе, где я проводила этот урок, таких учеников 2.
  3. Не все учащиеся справляются с задачами определенного типа. Мне следует чаще включать задачи этого типа в материалы к уроку, и отработать с учащимися навык решения этих задач.
  4. Не все учащиеся могут рационально использовать сеть Интернет, в качестве источника информации. Мне следует это учесть и чаще давать учащимся, слабо владеющим навыком поиска информации в сети Интернет, задания по поиску информации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

Конспект урока физики 11 класса по теме "Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по теме «Оптика»".

Цель урока: повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Геометрическая оптика. Линзы. Волновая оптика».Задачи: 1.Обучающая- обобщить знания учащихся по теме, используя реальные задания из тестов...

Урок физики в 7 классе по теме "Золотое правило механики"

Урок физики в 7 классе по теме "Золотое правило механики"...

Урок ОПК в 4 классе на тему "Золотое правило этики"

Урок может быть использован для проведения классного часа, внеклассного мероприятия. Содержание урока имеет высокую воспитательную ценность....

План-конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Золотое правило этики"

План- конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Золотое правило этики" (модуль "Основы православной культуры")...