Урок ОПК в 4 классе на тему "Золотое правило этики"
план-конспект урока по мхк

Введенская Елена Анатольевна

Урок может быть использован для проведения классного часа, внеклассного мероприятия. Содержание урока имеет высокую воспитательную ценность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zolot_prav_etiki.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по ОПК в 4 классе: «Золотое правило этики».

Учитель: Введенская Елена Анатольевна, преподаватель ОРКСЭ и ОДНКНР МБОУ «СОШ №2 городского округа город Волгореченск»

Дата проведения урока: 10 декабря 2020 г.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о «золотом правиле этики», объяснить суть человеческих взаимоотношений на примере действия золотого правила нравственности.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с нормами религиозной морали православных людей, разъяснить значение золотого правила этики для нравственного становления человека в личной жизни и в обществе, направить осознанный выбор ребёнка на выполнение золотого правила этики, учить понимать ценность жизни;
развивающие: развивать этические чувства, доброжелательность, отзывчивость, честность, преданность и верность, уважительное и заботливое отношение к родителям и близким людям; развивать навыки смыслового чтения текста различных жанров, умение строить речевое высказывание, слушать собеседника, вести диалог;
воспитательные: формировать у школьников мотив к нравственному поступку, к осознанному выбору жить по совести, понимание самой жизни, как бесценного дара, через знакомство с золотым правилом этики; способствовать формированию дружного коллектива в классе; мотивировать на отказ от конфликта, нахождение компромиссного решения в любых спорных ситуациях; мотивировать на доброжелательное отношение к людям.

УУД:

Личностные:

развитие этических чувств как результата морального поведения,

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей, взаимопонимания.

Метапредметные:

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,

готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию.

Предметные:

знакомство с главным правилом человеческих отношений - «золотым правилом этики», понимание его значения в оценивании собственного поведения,

знакомство с понятием «неосуждение» других людей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение.

Уметь строить человеческие отношения согласно главному правилу этики.

Личностные:

- стремление к усвоению основных общепринятых норм морали и нравственности;

- стремление к усвоению основных категорий золотого правила нравственности и их применение;

- стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми;

- уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к неосуждению их.

Метапредметные:

- уметь находить примеры применения золотого правила этики в обыденной жизни;

- уметь выделять основные категории золотого правила нравственности;

- иметь представления о терминах и понятиях: золотое правило этики, неосуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

- стремиться к выстраиванию правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;

- стремиться к усвоению общепринятых человеческих норм морали и нравственности.

Технологии, методы:

наглядный, словесный, практический (с элементами эвристического метода), ИКТ.

Формы и виды деятельности: беседа,  комментированное чтение, устное высказывание по теме, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, участие в учебном диалоге, ресурсный круг.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, презентация «Золотое правило этики», учебник: Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы, предметы (зеркало, бумеранг, бумажное солнышко).

Ключевые слова: «золотое правило этики», неосуждение.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Начнем наш урок.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение цели, темы  урока.

Я принесла для вас некоторые предметы: (показываю ребятам) зеркало, бумеранг, бумажное яркое солнышко. Зачем? На этот вопрос, уверена, вы ответите в конце урока. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите пословицы. Прочитаем их:

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

На добрый привет -  добрый ответ.

Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

...

Да, вы правы. Сегодня мы говорим об отношениях между людьми. Тема нашего урока – «Золотое правило этики». Запишем ее в наши тетради. Как мы понимаем все три слова темы?

Золотое – важное, ценное.

Правило – это то, что нужно знать и выполнять всем.

Этика – наука об отношениях между людьми, о правилах поведения.

  1. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Кто дал людям это золотое правило? Сын Божий Иисус Христос, когда приходил на землю и учил людей, как жить в согласии и любви с Богом и людьми. Прочитаем эти золотые слова в учебнике и весь материал учебника урока 13 (стр. 46-47).

…(изучающее чтение учебника).

Поработаем в тетрадях, чтобы еще раз осмыслить и понять прочитанное.

Запишите пропущенные слова. Почему правило назвали золотым?

«Итак, во всём, _________________________________________ 

____________________________, так и поступайте и вы с ними».

  1. Первичное применение приобретенных знаний.

План устного ответа на тему «Почему нельзя осуждать, сплетничать?» стр.46-47.

  1. Этому людей учил _______________________________________
  2. Сплетник приписывает другим то, _________________________
  3. Лекарство от болезни осуждения: помнить ______(о своих грехах, о Божьем Суде        «Отче наш»)
  4. Осуждение слишком _________________, мешает видеть ______
  5. Надо осуждать не человека, а _____________________________

Знакомство с притчей.

Ребята, как вы понимаете, что такое сплетни?

 (Наговор на человека. Неправда, ложь, рассказ о том, чего не было)

Сплетни можно сравнить  с грязью, с пылью. Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо?

(Если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть.)

- Вот также и дурные слухи о человеке мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это так же, как смотреть на мир сквозь грязное стекло. Представьте, что вы смотрите на мальчика через забрызганное грязью стекло.   Вы хорошо его разглядите? (ответы) А если стекло еще больше испачкать? (ответы) Вы даже не увидите, какого цвета у него волосы, глаза…

Также и наша душа: когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видим в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. Ведь прежде чем бросить эту пыль и грязь в другого человека, мы испачкаем ею свои руки.

Чтобы  понять еще одну важную мысль урока, я прочитаю вам мудрую притчу. Вы помните, что притча – это рассказ с глубоким смыслом, поучением.

Мир вокруг нас - наше отражение. (ПРИТЧА)

У ворот одного восточного города сидел старик и смотрел на суетящихся людей. К нему подошел молодой парень и после приветствия спросил: «В этом городе я ещё не был ни разу. Скажи мне, какие люди в нём живут?»

Старик отпил воды и ответил вопросом: «Скажи мне, а в городе, в котором ты жил, какие люди были?»

-«В моём городе меня окружали злые и эгоистичные люди, из-за этого я ищу другой город», - ответил парень.

-«В этом городе ты встретишь таких же злых и эгоистичных людей», - ответил старик.

Спустя некоторое время к старику подошел другой человек с аналогичным вопросом: «Я только что приехал, ищу город, в котором живут хорошие люди. Скажи, мне, что за люди живут в этом городе?»

Старик взглянул на него и опять ответил вопросом: «Скажи мне, а в городе, в котором ты жил, какие люди были?»

–«О, это были благородные, гостеприимные и добрые люди. Мне нелегко было уезжать и расставаться с ними» - сказал он.

–«Ты встретишь и здесь много таких людей», - ответил старик.

Рядом стоящий купец, который поил своих верблюдов у воды, услышал оба ответа старика. Подошёл и упрекнул его, сказав: «Как ты можешь двум людям дать совершенно разные ответы на один и тот же вопрос?»

«Сын мой, – ответил старик, – каждый из нас носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. И напротив, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь также найдет верных и преданных друзей. Ведь, окружающие нас люди становятся тем, что находим в них мы».

Мир вокруг нас -  наше отражение.

Ребята, вам понятно теперь, почему я принесла на сегодняшний урок зеркало? А для чего я принесла бумеранг?

Вы абсолютно правы. Если о вас кто-то сплетничает, то, скорее всего, сначала сплетничали вы. Если к вам с добрыми словами подбегает  одноклассник, то, скорее всего, он помнит тепло ваших добрых слов и поэтому рад вас видеть. К вам вернулись ваши бумеранги.

Не делай зла — вернется бумерангом, 
Не плюй в колодец — будешь воду пить, 
Не оскорбляй того, кто ниже рангом, 
А вдруг придется что-нибудь просить…

Прочитаем рубрику «Это интересно» на с. 47 и устно объясним выражения:

«Сучок в глазе брата твоего» – это ___________________________

«Бревно в твоём глазе» - это ________________________________

Лицемер – это человек, который  ____________________________

Быть милосердным – это значит ____________________________        

  1. Творческое закрепление материала.

«Итак, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди…» А как вы хотите, ребята, чтобы к вам относились другие? На следующем слайде фразы, которые мы продолжим:

  1. Я хочу, чтобы другие люди ко мне относились…
  2. Я хочу, чтобы для меня люди делали…
  3. Я хочу, чтобы окружающие…

(Ученики отвечают, передавая бумеранг по кругу друг другу).

Вы действительно этого хотите? Как же это сбудется? Где та волшебная палочка, которая нам поможет? Или для этого нужно перенестись в чудесную страну добрых людей?

…( Ребята делают вывод о том, что нужно самим поступать также).

А не обедняем, растрачивая свою доброту на других? Другим все отдадим, а сами-то с чем останемся?

На мои вопросы ответ на стр. 34 учебника в теме «Православное учение о человеке». Вспомните: «У нашей души есть удивительное свойство. Душа становится тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир». То есть, когда мы отдаем частицу тепла и доброты своего сердца, Господь возвращает в наше сердце гораздо больше. Это тоже действие закона бумеранга.

Понятно вам, ребята, почему я принесла на урок солнышко?

Ребята, давайте подарим сейчас друг другу частицу нашей доброты и света, скажем друг другу что-то хорошее.

(Ресурсный круг «Знаешь, (имя), я хочу тебе сказать …»). Ребята передают друг другу солнышко.

Вернулось к вам ваше добро, ребята? Какая же правильная детская песенка «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».

  1. Итоги урока, оценки и домашнее задание.

- Всем спасибо за работу, Вы – молодцы. Оценки за урок: … Я от всей души желаю вам, ребята, чтобы добрые и чистые зеркала ваших душ отражали светлый и радостный мир вокруг вас!

Домашнее задание: стр. 47 учебника, устно ответить на 3 вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

Урок истории 8 класс Отмена крепостного права

Урок построен на основе модульно-редуктивного обучения. В течение урока учащиеся работают с листом для учащихся....

Урок в 8 классе "Отмена крепостного права"

Урок в 8 классе "Отмена крепостного права" разработан в рамках ФГОС. Материалы урока включают конспект, презентацию, задания с использованием интерактивной доски, видеоматериалы, рабочий лист для учащ...

Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"

Конспект урока истории России в 8классе Урок    истории 8 класс. по учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова "История России XX век".Тема урока: « Отмена крепостного права в России». 8 класс.Пред...

конспект урока в 5 классе по теме "Правила вокруг нас"

Данный урок был проведен в 5 классе. На уроке проходила игра-соревнование по станциям по теме "Правила вокруг нас"...

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"...