Методическая разработка занятия по теме: "Геометрическая оптика"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему

Думаева Марина Викторовна

Данная разработка закрепляет знания, умения  и навыки учащихся по оптике, помогает разобраться при решении задач. Лабораторная работа закрепляет основы теории по данной теме. В методичке разобрвны примеры решения задач по изучению данной темы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Тольяттинский медколледж»

                                        

Методическая разработка

занятия

                                                        

      Геометрическая оптика

Дисциплина:         ФИЗИКА

Специальности:            «Сестринское дело»

                            «Фармация»

                                       (базовая подготовка с реализацией ФГОС среднего (полного) общего образования)

Преподаватель:      Думаева  М.В.

                                                                                                                  Рассмотрено  и  одобрено

                                                                                                                   на заседании ЦМК №

                                                                                                                   Протокол №     от          

                                                                                                                    Председатель ЦМК

                                                                                                                                           М.В.Думаева

                                                                            2016г.

Тема: Геометрическая оптика.

Пояснительная записка

Основная цель проведения занятия - систематизировать  теоретический  и  практический  материал  по  изучению  законов  и  свойств  оптики.            

Многочисленные  задачи  и  упражнения  способствуют  активизации  знаний  и  умений  о  законах  преломления  и  отражения  световых  лучей,  о  построении  изображений  при  прохождении   световых  лучей через оптическую  линзу,  так  же,  о  недостатках  оптической  системы  глаза.

Занятие проводится с целью закрепления навыков  основных законов оптики. Выполняемые задания закрепляют интерес к предмету. Используются разные виды работы с целью закрепления полученных знаний.

                Занятие проводится для студентов 1 курса, изучающих дисциплину «Физика».  

          Критерий  оценки  знаний  студентов:

          1) Каждый   ответ  на   вопрос  мини-викторины   оценивается    преподавателем  по  пятибалльной  системе,  затем  все  баллы  фиксируются  и  заносятся  в  рейтинговый  лист.

        2) Тесты оцениваются по пятибалльной системе.

        3) Решение задач оцениваются по пятибалльной системе.

        4) Лабораторная работа оценивается  по  пятибалльной системе.


Методическая разработка практического  занятия (лабораторной работы) для преподавателя.

Тема: Геометрическая оптика.

Цели занятия (учебные и воспитательные).

Учебные:

Студент должен знать:

- формулировки законов отражения и преломления света;

- определение линзы, свойства;

- оптическую силу линзы;

- относительный и абсолютный показатели преломления;

- плоское зеркало;

- формулу тонкой линзы.

Студент должен уметь:

- строить изображение предметов в рассеивающей и собирающей линзе;

- вычислять F, d, f, h, H, D.

Воспитательные цели. Изучение данной темы способствует воспитанию:

– чувства профессиональной гордости;

– гуманного отношения к пациентам.

В результате освоения данной темы у студента должны формироваться следующие общие компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по  отношению к природе, обществу и человеку.

Изучение данной темы является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основному виду профессиональной деятельности:

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК  2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Методические цели занятия:

- осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и их

  причин и оценкой результатов учебной деятельности;

- осуществление самоконтроля в процессе  усвоения учебного материала, тренировки и самоподготовки студентов;

- применение современных компьютерных технологий с внедрением педагогических  программных   средств;

        - использование  игровых форм обучения;

- применение демонстрационных приборов по данной теме.

Общее время занятия 2 часа.

Место проведение занятия: аудитория № 3.

Оснащение:

- конспект лекции;

- Рымкевич А.П. Задачник 10 –11 класс;

- рабочая тетрадь по «Оптике».

- инструкция выполнения лабораторной работы;

- экран с подставкой, набор отражающих тел, полукруглая призма, источник света.

- карточки для самостоятельного решения задач.                      

План проведения занятия.

Название этапа

Описание этапа

Цель этапа

Время

(мин)

1.

Организационный

этап.

Объявление плана работы, цель и задачи занятия.

Проверить готовность к занятию, настроить на активную работу.

5 мин.

2.

Контроль исходного уровня знаний.

Комбинированный опрос (мини – викторина).

Выяснить исходный уровень знаний.

12

 мин.

3.

Самостоятельная работа студентов

1)Выполнение тестов 2)Выполнение лабораторной работы

Углубление и закрепление материала.

15 мин.

30 мин.

4.

Контроль конечного уровня знаний.

Решение задач

Выяснить степень достижения целей занятия.

20 мин.

5.

Подведение итогов.

Выставление оценок.

Анализ выполнения целей занятия.

5 мин.

6.

Домашнее

Задание.

Запись задания и пояснения к нему.

Организовать самостоятельную работу дома.

5 мин.

7.

Резерв времени преподавателя

                    _

               _

3 мин.


Материалы для проведения контроля исходного и конечного уровня знаний

                 

           

Вопросы  для  комбинированного опроса:

1.Что такое фотометрия?

2.Определение светового луча.

3.Сформулировать закон отражения. Рисунок. Формула.

4.Сформулировать закон преломления. Рисунок. Формула.

5.Что называется относительным показателем преломления. Формула.

6.Что называется абсолютным показателем преломления. Формула.

7.Что такое линза?

8.Определение выпуклой линзы. Рисунок.

9.Определение вогнутой линзы. Рисунок.

10.На рисунке показать оптический центр линзы, главную оптическую ось линзы, главный фокус линзы.

11.Определение действительного изображения.

12.Определение мнимого изображения.

13.Изобразить условное обозначение собирающей и рассеивающей линзы.

14.Записать формулу тонкой линзы. Расшифровать обозначения символов.

15.Записать формулу оптической силы линзы. Расшифровать обозначения символов. Ед.измерения.

16.Записать формулу линейного увеличения линзы. Расшифровать обозначения символов.

Тестовый контроль:

Вариант 1.

1.Как изменится освещенность плоскости, если угол падения световых лучей изменится от нуля гр. до 60?

А) уменьшится в 2 раза

Б) не изменится

В) увеличится в 2 раза

2.Как изменится угол между падающим и отраженным лучами света, если угол падения уменьшится на 10 градусов?

А) уменьшится на 5

Б) уменьшится на 10

В) уменьшится на 20

3.Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстоянии 1 м от его плоскости стоит человек. Чему равно расстояние между изображением человека и зеркалом?

А) 0,5 м

Б) 1 м

В) 2м

4.Оптическая сила линзы равна 2 дптр. Чему равно фокусное расстояние этой линзы?

А) 0,5 см

Б) 2 см

В) 1 см

5.С помощью собирающей линзы получили изображение светящейся точки. Чему равно фокусное расстояние линзы, если d = 0,5 м, f = 2 м?

А) 7,5 м

Б) 2,5 м

В) 4 м

6.По условию предыдущей задачи определите, чему равно увеличение:

А) 4

Б) 0,25

В) 2,5

Вариант 2.

1.Как изменится освещенность поверхности, перпендикулярной лучам света от точечного источника, при увеличении расстояния от источника в 2 раза?

А) уменьшится в 2 раза

Б) не изменится

В) увеличится в 4 раза

2.Как изменится угол между падающим и отраженным лучами света, если угол падения уменьшится на 50 градусов?

А) уменьшится на 100

Б) уменьшится на 10

В) уменьшится на 25

3.Перед вертикально поставленным плоским зеркалом на расстоянии 2 м от его плоскости стоит человек. Чему равно расстояние между изображением человека и зеркалом?

А) 0,5 м

Б) 4 м

В) 2м

4.Оптическая сила линзы равна 4 дптр. Чему равно фокусное расстояние этой линзы?

А) 0,25 см

Б) 2 см

В) 1 см

5.С помощью собирающей линзы получили изображение светящейся точки. Чему равно фокусное расстояние линзы, если d = 0,2 м, f = 4 м?

А) 3,5 м

Б) 4,5 м

В) 5,25 м

6.По условию предыдущей задачи определите, чему равно увеличение:

А) 4

Б) 20

В) 2,5

Эталоны ответов:

Вариант 1:                                                                Вариант 2:

  1. В                                                                1.   В
  2. В                                                                2.   В
  3. В                                                                3.   Б
  4. А                                                                4.   А
  5. Б                                                                5.   В
  6. А                                                                6.   Б

                

ИНСТРУКЦИЯ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ  РАБОТЫ  ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:

ТЕМА: Определение главного фокусного расстояния и оптической силы собирательной линзы.

ЦЕЛЬ: Экспериментально  доказать  законы отражения и преломления света.

ОБОРУДОВАНИЕ: экран с подставкой, набор отражающих тел, полукруглая призма, источник света.

УКАЗАНИЯ  К  ВЫПОЛНЕНИЮ  РАБОТЫ:

1. Установите  экран и источник света, закрепите линзу на экране, на подставку положите зеркало.

2. Перемещая источник света, добиваемся четкого изображения светового луча.

3. Определяем угол падения и угол отражения.        

4. На подставку положите рассеивающее стекло – наблюдаем преломление света.

5. Установите линзу перед экраном  и направьте световой луч через линзу.

6.При помощи линейки измерьте расстояние между линзой и экраном (f), источником света и линзой (d).

7.Вычислите главное фокусное расстояние линзы(F) при помощи формулы линзы.

8.Определите оптическую силу линзы (D).

   По результатам измерений заполните таблицу:

 

Расстояние от источн.света до линзы, d, (см).

Расстояние линзы до экрана, f, (см)

Главное фокусное расстояние, F,    (см)

Оптическая сила линзы, D, дпртр.

Угол падения и угол отражения, град.

 

Критерий оценки выполнения лабораторной работы:

1.Оценка «5» ставится за грамотное оформление и выполнение всех пунктов инструкции.

2.Оценка «4» ставится за грамотное оформление и выполнение 1,2,3,4,5,6 пунктов инструкции.

3.Оценка «3» ставится за грамотное оформление и выполнение 1,2,3,4 пунктов инструкции.

4.Оценка «2» ставится за грамотное оформление и выполнение 1,2 пунктов инструкции.

Задачи для самостоятельной работы:

1.Изображение предмета, поставленного на расстоянии 40 см от собирающей линзы, получилось на расстоянии 60 см от линзы. Высота предмета 8 см. Определить F, Г,  D,  H. Построить изображение.

2.Когда предмет высотой 2 см поместили перед собирающей линзой, на расстоянии 3,5 см, то на экране получили изображение предмета высотой 8 см. Определить F, D, f, Г. Построить изображение.

3.Предмет высотой 4см находится на расстоянии 6 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием – 2см. Определить Г, f, D, H. Построить изображение.

4.Изображение предмета в собирающей линзе, фокусное расстояние которой 40 см, получилось на расстоянии 2,4 см по другую сторону линзы. Высота изображения 20 см. Определить d, D,  h, Г. Построить изображение.

5.Изображение предмета, поставленного на расстоянии 50 см от собирающей линзы, получилось на расстоянии 70 см от линзы. Высота предмета 9 см. Определить F, Г,  D,  H. Построить изображение.

6.Когда предмет высотой 3 см поместили перед собирающей линзой, на расстоянии 4,5 см, то на экране получили изображение предмета высотой 9 см. Определить F, D, f, Г. Построить изображение.

7.Предмет высотой 5см находится на расстоянии 7 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием – 3см. Определить Г, f, D, H. Построить изображение.

8.Изображение предмета в собирающей линзе, фокусное расстояние которой 30 см, получилось на расстоянии 1,4 см по другую сторону линзы. Высота изображения 10 см. Определить d, D,  h, Г. Построить изображение.

9.Изображение предмета, поставленного на расстоянии 45 см от собирающей линзы, получилось на расстоянии 65 см от линзы. Высота предмета 8,5 см. Определить F, Г,  D,  H. Построить изображение.

10.Когда предмет высотой 1 см поместили перед собирающей линзой, на расстоянии 2,5 см, то на экране получили изображение предмета высотой 7 см. Определить F, D, f, Г. Построить изображение.

11.Предмет высотой 3 см находится на расстоянии 5 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием – 2,4 см. Определить Г, f, D, H. Построить изображение.

12.Изображение предмета в собирающей линзе, фокусное расстояние которой 45 см, получилось на расстоянии 2,6 см по другую сторону линзы. Высота изображения 25 см. Определить d, D,  h, Г. Построить изображение.

13.Изображение предмета, поставленного на расстоянии 15 см от собирающей линзы, получилось на расстоянии 25 см от линзы. Высота предмета 8 см. Определить F, Г,  D,  H. Построить изображение.

14.Когда предмет высотой 5 см поместили перед собирающей линзой, на расстоянии 4 см, то на экране получили изображение предмета высотой 9 см. Определить F, D, f, Г. Построить изображение.

15.Предмет высотой 7 см находится на расстоянии 9 см от собирающей линзы с фокусным расстоянием – 4 см. Определить Г, f, D, H. Построить изображение.

Эталоны ответов на задачи:

  1. 55, 9;  1,5; 0, 017; 24,9
  2. 17,5;  6,89; 2,45; 2,4
  3. 13,87; 5,8; 0,0245; 43,8
  4. 67,9;  2,5; 9,07; 45,6
  5. 43, 9;  2,5; 0, 067; 34,8
  6. 33, 9;  45,5; 1,7; 34,8
  7. 3,3;  11,5; 2,7; 34,1
  8. 5,5;  3,5; 3,17; 67,9
  9. 34,56;  8,5; 0, 022; 44,3
  10.  66,8;  32,5; 46,9; 5,05
  11.  36,81;  4,08; 0,31; 7,2
  12.  7,2;  9,5; 0, 57; 6,88
  13.  55,78;  34,98; 5,9; 22,2
  14.  33,44;  9,021; 1,32; 9.9
  15.  3,056;  8,4;   6,099; 2,5

 

РЕЙТИНГОВЫЙ  ЛИСТ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ПРОВЕДЕНИЯ  ЗАНЯТИЯ.

ФИО  студентов

Комбинированный опрос

Выполнение тестов

Лабораторная работа

Решение задач

Общая  оценка  за занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Геометрическая прогрессия"

Обобщающий урок по теме "Геометрическая прогрессия" в котором показано применение геометрической прогрессии в жизни....

Разработка урока по теме Геометрическая прогрессия

В данной работе собран материал для проведения урока по теме Геометрическая прогрессия и презентация к этому уроку....

Опыт оптико-электронной реставрации изображений в школьном музее (методическая разработка занятия кружка "Музееведение")

Методическая разработка предсталяет собой занятие кружка "Музееведение". В ходе занятия учащиеся смогут познакомиться с основами оптико-электронного восстановления документов и самостоятельн...

Методическая разработка уроков по теме "Геометрическая прогрессия"

Данная методическая разработка  раскрывают технологические этапы изучения темы «Геометрическая прогрессия», планирование учебного материала изучения темы «Геометрическая прогрессия»...

Конспект группового коррекционного занятия по теме: «Геометрические фигуры»

КОНСПЕКТкоррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Тема: «Геометрические фигуры»...

Интегрированное занятие по теме «Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах» в рамках интегрированного элективного курса: «Математика. Искусство. Графика».

Интегрированное занятие по теме«Геометрические фракталы и L-системы в векторных редакторах»в рамках интегрированного элективного курса:«Математика. Искусство. Графика»....