Рабочая программа по физике,7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Портнова Е.А.

Рабочая программа составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы  основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2009 г.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpf7.doc293.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована                             Утверждаю

к утверждению методическим советом              Директор МБОУ «Первомайская  средняя

                                                                                общеобразовательная школа»

Председатель МС ______________                    

                                                      Рабочая программа  

   

    по физике для 7 ж  класса

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                  Составитель: Портнова Е.А.

                                           

                                                   Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании  Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы  основного общего образования по физике и авторской программы « Физика 7» (авторы Н.С.Пурышева, Н.Е.Важеевская.–М. Дрофа, 2009 г.).

                       Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Особенностью предмета в физике в учебном плане образовательной школы  является и тот факт  что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне  стало необходимым  практически каждому человеку в современной жизни.

Ведущая идея курса физики в основной школе - изучение на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения

 В приведённом тематическом планировании  предусмотрено использование  видеотеки, организационно- деловых игр, постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение  исследовательских лабораторных работ учащимися,  проблемных дискуссий, проектная деятельность учащихся, представление  индивидуальной и групповой  познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исследовательского проекта, публичной презентации.

Основные цели  изучения курса физики:  

-освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

                 В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

-Актуальной задачей современной российской школы является перенос основного внимания с процесса передачи знаний на процесс развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Основные принципы обучения, провозглашенные общей дидактикой, а поэтому обязательные при обучении любому предмету, называются дидактическими принципами. В обучении я  руководствуюсь следующими дидактическими принципами:

  • принцип сознательности, активности, самостоятельности при руководящей роли учителя;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности и посильности;
  • принцип учета возрастных особенностях обучаемых;

      Принцип научности является важнейшим принципом обучения, так как требует, чтобы содержание обучения знакомило обучающихся с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями, чтобы обучение максимально задействовало раскрытие достижений науки, знакомило школьников с историей науки и перспективами развития данной отрасли знаний.

      Принцип связи теории и практики. В последние годы перед педагогами ставится задача подготовить мобильного выпускника этому содействует принцип связи обучения с жизнью ( примером является подготовка к итоговой аттестации по математике, где теоретические задачи связаны с практическими видами деятельности человека: ремонт, досуг, отдых, торговля, строительство, биржевые операции ит.д.). Принцип связи обучения с жизнью применяется практически на каждом уроки, где хотя бы одна задача связана с практикой применения информации, полученной учащимися при изучении материала.

     Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися в школе является урок.     Выделяют четыре основных типа уроков:

  •  урок по ознакомлению с новым материалом;
  •  урок по закреплению изученного материала;
  •  урок проверки знаний, умений и навыков;
  •  урок по систематизации и обобщению изученного материала.

Основным типом урока является комбинированный.

Также для активизации интеллектуальной и речевой деятельности учащихся использую нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

  • урок-практикум;
  • урок - исследование;
  • урок - творческая мастерская;
  • урок - тест;
  • урок - конкурс;
  • урок - игра.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,  и частично – поисковый.

     Для реализации рабочей программы использую элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, технологии развивающего обучения, игровые, проектная деятельность,  внутриклассовой дифференциации, здоровьесберегающей технологии, обучение в сотрудничестве, лекционно-зачётной, инфомационно – коммуникационные.

    Основополагающими, или ключевыми, компетенциями в образовании  являются следующие:

  • Ценностно-смысловые
  • Общекультурные
  • Учебно-познавательные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Социально-трудовые
  • Компетенции личностного самосовершенствования

         Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: проектная деятельность, практическая деятельность, обработка информации,  IT-технологии, механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности, решение нестандартных, занимательных задач, проблемный способ изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала. публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах, проведение олимпиад, тест, дискуссия, групповая работа, парная работа,

         При изучении курса проводится 2 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы;                                                                                                                  формы, устный опрос и письменные формы контроля: контрольные работы, самостоятельные работы, физические  диктанты, тестирование.
  • итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;                                                                                          формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы, итоговая контрольная работа.

         ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

            В результате изучения курса физики ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, гипотеза,  абсолютная и относительная погрешность измерения, взаимодействие;

- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;

- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;

- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

- записывать результат измерений с учётом погрешности;

- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Место учебного предмета в учебном плане.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

 Из них:

-контрольных работ- 5 часов, которые разделены по разделам следующим образом: «Механические явления» 3 часа, «Звуковые явления» 1 час, «Световые явления» 1 час.

-лабораторных работ-9,5 часа.

«Измерение длины, объёма и температуры тела»-1ч., «Измерение размеров малых тел»-0,5ч., «Измерение времени»-0,5ч., «Изучение равномерного движения»-0.5ч., «Измерение массы тела на рычажных весах»-0,5ч., «Измерение плотности вещества твёрдого тела»-1ч., «Градуировка динамометра и измерение сил»-0.5ч., «Измерение силы трения скольжения»-0.5ч., «Изучение условия равновесия рычага»-1ч., «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости»-1ч., «Наблюдение прямолинейного распространения света»-0.5ч., «Изучение явления отражения света»- 1ч., «Изучение изображения, даваемого линзой»- 1ч.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10-15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена  в виде административной контрольной работы.

Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения физических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

                      Учебно – тематический план.

тема

Содержание учебного материала

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ.

Введение.

Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире

6

3

Механические явления.

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.

38

8

3

Звуковые явления.

Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.

6

1

Световые явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.  

16

3

1

Повторение

4

Всего.

70

14

5

                  Основное содержание :

Введение.

Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерения. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Механические явления.

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Средняя скорость. Равноускоренное движение. Ускорение. Инерция. Масса и ее измерение. Плотность вещества и ее измерение. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости. Методы измерения сил. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. Давление. Сила трения. Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Правило равновесия рычага. КПД. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.

Звуковые явления.

Колебательное движение. Звук. Источники звука. Волновое движение. Длина волны. Скорость звука. Громкость и высота звука. Отражение звука.

Световые явления.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Световой пучок и световой луч. Тень и полутень. Отражение света. Изображение предмета в плоском зеркале. Преломление света. Полное внутреннее отражение. Линза, ход лучей в линзе. Фотоаппарат. Глаз как оптическая система. Очки, лупа. Разложение белого света в спектр. Цвета тел.  

Контроль уровня достижения планируемых результатов освоения образовательной программы

Тема

Вид  контроля

По плану

Фактически

1

Введение

Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».»

Лабораторная работа №3 «Измерение времени»

2

Механические явления

Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.

Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

Контрольная работа «Скорость. Масса. Измерение плотности вещ-ва»

Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил»

Контрольная работа  Механические явления

Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике.

Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения».

Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»

Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

Контрольная работа «Энергия. КПД»

Контрольная работа по теме «Звуковые явления»

3

Световые явления

Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»

Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой».

Контрольная работа  по теме «Световые явления».

         

         ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

             В результате изучения курса физики ученик должен:

знать/понимать:

- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, гипотеза,  абсолютная и относительная погрешность измерения, взаимодействие;

- смысл физических величин: температура, время, путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, смещение, амплитуда, частота, период, длина и скорость волны;

- смысл физических законов: законы Ньютона*, закон всемирного тяготения, правило равновесия рычага, закон сохранения энергии, законы отражения и преломления света;

- методы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, теория;

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, неравномерное движение, равноускоренное движение, отражение, преломление и поглощение света;

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, температуры, массы, силы, давления;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- вычислять погрешность прямых измерений длины, температуры, времени; погрешность измерения малых величин;

- записывать результат измерений с учётом погрешности;

- соотносить физические явления и физические теории, их объясняющие;

- использовать логические операции при описании процесса изучения физических явлений;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

                       

                           Учебно – методическое обеспечение

      I.Учебно-методический комплект:

1. Учебник «Физика. 7 класс»,  Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2014г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений»  В.И. Лукашек, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

3. Тесты по физике. 7 класс. Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000 г.

4. Рабочая тетрадь Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2014г.

5. Тематическое и поурочное планирование. Физика 7 класс. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. 2004г.

   II. Литература для учителя

  1.  Пурышева  Н. С,  Важеевская  Н. Е., Чаругин В.М.  Физика  -  7 : учебник для  7  класса общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2014.
  2.  Пурышева  Н. С,  Важеевская  Н. Е.  Физика  -  7 :  Рабочая  тетрадь. - М.: Дрофа, 2014.
  3.  Пурышева  Н. С,  Важеевская  Н. Е.  Физика  -  7 : Тематическое и поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2009.
  4. Сборник задач  по  физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
  5. Марон А.Е. Физика: дидактические материалы для 7 класса. - М.: Дрофа, 2006.
  6. Типовые тестовые задания ГИА от разработчиков ФИПИ

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор      
  3. Принтер
  1.  Программные средства.
  1.  Образовательная коллекция 1С: Физика  7-11класс
  2.  1С: Школа. Физика  7-11класс. Практикум
  3. Операционная система Windows ХР.
  4. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.3. 837
  5.  Программа-архиватор WinRar.

                          Календарно - тематический план   

№ темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды, формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

Фактически

1

Введение

6

1/1

Что и как изучают физика и астрономия.

1

Урок изучения нового материала

Что и как изучают физика и астрономия. Физические явления. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза. Физические тела. Тело и вещество. Связь физики и астрономии.

Беседа ,

 Л.№ 5,6.

П.1, 2

2/2

Физические величины. Единицы физических величин.

1

Комбинированный урок

Физические величины. Единицы величин. Международная система(СИ).

Задание №2

П. 3

3/3

Измерение физических величин. Точность измерений.

1

Комбинированный урок.

Физические приборы. Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность. Запись результата прямого измерения с учётом абсолютной погрешности.

тест

П. 4,5.

4/4

Лабораторная работа №1 «Измерение длины, объёма и температуры тела»

1

Урок практикум

Правила пользования линейкой, измерительным цилиндром (мензуркой) и термометром. Запись результата измерений. Определений погрешностей измерений.

Задание №3

5/5

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел».

Связи между физическими величинами.

1

Урок практикум

Способы уменьшения погрешностей измерений. Измерение малых величин.

Роль математики в развитии физики. Связь между физическими величинами. Физический закон.

Задание №5

Тест

§ 6

6/6

Лабораторная работа №3 «Измерение времени»

Физика и техника. Физика и окружающий нас мир.

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь физики и техники. Обобщение знаний учащихся по теме «Введение»

Правило пользование секундомером. Погрешность измерение времени с помощью секундомера.

Беседа.

§.7.8

2

Механические явления.

38

1/7

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения.

1

Урок изучения нового материала

.Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Тело отсчёта.

Задание №7 (2,3)

§ 9,10.

2/8

Траектория. Путь. Равномерное движение.

1

Комбинированный урок

Траектория движения. Пройденный путь .Единица пути.. Прямолинейное равномерное движение.

Задание №7)4)

 11.12

3/9

Скорость равномерного движения.

1

Комбинированный урок

Скорость прямолинейного равномерного движения. Определение и формула для расчёта скорости. Единицы скорости. Скорости движения, встречающиеся  в природе и технике. Скорость - векторная величина.

Л. №117,119,128.

 12

4/10

Лабораторная работа №4 «Изучение равномерного движения». Решение задач.

1

Урок практикум

Вычисление скорости движения тела. Построение и анализ графиков зависимости пути и скорости движения тела от времени.

Задание №8

5/11

Неравномерное движение. Средняя скорость.

1

Комбинированный урок

Неравномерное прямолинейное движение. Средняя скорость. Формула для расчёта средней скорости.

Л. № 133, 135, 137.

 13

6/12

Равноускоренное движение. Ускорение.

1

Урок изучения нового материала

Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для вычисления ускорения. Единицы ускорения. Ускорение - векторная  физическая величина.

ККР ( по материалу п.12,13)

14

7/13

Решение задач. Путь, пройденный телом при равноускоренном движении.*

1

Урок практикум

Расчёт скорости равноускоренного движения. Построение и чтение графиков зависимости скорости равноускоренного движения от времени. Формула пути при равноускоренном движении.

Задание №10

П. 15

8/14

Инерция.

1

Урок изучения нового материала

Причина изменения скорости тел. Явление инерции. Закон инерции.

ККР

П. 16

9/15

Масса.

1

Урок изучения нового материала

Масса тела. Сравнение масс двух тел при их взаимодействии. Инертность. Масса как мера инертности тел.

Задание №12

П. 17

10/16

Измерение массы. Лабораторная работа №5 «Измерение массы тела на рычажных весах»

1

Урок практикум

Масса- физическая величина. Единицы массы. Измерение массы. Рычажные весы.

П.18

11/17

Плотность вещества.

1

Урок изучения нового материала

Плотность вещества. Формула для вычисления плотности. Единицы плотности. Значение плотностей твёрдых, жидких и газообразных веществ.

Задание №13

П. 19

12/18

Лабораторная работа №6 «Измерение плотности вещества твёрдого тела»

1

Урок практикум

Л. №237,265, 267.

13/19

Контрольная работа «Скорость. Масса. Измерение плотности вещ-ва»

1

Урок контроля.

КР

14/20

Сила.

1

Урок изучения нового материала

Понятие силы. Сила как мера взаимодействия тел. Сила – физическая величина. Единица силы. Сила- векторная величина. Зависимость ускорения движущегося тела от его массы и действующей на него силы. Определение значения силы, действующей на тело, по его массе и ускорению движения.

Задание №13(4)

П. 20

15/21

Измерение силы. Международная система единиц.

1

Комбинированный урок

Деформация- результат взаимодействия тел. Упругая деформация. Динамометр, его устройство. Измерение сил с помощью динамометра. Международная система единиц, основные и производные единицы.

Л. №319, 32.0

П.21, 22

16/22

Сложение сил.

1

Комбинированный урок

Сложение сил. Равнодействующая и составляющие силы. Сложение сил, действующих вдоль одной прямой.

Л. №365,366

П. 23

17/23

Сила упругости.

1

Комбинированный урок

Сила упругости. Зависимость силы упругости от удлинения тела. Жесткость пружины. Закон Гука.

Задание №16(1,3,4)

П. 24

18/24

Сила тяжести.

1

Комбинированный урок

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела. Ускорение свободного падения. Зависимость ускорения свободного падения от географической широты и от высоты подъёма над поверхностью Земли. Ускорении свободного падения на других планетах Солнечной системы и на Луне.

Задание №17

П.25

19/25

Решение задач. Закон всемирного тяготения.*

1

Урок практикум

Сила всемирного тяготения. Гравитационная постоянная, её физический смысл. Закон всемирного тяготения.

Л. №288, 297, 301.

П. 26

20/26

Вес тела. Невесомость.

1

Комбинированный урок

Вес тела. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести.

Задание №19

П. 27

21/27

Лабораторная работа №7 «Градуировка динамометром и измерение сил» Решение задач.

1

Урок практикум

Л.№307, 309, 311.

22/28

Давление. Контрольная работа Механические свойства жидкостей, газов и твердых тел

1

Комбинированный урок

Давление. Зависимость давления от модуля действующей силы и площади поверхности, перпендикулярно которой она действует. Формула для расчёта давления. Единица давления. Давление в природе и технике.

КР

П. 28

23/29

Сила трения.

1

Комбинированный урок

Сила трения. Зависимость силы трения от силы нормального давления. Зависимость силы трения от качества обработки и рода материала соприкасающихся поверхностей. Коэффициент трения. Формула для нахождения силы трения. Виды трения.: трение скольжения, трение качения, трение покоя.

Задание №21(2,3,5)

П.29

24/30

Лабораторная работа №8 «Измерение силы трения скольжения» Трение в природе и технике.

1

Урок практикум

Примеры влияния трения на процессы, происходящие в природе и технике.

Задание №21(1,6)

25/31

Лабораторная работа №9 «Измерение коэффициента трения скольжения». Обобщение пройденного материала. Законы Ньютона.*

1

Урок практикум

.

П. 30

26/32

Механическая работа.

1

Комбинированный урок

Механическая работа. Зависимость работы от приложенной силы и пройденного телом пути формула для вычисления механической работы в случае совпадения направления действующей силы и пройденного пути. Единицы работы.

Л. №667, 760, 677.

П. 31

27/33

Мощность.

1

Комбинированный урок

Мощность. Единицы мощности.

Л.№707,708,717

П. 32

28/34

Решение задач.

1

Урок практикум

Л.№ 678, 690, 718,

29/35

Простые механизмы.

1

Комбинированный урок

Простые механизмы. Виды простых механизмов.

ККР

П.33

30/36

Правило равновесие рычага.

1

Комбинированный уро

Рычаг. Плечо силы. Правило равновесие рычага. Применение рычагов в природе, технике, быту.

Л.№ 750, 751.

П. 34

31/37

Лабораторная работа №10 « Изучение условия равновесие рычага»

1

Урок практикум

Л.№ 738,741.

32/38

Применение правила равновесие рычага к блоку. «Золотое правило»  механики.

1

Комбинированный урок

Блок. Подвижный и неподвижный блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов «Золотое правило» механики.

Л.№ 760, 763, 764.

П. 35,

33/39

Коэффициент полезного действия

1

Комбинированный урок

Полезная работа. Полная работа. Коэффициент полезного действия.

Л.№788, 792.

П. 36

34/40

Лабораторная работа №11 «Изменение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

Урок практикум

Л.№ 775,782.

35/41

Энергия. контрольная работа «Энергия. КПД»

1

Урок контроля

Понятие энергии. Энергия – физическая величина. Единица энергии.

КР

П.37

36/42

Кинетическая и потенциальная энергия.

1

Комбинированный урок

Кинетическая энергия. Зависимость к.э. от массы тела и его скорости. Потенциальная энергия и её зависимость от массы тела и высоты подъёма. Потенциальная энергия деформированного тела.

Задание №28 (1,2,5,6)

П.38

37/43

Закон сохранения энергии в механике.

1

Комбинированный урок

Закон сохранения энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой. Не сохранение механической энергии в случаях действия сил трения.

КПР

П. 39

38/44

Повторение и обобщение темы.

1

Урок обобщения и повторения.

Основные законы, понятия, физические величины и эксперименты, изученные в теме «Механические явления»

Беседа.

Итоги главы 1

3

Звуковые явления.

6

 

1/45

Колебательное движение. Период колебаний маятника*

1

Урок изучения нового материала

Колебательное движение. Колебание шарика, подвешенного на нити. Колебания пружинного маятника. Характеристики колебательного движения: смещение, амплитуда, период, частота. Математический маятник* Период колебаний маятника*.

Задание №30(1,2)

П. 40,41

2/46

Звук источники звука.

1

Комбинированный урок

Колеблющееся тело- источник звука .Частота звуковых колебаний. Голосовой аппарат человека.

КПР

П. 42

3/47

Волновое движение. Длина волны.

1

Комбинированный урок

Волновое движение. Условия возникновения и распространение волн. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Скорость волны. Формула для скорости волны.

Задание №33

П.43,44

4/48

Звуковые волны. Распространение звука. Скорость звука.

1

Комбинированный урок

Необходимость наличия упругой среды для распространения звука. Звуковые волны и их распространение. Строение уха человека.* хорошие и плохие проводники звука. Звукоизоляция. Скорость звука. Зависимость скорости звука от свойств среды и от температуры.

Л.№ 902, 903, 904.

П.45,46

5/49

Громкость и высота звука. Отражение звука.

1

Урок изучения нового материала

Громкость звука и амплитуда колебаний. Высота звука и частота колебаний. Тембр звука. Отражение звука. Эхо. Эхолот. Поглощение звука.

КПР

П. 47,48

6/50

контрольная работа  «Звуковые явления»

1

Урок обобщения и контроля.

Повторение и обобщение знаний о характеристиках колебательного и волнового движений, условиях существования распространения звуковых вол.. свойствах звука.

ККР

Итоги главы 2

4

Световые явления.

16

 

1/51

Источники света

1

Комбинированный урок

Источники света: тепловые и люминесцирующие. Источники отражённого света. Естественные и искусственные источники света. Лампа накаливания.

Л.№ 1485, 1487

П. 49

2/52

Прямолинейное распространение света. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение прямолинейного распространения света»

1

Урок практикум

Прямолинейное распространение света. Отклонение света от прямолинейного распространения при прохождении преград очень малых размеров.* Применение явления прямолинейного распространения света на практике.

П. 50

3/53

Световой пучок и световой луч. Образование тени и полутени.

1

Комбинированный урок

Световой пучок. Световой луч. Световые пучки разной формы и их изображение с помощью лучей. Свойство независимости световых пучков. Точечный источник света. Тень и полутень. Солнечное и лунное затмения.

Задание № 40

П. 51,51

4/54

Отражение света. Лабораторная работа № 13 «Изучение явления отражения света»

1

Урок практикум

Явления, происходящие при падении света на границу раздела двух сред. Отражение света. Закон отражения света. Обратимость световых лучей. Зеркальное и рассеянное отражение света.

П. 53

5/55

Изображение предмета в плоском зеркале.

1

Комбинированный урок

Получение изображения предмета в плоском зеркале. Особенности  изображения предмета в плоском зеркале. Мнимое изображение . перископ.

Задание №43 (3,4)

П.54

6/56

Повторение материала. Решение задач. Вогнутое зеркало*

1

Урок практикум

Вогнутое зеркало*. Применение вогнутых зеркал*.

КПР

П. 55.56

7/57

Преломление света. Полное внутреннее отражение.

1

Комбинированный урок

Явление преломление света. Соотношение между углами падения и углами преломления. Оптическая плотность среды. Переход света из среды оптически более плотной в среду оптически менее плотную. Полное внутреннее отражение. Ход лучей в призмах.

Л.№1568.

П. 57-59

8/58

Линза, ход лучей  в линзе.

1

Комбинированный урок

Линза. Собирающие и рассеивающие линзы. Основные точки и линии линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы.

КПР

П. 60

9/59

Лабораторная работа № 14 «Изучение изображения, даваемые линзой».

1

Урок практикум

                                 

Задание №51

П.61

10/60

Фотоаппарат. Проекционный аппарат.

1

Комбинированный урок

Устройство фотоаппарата и ход лучей в нём. Создание резкого изображения, роль диафрагмы. Устройство проекционного аппарата и ход лучей в нём.

П.62

11/61

Глаз.

1

Комбинированный урок

Строение глаза человека. Оптическая система глаза. Аккомодация глаза. Угол зрения. Расстояние наилучшего зрения.

Задание № 54

П.63

12/62

Очки, лупа.

1

Комбинированный урок

Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость. Очки. Правила гигиены зрения. Лупа. Увеличение лупы.

Л.№ 1619, 1614.

П.64

13/63

Разложение белого света в спектр. Сложение спектральных цветов.

1

Комбинированный урок

Спектр белого света. Спектральные цвета .Радуга. Сложение спектральных цветов. Дополнительные цвета. Основные цвета спектра.

Вопросы к п. 65,66

П.65.66

14/64

Цвета тел. Обобщение темы «Световые явления»

1

Урок обобщения и повторения

Поглощение света средой. Рассеяние света. Смешение красок. Насыщенность цвета.

Беседа.

П.67

15/65

Контрольная работа по теме «Световые явления».

1

Урок контроля.

Итоги главы №3

16/66

Повторение

1

Урок обобщения и повторения

Беседа.

67-70

Повторение

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...