Сводная таблица «Методологические подходы»
методическая разработка по физике на тему

Маменишкина Нина Васильевна

Сводная таблица «Методологические подходы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4.5.svodnaya_tablitsa_po_metodologicheskim_podhodam.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Сводная таблица «Методологические подходы»

Методо-

логический

подход

Сущность

подхода

Функции

 подхода

Методические

приемы

реализации

подхода

Достоинства

Недостатки

Дискретный

подход

На каждом уроке совместно с учащимися проводится анализ структуры учебного материала. В учебном материале выделяются главные и второстепенные элементы знаний.

1. Выработка умения самостоятельного анализа учебного материала, выделения элементов знания.

2. Развитие мышления.

  1. Приобретение навыков учебного труда, самостоятельного поиска знаний.
  2. Закрепление и прочное запоминание учебного материала.

1.Проверка усвоения ДЭЗ одного урока.

2. Письменный опрос по карточкам в пределах ДЭЗ  одного или нескольких уроков.

3. Включение вопросов ДЭЗ в к/р и лаб. Работы.

4. Проведение зачетных уроков по знанию ДЭЗ.

5. Взаимоконтроль ДЭЗ.

6. Проверка усвоения ДЭЗ по теме в случае конфликтной ситуации при выставлении отметок.

7. Годовое повторение по ДЭЗ. Подготовка к экзаменам.

Возможность включать всех учащихся в деятельность по усвоению программного материала в строгой логической последовательности.

Наличие тетради ДЭЗ позволяет повысить оперативность контроля, организации его новых форм.

Дает гарантированный минимум накопляемости оценок.

Требуется дополнительное время.

Слабые учащиеся стараются избежать обязанности изучать текст параграфа, ограничиваются лишь поисками ответов и их заучиванием.

Системно-

функциональный

подход

При изучении физических величин и законов осуществляется систематизация по общности функций.

1. Научить понимать сущность физических величин (в частности, давать правильное  определение).

2.  Научить понимать сущность физических законов (в частности, правильно их формулировать).

1.  Применение шести правил системного усвоения физических величин.

2. Применение восьми правил  технологии системного усвоения законов.

3. Создание стендов и памяток по системному усвоению знаний.

1.Преодолевается формализм в усвоении знаний.

2. Учащиеся учатся с  большей охотой.

3. Развивается грамотная физическая речь.

4. Реализуется принцип научности в обучении.

 

Учителю требуется дополнительное время для изготовления памяток, стендов

Системно-

структурный

подход

Проводится:

- анализ общей структуры состава знания учебного предмета,

- выделение его элементов и их функций,

- систематизация по общности функций,

- классификация в соответствии со структурой изучаемых теорий.

1. Создает ориентировочную основу для изложения содержания материала в пределах темы.

2. Является основой для мнемонической деятельности (деятельности по запоминанию).

3. Позволяет решить проблему понимания сущности изучаемой теории.

4. Является способом систематизации знаний.

5. Решает проблему обучения структуре знания.

1. Составление структурных схем (на уроке или дома).

2. Работа по  общей схеме:

- научные факты;

- выдвижение гипотезу;

- выбор идеального объекта;

- введение величин, позволяющих делать измерения;

- установление зависимостей (законов);

- управление изучаемыми явлениями.

1. Развитие аналитико-синтетического мышления (умения обобщать, делать выводы, выделять главное и др.).

2. Развитие умения упорядочивать учебный материал, отсеивать  второстепенные знания от главных.

3. Не требует дополнительных затрат времени.

На первых порах применения подхода у учащихся могут возникнуть сложности с  пониманием сущности элементов: идеальный объект, гипотеза, научный факт, физическая теория

Системно-

логический

подход

 Выделение законченных блоков внутри научной теории. Последовательное расположение их в порядке выводимости. Вычерчивание схем расположения этих элементов.

1. Реализует в достаточной степени ряд принципов дидактики: научности, системности, доступности, прочности.

2. Позволяет выполнить ряд психологических требований к процессу обучения: повышает степень понимания учебного материала; способствует более продуктивному его запоминанию; стимулирует познавательную деятельность.

1.  Составление логических схем (на уроке или дома).

2. Работа по общей схеме:

- физический эксперимент (опыт);

- наблюдение за закономерностями  в ходе опыта;

- определение выявленной зависимости через формулы;

- получение законов;

 - работа с единицами измерения физических величин;

 - применение в практике.

Возможно использование  на уроке для составления рассказа по теме, что развивает не только речь, но и понимание  учащимися логики построения темы.

Не приводит к какому-либо увеличению затрат времени. На доске и в тетради ученика выполняются те же записи, которые делаются при традиционных способах изучения материала, но в системе.

Учащиеся,  которые

привыкли неаккуратно вести записи, испытывают  неудобства при составлении логических схем.  Постепенно им приходится заставлять себя работать над тщательным составлением логических схем. Это вызывает у них некоторую нервозность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сводная таблица качества знаний обучающихся за отчётный период

учебный год:2007/085 "Б" класс-29,2%(1 полугодие)                44% (2 полугодие)...

Сводная таблица философских учений

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию....

Сводная таблица дисграфических ошибок

С помощью данной таблицы начинающие учителя-логопеды достаточно наглядно и легко  определят дисграфии....

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД....

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД....

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ИТОГОВ РАЙОННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ 5-х КЛАССОВ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ 2010 – 2011 учебный год

СВОДНАЯ  ТАБЛИЦА  ИТОГОВ  РАЙОННОГО  ТЕСТИРОВАНИЯ  5-х КЛАССОВ  ПО  АНГЛИЙСКОМУ  ЯЗЫКУ 2010– 2011учебный год...