Философское направление, школа | Представители | Произведения | Основные идеи
|
Древняя Индия. |
| Веды, Упанишады
| 1.мир богов -мир людей -мир демонов 2. вечный круговорот жизни 3. душа бессмертна 4. реинкарнация – переселение душ. Карма |
Буддизм
| Сиддхартха Гаутама (Будда) | Т(р)ипитака | 1. жизнь-это страдание 2. отказ от желаний как путь спасения 3. Карма-закон воздаяния 4. переселение душ-Сансара |
Китай. Конфуцианство | Кун-цзы | Беседы и суждения | 1. личность не для себя, но для общества 2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм 3. идея благородного мужа 4. меритократии - власть достойных |
Китай. Даосизм | Лао-цзы | «Дао Дэ Цзин» - трактат | 1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать 2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя), 3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей 4. «Передаю, но не творю» |
Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в |
|
|
|
Милетская школа
+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита» | Фалес Анаксимен Анаксимандр Гераклит |
| 1. искали первоначало мира: Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется» 2. материализм- материя первична, сознание вторично |
Софисты - древнегреческие платные преподаватели красноречия | Протагор | О Богах | 1. знания о мире относительны и субъективны 2. «Человек есть мера всех вещей» 3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы |
Классический период античной философии | Сократ
Киники, Диоген
| Диалоги | 1. основоположник этики, теория морали 2.диалектика - поиск истины через противоречия 3. диалог как метод поиска
1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество) 2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов
|
| Платон, ученик Сократа; Академия Платона
Идеализм –«линия Платона» | Апология Сократа, Государство, Законы | 1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи. Материя вторична, сознание первично 2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники 3. типы государства: монархия- тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные) |
| Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля | Метафизика Политика Афинская полития | 1.Государства бывают: • правильные - монархия, аристократия, полития • неправильные - тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия) 2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса
|
Эллинистическая философия с III в н. э.
Стоицизм
Эпикурейство (эпикуреизм) | Сенека
| «О досуге» О стойкости мудреца О счастливой жизни | 1. нет страстям 2. идеал – невозмутимый мудрец 3.нравственность – основа жизни 4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит» 5. освобождение от влияния внешнего мира
|
| Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа |
| 1. этика счастья 2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет» 3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира
|
Средневековая философия: 1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм) | Августин Блаженный IV-V вв
| О граде Божьем Исповедь
| Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе
|
2. схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию
| Фома Аквинский XIII век Томизм Многие схоласты были преподавателями в Университетах | Сумма теологии Сумма философии | 1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир 2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель) |
Философия Возрождения XV-XVI (антропоцентризм, гуманизм) | Н. Кузанский
Н.Маккиавелли |
Государь
| 1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо
Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства |
Социалисты-утописты | Томас Мор
Томмазо Кампанелла | Утопия
Город Солнца | 1. нет частной собственности 2. социальное равенство 3. коллективизм |
| Монтень | Опыты | Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков |
Философия Нового времени XVII-XVIII | Т. Гоббс Дж. Локк (XVI-XVII
| Левиафан Опыт о человеческом разумении | 1. Теория «общественного договора» 2. Гоббс – государство-это чудовище 2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная |
Эмпиризм | Ф.Бэкон | Новый органон | 1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила» 2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент. |
Рационализм | Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую) Спиноза Лейбниц Гроций |
| Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом
Естественное право |
Философия просвещения
| Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство Ж.Ж. Руссо Монтескьё | Энциклопедия «Раздавите гадину» | 1.Принцип политического равенства людей. 2. Причины появления теории «общественного договора». 3.Идея социального равенства
|
| А. Смит
| Исследование о природе и причинах богатства народов | 1.Теория трудовой стоимости. 2.Основные условия процветания государства. 3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка» |
Социалисты-утописты | Сен-Симон (Человек человеку-брат)
Фурье (фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)
Оуэн | Новое христианство
Книга нового нравственного мира |
| 1. Основные черты идеального общественного строя (социализма). 2.Критика капитализма. 3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония» |
|
Философия XIX в
марксизм | К. Маркс Ф. Энгельс
| Капитал
Диалектика природы | - Законы общественного развития.
- Теория прибавочной стоимости.
- Теория социалистической революции.
- Учение о высшей фазе общественного развития (коммунизм)
|
Немецкая классическая философия | И.Кант | Критика чистого разума | Моральный закон – категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства» |
| Г.Гегель | Наука логики Философия права | 1. диалектика – закон развития 2. идея гражданского общества |
Философия «жизни» | А. Шопенгауэр С. Кьеркегор Ф. Ницше (идея сверхчеловека) |
Так говорил Заратустра | 1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях 2. цель философии - помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру 3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире» 4. воля к власти – это самая суть жизни |
Позитивизм- направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу | О.Конт Г. Спенсер |
| 1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания 2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания 3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа |
Философия экзистенциализма XX век (экзистенция - существование) | К. Ясперс Ж.-П. Сартр
А. Камю |
Экзистенциализм – это гуманизм | 1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире 2.Человек – хозяин своей судьбы 3. стержень жизни человека- свобода 4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё») |
Комментарии
сумма
Вот это ПОЛЕЗНОСТЬ!