История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Пелых Валерия Николаевна

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авторской программой по всеобщей истории для 5 классов (Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свиницкая. "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»)

Материал о первобытных людях, возникновении и развитии древних цивилизаций   ( Египет, Западная Азия, Индия, Китай, Греция и Рим) вводит школьников в мир истории. Результатом изучения данного материала является формирование целостного представления об изучаемой эпохе.

Находить на карте и комментиро­вать местоположение Китая.

Определять и формулировать осо­бенности китайской религии.

Объяснять, почему китайцы при­давали большое значение воспитанию учтивости

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по истории Чему учил китайский мудрец Конфуций для учащихся 5 класса

1 вариант

1. Китайцы называли свою страну

1) «Вратами бога» 2) «Поднебесной» 3) «Царством стран»

2. Иероглифы — это

1) изображения сказочных существ в книгах 2) росписи на тканях 3) знаки китайской письменности

3. Вставьте пропущенное в тексте слово (словосочетание).

Выйдя из школы, каждый ученик идёт своей дорогой. Всякие сборища для игр запрещены. Вещи, используемые в школе, ограничиваются учебными книгами и принадлежностями: __________, тушью, кисточкой и тушечницей.

1) палочками для еды 2) глиняной табличкой 3) бумагой

4. Почему ученики Конфуция изучали старинные книги?

1) чтобы приобщиться к мудрости предков 2) чтобы получить похвалу от учителя и родителей 3) чтобы научиться писать

5. Как, по мнению китайских мудрецов, можно узнать воспитанного человека?

1) по его одежде 2) по его поведению 3) по его знаниям

6. Установите соответствие между именами выдающихся мудрецов древности и странами, в которых они жили.

Имена мудрецов

Страны

А) Конфуций

1) Израиль

Б) Будда

2) Китай

В) Соломон

3) Индия

Тест по истории Чему учил китайский мудрец Конфуций для учащихся 5 класса

2 вариант

1. Великие реки Китая — это

1) Инд и Ганг 2) Арагва и Кура 3) Хуанхэ и Янцзы

2.  Иероглифы — это

1) изображения сказочных существ в книгах 2) росписи на тканях 3) знаки китайской письменности

3. Вставьте пропущенное в тексте имя.

Все воспитанники приходят в школу с рассветом. Войдя, они приветствуют сначала __________, а потом учителя. При уходе из школы нужно поклониться __________ и учителю так же, как утром.

1) Будда 2) Конфуций 3) Брахма

4. Что служило материалом для письма в Китае до изобретения бумаги?

1) глиняные таблички 2) папирусные свитки 3) бамбуковые дощечки

5. Как, по мнению китайских мудрецов, должен относиться правитель к своим подданным?

1) сурово наказывать за проступки 2) воспитывать их своим примером 3) за исполнение законов освобождать подданных от налогов

6. Установите соответствие между понятиями и их значением.

Понятие

Значение

А) каллиграфия

1) знак в китайской письменности

Б) иероглиф

2) чёткое, красивое письмо

В) император

3) титул правителя Китая

Ответы на тест по истории Чему учил китайский мудрец Конфуций
1 вариант
А1-2
А2-3
А3-3
А4-1
А5-2
В1-231
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
А5-2
В1-213



Предварительный просмотр:

Урок 30.Религиозно – философские учения

Дата

Цель урока

-способствовать ознакомлению с местоположением и природными условиями Китая;

-содействовать формированию представлений о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учении Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей.

Тип и вид урока

Изучение нового материала. Урок – путешествия

Планируемые результаты (предметные)  

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и знания событий и явлений прошлого и современности

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважения к культуре и других народов, толерантность; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества  

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации.

Основные содержания темы, понятия, термины

Местоположение и природные условия Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно – философские учения (конфуцианство). Конфуций – самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Поднебесная, Сын Неба, дракон. Бамбуковая книга.

Образовательные ресурсы

Учебник. Учебная карта «Китай в древности»,, документы, презентация.

План урока

1.Страна, где жили китайцы.

2.Высшая добродетель – уважение к старшим

3.Мудрость – в знании старинных книг

4.Как должны вести себя учтивые китайцы

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы и методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формирование УУД

1.Организационный момент

Фронтальный, словесный. Слово учителя  

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

2.Актуализация знаний

Фронтальная, индивидуальная, беседа. Словесный

Сообщение учителя, беседа

Проверяет домашнее задание

Рассказывают о Древнем Китае

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Устные ответы

3.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный

Сообщение учителя

Сообщает тему урока. Предлагает сформулировать учебную задачу.

Слушают учителя, формулируют учебную задачу

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

4.Усвоение новых знаний и способов действия.

Рассказ учителя. Страна, где жили китайцы

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает о том, где жили китайцы

(Приложение 1)

Слушаю учителя, извлекают нежную информацию, делают записи в тетрадях

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Записи в тетрадях

Работа с картой на стр. 106

Фронтальная. Словесный проблемный. работа с картой

Предлагает открыть карту на стр.106 и найти:

1)Местоположение Китая

2) реки Хуанхэ и Янцзы.

Вспомнить и найти, где располагается:

1)Южно- Китайское море

2)Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь

3)население гуннами область

4)столицу объединенного Китая. Определите название столицы.

Работают с картой, выполняют задания, отвечают устно

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Работа с картой. Устные ответы

Рассказ учителя о высшем добродетели.

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает о том высшей добродетели – уважении к старшим.

(Приложение 2)

Слушаю учителя, извлекают нежную информацию, делают записи в тетрадях

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Записи в тетрадях

Рассказ учителя

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа,

Рассказывает о мудрости в Китае

(Приложение 3)

Слушаю учителя, извлекают нежную информацию, делают записи в тетрадях

Познавательные: Осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию изпрослушанного рассказа, делают вывод

Коммуникативные:  высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Записи в тетрадях

Работа с учебником на стр. 107 с документом «Из высказываний Конфуция» и с тестом пункта 4 параграфа 22 на стр. 108

Фронтальная. Словесный проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой

Предлагает познакомится с документом, в котором рассказывается высказывание Конфуция.

Работают с учебником, определяют  главное в высказывании Конфуция

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество  уровень усвоения

Работа с тестом учебника

5.Закрепление знаний и способов действия

Групповая.

Словесныйтворческий

Беседа, рассказ, работа с картой

Предлагает еще раз поработать с картой, найти расположения Китая, найти реки и , южно – Китайское море, Великого шелкового пути, Великой Китайской стены, население гуннов, столицу Китая.

Работают с картой в учебнике и находят расположения Китая , южно – Китайское море, Великого шелкового пути, Великой Китайской стены, население гуннов, столицу Китая.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество  уровень усвоения 

работа с картой

6.Рефлексия

Фронтальная.Словесный. Беседа

-Закончите предложения:

+На уроке я работал…

+Своей работой на уроке я…

+Урок для меня показал

+За урок я..

+Материал на уроке мне был…

Заканчиваю предложения: активно/пассивно доволен/недоволен коротким/длинным не устал/устал понятен/непонятен полезен/неполезен интересен/скучен легким/трудным интересно/ неинтересно

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способами саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

7.Инормация о домашнем задании

Фронтальная, словесный, сообщение учителя

Комментирует задание: параграф 22

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу.

ВопросыЗадания

Ресурсный материал у уроку

Приложение 1

«Страна, где жили китайцы»

Китай располагается в Восточной Азии. В первой половине тысячелетии до н.э.китайцы расселялись по Великой Китайской равнине между Хуанхе и Янцзы. На этой территории возникло несколько государств и правители которых часто враждовали. Но как не странно жители этих государств не считали себя врагами и считали себя единым народом, поскольку имели сходные языки и письменность, верования и обычаи. Об этих обычаях часто рассказывал величайший мудрец Конфуций. (см.рис.на стр.105)

Приложение 2

«Высшая добродетель  - уважение к старшим»

Конфуций говорил, что нужно соблюдать те порядки, которые установлены с древнейших времен. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, дети – родителям. А старшие в свою очередь должны с отеческим вниманием и заботой относиться к младшим.

Покойных родителей и родственников китайцы почитали как могучих и добрых покровителей. В их честь совершались жертвоприношения. Лучшей похвалой было сравнение человека с какими – то древними героями.  О старине и бережно хранили их в Китайцы очень любили рассказы памяти.

Приложение 3

«Мудрость – в знании старинных книг»

Своим учениками Конфуций излагал  содержание старинных книги, чтобы они приобщались к мудрости древних. Среди этих книг были предания, изречения, песни.

        А сами книги выгладили совсем не так, как сейчас наши Во времена Конфуция писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука. Писали тонкой кисточкой или палочкой и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то написанное соскабливали  ножом. Связка бамбука и была древне-китайской книгой (см.рис.на стр.107).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Религиозно-философская проблематика в литературе.

Презентация к внеклассному занятию по литераттуре....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА

Пережив в детстве глубокое потрясение в связи со смертью младшей сестры Нади, Бунин начал неистово «молиться, поститься», читать жи­тия святых, часами простаивать перед иконой, мучительно думать «о то...

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли....