Интегрированный урок литературы и истории Тема: «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год»
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Конспект бинарного урока по литературе и истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и истории
Тема: «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год»
Шурко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы
Безбородова Анна Николаевна, учитель истории и обществознания
Класс: 9
Цель: проанализировать произведение М.В. Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год», систематизировать знания учащихся по истории России XVIII века, закрепить знания по географии России.
Задачи:
- закреплять навыки работы с литературным текстом;
- развивать умения анализировать, сопоставлять различные источники информации;
- учить формулировать задачи урока, планировать работу по их реализации.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: интегрированный урок
Методы урока:частично-поисковый, групповой
Оборудование: презентация, экран, медиапроектор
Эпиграф:
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". А. С. Пушкин.
Ход урока:
- Организационный момент. (1 минута)
Учитель и ученики приветствуют друг друга.
- Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)
На экран выводится первый слайд презентации. Портреты М.В. Ломоносова императрицы Елизаветы.
Учитель: Перед вами портреты известных людей. Скажите, пожалуйста, кто они? Что связывает между собой этих людей? (Ученики на портретах узнают Михаила Васильевича Ломоносова и Елизавету Петровну, делают предположения о связи этих двух людей)
Учитель: Ломоносов и Елизавета были не просто современники. Императрица Елизавета Петровна высоко ценила научные и литературные труды Михаила Васильевича. А Ломоносов видел в Елизавете достойную продолжательницу дел Петра I. Именно Ломоносов и Елизавета станут ключевыми фигурами нашего урока. Эпиграфом к уроку станут слова А.С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". (эпиграф выводится на экран, слайд 2 презентации.) Опираясь на предложенный эпиграф, сформулируйте задачи сегодняшнего урока. (Ученики формулируют задачи урока.)
- Актуализация знаний (3 минуты)
Учитель обобщает предложения учеников, выводит на экран две основные проблемы урока:
- Проблемное задание: докажите, что «между Петром I и Екатериною II М.В. Ломоносов один является самобытным сподвижником просвещения».
- Проблемное задание: докажите справедливость слов Пушкина о Ломоносове, как о первом нашем университете.
(презентация, слайд 3)
Учитель: Ребята, что необходимо нам для решения этих задач? (ученики намечают пути решения поставленных задач)
Учитель (делает обобщение предложений учеников): Для доказательства справедливости слов Пушкина о Ломоносове мы будем использовать текст «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год». Я уступаю учительское место вашим товарищам.
- Первичное усвоение новых знаний (27 минут)
Первый ученик формулирует тему урока, читает наизусть отрывок и задает вопросы классу, выполняя роль учителя:
- Тема нашего урока «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год» (презентация слайд 4)
«Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли».
- Какую картину рисует нам автор?
(Благословенный край. Возлюбленная тишина, блаженство сел, цветы пестреют, класы в полях желтеют, сокровищ полны корабли)
- О какой тишине говорит Ломоносов?
(М. В. Ломоносов выступает как защитник мирной политики, настойчиво славит мир)
- Чьей заслугой является этот благословенный край?
(Эта благодать была принесена в Россию царствованием Елизаветы Петровны. Ведь с Елизаветой войны, которые вела Россия прежде, прекратились).
Учитель: обратимся к истории. В это время западные державы стремились втянуть Россию в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии против Франции и Пруссии. Поэтому Ломоносов особенно настойчиво славит мир. (презентация слайд 5)
Второй ученик (читает наизусть и задает вопросы классу):
«Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес».
- О каком Человеке «с большой буквы» говорит в этих строках Ломоносов?
(Петр I - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству)
- Какой хочет видеть М.В. Ломоносов Россию?
(Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире).
- В каком случае возможно такое будущее для России?
(Такое будущее возможно, если Россия будет просвещенной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела, в частности способствовать развитию науки, как это делал ее отец)
- Подтвердите свои слова строчками оды
(«Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
К сему монарху говоря:
"Мы с крайним тщанием готовы
Подать в российском роде новы
Чистейшего ума плоды".)
Учитель: Давайте сделаем вывод. Какие мечты высказывает автор в своей оде? Каким представляется вам сам Ломоносов? (ученики делают вывод о Ломоносове-просветителе) Учитель обобщает высказывания учеников и показывает на экране фрагмент из фильма «Михайло Ломоносов» (презентация слайд 6)
Учитель: Вернемся снова к нашему эпиграфу. Пушкин сравнил Ломоносова с университетом. Скажите, что такое университет?
(Университе́т — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Презентация слайд 7)
Учитель: Мы приступаем ко второй нашей задаче и должны доказать справедливость слов Пушкина о Ломоносове как о первом нашем университете.
Учитель: Давайте представим себя студентами университета на лекции.
Ученик, одетый в мантию и парик, в роли профессора университета 18 века читает отрывок из «Оды на день восшествия…»
«О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде».
Учитель: Опираясь на имеющиеся у вас знания о М.В. Ломоносове, назовите те научные области, в которых проявил свой талант М.В. Ломоносов? (Ответы учащихся)
Учитель: Воспевая науку в целом, в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год» Ломоносов особое внимание уделил географии и истории. Мы с вами, пользуясь текстом оды, также проведем историческое и географическое исследование.
Класс делится на 2 группы: группа исследователей-историков и группа исследователей-географов.
Задания для исследователей-историков:
1. Найдите исторические события, которые упомянуты в тексте «Оды...»
2. Расположите их в хронологическом порядке.
3. Подберите выдержки из исторических документов, соответствующие этим событиям, проиллюстрируйте их отрывками из оды.
Задания для исследователей-географов:
1.Отметьте на контурной карте названные в оде географические объекты.
2. Какие земли описаны в оде? По каким признакам вы их определили?
3. О каких полезных ископаемых говорится в оде? Назовите их крупные месторождения.
Выступления групп.
- Первичное закрепление знаний. (4 минуты)
Учитель: сегодня на уроке мы провели настоящее исследование. К каким выводам вы пришли в ходе работы на уроке? (Ученики формулируют выводы, свои решения предложенных на уроке проблемных задач)
- Рефлексия (3 минуты)
Учитель предлагает учащимся последовательно ответить на три вопроса:
- Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
- Что не оправдалось и почему?
- Мои перспективы на будущие уроки? (Презентация слайд 8)
- Домашнее задание. Написать эссе на тему «М.В. Ломоносов – человек-университет»
Учитель благодарит учащихся за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года
Цель данного урока : Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе . Работа с понятием «ода», с ...
Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Интегрированный урок географии и литературы посвященный М.В. Ломоносову «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...
Интегрированный урок литературы и биологии на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»
научиться находить подтверждения передачи признаков по наследству, прикоснуться к прошлому семьи великого поэта земли русской и своей семьи....
Интегрированный урок (литература – история – музыка – русский язык )Семинар « Ученый совет» По поэме А. Ахматовой "Реквием"
Урок литературы в 11 классе по поэме А. Ахматовой " Реквием"...
Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».
Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...
Тема урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Обзор биографии М.В. Ломоносова. Анализ "Оды на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»....