Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Интегрированный урок географии и литературы  посвященный М.В. Ломоносову  «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_tyulgan_shkola1_1.rar2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок географии и литературы посвященный М. В. Ломоносову

Медведева Надежда Алексеевна, учитель географии

 МОУ «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» Оренбургская область

Тема: Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Цель урока:

образовательная: углубить знания учащихся в литературоведении и географии; использование частично - поискового метода работы в мини-исследованиях, изучая литературное произведение, чтении и анализе карт, определения свойств минералов.

воспитательная: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; эстетическое воспитание, развитие творческого мышления, познавательного интереса, информационной культуры.

развивающая:  развитие умения  анализировать, сопоставлять, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.  Формирование умения работы с литературным текстом, картами, таблицами;  развитие внимательности, логического мышления;  расширение кругозора,  подготовка учащихся к жизни в постиндустриальном обществе.

Проблема урока: Как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства

Рифейских гор?

Форма урока: Урок-исследование с использованием информационно-коммуникационных и личностно-ориентированных технологий.

Оборудование урока: доска с плакатом со словами В.Г.Белинского, портрет М.В.Ломоносова, демонстрационный стол со свечами, глобусом, перьями-ручками, кейсы-папки «Академики», отчеты учащихся, минералы, грамоты, атласы, компьютер, проектор,  презентация Microsoft Office PowerPoint.

Оформление доски:

Портрет Ломоносова, контурная карта России.

Плакат со словами В.Г.Белинского: «С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим», « …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!».

Ход урока

1.Оргмомент. Звучит музыка В. Моцарта. Входят в класс учитель географии в костюме М.В. Ломоносова  и учитель литературы в костюме Елизаветы Петровны.                                          Слайд 1

Уч. Л.:  Доброе утро, ребята!

Уч. Г.: Мы рады встречи с вами.

Я - учитель географии Медведева Надежда Алексеевна.

Уч. Г.: Я учитель русского языка и литературы Каразбаева Р.Ш.

2. Вводная часть урока.

Елизавета Петровна: Сегодня наш урок необычен. Мы с вами, ребята, окунемся в прошлое, на два века назад. Встретимся с историческими и государственными деятелями.

Ломоносов: Я - Михайло Васильевич Ломоносов, буду возглавлять научное общество юных академиков. У нас на ученом совете будет три кафедры: «стихотворцы» - литераторы, «ландкартисты» - картографы и «минерологи» - геологи.                                                             Слайд 2

Елизавета Петровна: Так называл данные специальности сам Ломоносов.                              Слайд 3

Как вы думаете, почему мы переместились именно в Академию Ломоносова? (в 2011 году у Ломоносова юбилей - 300 лет со дня рождения).

3.Основная часть урока.

Цель урока для учащихся:

Слайд 4

Елизавета Петровна: Я пришла к вам на заседание ученого совета, дабы полезно мне будет узнать, как перекликается в оде Ломоносова красота поэтического слова и богатства Рифейских гор?

 На какие такие щедроты обращаете мой взор в Рифейских горах и Сибири, какая полезность и богатство исходят из них. Хочу самолично утвердиться, знают ли академики приемы стихотворства в  Вашей «Оде на день восшествии на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Все желаю узреть и ведать обо всех делах ваших.

Ломоносов:  Академики мои, высокочтимые, не посрамим имя славныя нашей Академии, докажем правоту моих слов великодержавной Императрице Елисавете Петровне. Проведем мини-исследование по трем направлениям. Вам в помощь предлагаются кейсы с материалами исследования. Откройте их и ознакомьтесь с ними.

Елизавета Петровна: Вам, Михайло Васильевич, хочу сказать, славно слагаете оды, ладно, торжественно. Отца моего, Петра Алексеевича, почитаете. А знают ли наши академики, что такое ода, кому обычно посвящается, какие основные признаки у этого произведения? (Отвечают ученики)

Молодцы! Ода Михаила Васильевича большая, а мы обратимся к отрывку из произведения, где речь идёт о нашем крае:                                                                                                                              Слайд 5

И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копиём;

Сребро и злато истекает

Во всем наследии твоём.

Плутон в расселинах мятется

Что россам в руки предается

Драгой металл из гор;

Который там натура скрыла

От блеску дневного светила

Он мрачный отвращает взор.

Обратитесь снова к строкам. Что подразумевается под Рифейскими горами? (Уральские горы)

Сможете ли вы растолковать мне щедроты земли Уральской, которые прославляет Михайло Васильевич?

Ломоносов: Что ж, уважаемые академики, приступим к работе.

4. Мини-исследования учеников.

Знакомим с задачами исследования.                                                                                                 Слайд 6

Елизавета Петровна: Задание для группы «Стихотворцы». Я хочу, чтобы академики показали свои знания в стихотворчестве. Какие изобразительно-выразительные средства (тропы), характерные для поэтической речи, встречаются в этом отрывке? Коли хватит вам времени, то переложите эти же строки на современный лад.                                                                                       Кейс для стихотворцев

Слайд 7

Ломоносов:  Задание для группы «Ланкартисты». Задача исследования: обнаружить минералы, определить, какими минерально-сырьевыми ресурсами богат Урал? Какие отрасли промышленности получили развитие на Урале?                                                                                  Кейс для ланкартистов

Слайд 8

 Ломоносов: Задание для минерологов. Ломоносов говорил, что илецкая соль дюже высокого качества. По внешним признакам сравните поваренную соль двух разных месторождений. Сделайте вывод о её качестве.                                                                                                Кейс для минерологов

Звучит музыка В.И Моцарта. Идёт работа в группах. 8/

Елизавета Петровна: Уважаемые академики! Вам слово.

Выступление групп

  1. Стихотворцы.
  2. Ландкартисты.
  3. Минерологи.

Елизавета Петровна: (стихотворцам после выступления)

Ода - торжественное произведение, в котором поэт выражал восторг перед величием свершившихся деяний. Михаил Васильевич. славил просвещенный разум высокой речью, насыщенной церковнославянизмами( токмо,  сей, раченья, дщерь), речь в оде  украшена неожиданными, смелыми сравнениями (Минерва - царица), изысканными метафорами       ( Верьхи Рифейски), риторическими фигурами, инверсиями, вспоминая античных богов. Возвышенной  стихотворной речи соответствовала интонация, создаваемая ораторскими оборотами. Итак, основная разновидность оды - торжественная, похвальная ода просвещенного разума, государственной мудрости монархини.

Уважаемые академики, знание этих и других особенностей художественных произведений, тропов вам весьма полезны будут, особенно при сдачи экзаменов в форме ГИА в конце этого учебного года.

Ломоносов:  (после выступления ландкартистов)                                                               Слайд 9 - 10

Мое предположение подтвердилось. В настоящее время Урал является главным районом добычи и переработки полезных ископаемых.

 Существует две гипотезы происхождения нефти. Автором биогенной гипотезы считают М.В. Ломоносова. Именно ее преподают в школах: нефть образовалась из останков мертвых организмом и  буйной растительностью, некогда покрывающей планету. Параллельно развивалась минеральная (неорганическая) гипотеза. Её суть в том, что «черное золото» - продукт химических реакций, которые идут на большой глубине, которая через трещины выдавливается ближе к поверхности. Эту версию отстаивал Д.И Менделеев.

Одна теория отличается от другой еще и продолжительностью процесса. Если нефть произошла из биоостанков, значит, на это ушли миллионы лет. А если в результате химических реакций – то в течение нескольких веков, а то и десятилетий. Значит, запасы возобновляются быстрее, чем принято считать».

На границе Грузии и Азербайджана есть два крохотных месторождения, но они более 100 лет дают нефть. И вот спустя 50 лет запасы восстанавливаются, причем колоссальными темпами. Так кто же был прав, Ломоносов или Менделеев? (по статье Д.Писаренко, «Аргументы и факты»,2007,№4)

Ломоносов – минерологам.  Визитной карточкой Урала являются и другие минералы. Слайд 11 - 15

Озеро Развал.                                                                                                                              Слайд 16 – 18

В конце первой половины XVIII века илексой солью заинтересовался оренбургский губернатор Неплюев. Он послал туда экспедицию во главе с маором Кублицким. О несметных запасах  соли было сообщено в Санкт-Петербург. Туда же были отправлены образцы соли. Ее всесторонне исследовал великий русский ученый М.В.Ломоносов. Исследования были произведены не тщательно, однако и они  достаочно убеждали в выгодности разработки здешней соли более рациональным образом. Благодаря добычи соли появился уникальный объект – Бальнеологический курорт, который пользуется большим спросом не только у населения области, но и России.

 5. Подведение итогов исследований.

Елизавета Петровна:  Вижу, академики, доказали, что в этих строках вся красота и дивность слога, щедротами несметными богата Россиия - матушка и Урал. Согласно я, Михайло Васильевич, “России могущество будет прирастать  Уралом и Сибирью” и слагаете Вы:

О вы, которых ожидает

Отечество из недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собствнных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Не зря я вам жаловала две тысячи монет за эту оду.

Ломоносов: Да, да, два воза медных монет доставили мне.

Елизавета Петровна:  На тот момент других в казне не было.

7. Подведение итогов урока.

Елизавета Петровна: Академики! Вернемся к нашей проблеме.                                            Слайд 19                                                

В этом небольшом произведении вы смолги увидеть красоту поэтического слова и богатство земли Уральской, где обнаружено 15 тысяч минералов и др.                                                               Слайд 20

И замечательная наша Илецкая соль, известная во всем мире.                                                  Слайд 21

Как не порадоваться таким щедротам, такими славными академиками, доказавшими это.

Ломоносов:  Хорошо поработали, не посрамили честь нашей академии. Теперь нам надо собрать доказательства рачений ваших. Обратимся  к кейсам. Задания: сочините оду, выполните сейнквейны и обозначьте положение Уральских гор и этой самой Илецкой соли на карте, дабы труды ваши представить императрице для обозрения...

Работа в группах      

Выступление учеников.

8.Заключительная часть урока.

Елизавета Петровна: Премного довольна я вами и потому не просто пришла, а с подарками - грамотами за ваши труды. Михайло Васильевич, кто отличился сегодя, кто достоин награды государевой?

Ломоносов: “Мое единственное желание состоит в том, чтобы привести в вождленное течение Гимназию и Университет, откуда смогут произойти многочисленные Ломоносовы...”        (награждение грамотами учеников)

Ломоносов: Об олимпиадах в честь М.В.Ломоносова, сообщение о сайте.                              Слайд 22

Елизавета Петровна: Обращение к эпиграфу автора  В.Г.Белинского:

«С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим»,

« …на берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Благодарят учеников за урок.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев А.И. География: население и хозяйство России: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007;
  2. Ром В.Я, Дронов В.П. География России: Население и хозяйство.9 кл.: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений   - М.:  Дрофа ;
  3. .Коровина В.Я. Литература: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2008.

              Интернет ресурсы:

  1. http://lomonocov.pomorsu.ru/dates.html  \\ http://www.hrono.ru/text/2005/uzi12_05.html
  2.  http://www.litera.ru/stixiya/articles/783.html
  3. http://virlib.eunnet.net/lithica/ural/1953/04.htm
  4. gov.cap.ru/home/121/raznoe/russkij_yazyk/300_lomonosov/pril k pi998 (урок Ломоносова).doc          
  5. http:// ru.wikipedia.org/wiki/Ломоносов,_Михаил_Васильевич - 558k
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:African_Buffalo.JPG
  7. http:// ru.wikipedia.org/wiki/Минерал - 76k
  8. http:// ru.wikipedia.org/wiki/Поваренная_соль - 72k
  9. klopotow.narod.ru/soveti/opred.htm - 4k
  10. lomonosov.msu.ru/ - 16k
  11. www.krugosvet.ru/.../LOMONOSOV_MIHAIL_VASILEVICH.html -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок исследование электропроводности различных сред

сегодня очень модно проводить интегрированные уроки физика и биология, мы првели урок физика и химия. новый стандарт преподавания в школе требует совершенно новый способ проведения уроков физики, необ...

"Писатель и Музыкант" интегрированный урок- исследование в 4 классе по рассказу К . Паустовского "Корзина с еловыми шишками" и музыка Э. Грига.

Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения, умение высказывать своё отношение к написанному автором,умение понимать образные выражения ,предстовлять картину нарисованную...

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока :    Закрепление сведений о   биографии М.В.Ломоносова,  его  роли  в литературе . Работа   с  понятием  «ода»,  с  ...

Интегрированный урок-исследование «Числа в сказках Пушкина». (5 класс).

Интеграция - одно из новшеств современной методики. Эта технология смело вторгается в школьные программы и связывает на первый взгляд несовместимые предметы. Не является исключением и математика и лит...

Тема урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Обзор биографии М.В. Ломоносова. Анализ "Оды на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»....