М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Иксанова Вероника Римовна

Предварительный просмотр:

Урок 10. М.В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Цель: познакомить с фактами биографии М.В. Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы; дать понятие о жанре оды.

Планируемые результаты: знание основных фактов биографии М.В. Ломоносова, особенностей его творчества, особенностей жанра оды; владение элементами анализа текста; умение готовить сообщения и выступать с ними.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.

Реализация творческого задания стр. 82: сообщения и их обсуждение.

  1. Работа по теме урока.
  1. Чтение и обсуждение статьи о М.В. Ломоносове стр. 84-86.
  2. Сообщения обучающихся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
  3. Беседа. Обсуждение вопросов и заданий 1,2 рубрики «Проверь себя» стр. 86.
  4. Комментированное чтение отрывков из произведений Ломоносова.
  1. «К статуе Петра».

Выразительное чтение надписи учителем. Перед прочтением демонстрация слайда с фотографией памятника Петру Великому.

Комментарии.

Петр I всегда был для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Ломоносов ценил в царе то, что  он «царствуя служил», “свои законы сам примером утвердил”, “монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки” (Пётр, под видом простого офицера обучался в Голландии корабельному делу); также Ломоносов относит к великим деяниям то, что царь “строил град”, “художников сбирал и обучал солдат”. В многочисленных надписях, одах, посвящённых Петру I, поэт наделяет императора такими эпитетами, как “премудрый герой”, “Отечества отец”. Ломоносов посвятил Петру и Полтавской битве огромное мозаичное полотно, которое было не только результатом открытий Ломоносова в химии, но и было ярким художественным произведением. Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, когда была сооружена статуя царя.

- Что означает слово Зрак?  (Примерный ответ. Образ, лик, облик; изображение, картина).

- Перескажите содержание отрывка.

- Найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю» (Примерный ответ. воздвигла, россы, гласит, сей град).

- Определите цель их использования.

  1. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Выразительное чтение надписи учителем. Перед прочтением демонстрация слайда с портретом Елизаветы Петровны.

Комментарии.

В ноябре 1741 г., через 16 лет после смерти Петра, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя — Елизавета Петровна. С ее именем связывали надежды на то, что она, как отец, продолжит создавать России славу — продолжит развивать науки, ремесла, промышленность России. В это верил также и Ломоносов.

– Найдите определение этого жанра в литературоведческом словаре  или в словаре учебника и запишите в тетради.

Ода — наиболее важный жанр в литературе XVIII в. Тогда считалось, что поэзия должна прежде всего участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приемов (обращение, риторический вопрос). «Ода на день восшествия...» — не столько прославление Екатерины, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца — Петра.

Оды обычно были очень длинными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Поясним некоторые слова: Невтонов — Ньютонов, раченье (раденье) — старание, усердие; от недр — из глубин.

- К кому обращается автор в первых строках отрывка? (Примерный ответ. К молодым соотечественникам).

- К чему он их призывает?( Примерный ответ. К тому, чтобы они доказали, что Россия способна сама выращивать своих ученых, а не нанимать их на Западе, как это имело место после смерти Петра.)

Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю». (Примерный ответ. Отечество, благословенны, ободренны, отраду)

3. «Случились вместе два астронома в пиру..»

Выразительное чтение стихотворения учителем.

- К какому «штилю» можно отнести это стихотворение? (Примерный ответ. К низкому).

- По каким признакам мы определяем, что это «низкий штиль» и произведение не является одой? (Примерный ответ.  1. Предмет изображения – не высокая и важная тема государственного служения, а шутка. 2. Небольшой объем произведения. 3.Отсутствие «высокой» лексики и присутствие обыденных персонажей – повара, предметов быта: очаг, жаркое).

  1. Закрепление изученного материала

Обсуждение вопросов и заданий рубрик «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь» стр. 87.

- В чем необычность курс обучения, пройденного М.В. Ломоносовым?

- Что такое теория трех штилей?

- За что Ломоносов прославлял Петра I?

  1. Подведение итогов урока.

 - Какими качествами обладал М.В. Ломоносов?

- Какова была главная жизненная цель М.В. Ломоносова?

  1. Домашнее задание
  1. Вопросы и задания рубрик «Фонохрестоматия», «Учимся читать выразительно», «Творческое задание» стр. 87-88.
  2. Подготовить сообщение о Г.Р. Державине. Ответить на вопросы рубрик «Проверь себя» стр. 90,  «Творческое задание» стр. 91.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия....."

Презентация для урока литературы в 9 классе....

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года

Цель данного урока :    Закрепление сведений о   биографии М.В.Ломоносова,  его  роли  в литературе . Работа   с  понятием  «ода»,  с  ...

Интегрированный урок. Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Интегрированный урок географии и литературы  посвященный М.В. Ломоносову  «Исследование отрывка из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни императрицы Елиса...

План урока по теме М.В. Ломоносов «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны

Познакомить учащихся с жизнью, творчеством, научной деятельностью, гражданской позицией Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе русского языка, рассказать о его реформаторской деят...

Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса по теме " М.В. Ломоносов "Ода на день восшествия..."- типичное произведение в духе классицизма".

Ода «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский с...

Тема урока: М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Обзор биографии М.В. Ломоносова. Анализ "Оды на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»....