Урок обобщения и систематизации знаний по физике в 8 классе «Способы изменения внутренней энергии тела»
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Автор учебника Пёрышкин А. В. Данный урок проводится в конце изучения раздела "Способы изменения внутренней энергии тела".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет образования взрослых - www.train2.ru

Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО

Конспект АМО-урока (занятия)

Организационная информация

Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)

Зубова Ольга Алексеевна

Предмет

Физика

Класс,  профиль класса/группа, количество человек

8 класс, 9 человек

Продолжительность урока (занятия)

45 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия

«Способы изменения внутренней энергии тела»

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Пёрышкин А. В.

Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)

Данный урок проводится в конце изучения раздела «Способы изменения внутренней энергии тела», после рассмотрения тем: «Теплопроводность», «Конвекция», «Излучение», перед изучением «Количество теплоты». Тип урока – «урок обобщения и систематизации знаний».

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Возраст детей от 13 до 14 лет относят к старшему подростковому возрасту. Особенности подросткового возраста: изменение социальной ситуации развития - переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости; смена ведущей деятельности - учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками; открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; появление чувства взрослости, желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной родительской зависимости. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие обуславливают эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения детей подросткового возраста. Структура потребностей в этом возрасте - потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников.

Особенность поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем. Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростков, называемых доминантами:

  • «эгоцентрическая доминанта» – интерес подростка к собственной личности;
  • «доминанта дали»- установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
  • «доминанта усилия» – интерес подростка к сопротивлению, которое иногда проявляется в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте;
  • «доминанта романтики» - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

В классе присутствуют дети со всеми из перечисленных доминант. Также обучающиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, уровня работоспособности, темпа деятельности и темперамента. Работа педагога с ними должна быть построена по принципу индивидуального подхода.

Различные формы и методы работы на уроке будут способствовать вовлечению всех обучающихся в деятельностный процесс, создание комфортной психологической обстановки, обеспечение благоприятных эмоциногенных условий. Для включения в работу детей со средним или низким уровнем способностей и невысокой мотивацией будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, мотивирование посредством  создания ситуации успеха.

Цели урока/ занятия

Цели урока:

Образовательные:

  • создать условия для закрепления и систематизации знаний о способах изменения внутренней энергии тела;
  • продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения.

Развивающие - создать условия для развития умения учеников:

  • выделять главное из полученной информации, видеть проблему, делать  выводы;
  • работать в группах;
  • выступать перед аудиторией;
  • анализировать ответы одноклассников;
  • систематизировать и обобщать знания, полученные опытным путем.

Воспитательные - создать условия для привития:

  • коммуникативных умений и навыков;
  • чувства уважения, коллективизма, сопереживания;
  • активной жизненной позиции;
  • любознательности и интереса к изучению природы.

Задачи урока/ занятия

  1. Закрепить и систематизировать знания о способах изменения внутренней энергии тела.
  2. Углубить знания учащихся о роли теплопередачи в различных областях человеческой деятельности.
  3. Сформировать умения описывать и объяснять механизмы передачи тепла от одного тела к другому.
  4. Научиться применять полученные знания при решении качественных задач.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия

В ходе урока обучающиеся научатся:

  • распознавать различные способы теплопередачи;
  • описывать и правильно трактовать механизмы передачи тепла от одного тела к другому;
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы.

В ходе урока обучающиеся получат возможность научиться:

  • использовать знания о явлениях теплопередачи в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья; 
  • приводить примеры практического использования физических знаний о способах изменения внутренней энергии тел.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Тепловое движение, температура, внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии тела, теплопередача, теплопроводность, конвекция, излучение.


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)

Этап

Цели фазы и этапа

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите и расшифруйте необходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

Создание позитивной и комфортной атмосферы; настрой на рабочий лад

2 мин

Приветствие “Здравствуйте!”

заимствованный

Цели и задачи: приветствие, создание рабочей атмосферы и позитивного настроя, установление контакта обучающихся.

Необходимые материалы –Предварительная подготовка –

Проведение: учитель предлагает поприветствовать друг друга, встав в круг. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Примечание: желательно, чтобы учитель выполнял задание вместе с детьми, стоя в общем круге.

Здравствуйте, ребята! В пожелании «Здравствуйте» заключён большой смысл. Во-первых, люди, сказавшие это приветствие, желают друг другу здравствовать, то есть желают здоровья. Во-вторых, мужчины пожимают руки, что означает доброе расположение, показывает, что в руках нет оружия.

Давайте и мы с вами в знак доброго расположения прикоснёмся друг к другу руками. А чтобы каждый человек поприветствовал сразу всех, мы встанем в круг, и наша добрая энергия по цепочке перейдёт сразу ко всему классу.

(Затем учитель даёт инструкцию, какие слова говорить и каких пальцев при этом касаться).

Личностные УУД – характеризовать своё поведение на основе

общечеловеческих, гуманистических ценностей.

Коммуникативные УУД – уметь вступать в общение, поддерживать его, что обеспечивает эффективность взаимодействия и работы учащихся в коллективе.

Формируются:  коммуникативная компетентность – способность вступать в общение, устанавливать контакты между участниками;

социальная компетентность - способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей.

На этапе инициации применяется метод «Здравствуйте!», направленный не только на приветствие, но и на  эмоциональное раскрепощение участников образовательного процесса.  Динамическое начало создает условия для максимальной включенности обучающихся в урок, способствует установлению контактов между участниками процесса и их позитивному настрою.

Погружение в тему

Определение  цели и содержания занятия обучающимися посредством  включения  ассоциативного мышления.

3 мин

«Письмо»

авторский

Цели и задачи: обеспечение мотивации и осмысленности процесса обучения, формулирование цели на урок.

Необходимые материалы – заранее написанное письмо из царства Теплоты.

Предварительная подготовка – составить текст письма, запаковать в конверт.

Проведение: учитель говорит, что к ним в класс пришло письмо из царства Теплоты, зачитывает его. Спрашивает – готовы ли ученики помочь жителям, чувствуют ли в себе силы для сложной экспедиции; задаёт вопросы о цели путешествия и о том, что может им пригодиться.

Варианты проведения: письмо может зачитать любой желающий ученик.

Ребята! Сегодня к нам в школу пришло письмо для учащихся 8-го класса. Кто желает его зачитать? (Зачитывается письмо о том, что мудрую и щедрую правительницу царства Теплоты взял в плен и запер в темнице на 7 замков её злейший враг – Холод. Всё царство покрылось снегом и льдом, а всё живое начало постепенно замерзать. Жители просят ребят придти к ним на помощь и освободить из плена их правительницу – Теплоту).

Ну как, ребята, согласны вы помочь царице Теплоте и её подданным? (Дети соглашаются) Ну а если согласны, то вам придётся отправиться в нелёгкую экспедицию, пройти немало испытаний, чтобы отвоевать у Холода все ключи от темницы и освободить Теплоту. Готовы вы отправиться в путь? Что будет целью вашего путешествия? Как вы думаете, что вам пригодится для борьбы с Холодом? (Учащиеся формулируют цель своей экспедиции и выдвигают предположения о том, что в пути им пригодятся знания по теме «Тепловые явления»).

Личностные УУД -  ориентация на содержательные моменты учебной задачи.

Познавательные УУД -

активизация мыслительной деятельности обучающихся, включение ассоциативного мышления, самостоятельное выделение и формулирование цели.

Коммуникативные УУД - умение полно и точно выражать свои мысли

Ценностно-смысловая компетентность: умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.

Применение метода «Письмо» создает возможность учащимся самостоятельно сформулировать тему урока, его цели и поставить задачи для своей дальнейшей деятельности.

Определение ожиданий и опасений

Инициация  процесса  рефлексии

5 мин

«Фруктовый сад»

заимствованный

Цели и задачи: выяснение ожиданий и опасений учащихся с целью концентрации внимания, обеспечения ответственности за результат обучения, создания психологически-комфортной обстановки.

Необходимые материалы – 2 нарисованных дерева: яблоня и лимон - первая станция маршрута; вырезанные из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, скотч.

Предварительная подготовка – заранее готовятся два больших нарисованных дерева. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимон». Обучающимся раздаются вырезанные из бумаги шаблоны крупных яблок и лимонов.
Проведение: учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от данного урока (путешествия) и чего опасаются.
Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. Перед началом выяснения ожиданий и опасений учитель объясняет, почему важно выяснить цели, ожидания и опасения. Варианты проведения: после озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений.

Примечание: за прохождение первой станции маршрута ученики получают один ключ.

Уважаемы члены экспедиции! Цель вы перед собой поставили, знания с собой в дорогу захватили. Тогда – в путь! Карту маршрута вы видите на доске. И первая станция нашего путешествия – Фруктовый сад. Раз это – только начало пути,

поделитесь своими ожиданиями и опасениями от предстоящей экспедиции.

Я предлагаю вам записать свои ожидания на яблоках, а свои опасения – на лимонах. Потом все плоды прикрепите на соответствующие деревья. (Ученики выполняют задание).

За успешное прохождение первой станции маршрута вы зарабатываете первый ключ от темницы.

Личностные УУД – участники не только делятся своими желаниями, но и раскрывают мотивационную сферу своей личности, свои склонности, интересы.

Социальные компетенции,  в частности,  ценностно-смысловые компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;

адекватно реагировать на проблемные жизненные ситуации.

Для выяснения ожиданий и опасений учеников используется метод «Фруктовый сад», который гармонично вписывается в тематику урока и  способствует снятию напряжённости. По ходу урока учащиеся должны снимать те плоды, на которых были записаны сбывшиеся ожидания и неоправдавшиеся опасения.

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного

Контроль и коррекция знаний по темам: «Способы изменения внутренней энергии тела», «Теплопроводность», «Конвекция», «Излучение»

10 мин

«Ледяной лабиринт»

авторский

Цели и задачи: контроль и коррекция знаний по изученным темам, подготовка к практическому применению имеющихся знаний.

Необходимые материалы – схема лабиринта, изображённая на ватмане – вторая станция маршрута. Предварительная подготовка - продумать вопросы, оформить их на ватмане в виде лабиринта из льдинок, прикрепить ватман на доску.

Проведение: учитель обращает внимание на то, что сразу после фруктового сада начинается территория, которая попала во власть Холода. Участники экспедиции оказались перед ледяным лабиринтом. Чтобы его пройти, им потребуется рюкзак со знаниями и взаимопомощь. Первый ученик выходит к доске – «встаёт на первую льдинку», зачитывает утверждение, написанное на ней, и отвечает – согласен он или нет с этим утверждением. Если «Да», то дальше путь продолжается по тёплой стрелке (красной), а если «Нет», то по холодной (синей). Потом выходит следующий и т. д. – все ученики по очереди выходят к доске и делают по одному шагу. Если кто-то оступается (делает ошибку), то другие члены экспедиции ему помогают.

В итоге вся группа должна найти выход из лабиринта, то есть пройти путь из нижней левой ячейки в верхнюю правую.

Примечание: за прохождение лабиринта ученики получают второй ключ.  

Ребята, выйдя из фруктового сада, мы оказываемся во власти Холода – перед нами лабиринт из льдинок. Чтобы его успешно преодолеть, каждому придётся сделать по одному шагу. Ученик должен «встать на льдинку», прочитав утверждение, согласиться с ним или опровергнуть. Если утверждение верное, то дальше путь нужно продолжать по тёплой (красной) стрелке, а если неверное – то по холодной (синей). Ну а если кто оступится, то друзья в беде не бросят – обязательно помогут.

(Ученики выполняют задание).

За успешное прохождение второй станции маршрута вы зарабатываете ещё один ключ от темницы.

Регулятивные УУД –

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные УУД  - сравнение с целью выявления соответствия и несоответствия.

Коммуникативные УУД  - планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Учебно-познавательная компетентность: формирование логического мышления.

Коммуникативная компетентность: знание способов взаимодействия с окружающими.

Метод «Ледяной лабиринт» позволяет в игровой форме повторить и закрепить материал изученных тем по способам изменения внутренней энергии тела. Без страха перед опросом домашнего задания ученики легче справляются с вопросами закрепления.

Проработка содержания темы

Экспериментальным  путём  закрепить изученный материал

15 мин

«Заколдованное поле»

заимствованный, но адаптированный

Цели и задачи: активное вовлечение учащихся в экспериментальную деятельность; развитие способности анализировать и применять знания, полученные опытным путем; раскрытие творческого потенциала школьников.

Необходимые материалы – нарисованное на доске поле – третья станция маршрута; инструкции и лабораторное оборудование для проведения экспериментальных исследований – у каждой группы своё. Предварительная подготовка - нарисовать на доске по ходу маршрута поле; подготовить на трёх столах оборудование для экспериментов; напечатать инструкции для их проведения.

Проведение: учащиеся, выйдя из ледяного лабиринта, идут по указателю «Три способа согреться». Приходят к заколдованному полю. Чтобы его расколдовать, класс делится на три группы по три человека. Каждой группе для того, чтобы согреться, необходимо сначала провести предлагаемый опыт (соблюдая Т. Б.), потом дать ответ – какое явление здесь наблюдалось, и привести пример – как человек может согреться, используя это явление.

Первая группа получает задание на явление теплопроводности, вторая – на конвекцию, третья – на излучение.

Ученики выполняют опыты, находят ответы на поставленные вопросы. Затем заслушивается каждая группа по плану: краткое описание опыта; правила техники безопасности во время эксперимента; какое явление наблюдалось; как можно использовать это явление человеку для того, чтобы согреться.

Примечание: за прохождение этой станции каждая группа получает по ключу.  

Ребята, вы успешно преодолели ледяной лабиринт, но, наверное, очень замёрзли. Не зря указатель привёл нас на заколдованное поле, где есть три способа согреться. Но пока мы не разберёмся с колдовством – не согреемся. Чтобы с ним справиться, я предлагаю разбиться на три группы и узнать, что это за способы.

(Учащиеся разбиваются на группы).

У каждой группы есть инструкция по проведению эксперимента. Его нужно провести правильно, то есть, соблюдая не только инструкцию, но правила техники безопасности. Ваша задача – понять, что за способ согреться показывал данный опыт и привести примеры, как можно использовать это явление человеку для того, чтобы согреться.

(Ученики выполняют задания и анализируют результаты работы внутри групп и между группами).

Личностные УУД: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность к товарищу.

Регулятивные УУД:  планировать решение поставленной проблемы, оценивать весомость приводимых рассуждений.

Познавательные УУД: сравнивать различные предложения, обсуждать проблемные вопросы; умение применять полученные ранее знания при решении творческой задачи, умение выбора и аргументации своей позиции, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение корректно защищать свою точку зрения,  умение толерантно относиться к мнению других.

Учебно-познавательные компетенции: способность применять знания на практике, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, приемами планирования и анализа своей деятельности.

Коммуникативные компетенции: способность к выражению собственной идеи и корректной ее защите, навыки работы в группах, владение различными ролями в коллективе.

При использовании метода «Заколдованное поле» мотивация участников образовательного процесса происходит за счет активного, энергичного общения всех участников процесса и вовлечения каждого из учеников в экспериментальную деятельность.

Это позволяет задействовать различные каналы восприятия учебного материала.

Также важен момент практического применения имеющихся знаний.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Эмоциональная разрядка

Расслабление, снятие напряжения и усталости, восстановление энергии

5 мин

«Речка»

авторский

Цели и задачи: расслабление и восстановление энергии путём вовлечения учащихся в двигательную активность.

Необходимые материалы – нарисованная на доске в виде знака вопроса речка – четвёртая станция маршрута.

Предварительная подготовка - нарисовать на доске по ходу маршрута речку.

Проведение: следующая станция маршрута – речка. Дети подходят к реке и зачитывают её вопрос: «А действительно ли только тремя способами можно изменить внутреннюю энергию тела?». Обсуждают и приходят к выводу, что, кроме теплопроводности, конвекции и излучения, внутреннюю энергию ещё можно изменить путём совершения работы.

Примечание: за правильный ответ учащиеся получают шестой ключ.

 

Учитель обращает внимание на то, что не хватает ещё одного (седьмого) ключа и спрашивает их мнение – каким же образом можно заработать седьмой ключ? Учащиеся догадываются, что именно совершением работы, то есть теорию необходимо показать на практике.

Сначала (перед заплывом) необходимо легкие обогатить кислородом. Ученики выполняют дыхательные упражнения, потом - плавательные. Затем, добравшись до берега, они должны «стряхнуть с себя воду» - потрясти руками, ногами, а потом сделать движения головой из стороны в сторону.

Примечание: за двигательную активность (совершение работы) учащиеся получают седьмой ключ.

Ребята, темница, в которой заперта Теплота, уже близка – она прямо перед нами за речкой. Но речка, как вы понимаете, не простая. Она изогнута в виде знака вопроса, значит, пока мы не ответим на её вопрос, она нас не пропустит.

(Учащиеся зачитывают вопрос и дают на него ответ, за что получают шестой ключ).

Ну а теперь какими будут ваши предложения? Что нужно сделать, чтобы добраться до цели и заодно заработать седьмой (последний) ключ?

(Ребята отвечают, что готовы переплыть реку).

Я знала, что вы не испугаетесь трудностей. Но перед заплывом необходимо наполнить наши лёгкие кислородом. Давайте сделаем глубокий вдох и выдох, повторим несколько раз. Ну а теперь – поплыли – выполняем мягкие и спокойные плавательные движения.

Поздравляю вас – вы у цели. Только давайте немного стряхнём с себя воду (движения рук, ног, головы). Вот теперь вы выглядите отдохнувшими и без сомнения сможете победить злодея.

Личностные УУД: самоопределение.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Социальные компетенции  - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;

адекватно реагировать на проблемные жизненные ситуации.

При использовании приёма «Речка» учащиеся в игровой форме повторят материал об изменении внутренней энергии тела; путём вовлечения в двигательную активность восстановят свои силы и умственную энергию; ещё раз получат возможность прочувствовать единение своего коллектива.

Рефлексия

Анализ уровня достижения целей урока

5 мин

«Интервью»

заимствованный, но адаптированный

Цели и задачи: получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения, определение степени достижения цели.

Необходимые материалы – карточки, скотч и фломастеры для учеников, рефлексивный экран.

Предварительная подготовка - подготовить карточки (небольшие листочки белой бумаги); на ватмане сделать заготовку для рефлексивного экрана.

Проведение: сначала ученики, «переплывшие реку», освобождают из темницы царицу Теплоту – для этого на троне (в широком кармашке) переворачиваются обратной стороной ключи. На каждом ключе – буква. Из них получается слово «Теплота».

Жители хотят увековечить подвиг и написать о них в газету. Для того, чтобы составить статью, необходимо взять у героев интервью.

Каждый ученик может высказаться по одному или нескольким направлениям одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Учащиеся пишут продолжение выбранной фразы на своём листочке, подходят к доске и прикрепляют ответ в соответствующую строчку.

Примечание: этот этап можно провести и в устной форме (по желанию учителя), но в письменной будет более наглядно.

Дорогие ребята! Наша экспедиция подошла к концу. Вы справились со своей задачей – освободили Теплоту из плена злого Холода. Теперь счастливые жители вас так просто не отпустят – они хотят написать о вашем подвиге в газету, но для этого необходимо взять у вас интервью. Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни.

 

От вас требуется продолжить то предложение, которое вас заинтересовало. Таким образом мы не просто дадим интервью для жителей, но и подведём итоги нашего необычного урока.

Личностные УУД: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия, анализ.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Учебно-познавательная компетентность:

умение проводить анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативная компетентность:

способность к выражению собственных мыслей и их корректной защите

Для этапа Рефлексии выбран метод «Интервью», который гармонично вписывается в тематику урока и  способствует получению эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения, определению степени достижения

цели урока. Также этот метод поможет проанализировать уровень приобретенных знания и умений по теме, выявить уровень психологического комфорта учащихся на данном уроке.

Домашнее задание

Продумать несколько полезных советов с использованием явлений теплопередачи.


Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для:

 а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

 b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)

  - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология. 

Включение АМО в различные этапы урока способствовало активизации всех участников образовательного процесса и мотивации  их на выполнение успешной учебной деятельности, что  позволило эффективно решить все поставленные задачи и выполнить цели урока. Работа в группах развивала коммуникативные компетенции обучающихся, умение самовыражаться. Вовлечение всех учащихся в экспериментально-исследовательскую деятельность позволило задействовать различные каналы восприятия учебного материала.

Активные методы обучения, применяемые на уроках обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету «Физика», развитию их ключевых компетенций, потребности в позитивном преобразовании собственного познавательного опыта. Повышение интереса к изучаемой теме, и как следствие, ко всему предмету, говорит об эффективности технологии АМО и модерации. Эффективность процесса и результатов обучения, направленного на формирование метапредметных компетенций и универсальных учебных действий, в полной мере отвечает принципам ФГОС.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия 

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося 

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества  

актуализированы/приобретены/закреплены).

Образовательные результаты: владение обучающимися знаниями о способах изменения внутренней энергии тела; умение выдвигать гипотезы и предположения, ставить перед собой цели, определять пути достижения поставленных целей; формирование естественнонаучного мировоззрения.

Развивающие: выделение главного из полученной информации, способность видеть проблему, делать  выводы; развитие логического, аналитического и абстрактного мышления; систематизация и обобщение знаний, полученных опытным путем.

Воспитательные: умение работать в группах, прислушиваться к мнению других участников, самовыражаться; проявление активной жизненной позиции; уверенность в своих силах; любознательность и интерес к изучению природы.

Этап инициации с применением АМО «Здравствуйте!» способствовал развитию коммуникативных умений учащихся, активизировал их и помог динамично начать занятие. Для постановки целей урока использовался метод «Письмо», который заинтересовал обучающихся и настроил их на работу. На этапе определения опасений и ожиданий с целью концентрации внимания, создания психологически-комфортной обстановки был использован метод «Фруктовый сад». Для закрепления и систематизации знаний о способах изменения внутренней энергии тела применялся метод «Ледяной лабиринт», где кроме контроля и коррекции знаний происходило развитие коммуникативных качеств в виде взаимопомощи при неудачах. Метод «Заколдованное поле» активизировал творческие способности детей, способствовал развитию логического, абстрактного и ассоциативного мышления. Методика «Речка» помогла учащимся снять напряжение и способствовала сплочению коллектива. Подведение итогов урока с помощью «Интервью» в игровой форме развивало у обучающихся способность к самоанализу своей деятельности.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Взаимопомощь при прохождении лабиринта способствовала духовно-нравственному развитию личности. Деятельностный подход присутствовал на всех этапах урока, но особенно – на этапе проведения экспериментов. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий обучения. Также здоровьесбережению способствовало повторение и соблюдение правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

АМО, включенные в урок, позволяют активизировать учащихся, повысить их мотивацию к изучению данной темы, сориентировать на успешное выполнение учебной деятельности, привить интерес к физике.

Комплексное применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствовало реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность  урока/занятия

Продуманы не только отдельные этапы урока, но и схема маршрута, методика выполнения опытов. Коллеги могут воспользоваться данным конспектом урока как без доработки, так и с внесением корректив.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал).

Приложение 1 – Оформление маршрута на доске.

Приложение 2 - Схема ледяного лабиринта.

Приложение 3 - Инструкции для опытов.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

Физика. 8 кл.: учебник для образовательных учреждений / А. В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2012

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2013/04/21/vidy-teploperedachi

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98669004

Примечания автора/ов

Многие АМО, использованные в данном уроке, могут быть применены и на уроках по другим темам физики.

______________________________________________

© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013

© Образовательный портал «Мой университет, 2013

© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Оформление доскиhttp://www.images.lesyadraw.ru/2013/07/kak_narisovat_dom_karandashom_poetapno7.pnghttp://i.ytimg.com/vi/GSTUqWdnbu4/hqdefault.jpg

                                                                                                                Заколдованноеhttp://foodpost.ru/images/55e0d2ffc2eec.jpg

                                                                                                        поле

     Фруктовый сад

http://foodpost.ru/images/55e0d2ffc2eec.jpg

                                                                                                                                        Место для

                                                                                                                                         рефлексивного

экрана

                                                                                

Приложение 2

Схема ледяного лабиринта

Приложение 3

Инструкции для опытов

№ 1

  1. Проведите опыт – «ЛЁД, НЕ ТАЮЩИЙ В КИПЯТКЕ»

Возьмите пробирку, наполните водой, погрузите в нее кусочек льда, а чтобы он не всплыл вверх (лед легче воды), придавите его медным грузиком; при этом, однако, вода должна иметь свободный доступ ко льду. Вставьте пробирку в держатель и приблизьте её к спиртовке так, чтобы пламя лизало лишь верхнюю часть пробирки (при этом необходимо соблюдать все правила техники безопасности). Вскоре вода начинает кипеть, выделяя клубы пара. Но лёд на дне пробирки не тает! Вы наблюдаете «маленькое чудо» - лёд, не тающий в кипящей воде.

  1. Объясните, какое явление вы наблюдаете.
  2. Приведите пример – как человек может согреться, используя это явление?

№ 2

  1. Проведите опыт – «ФИОЛЕТОВЫЕ ЗМЕЙКИ»

Возьмите большую стеклянную банку с широким горлышком и заполните ее чистой холодной водой. В другой небольшой (чтобы проходил через горло большой банки) керамический сосуд  налейте  очень горячей, подкрашенной  марганцовкой, воды. Закрыв пальцем горлышко маленького сосуда, опустите его на дно большой банки с водой, уберите руку. Вы наблюдаете «маленькое чудо» - струйки горячей фиолетовой  жидкости, извиваясь, начнут подниматься к поверхности.

  1. Объясните, какое явление вы наблюдаете.
  2. Приведите пример – как человек может согреться, используя это явление?

№ 3

  1. Проведите опыт – «ЧЁРНО-БЕЛЫЙ СТАКАН»

Возьмите стакан, имеющий грани. Грани стакана изнутри заклеены полосками белой и черной бумаги. В стакане установите свечку так, чтобы она стояла в центре стакана (отцентрировать можно с помощью кружков картона с отверстием в центре). К каждой полоске бумаги приклейте пластилином шляпки кнопок. Фитиль свечки должен немного не доходить до края стакана. После того, как свечка будет зажжена, вы наблюдаете «маленькое чудо» -  с чёрных полосок начнут отлетать кнопки.

  1. Объясните, какое явление вы наблюдаете.
  2. Приведите пример – как человек может согреться, используя это явление?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс

Интерактивный тест по физике «Способы изменения внутренней энергии тела»», 8 класс, по учебнику А.В. Перышкина. Программу My TestX можно скачат: http://mytest.klyaksa.net/htm/download/...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Урок  по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."

Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....

Урок 8 классе. Способы изменения внутренней энергии.

Авяснить условия, при которых внутренняя энергия изменяется. Дать понятие теплопередачи....

Урок обобщения и систематизации знаний по физике "Кинематика и динамика." 11 класс

Урок с использованием сингапурской методики в 11 классе....

Технологическая карта урока 8 класс "Способы изменения внутренней энергии"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов...

Урок обобщение и систематизации знаний по физике 8 класс «Электрические явления».

Урок обобщение  и систематизации знаний по физике 8 класс «Электрические явления».«Знание есть то, что остается после того,Когда забывается все, чему нас учили»...