ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ
проект по физике на тему

 

Решение задач – это одно из средств развития мышления учащихся.

Как показывает практика, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное  отношение к физике, а потеря интереса порождает неуверенность в собственных силах.

Задачи – это трудности, для решения которых ученику нужна конкретизация имеющихся знаний. Это заставляет ученика думать.

Важное значение в обучении физике имеет процесс решения задач так как при этом развиваются умения и навыки использования знаний на практике. На уроках по физике каждый вопрос является для учащихся задачей.

В.А.Балаш, в своей книге «Задачи по физике и методы их решения» пишет: «Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения».

П.А.Знеменский, в  книге «Методика преподавания физике» пишет:

Задачи по физике способствуют более сознательному, более отчетливому и более прочному усвоению изучаемого материала. Служат для углубления и расширения знаний учащихся. Помогают уяснению функциональной зависимости физических величин. Развивает у учащихся логическое мышление, навыки самостоятельной  работы. Важную роль играет решение задач в освоении и развитии идеи функциональной зависимости. Решение физических задач как раз и дает пути такой связи, преподавание физике должно обращать внимание на правильное аккуратное выполнение учащимися, всех математических операций.

Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме исследования можно сделать вывод о значимости, важности и роли решения задач для развития мышления учащихся.

Решение экспериментальных задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы и служит неизменным средствам для развития самостоятельности в суждениях.

Содержание экспериментальных  задач расширяет круг знаний учащихся в овладениях знаниями физических явлений и законов природы и техники.

В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже сознают связь теории с практикой.

Решение задач также одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.

Актуальностью моей темы исследования является необходимость и важность использования физических (экспериментальных) задач в обучении физике, так как при этом развивается мышление учащихся ,исследовательские способности и прививается творческие способности.

Для решения экспериментальных задач, требуется сообразительность, находчивость, отчетливое понимание сущности физических явлений и закономерностей и умение применить последние для объяснения явлений  из окружающей природы и техники.

Гипотеза:

Обучение физике будет эффективным, если на уроках решать экспериментальные задачи, так как они развивают мышление учащихся, способствуют повышению интереса и уровня знаний учащихся, что необходимо для решения основной задачи физического образования.

Целью моей проектной работы является изучение роли и значения  экспериментальных задач, для развития мыслительных, творческих и познавательных способностей учащихся; рассмотреть их классификацию и показать значение использование экспериментальных задач в образовательном процессе.

Задачи:

1.     Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2.     Показать, роль и значение физических  задач для развития мышления учащихся.

3.     Исследовать методику использования  решения физических задач в учебном процессе по физике.

4.     Рассмотреть роль и значение использования экспериментальных задач для развитие мышления учащихся.

5.     Привести примеры  использования экспериментальных задач на уроках физики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kabieva_l.a.tsiysha_sosh_kulinskogo_r-na.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дагестанский институт развития образования

Кафедра естественно-научного образования

ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ»

                                        Проект подготовила:

 Кадиева Лилеана Ахмедовна-учитель физики Цыйшинская СОШ Кулинского р-на

                                                                   

                                                        Руководитель:_Маммаев С.М.

МАХАЧКАЛА 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Физическая задача и ее роль в обучении физике…………………6

  1. Анализ методической литературы……………………………………..…6
  2. Роль физических задач в обучении физике………………………………8

Глава 2. Экспериментальные задачи и их использование в обучении физике. …………………………………………………………………………..13

2.1. Значение экспериментальных задач в обучении физике…………………13

2.2. Классификация экспериментальных задач………………………………..15

2.3. Использование экспериментальных задач в обучении физике…………..15

2.4. Методика решения экспериментальных задач……………………………16

Глава 3. Методические разработки  использования экспериментальных задач в обучении физике. ……………………………………………………..18

3.1. Фрагменты уроков с использованием экспериментальных задач……….18

Заключение……………………………………………………………………….21

Литература……………………………………………………...………………..23

Введение

«Знать физику - означает уметь решать задачи».

                                            Энрико Ферми.

Решение задач – это одно из средств развития мышления учащихся.

Как показывает практика, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное  отношение к физике, а потеря интереса порождает неуверенность в собственных силах.

Задачи – это трудности, для решения которых ученику нужна конкретизация имеющихся знаний. Это заставляет ученика думать.

Важное значение в обучении физике имеет процесс решения задач так как при этом развиваются умения и навыки использования знаний на практике. На уроках по физике каждый вопрос является для учащихся задачей.

В.А.Балаш, в своей книге «Задачи по физике и методы их решения» пишет: «Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создают представление об их характерных особенностях и границах применения».

П.А.Знеменский, в  книге «Методика преподавания физике» пишет:

Задачи по физике способствуют более сознательному, более отчетливому и более прочному усвоению изучаемого материала. Служат для углубления и расширения знаний учащихся. Помогают уяснению функциональной зависимости физических величин. Развивает у учащихся логическое мышление, навыки самостоятельной  работы. Важную роль играет решение задач в освоении и развитии идеи функциональной зависимости. Решение физических задач как раз и дает пути такой связи, преподавание физике должно обращать внимание на правильное аккуратное выполнение учащимися, всех математических операций.

Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме исследования можно сделать вывод о значимости, важности и роли решения задач для развития мышления учащихся.

Решение экспериментальных задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, воли и настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы и служит неизменным средствам для развития самостоятельности в суждениях.

Содержание экспериментальных  задач расширяет круг знаний учащихся в овладениях знаниями физических явлений и законов природы и техники.

В процессе решения задач ученики непосредственно сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже сознают связь теории с практикой.

Решение задач также одно из важных средств повторения, закрепления и проверки знаний учащихся.

Актуальностью моей темы исследования является необходимость и важность использования физических (экспериментальных) задач в обучении физике, так как при этом развивается мышление учащихся ,исследовательские способности и прививается творческие способности.

Для решения экспериментальных задач, требуется сообразительность, находчивость, отчетливое понимание сущности физических явлений и закономерностей и умение применить последние для объяснения явлений  из окружающей природы и техники.

Гипотеза:

Обучение физике будет эффективным, если на уроках решать экспериментальные задачи, так как они развивают мышление учащихся, способствуют повышению интереса и уровня знаний учащихся, что необходимо для решения основной задачи физического образования.

Целью моей проектной работы является изучение роли и значения  экспериментальных задач, для развития мыслительных, творческих и познавательных способностей учащихся; рассмотреть их классификацию и показать значение использование экспериментальных задач в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Показать, роль и значение физических  задач для развития мышления учащихся.
  3. Исследовать методику использования  решения физических задач в учебном процессе по физике.
  4. Рассмотреть роль и значение использования экспериментальных задач для развитие мышления учащихся.
  5. Привести примеры  использования экспериментальных задач на уроках физики.

Глава 1. Физическая задача и ее роль в обучении физике

1.1. Анализ методической литературы

С. Е. Каменецкий в своей книге «Теория и методика обучения физике (общие вопросы)» про физические задачи сказал следующее: Для углубления понятий, выработки умений и навыков планируют и проводят уроки реп задач. Очень большое значение имеет решение задач для развития учащихся, для развития их логического мышления, для формирования умения делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, использовать аналог эвристические приемы.

О физических задачах сказано и в книге А.И. Бугаева «Методика  преподавания физики в средней школе». В системе школьного обучения физике особое место занимают экспериментальные задачи. Они получили широкое призвание среди учителей. Большое значение экспериментальным задачам придавали такие крупные методисты, как И.И.Соколов, П.А.Знаменский, К.Н.Елизаров, В.А.Зибер. [2]

Огромное значение физическим экспериментальным задачам придает С.А.Хоршавин в своей книге «Физический эксперимент в средней пи Как всякий эксперимент, экспериментальные задачи в значительной способствуют повышению активности учащихся на уроках, развитию логического мышления, учат анализировать явления, заставляют ученика напряженно думать, привлекая все свои теоретические знания и  практические навыки, полученные на уроках.

Решение экспериментальных задач воспитывает у учащихся стремление активно, собственными силами добывать знания, стремится к активному познанию мира. [12]

Орехов И. Г, в книге «Методика решения физических задач» пишет. Иногда даже в случае хорошего усвоения учениками материала, они не могут применить свои знания на практике; этому их можно специально учить, причём при решении экспериментальных задач сделать это можно особенно эффективно.

Решая систематически экспериментальные задачи и проверяя решение опытом, ученики каждый раз убеждаются в достоверности получаемых знаний, в объективности физических законов, в том, что практика, являются  критерием  теоретических знаний,  что  ценность  для  чел представляют только те знания, которые проверены практикой.   [8]

Огромное значение экспериментальным задачам в обучении физике придаёт Антипин И. Г, и в своей книге «Экспериментальные задачи по физике в 6 - 7 классах» пишет. Самостоятельное решение учениками экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера. Здесь им приходится не только составлять план  решения задачи, но и определить способы получения некоторых данных, отбирать и даже «конструировать» нужные приборы для воспроизведения того или иного явления.

В методическом указании по курсу «Практикум решения физических  задач»      говорится: «Систематическое  и планомерное решение экспериментальных   задач позволяет совершенствовать физическое образование в общеобразовательной школе, помогает учащимся усвоить основы научных знаний, активизировать знания умения и навыки, придает им практическую направленность. [6]

Гайфулин В. Г, пишет  в своей  книге «Организация и методика проблемных уроков физики». Особенно плодотворно применение экспериментальных задач для создания учителем проблемных ситуаций на уроке физики.

Проблемный опыт это такой физический эксперимент, который обнаруживает несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и теми требованиями, которые выдвигаются при решении новых учебных задач.  Опыт передовых учителей позволяют выделить несколько групп проблемных ситуаций, в  которых могут быть  использованы экспериментальные задачи. [3]

Так же, о необходимости экспериментальных задач при выполнении домашних заданий говорится и в учительских газетах «Первое сентября» (Физика) в номерах № 33 и № 38. Систематическое выполнение предполагаемых экспериментальных задач способствует усвоению минимума содержания основных общеобразовательных программ. Персональное наблюдение изучаемого явления, проговаривание результатов опытов с родственниками, вынос информации по результатам наблюден урок при личном ответе или дополнении к ответу соученика делает процесс обучения физике благоприятным и успешным.

1.2. Роль физических задач в обучении физике.

Термин «задача» широко используется в самых разнообразных сферах человеческой деятельности (повседневной жизни, науке, проектировании, конструировании, производстве и т.д.). этим термином обозначаются многие понятия. Задача- понятие неопределенное и в самом широком смысле означает то, что требует использования, решения.

Иногда под задачей понимают упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключений и т.п. понятие задача очень широкое много плановое, поэтому в психолого- педагогической и методической литературе нет его общего и единственного определения. Одни авторы, говоря о задачах в широком смысле слова, рассматривают  и как определенную ситуацию, «Задача в самом общем смысле – это ситуация, определяющая действие некоторой решающей системы» (по А.М.Глушкову). «задача – ситуация требующая от субъекта некоторого действия» (по А.Н.Леонтьеву).

Задача – это ситуация, требующая от субъекта  действия, направленного на нахождение неизвестного путем использования его связей с известным» (по Г.С.Костюку).

Эти определения охватывают многие ситуации и включают учебные, дидактические, психологические, социальные и многие другие задачи.

В предыдущих определениях определяющим (центральным) является понятие действия, а действие, как известно, предусматривает выделение цели, предмета, мотива и способа.

«Задача,- пишет психолог Эсаулов П.Р., - это более или менее определенная система информационных процессов, несогласованное даже противоречивое сообщение между которыми вызывает потребность в их преобразовании».

Что следует понимать под учебной физической задачей?

«Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики»

Задается задача в основном словесно, но может сопровождаться рисунками, схемами, графиками. Решение задач - неотъемлемая составная част процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащихся их навыки применения знаний на практике. [4] Физические задачи используются для:

а)        выдвижения проблемы и создания проблемной ситуации;

б)        сообщения новых сведений;

в)        формирования практических умений и навыков;

г)        проверки глубины и прочности знаний;

д)        закрепления, обобщения и повторения материала;

е)        реализации принципа политехнизма;

ж)        развития творческих способностей учащихся и пр.

Наряду с этим при решении задач у учащихся воспитывается трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, интерес к  учению, воля и характер, упорство в достижении поставленной цели.

Таким образом, решение задач имеет образовательное значение, так оно способствует усвоению учащимися курса физики. Обучение учащихся решению физических задач позволяют формировать у них определенные виды деятельности связанны с применением знаний в конкретных ситуациях. Эти виды деятельности могут формироваться как оно способствует усвоению учащимися курса физики. Обучение учащихся решению физических задач позволяет формировать у них определенные виды деятельности с применением знаний в конкретных ситуациях. Эти виды деятельности могут формироваться как на алгоритмическом, так и на творческом уровне. [13]

Обучение решению задач по физике имеет и воспитательное значение как позволяет влиять на воспитание личности ученика. Для различности важна сама деятельность по решению задач, когда ученик до проявить волю, настойчивость, усидчивость, самостоятельность.

Очень большое значение имеет решение задач для развития учащихся развития их логического мышления, для формирования умения делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, использовать аналои эвристические приемы.

Решение задач имеет и политехническое значение. В задачах политехническим содержанием приводятся сведения о технических объектах, выявляются основы их работы, взаимосвязь элементов этих объектов.

На уроке физики решение задач может занимать разное место. В самом распространенном уроке - комбинированном уроке решения применяется дважды: в начале урока при опросе и в конце - для закрепления и углубления изученного материала. При закреплении материала задачи нужно решать на доске со всем классом.

Для самостоятельного решения, домашние задачи нужно подбирать чтобы они были не труднее решенных в классе, но и такие легкие, чтоб решили по алгоритму классных задач. [2]

Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, показывающие присущие физике методы исследования.

Некоторые понятия об основном физическом методе исследования явлений природы – эксперименте, основу которого составляют измерения и математические исследования функциональной зависимости между физическими величинами целесообразно дать учащимся с помощью экспериментальных задач.

Задачи используют как средства диагностики общего умственного развития и специальных способностей учащихся.

Сказанное выше соответствует о том, что решение физических задач является одной из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся и потому занимает важное место в обучении физике.

Решение задач имеет и большое воспитательное значение. С помощью задач можно ознакомить учащихся с возникновением новых прогрессивных идей, обратить их внимание на достижения науки и техники.

Решение задач – нелегкий труд, требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике.

Каким бы приемом не решалась физическая задача, она требует от решающего активной мыслительной деятельности.

Решая задачи ученики анализируют данные, у них появляется интерес, развиваются творческие и познавательные способности. Не решая задачи обучение физике будет неполноценным. Использовать решение физических задач можно на любом этапе проведения урока. Наиболее эффективно использование их при закреплении изученного материала.

Классификация физических задач приводится ниже.

Глава 2. Экспериментальные задачи и их использование в обучении физике.

2.1. Значение экспериментальных задач в обучении физике.

Экспериментальные задачи в отличии от текстовых, как правило, требует больше времени на подготовку и решение, а также наличия у учителя и  учащихся навыков в постановке эксперимента. Однако решение таких задач  положительно влияет на качество преподавания физики. Из числа основных достоинств экспериментальных задач можно отметить следующие:

1.         Как и всякий эксперимент, экспериментальные задачи в значительной степени способствуют повышению активности учащихся на уроках, развитию логического мышления, учат анализировать явления, заставляют ученика напряженно думать, привлекая все свои теоретические знания и практические навыки, полученные на уроках.

2.        Экспериментальные задачи помогают в борьбе с формализмом  в  знаниях учащихся. Разбирая экспериментальные задачи, учащиеся убеждаются на конкретных примерах, что их школьные знания вполне применимы к решению практических вопросов, что с помощью заданий можно предвидеть физическое явление, его закономерности и даже управлять этим явлением. Таким образом, теоретические, книжные положения приобретают реальный смысл. Peшение экспериментальных задач способствуют получению учениками прочных, осмысленных знаний, умению пользоваться знаниями на практике, в жизни.

3.        Экспериментальные задачи позволяют учащимся ознакомиться с особенностями эксперимента, как метода научного познания и подготавливает их к ведению научных наблюдений.

4. Последовательное решение экспериментальных задач в учебном процессе способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, развитию диалектического  и  физического мышления.

5. Решая систематически экспериментальные задачи и проверяя решение опытом, ученики каждый раз убеждаются в достоверности полученных знаний, в объективности физических законов, в том, что практика, опыт являются критерием теоретических знаний, что ценность для человека представляет только те знания, которые проверены практикой.

6. Самостоятельное решение  учениками  экспериментальных задач способствует активному приобретению умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей.

7. Экспериментальные задачи дают возможность изучать свойства тел и явлений природы с целью развития познавательных способностей учащихся.

8. Разбор экспериментальных задач воспитывает у учеников критический подход к результатам измерений, привычку обращать внимание на условия, при которых производится эксперимент. На практике убеждаются, что результаты измерений всегда приближены, что на их прочность влияют различные причины. И потому, производя эксперимент, необходимо устранять все побочные вредные явления.

9. Экспериментальные задачи помогают ученикам лучше решать расчетные, решение которых часто сводится к подстановке чисел, данных в условии, в формулы без уяснения физического смысла задачи.

10. Систематическое, планомерное использование экспериментальных задач позволяет совершенствовать физическое образование в общеобразовательной школе, помогает учащимся более сознательно и действенно усваивать основы научных знаний, активизировать знания, умения и навыки, придает им практическую направленность.

11.        Экспериментальные задачи помогают воспитывать у учащихся потребность в самообразовании.

2.2. Классификация экспериментальных задач.

Экспериментальные задачи делятся на качественные и количественные. В решении  качественных задач  отсутствуют числовые данные и математические расчеты. В этих задачах от ученика требуется или предвидеть явление, которое должно совершиться в результате опыта, или самому воспроизвести физическое явление с помощью данных приборов.

Качественные экспериментальные задачи могут задаваться различно.

В одном случае, показав учащимся установку, можно у них спросить, что произойдет в результате определенных действий экспериментатора.

В этом случае решение задачи сводится к предвидению того или иного физического явления. В другом случае учащимся предлагается не предвидеть  событие, а при помощи конкретной установки осуществить его, т. е. в этом случае спрашивается не «что будет?», а «как сделать?».

В любом случае экспериментальные задачи остаются эффективным раздражителем чувственного восприятия учащихся, пробуждающего интерес к физике и получению знаний.

2.3. Использование экспериментальных задач в обучении физике.

Экспериментальные задачи могут быть использованы в любой части урока. Но, при этом цели применения, методика, а соответственно и содержание задач будут различны. Содержание экспериментальной задачи являются целью данного урока. В ходе ее решения происходит усвоение разных понятий, закономерностей и зависимостей

Особый интерес у учеников вызывает решение эксперимента задач в качестве домашнего задания, которые могут быть как общими, одинаковыми для всех, так и индивидуальными. В любом случае учитель должен быть уверен, что для домашних опытов ученики найдут нужные приборы и предметы. А если у учеников дома нужных приборов, учитель должен дать инструкции по изготовлению. Так же учитель обязан заранее проконсультировать учеников по поводу возможных затруднений.

Наиболее сложные экспериментальные задачи можно широко использовать в работе физического кружка и на факультативных занятиях. Там же можно проводить и конструкции новых нужных приборов, если не требуется их заводского изготовления.

Экспериментальные задачи занимательного характера могут быть использованы на физических вечерах и КВНах.

Специально подобранные экспериментальные задачи можно решать при проведении экскурсии. Это задачи, которые решаются при различных природных условиях: у реки, высоко в горах, в пещерах.

2.4. Методика решения экспериментальных  задач

Методика решения экспериментальных задач имеет свои специфические особенности. Для решения экспериментальных задач необходимо не только составить план решения, но и определить способы получения некоторых данных, самостоятельно собрать установку, отобрать, а иногда «сконструировать» необходимые приборы и установки.

Решение экспериментам» задачи состоит из четырёх этапов: 1) уяснения условия задачи. 2) составление плана решения. 3) реализация плана. 4) исследования ответа.

Первый этап предусматривает знакомство с условием задачи, которое содержит утверждения и требования, а также перечень приборов и материалов, необходимых для эксперимента, оценку физической ситуации по условию.

На втором этапе теоретически разрабатываются путь поиска от данных к искомому, намечается порядок проведения опыта, в случае необходимости добавляются приборы и материалы.

Третий этап - непосредственное выполнение опыта, в результате которого получают недостающие в  эксперименте данные. Эти данные применяют для получения ответа.

На четвертом этапе проверяют правдоподобность ответа, анализируют результаты эксперимента, ведут поиск других способов решения задачи, указывают пути практического использования полученных результатов.

Глава 3. Методические разработки  использования экспериментальных задач в обучении физике.

3.1. Фрагменты уроков с использованием экспериментальных задач.

Физика - это наука, требующая от человека понимания, терпения и  самоотдачи. А учитель физики - это человек, перед которым стоит трудная  задача - обучить учеников таким понятиям и явлениям, которые не под силу  даже взрослому человеку. Для достижения этой цели учитель физики  должен прибегать к всевозможным ловкостям и ухищрениям, чтобы привлечь и удержать зыбкое внимание учащихся-подростков.

В этом случае ему может помочь демонстрация опытов и экспериментальные задачи, причем, наглядные, яркие хорошо оформленные. Лучше экспериментальная задача потому, что экспериментальная задача не только демонстрация опыта, но еще и предварительные версии полученных данных, интерпретирующая данных, и заключенные выводы, требующие от учеников напряженности работы.

Поэтому лучше всего к каждому уроку подготовить экспериментальные задачи, для решения на каждом этапе урока.

Экспериментальные задачи могут ставиться в любой части урока, но этом цели применения, методика и соответствие содержание  несколько различны.

1. К примеру, можно провести опрос учащихся или фронтальный или  индивидуальный с решением экспериментальной задачи. Если ученик хорошо усвоил теорию, он легко сможет решить задачу. Ученику caмому тоже легче объяснить тему, решая экспериментальную задачу.

После изучения темы «плотность вещества» опрос можно npoвести следующим образом. Учитель  задает вопрос: «Что такое плотность? определение плотности». Ученику пожелавшему ответить, дать решить задачу.

Задача.

Определить плотность камня, используя для этого весы, разновес,  отливной стакан с водой и порожний стакан.

Ученик выходит к доске. На демонстрационном столе для него готовы необходимые приборы. Для определения объема камня ученик погружает   его в воду в отливной стакан. Объем вытесненной воды равен объему камня. Массу камня он определяет с помощью весов. Зная массу и  объем, ученик определяет плотность камня как отношение массы к объему.

После этого дает определение плотности.

Плотность есть физическая величина, равная отношению массы к его  объему.

Такого рода задачи можно усложнить тем, что учитель не указывает при помощи, каких приборов ученик должен провести эксперимент.

Задача.

Определить плотность дерева, из которого изготовлен данный параллелепипед. Нужные для решения приборы подобрать самому. [7]

Учитель вызывает ученика к демонстративному столу, на котором находится множество приборов, весы, линейка, разновесы, мензурка, отливной стакан, динамометр и т. д.

Ученик должен объяснить, как он собирается решить задачу. В данном  случае плотность можно определить как в предыдущей задаче.

Построенный таким образом опрос удобен учителю и ученику тем, что облегчается процесс понимания новых понятий и опрос пpoxoдит в неофициальной форме, с интересом и оживленным решением.

2 . Следующий этап урока - объяснение новой темы тоже можно начать с решения задачи. Ее можно решить при постановке проблемной ситуации и в ходе решения экспериментальной задачи прийти к разрешению проблемной ситуации и перейти к объяснению новой темы.

Таким образом, облегчается работа учителя. Он может наглядно показать применимость того или иного физического понятия или явления.

Ученики с самого начала заинтересуются разрешением проблемной ситуации, поставленной, при решении экспериментальной задачи и будут внимательно следить за ходом решения задачи, а значит за объяснением новой темы.

Следующую задачу тоже можно объяснить при объяснении темы «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля».

Задача

Имеются установка и насос. Как перелить воду из сосуда в стакан, не  вынимая пробки и не поднимая сосуда? Ответ обосновать опытом.

В начале объяснения темы учитель ставит перед учащимися установку и  задает задачу, тем самым  создает проблемную ситуацию. Учащиеся начинают выдвигать свои версии по поводу того, как перелить воду. Выслушав все идеи, учитель приводит учащихся к правильному решению.

Здесь необходимо накачать воздух в сосуд с водой через короткую трубку. Тогда под давлением воздуха вода через длинную трубку будет переливаться в стакан. В ходе решения этой экспериментальной задачи учитель объясняет новую тему.

5.Экспериментальные задачи можно дать для самостоятельного решения как домашние. При этом они учатся связывать физику с жизнью, применять физические явления в быту.

Заключение

Решение задач – нелегкий труд, требующий большого напряжения сил, он может нести с собой и творческую радость успехов, любовь к предмету, и горечь разочарований, неверие в свои силы, потерю интереса к физике.

Решение задач – чуткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективноcтью своей учебно-воспитательной работы.

Каким бы приемом не решалась физическая задача, она требует от решающего активной мыслительной деятельности.

Решая задачи ученики анализируют данные, у них появляется интерес, развиваются творческие и познавательные способности. Не решая задачи обучение физике будет неполноценным. Использовать решение физических задач можно на любом этапе проведения урока. Наиболее эффективно использование их при закреплении изученного материала.

Экспериментальные задачи в отличие от текстовых, как правило, требует больше времени на подготовку и решение, а также наличия у учителя и  учащихся навыков в постановке эксперимента. Однако решение таких задач  положительно влияет на качество преподавания физики

Экспериментальные задачи можно решить не только на любом этапе урока, их также можно решить и на уроках проверки знаний, уроке повторения и  закрепления. Они очень интересны и эффективны на факультативных занятиях, вечерах физики, кружках и олимпиадах Постановка экспериментальных задач, при организации и самостоятельной работы учащихся последующим разбором и выяснением причин допущенных ошибок.

Сложные экспериментальных задачи обычно являются предметом разбора на занятиях физического кружка и на факультативах.

Экспериментальные  задачи  занимательного характера могут быть использованы на физических вечерах.

Экспериментальные задачи исследовательского характера могут быть использованы при организации индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными учащимися.

        При исследовании темы проекта, была проанализирована литература, исследована методика использования решения экспериментальных задач в учебном процессе, показана роль и значение экспериментальных задач для развития мышления учащихся и приведены примеры использования экспериментальных задач на уроках физики.

Изучив и проанализировав ряд научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что:

  1. Использование решения задач является актуальным на сегодняшний день.
  2. При решении экспериментальных  задач у учащихся развивается сообразительность, находчивость, создается отчетливое понимание сущности физических явлений и законов и умение принять последние для объяснения данного примера из окружающей природы и технике, в результате чего у учащихся   усиливается интерес к уроку физике.
  3. Решение задач развивает у учащихся логическое мышление и навыки самостоятельной работы, учит их преодолевать трудности, воспитывает их волю.
  4. При решении экспериментальных задач у школьников формируются осмысленные знания.

Литература

  1. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6- 7 классах.. -М.: Просвещение, 1974.251с.
  2. Балаш В.А. «Задачи по физике и методы их решения»: Пособие для учителя, - 4-е изд. перераб. и доп. – М . : Просвещение, 1983-432с., ил.
  3. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе: Теоретические основы.- М.: Просвещение, 1981.-С.101- 130.
  4. Гаджиев М.А. «Методика преподования физики в средней школе. Теоретические основы. Пособие для студентов физического факультета педагогического университета. Махачкала, Д.Г.П.У., 1999, 158с.
  5. Гайфулин В.Г. Организация и методика проблемных уроков физики.- Казань: 1980.
  6. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. «Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. Для учителя,- 3-е изд., перераб. – М.: Просвешение, 1987.-336с.: ил.
  7. Каменицкий С.Е. Теория и методика обучения физике (общие вопросы).- М.: Просвещение, 2000.- С.35- 57.
  8. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. -М.: Наука, 1985.-С.5-10. №35.
  9.  «Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: учеб. Пособие для  студ. высш. пед. учеб. заведений С.Е.Каменецкий , Н.С. Пурышева, Н.Е. Кажевская и д.р., под редак. С.Е.Каменецкого, Н.С.Пурышевой,- М.: Издательский центр «Академия», 2000,-368с.
  10. П.А.Знаменский «Методика преподавания физики (стр. 80-94)
  11. «Методика преподавания физики в 6-7 классах», М.54 сред. Школы: Пособие для учителей, под  ред. В.П.Орехова, В.А.Усовой, изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1972, 416с.  
  12. Методические указания по курсу «Практикум по решению физических задач».- Часть 2.- Запорожье: изд.-1984. С.26- 40.
  13. Мошков С.С. Экспериментальные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. – Л.: Учпедгиз, 1955. -№2- 4, -№19.
  14. Орехов И.Г. Методика решения физических задач. №36, №37, №58- 60, С. 3- 10.
  15. Первое сентября. (Физика) газета №33 1- 7 сентября 2004. С. 22- 23.
  16. Первое сентября. (Физика) газета №38 8- 15 октября 2004. С.13- 18.
  17. Уродов В.И. Сборник экспериментальных задач по физике. - Минск: Высшая школа, №20, №25. С.3- 8.
  18. Хоршавин С.А. Физический эксперимент в средней школе. - М.: Просвещение, 1982. С.10-15.
  19. Шахмаев Г.Ф. Физический эксперимент в школе. – М.: Просвещение.- 1973. С.10-15.
  20. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике 7- 8 класс. – М.: Школьная пресса; 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике

Презентация к выступлению на районном постоянно-действующем семинаре "Информационные технологии в образовательном процессе" 23.04.2012...

Методическая разработка по физике "Использование программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования"

Методическая разработка посвящена использованию программы Moodle в учебном процессе в рамках инклюзивного образования.Система дистанционного обучения Open Source Moodle представляет собой пакет програ...

Развитие экспериментальных умений школьников в процессе изучения физики

Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 34 часа (предметный)...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся"

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний учащихся" на конкурс "Учитель года - 2017"...

Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике

Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике. Важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является развитие познавательного интереса к предмету. Необходимым условием ...