Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике
статья по физике

Широкова Ирина Мефодевна
Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике. Важнейшей задачей, стоящей перед учителем, является развитие познавательного интереса к предмету. Необходимым условием развития интереса к предмету является многообразие форм работы, каждая из которых учитывала бы психофизиологические особенности ребят, их интересы, потребности. Одной из таких форм работы является использование дидактических игр в учебном процессе. Детские игры содействуют развитию воли и характера детей, воспитывают в них такие черты как решительность, готовность преодолеть препятствия, настойчивость, усидчивость, выдержку, находчивость, дисциплинированность. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о вещах и явлениях окружающего мира , они развивают свою наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов и выделять существенные. По словам известного физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Луи де Бройля, «все игры, даже самые простые, в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и их использование в учебном процессе по физике.

   

Важнейшей  задачей, стоящей  перед  учителем, является развитие  познавательного интереса к предмету. Необходимым  условием  развития  интереса к предмету  является многообразие форм работы, каждая  из которых  учитывала  бы  психофизиологические  особенности ребят, их интересы, потребности. Одной из таких форм работы  является  использование  дидактических  игр в учебном процессе.

Детские игры содействуют  развитию воли и характера  детей, воспитывают в них такие черты как решительность, готовность  преодолеть  препятствия, настойчивость, усидчивость, выдержку, находчивость, дисциплинированность. В процессе игр дети приобретают самые различные знания  о вещах и явлениях окружающего мира ,  они развивают свою наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов и выделять существенные .По  словам  известного физика-теоретика ,лауреата Нобелевской премии Луи де Бройля, «все игры, даже самые простые, в  проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с  деятельностью ученого при его исследованиях.

Классифицируя  физические игры в зависимости от игровой цели, можно выделить  четыре типа игр:

1.Творческие игры, основанные на внесении элементов  воображаемой ситуации  и  используемые  с  целью повторения и  обобщения  изучаемого материала. Примером  творческих игр  на уроке физики может быть суд над каким – либо физическим явлением или  физической величиной, так, например, суд над Сопротивлением  (8 класс), суд над Классической физикой (11 класс.) Учебная цель данной игры -  повторить физические законы, лежащие в основе данного явления, и как можно больше узнать о его значении в жизни людей.

Необходимо подчеркнуть важность подготовки данного типа игр. За неделю до игры класс делится на две группы- свидетели защиты и свидетели обвинения. Выбираются главный судья, прокурор, адвокат, подсудимый и  ученый секретарь суда. Для того,  чтобы ребята собрали  материал к игре, учитель должен дать им список литературы (лучше с указанием страниц, где дается важный материал), предложить поиск материала в интернете. У ребят нужно заранее выяснить,   кто о каком полезном применении или вредном проявлении данного явления собирается  рассказывать с тем, чтобы  обеспечить многообразие и полноту материала на уроке. Отрицание  необходимости подготовки  к данным играм приводит к неорганизованному поведению ребят на уроке, их растерянности…Характерным  для данных уроков является искренность выступающих, исключительная дисциплина (конечно, при  правильно   организованной игре).

2.Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Так,  в 8-ом классе можно провести урок- соревнование по решению задач на тему «Параллельное и последовательное соединение проводников». Соревноваться между собой могут команды и капитаны. От капитанов требуется, например, собрать предварительно схему, по показаниям приборов снять нужные данные для определения числа витков проволоки реостата. Командам предлагаются задачи  с « черным

 ящиком, что вносит элемент загадки, способствует повышению интереса, творческой активности ребят. На столе для каждой команды заранее собираются  электрические схемы. Приборы, показания которых нужно определить в ходе решения задачи, закрываются. Главными преимуществами этого урока- соревнования  по сравнению с обычным уроком  решения задач являются активность, внимание и ответственность ребят при выполнении ими заданий.

3.Игры, направленные на выполнение  занимательного задания. Например, опустить  яйцо в бутылку, уравновесить швабру на двух пальцах…  Сюда же относятся сюжетные магнитные игры «Физика за чайным столом», «Физика на рыбалке».

4.Игры с раздаточным материалом:  лото, домино,  квартеты, квинтеты…

Место игры в учебном процессе на уроке может быть различным.

1.При опросе учащихся.

С целью научить учащихся  применять полученные знания и доносить их до других можно провести викторину взаимных вопросов» Учет давления в технике» (7 класс ). Приведу один из возможных вариантов  этой игры. Первый ученик задает вопрос по предлагаемой учителем картинке второму ученику. Задающий вопрос ученик должен для себя предварительно  выяснить как в данном случае учитывается зависимость давления от площади опоры и приложенной силы Если первый  ученик с этим не справляется, то вопрос задает второй третьему, при неумении выполнить это задание вторым учеником третий - первому. Если никто из трех вызванных не может ответить на  вопрос,  им помогают команды. В такой же последовательности поступают, если ученик не может ответить на вопрос, поставленный ему другим учеником.

2.При закреплении знаний.

У учащихся 7 –ого класса преобладает конкретное, образное мышление. В то же время при изучении, например, механического движения  семиклассники должны научиться оперировать формулами, которые выражают отношения между величинами в абстрактной форме. На помощь ученикам может прийти игра «лото- молчанка». Учащиеся дома заготавливают карточки, на которых  написаны буквы-обозначения физических величин, а на обратной стороне – единицы их измерения. Учитель задает ученикам вопросы: Какой буквой обозначается путь? Как определить скорость тела?  Если путь дан в км, а  скорость в км /час, то в каких единицах выразится время? Учитель , проверяя знание формул у всего класса, имеет возможность быстро определить отстающих учеников.

3.В процессе повторения пройденного.

В качестве примера можно рассмотреть игру» Третий лишний». Учитель раздает ученикам «Физические комплексы», заготовленные по отдельным темам школьного курса физики, например, по темам »Простые механизмы» ( 7 класс), « Теплопередача» (8 класс ), «Изменения агрегатного состояния « (8 класс ). На каждой из карт три рисунка, изображающие различные физические явления, или  приборы, или установки. Два явления из трех логически связаны, третий  рисунок изображает явление непосредственно не связанное с  предыдущим. Задача ученика

определить « лишний» рисунок в данном комплексе. Использование подобных игр  приводит не к простому  заучиванию материала  учебника, а к выработке у учащихся умения анализировать факты и логически мыслить, обосновывать выдвигаемые положения.

4.При выполнении домашнего задания.

Одной  из форм выполнения домашних заданий может  быть подбор материала для  физических игр.

Важнейший  итог  подобной работы - ясное понимание и сознательное усвоение учащимися физических терминов, понятий, законов, описывающих различные  физические явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

В процессе обучения физике выделяют следующие направления использования ЭОР: •  в условиях традиционного обучения: при подготовке учителя к уроку; непосредственно учителем на уроке; как основа с...

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физике

Основные направления использования ЭОР в процессе обучения физикеАвтор: Попова Людмила Леонасовна, учитель физики МБОУ «СОШ №14» имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.В процессе обучения физи...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ»

Физика - наука экспериментальная, её всегда преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Но обеспечение школ современным экспериментальным и демонстрационным оборудованием зависит от финанси...

Использование ИКТ в процессе преподавания физики

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Одно из направлений использования ИКТ в физике - ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИКЕ

Решение задач – это одно из средств развития мышления учащихся.Как показывает практика, именно неумение решать задачи, незнание методов подхода к их решению создает у ученика отрицательное...

Выступление на ММО заместителей директоров по теме "Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения"

Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения...