Развитие экспериментальных умений школьников в процессе изучения физики
рабочая программа по физике (9 класс) по теме

Мусиенко Вера Александровна

Учебный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 34 часа (предметный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИКИ

Учебный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, 34 часа

(предметный)

Автор программы: Учитель физики

Мусиенко Вера Александровна

Пояснительная записка

     Данная программа элективного курса по теме: «Развитие экспериментальных умений в процессе изучения физики», объемом 34 часа, адресован учащимся 9 класса. Программа актуальна в условиях профилизации обучения (подготовки к осознанному выбору профиля обучения в старших классах).

     Цель программы:

Создание благоприятных условий для ориентации учащихся в выборе профиля обучения и апробации различных видов деятельности

    Задача программы:

- выработать умение наблюдать, анализировать и делать выводы;

- формировать умение и способ деятельности при выполнение физических опытов.

     Программа выстроена в логике организации проектной деятельности.

     В качестве учебно-методического комплекса используются: учебники, практикумы, энциклопедии, научно-популярная литература, интернет ресурсы.

     Для реализации данной программы потребуется оборудование (лабораторное, увеличительные приборы, оборудование для демонстрации результатов исследования).

     Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.

     Об успешной реализации данной программы можно судить по выраженному устойчивому интересу учащихся к самостоятельной работе, по результатам деятельности, к поиску дополнительной информации, проведению наблюдений, проявление инициативы в выполнении предложенных заданий.

Основные понятия и ведущие идеи

  •  Уметь использовать физическое оборудование при выполнении экспериментов
  • Соотносить физические вычисления с математическими умениями
  • Работать с текстом научной литературы; выделять главные моменты
  • Наблюдать и делать выводы из наблюдений и экспериментов
  • Делать записи своих наблюдений и экспериментов
  • Аргументировать свои выводы; дискутировать

Межпредметные связи

     Изучаемые физикой формы движения материи (механическая, тепловая и т.д.) присутствуют во всех высших и более сложных формах движения материи (химических, биологических и др.), поэтому они будучи наиболее простыми, являются в то же время наиболее общими формами движения материи. Высшие и более сложные формы движения материи –предмет изучения других наук (химия, биология и др).

     Теснейшая связь с другими отраслями естествознания привела к тому, что физика  глубочайшими корнями вросла в астрономию, геологию, химию, биологию. В результате образовался ряд новых смежных дисциплин: астрофизика, геофизика, физическая химия, биофизика.

     Такие крупные открытия в области физики, как, например, закон сохранения и превращения энергии, являлись ареной острой борьбы различных подходов в философии. Философское обобщение научных открытий в области физики играет большую роль в формировании научного мировоззрения.  

Учебно- тематический план

№ п/п

Содержание

Всего часов

В том числе

Форма занятий

Формы контроля

теор

практ

1

Введение

2

2

Лекция

2

Выбор темы физического опыта

2

1

1

Лекция. Практика

Собеседование

3

Исследовательская и самостоятельная работа:

- Давление жидкости и газа

- Атмосферное давление

-Второй закон Ньютона

-Сила трения

-Проводник с током в магнитном поле

-Закон Ома для участка цепи

-Опыт Эрстеда

-Расширение твердых тел при нагревании

-Изучение электрического двигателя постоянного тока

-Оптическая сила линзы

24

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

1

2

1

1

Практика. Конференция

Практика. Лекция. Доклад.

Практика.

Практика.

Конференция

Практика

Дискуссия

Практика

Практика

Доклад

Практика

Самостоятельная работа

практика

Собеседование. Наблюдение

Самостоятельная работа

4

Оформление и представление полученных результатов

4

4

Дискуссия

Конференция

Анализ деятельности

5

Анализ представленных работ

2

1

1

дискуссия

Анализ деятельности

Содержание программы

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Введение

- инструкция по технике безопасности в кабинете физики при работе с оборудованием

- знакомство с физическим оборудованием

2

2

Выбор темы, методов и форм

2

3

Уроки исследования:

Давление жидкости и газов

-физический смысл выталкивающей силы

-От чего зависит выталкивающая сила

-Рассказ о цикле научного творчества

-Факты: бревно никогда не тонет в воде; камень легко поднять в воде

- Проверка гипотезы с помощью физического эксперимента

- теоретический вывод

Атмосферное давление

- физический смысл атмосферного давления

-что было бы, если бы не было атмосферного давления

-рассказ о цикле научного открытия

- теоретический вывод

Второй закон Ньютона

- физический смысл закона

- доказать, что ускорение движущегося тела прямо пропорционально силе, действующей на тело

-практическая работа

-доказать, что ускорение обратно пропорционально массе

- исследовательская работа

-теоретический смысл

Сила трения

- физический смысл силы трения

-что было бы, если бы не было силы трения

-факт: тело легко скользит по льду, и плохо- по песку

-проверка гипотезы с помощью опыта

-теоретический вывод

Проводник с током в магнитном поле

-исследование с целью выяснения причин движения проводника

-проверка правила левой руки

-проверка гипотезы о взаимодействии магнитного поля и проводника с током

-проведение физического опыта

-подтверждение формулы для вычисления силы Лоренца

Закон Ома для участка цепи

- физический смысл закона

-какие три величины связывает закон

-доказать, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению этого проводника

-при физического эксперимента установить зависимость силы тока в участке цепи от сопротивления этого участка

-подтверждение формулы для вычисления силы тока

Опыт Эрстеда

- физический смысл опыта

-выдвижение проблемы для выяснения причины отклонения стрелки

-проверка гипотезы о создании магнитного поля электрическим током

- исследование с целью определения направления сил, действующих на стрелку

-теоретический вывод

Расширение твердых тел при нагревании

- строение твердых тел

-опытное подтверждение дискретности веществ и наличие промежутков между этими частицами

-факт: нагретый шар не проходит через отверстие при нагревании и свободно проходит при охлаждении

-ознакомление с механическими свойствами твердых тел

-теоретический вывод

Изучение электрического двигателя постоянного тока

- применение электрического двигателя

-физические особенности электрического двигателя

-применение явления движения рамки с током в магнитном поле

-проверка правила левой руки

-исследования принципа действия электродвигателя

-теоретический вывод

Оптическая сила линзы

- физический смысл оптической силы линзы

-виды линз и их физические особенности

-доказать, что оптическая сила линзы обратно пропорциональна фокусному расстоянию

-исследовательская работа

-теоретический вывод

24

2

2

2

3

3

3

2

3

2

2

4

Оформление и представление результатов

6

Список литературы

  1. Покровский «Опыты и наблюдения по физике»
  2. Под ред. Бурова Н.В., Дика «Практикум по физике в средней школе»
  3. Смирнов О.В. «Мир физики»
  4. Горев А.В. «Занимательные опыты по физике»
  5. Енохович С.А. «Справочник по физике»
  6. Кудрявцев «История физики»
  7. Энциклопедия по физике
  8. Интернет сайты

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экспериментальных умений учащихся при изучении физики

Работа выполнена на актуальную тему. В соответствии с требованиями ФГОС развитие экспериментальных умений у учащихся (в первую очередь на занятиях по предметам естественнонаучного цикла, включая ...

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики...

Методы и формы проверки знаний и умений учащихся в процессе изучения физики

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание ученых-методистов и учителей школы. Проверка знаний ...

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики [Текст]: монография

Калеева, Ж.Г. Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 1. Система формирования профессиональной компетентности будущих инженеров в процессе ...

Специфика формирования читательских умений младших школьников в процессе изучения английского языка.

Понятие "читательские умения". Классификация читательских умений младших школьников....

Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"

Павлова Вера Васильевна "Развитие познавательного интереса школьников в процессе изучения физической культуры"...

Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...