Описание моей инновационной деятельности
материал по физике

Моисеев Александр Павлович

Направления и методы преподования.                                                         Отзыв.

         Моисеев Александр Павлович начал работать учителем физики  в МБОУ СОШ №2 г.Шагонара с 1983 года. 26.08.2014г. – переведён учителем физики в МБОУ гимназия №5 г.Кызыла. Учитель высшей категории. Почетный работник РФ. Обладатель Гранта «Сорос» - 1994г. Победитель школьного конкурса «Учитель года-2009», а также победитель кожуунного конкурса «Учитель года-2009» в г.Шагонаре. Победитель в номинации: "Новизна методических решений" в муниципальном этапе Всесоюзного конкурсапедагогического мастерства "Лучший педагог - мужчина" в 2016г. За 37 лет он стал ведущим преподавателем физики не только в школе №2, гимназии № 5, но и в кожуунне. Много лет был руководителем ШМО учителей физики школы №2.  Хорошо зная свой предмет, владея методикой преподавания, умело, создавая проблемные ситуации и используя имеющиеся наглядные пособия, Александр Павлович добивается на уроках полного усвоения учебного материала учащимся. Сочетая теорию и практические работы, решая задачи, содержание которых связано с жизненной потребностью, он активизирует мыслительную деятельность учащихся. Быстроты мышления требуют составляемые им задачи - «малютки». Работая над проблемой «Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках», за направление взял использование опорных конспектов и зачетно-индивидуальный контроль знаний.

         Использует при этом опыт В.Шаталова и коллег по работе. Сам составляет опорные конспекты. В классах, где учитель работает с опорными конспектами успеваемость выше, лучше усваивается учебный материал, выполняется большой объем практических заданий, при этом сокращается время по выполнению домашних заданий. Активизация познавательной деятельности учащихся и привитие интереса к предмету способствуют проводимые в нетрадиционной форме уроки и внеурочные мероприятия по предмету, на которых он успешно организует индивидуальную и коллективную работу учащихся. Свыше 40 % учащихся его классов занимаются на «4» и «5», успеваемость составляет 96-99 %.

         Успехи работы учителя выражаются и в том, что его учащиеся на районных олимпиадах занимают призовые места. С 2002 г. учащиеся Александра Павловича постоянно принимают участие в научно-практической конференции школы и кожууна, и всегда занимают призовые места. Имеются выпускники-медалисты.

         Стремление к лучшей организации учебного процесса находит отражение и а перспективном планировании работы. Он сам разрабатывает учебно-тематические планы, определяет количество часов и порядок их изучения. Своим опытом работы учитель делится со своими коллегами: проводит открытые уроки для учителей кожууна; выступает с информацией на методические темы на школьном и городском методических объединениях.

         Учитель творчески относится и к работе классного руководителя. Постоянно проводит со своим классом мероприятия нацеленные на развитие самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. На данное время у Александра Павловича было 7 выпусков. Все выпускники с благодарностью вспоминают своего классного руководителя.  Многие, получив хорошие знания и окончив ВУЗы и другие учебные заведения работают в различных отраслях народного хозяйства республики. Есть врачи, учителя, инженеры, в органах МВД и др. Педагогический такт и требовательность, уважение и контроль позволяют ему осуществлять тесный контакт с учащимися и родителями, добиваться  хорошей  посещаемости и успеваемости.

         Особо отличает его от других учителей скрупулезно-бережное отношение к учебно-материальной базе кабинета физики. Приборы и оборудование в кабинете систематизировано по отдельным темам программы. Он сам с помощью учащихся эстетично оформил кабинет, который поддерживает в образцовом порядке. Кабинет физики школы №2 г.Шагонара, вовремя работы там , Александра Павловича являлся одним из лучших в кожуунне и в Республики.

         Принимает активное участие в общественной жизни школы и кожууна. Активный работник профсоюза. Награжден Почетной грамотой ЦК профсоюзов работников народного образования и науки Р.Ф. Пользуется

уважением, как среди коллег, так и родителей, и учеников.  Много сил вкладывает в реализацию нацпроекта «Образование». Награжден  грамотами за добросовестную работу в области образования.

Александр Павлович работает в  МБОУ гимназия №5 с 26.08.2014 года. Уроки проводит на высоком методическом уровне, цели обучения формулируются на каждом уроке, соответствуют содержанию учебного материала и реализуются достаточно полно. Используя оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, владеет объяснительными, репродуктивными, поисковыми методами, активно внедряет новые педагогические технологии обучения, приемы, учитывающие и развивающие индивидуальные особенности учащихся. ИКТ используются систематически, в полном объеме и достаточно эффективно.

Методически грамотно выстраивает урок, применяет разнообразные типы уроков, активизирующие познавательную деятельность учащихся, обеспечивающие высокое качество обучения, контроль и коррекция осуществляется на всех его этапах.

Учитель, его манера поведения, речь, профессиональные навыки служат позитивным примером для подражания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

 

 

                              Моя педагогическая концепция:   

     Свою точку зрения на педагогическую философию я хочу начать со стихов:

                                              Душу детскую щадите,

                                                Пуще глаза берегите,

 Зря  за шалость не корите

    Ни родитель, ни учитель.

 

       Учитель – это не профессия, это образ жизни. Он ежедневно задает себе вопрос «Что делать?»; «Для чего делать?»; «Как делать?». Сегодня наша страна находится  на изломе истории, между прошлым и будущим. Нашему обществу сейчас в первую очередь недостает духовности, культуры, образованности. И неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника.

            Я хочу, чтобы мои воспитанники (ученики) были честными людьми, любящими свою страну и свой народ, уважающим ее традиции и законы и, главное, желающие что-то реальное бескорыстно сделать для  ее величия. Я буду говорить им, что кроме материального богатства и денег, есть другие богатства – духовные богатства: быть хорошим  другом и иметь  друзей, любить и быть любимым, видеть и чувствовать прекрасное. Любить  это чудо Природы – жизнь, и делать ее прекраснее.

            Я стараюсь создать такой урок, который помогал бы ученику самостоятельно изучать учебный материал. Я считаю, что человек должен сам уметь  приобретать новые знания, а учитель должен научить его этому и оказать необходимую помощь в приобретении  новых знаний, соответствующих требованиям современной эпохи. И чтобы создать такой урок, я считаю – надо сначала заинтересовать ученика в получении новых знаний, а потом помочь приобрести ему эти знания.

         Главным моим ориентиром в работе является – ученик! Каждый из них может и хочет учиться, если ощутит практическую пользу и ценности от того, чем занимается.

            Еще Платон сказал, что : 

·        В основе познания лежат факты, полученные из опыта;

·        Первый шаг их осмысления – гипотетический, интуитивный, приводящий нас к построению мысленной модели  познаваемого;

·        Мысленное построение – модель проверяется опытом, который позволяет убедиться в правильности или ошибочности гипотезы.

        Все эти  положения используются мною при проведении, практически, любого урока по физике. Все новое мы узнаем, сопоставляя с прежним опытом. Мы мыслим,  строя модели в своем  сознании, и проверяя их опытом. То есть суть преподавания физики – я считаю: модельное отражение действительности, и на этой основе приближение знаний к истине.

            Для выполнения своих замыслов я использую технологию проблемного диалога – как средство реализации ФГОС. Мельниковой Елены Леонидовны. Кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования г. Москвы. На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а  не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же обучение способствует возникновению  пассивной жизненной позиции, нарастанию недовольства учением и школой. На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний. Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения. Третье звено творчества – выражение решения. Творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.

      Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

    Также использую опыт работы с опорными  конспектами Виктора Фёдоровича Шаталова. Российского и Украинского педагога-новатора, доктора академии педагогических наук Украины. Хочу познакомится с методикой разноуровнего обучения Ирины Сергеевны Якиманской (доктор психологических наук, прфессор), которая определяет индивидуальный подход к обучению каждого ученика, определяет индивидуальное развитие личности. С методикой Пюрвя Мучкаевича Эрдниева (педагог- математик, методист, академик Российской академии образования) – блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая представляет возможность каждому ученику выбрать свою самостоятельную и посильную траекторию обучения. С методикой.  Альтшуллер Генриха Сауловича (изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, ТРТС – теория развития технических систем) – развитие анализирующего мышления, развитие интереса к обучению, творческое применение знаний. С методикой.  Кудрявцева Владимира Товиевича (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии РГГУ) – проблемное обучение, активизация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению и применению ЗУН. Опыт наших тувинских учителей - Санчаа Татьяны Оюновны (Этапы урока: вводный – содержательный – практический). По методике это уроки: частично – поисковый, проблемный, исследовательский.

            Актуальность этих уроков я вижу в том, что с помощью  таких уроков ученик учится получать  знания самостоятельно. Когда человек сам умеет  познавать  окружающий мир – это всегда интересно. Это всегда создает ситуацию успеха, уверенности в  своих способностях, умениях, знаниях.

Творческая деятельность учащихся проявляется в любом случае, когда ребенок решает поставленные задачи, цели – самостоятельно.

            Проведение уроков с опорным конспектом дает  возможность избавиться от двоек. Разноуровневое обучение – помогает развить индивидуальный опыт учащегося. Блочно-модульное обучение – развиваются возможности решения многокомпонентных заданий (олимпиадные, ЕГЭ-часть вторая). Методика. Альтшуллер Г.С. и Санчаа Т.О. определяет исследовательские методы работы. Проблемное обучение даёт развитие познавательных и творческих способностей.

            Чтобы отследить качество и объем приобретенных знаний, учителю нужна разнообразная система контроля: домашнее задание, контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, тестирование, проектная работа, зачет и т.д.      У меня есть   наработки  различных  типов урока. На данном этапе я работаю над выявлением – какой тип урока и тип контроля  наиболее эффективен для данной темы.

           Мои ученики участвуют в школьных и районных конкурсах по проектным работам и занимают призовые места. Используем материалы из Интернета и электронного образовательного ресурса.  С каждым годом увеличивается число учеников, поступающих после школы в учебные заведения, где нужна физика.

           В своё время моя работа как классного руководителя была  нацелена на развитие самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. У меня было 11 выпусков. Все выпускники с благодарностью вспоминают своего классного руководителя.  Многие, получив хорошие знания и окончив ВУЗы и другие учебные заведения, работают в различных отраслях народного хозяйства республики. Есть врачи, учителя, инженеры, в органах МВД и др.  

            Закончить свое мнение на педагогическое кредо я хочу  снова стихами:

Развивая в детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Дайте детству удержаться,

Дайте верой надышаться,

Дайте в рост ему подняться,

Дайте детству состояться!

 

 

 

 

Методическая деятельность учителя

 

1)    Тема по самообразованию:

                      Учить_ученика_получать_знания_-_самостоятельно. 

 

Реализуемые технологии:

1. Проблемное обучение. Кудрявцев Т.В.

2. Исследовательские методы обучения. Альтшуллер Г.С.

3. Разноуровневое обучение. Якиманская И.С.

4. Модульное и блочно-модульное обучение. Эрдниев П.М.

 


 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_innovatsionnoy_deyatelnosti.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Описание инновационной деятельности учителя физики МБОУ Гимназии № 5 высшей категории Моисеева Александра Павловича.

                                              Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите,

Зря  за шалость не корите

Ни родитель, ни учитель.

        

       Учитель – это не профессия, это образ жизни. Он ежедневно задает себе вопросы: «Что делать?»; «Для чего делать?»; «Как делать?». Сегодня наша страна переживает сложное время. Нашему обществу сейчас в первую очередь недостает духовности, культуры, образованности. И неизменной остается роль учителя, не только как человека, передающего знания, но и как наставника.

Я начал свою педагогическую деятельность  учителем физики с 1983года в средней школе №2 города Шагонара. Более тридцати лет проработал в данной школе, которая стала для меня больше, чем просто школа. Она навсегда определила мой жизненный путь, как путь – учителя.  В течение 10 лет я был руководителем кожуунного методического объединения учителей физики Улуг-Хемского кожууна. Также много лет был руководителем школьного МО учителей физики.

С 2014г работаю учителем физики в гимназии №5 города Кызыла.          На уроках стараюсь сочетать теоретическую часть и лабораторные работы, решаем задачи, содержание которых связано с практической направленностью.

        Успехи моей работы учителя выражаются и в том, что мои учащиеся на районных олимпиадах занимают призовые места. Они  постоянно принимают участие в научно-практических конференциях школы и кожууна  и всегда занимают призовые места. Среди выпускников есть выпускники-медалисты - и в школе №2,  и в гимназии №5.

        В течение многих лет являюсь наставником молодых специалистов,  делюсь опытом на заседаниях школьного и кожуунного методических объединений.

У меня было 11 выпусков. Моя работа как классного руководителя была  нацелена на развитие самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. Все выпускники с благодарностью вспоминают свои школьные годы.  Многие, получив хорошие знания и окончив ВУЗы и другие учебные заведения, работают в различных отраслях народного хозяйства республики. Это  врачи, учителя, инженеры, сотрудники правоохранительных органов, геологи.

        Вместе с учащимися  эстетично оформили  кабинет физики, который был признан образцовым и являлся одним из лучших в кожууне и в Республике.

        За активную работу по линии профсоюза, награжден Почетной грамотой ЦК профсоюзов работников народного образования и науки РФ.

        Я хочу, чтобы мои воспитанники были честными людьми, любящими свою страну и свой народ, уважающим ее традиции и законы и, главное, желающие что-то реальное бескорыстно сделать для  ее величия. Я  говорю им, что кроме материального богатства и денег, есть другие богатства – духовные: быть хорошим  другом и иметь  друзей, любить и быть любимым, видеть и чувствовать прекрасное. Любить  это чудо Природы – жизнь, и делать ее интереснее и прекраснее.

        Я стараюсь создать такой урок, который помогал бы ученику самостоятельно изучать учебный материал. Я считаю, что человек должен сам уметь  приобретать новые знания, а учитель должен научить его этому и оказать необходимую помощь в приобретении  новых знаний, соответствующих требованиям современной эпохи. И чтобы создать такой урок, я считаю – надо сначала заинтересовать ученика в получении новых знаний, а потом помочь приобрести ему эти знания.

         Главным моим ориентиром в работе является – ученик! Каждый из них может и хочет учиться, если ощутит практическую пользу и ценности от того, чем занимается.

        Еще Платон сказал, что :  

  • В основе познания лежат факты, полученные из опыта;
  • Первый шаг их осмысления – гипотетический, интуитивный, приводящий нас к построению мысленной модели  познаваемого;
  • Мысленное построение – модель проверяется опытом, который позволяет убедиться в правильности или ошибочности гипотезы.

        Все эти  положения используются мною при проведении, практически, любого урока по физике. Все новое мы узнаем, сопоставляя с прежним опытом. Мы мыслим,  строя модели в своем  сознании, и проверяя их опытом. То есть суть преподавания физики – я считаю: модельное отражение действительности, и на этой основе приближение знаний к истине.

         Актуальность таких новых методов преподавания, я вижу в возрастании новых  требований государства и общества к образованию в целом,  и к учителю в частности. В воспитании  личности нового типа, творчески активной, свободно мыслящей, умеющей самостоятельно принимать решение и нести  ответственность за принятые решения.

Гимназия как ОУ ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся, склонных к умственному труду. Призвана дать универсальное образование, т. е. способствовать сохранению и возрождению интеллектуального потенциала республики, страны. Призвана готовить учащихся к высшему  образованию, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.

        Физика-экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путём. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Физика как предмет это фундаментальное ядро содержания общего образования.        

        «Мысль человека не систематична, а диалогична. То есть она требует ответа, возражений, требует согласия и несогласия. Только в атмосфере этой свободной борьбы человеческая и художественная мысль может развиваться»

                                            М. М. Бахтин

        Для выполнения своих замыслов я использую технологию проблемного диалога – как средство реализации ФГОС. Мельниковой Елены Леонидовны. Кандидат психологических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования г. Москвы. На уроке по любому предмету ученики могут занять позицию учёных и открывать новые для себя знания. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность

творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а  не подчинения

формируют доброжелательность и уважение к людям. Традиционное же

обучение способствует возникновению  пассивной жизненной позиции,

нарастанию недовольства учением и школой. На проблемно-диалогическом уроке учитель сначала побуждающим или подводящим диалогом помогает ученикам поставить и решить проблему, а затем продуктивным заданием стимулирует их создать продукт и представить его классу. Получается, что технология проблемного диалога действительно обеспечивает творческое усвоение знаний. Первое звено творчества – постановка проблемы. Второе звено творчества – поиск решения. Третье звено

творчества – выражение решения. Творческий акт заканчивается звеном реализации продукта.
     Таким образом, технология проблемного диалога действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС.

    Также использую опыт работы с опорными  конспектами Виктора Фёдоровича Шаталова. Российского и Украинского педагога-новатора, доктора академии педагогических наук Украины. Хочу познакомится с методикой разноуровнего обучения Ирины Сергеевны Якиманской (доктор психологических наук, прфессор), которая определяет индивидуальный подход к обучению каждого ученика, определяет индивидуальное развитие личности. С методикой Пюрвя Мучкаевича Эрдниева (педагог- математик, методист, академик Российской академии образования) – блочно-модульное обучение – это личностно-ориентированная технология, которая представляет возможность каждому ученику выбрать свою самостоятельную и посильную траекторию обучения. С методикой.  Альтшуллер Генриха Сауловича (изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, ТРТС – теория развития технических систем) – развитие анализирующего мышления, развитие интереса к обучению, творческое применение знаний. С методикой  Кудрявцева Владимира Товиевича (доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии РГГУ) – проблемное обучение, активизация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению и применению ЗУН. Опыт наших тувинских учителей - Санчаа Татьяны Оюновны (Этапы урока: вводный – содержательный – практический). По методике это уроки: частично – поисковый, проблемный, исследовательский.

        Актуальность этих уроков я вижу в том, что с помощью  таких уроков ученик учится получать  знания самостоятельно. Когда человек сам умеет  познавать  окружающий мир – это всегда интересно. Это всегда создает ситуацию успеха, уверенности в  своих способностях, умениях, знаниях.

Творческая деятельность учащихся проявляется в любом случае, когда ребенок решает поставленные задачи, цели – самостоятельно.

        Отличительная особенность технологии «Проблемного диалога»  заключается в  развитии личности на основе  диалога, который  является не только  способом общения, но  и способом познания мира, и способом саморазвития.

         Цель технологии: Создание оптимальных условий (процесс познания на основе диалога) обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями.

         Задачи реализации:

  1. создание банка  проблемных ситуаций;
  2. картотека диагностических материалов для измерения уровня сформирован-ности  УУД  учащихся;
  3. представление данного опыта на ШМО.

Структура проблемно-диалогического урока

Результаты применения технологии формируют у учащихся такие позиции, как:

Личностные: 

        Формирование авторской позиции;

        Развитие интеллектуальных (овладение  диалогическим способом мышления, навыками рефлексии) и эмоциональных свойств личности (инициативность, смелость, ответственность, трудолюбие)

Метапредметные
результаты

  • Познавательные  (осознание противоречия, формулирование проблемы, выдвижение гипотезы, сравнение, анализ, обобщение);
  • Коммуникативные (слушать другого, договариваться, распределять роли и т.д.);
  • Регулятивные (целеполагание,  планирование , контроль, оценка)

«Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.»

                                                              М. М. Бахтин

          Проведение уроков с опорным конспектом дает  возможность избавиться от двоек. Разноуровневое обучение – помогает развить индивидуальный опыт учащегося. Блочно-модульное обучение – развиваются возможности решения многокомпонентных заданий (олимпиадные, ЕГЭ-часть вторая). Методика. Альтшуллер Г.С. и Санчаа Т.О. определяет исследовательские методы работы. Проблемное обучение даёт развитие познавательных и творческих способностей.

        Чтобы отследить качество и объем приобретенных знаний, учителю нужна разнообразная система контроля: домашнее задание, контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, тестирование, проектная работа, зачет и т.д.        У меня есть   наработки  различных  типов урока. На данном этапе я работаю над выявлением – какой тип урока и тип контроля  наиболее эффективен для данной темы.

           Мои ученики участвуют в школьных и районных конкурсах по проектным работам и занимают призовые места. Используем материалы из Интернета и электронного образовательного ресурса.  С каждым годом увеличивается число учеников, поступающих после школы в учебные заведения, где нужна физика.

           В своё время моя работа как классного руководителя была  нацелена на развитие самостоятельности и сознательной дисциплины учащихся. У меня было 11 выпусков. Все выпускники с благодарностью вспоминают своего классного руководителя.  Многие, получив хорошие знания и окончив ВУЗы и другие учебные заведения, работают в различных отраслях народного хозяйства республики. Есть врачи, учителя, инженеры, в органах МВД и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...

Описание педагогического инновационного опыта

Описание педагогического инновационного опыта...

ОПИСАНИЕ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ

Описание  моего опыта работы -  Хисамиева Илнара Мансуровича- учителя Физической культуры.    На данный момент работаю над  творческом проектом«Шахматы – верный пу...

ОПИСАНИЕ МОЕГО ОПЫТА РАБОТЫ

На данный момент работаю над  творческом проектом«Шахматы – верный путь к успеху» (для учащихся младшего и среднего звена).ННа данный момент работаю над  творческом проекто...

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя

Я -классный руководитель. Описание моей работы как классного руководителя...