Описание педагогического инновационного опыта
опыты и эксперименты на тему

Монгуш Лариса Климовна

Описание педагогического инновационного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_ped.innov_._opyta.docx74.79 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического инновационного опыта

« Исследовательская работа как способ творческого развития учащихся на уроках тувинского языка и литературы»

Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2012 – 2015гг.

 

 

 

 

Автор работы: 

 Монгуш Лариса Климовна, учитель тувинского языка и литературы

МБОУ СОШ  с. Успенка

Тандинского района

Республики Тыва

 

 

 

 

 

 

 

с. Успенка, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. Введение

II. Актуальность и инновационная направленность педагогического опыта                                                                              

III. Содержание педагогического опыта.                                                    

  1. Методологическая база
  2.  Психологическая целесообразность
  3. Содержание и его представление, формы, методы и средства педагогической работы

      IV. Результативность реализации опыта                           

      V. Литература

      VI.  Приложение                                                                      

                                                                                                                                

«Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...»

          «Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию   строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…»             А.Дистервег.

Современная  жизнь требует новой работы  содержанию образования:

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается и требуется отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие тем, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания.

Актуальным  вопросом для  сегодняшнего дня – является  внедрение ФГОС.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого -  развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,   видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

        Каким образом  можно получить новый результат?
В соответствии с новыми стандартами основной педагогической задачей становится  ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ.
Достичь нового результата только можно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

К их числу  можно отнести следующие современные образовательные технологии:

-Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)4

-Лекционно - семинарско- зачетная система;

-Система инновационной оценки «портфолио»;

-Исследовательские методы обучения;

-Игровые технологии;

-Технология «дебаты»;

-Технология разноуровневого  обучения;

-Технология развития критического мышления;

-Здоровьесберегающие технологии;

-Информационно- коммуникативные;

-Развивающее обучение;

-Проблемное обучение;

-Проектная технология;

-Обучение в сотрудничестве( командная, групповая работа);

-Коллективная  система обучения (КСО).

        Используя современные педагогические технологии,  учителю необходимо организовать деятельность учащихся.

Учителю нужно всегда держать позицию:

 -к классу заходить  не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом  к учащимся.

Знания обучающихся  должны стать результатом их собственных поисков

Позиция ученика:                        

 -за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Самостоятельно достигнутые знания, умения и навыки учащихся, остаются незабываемыми на всей своей жизни.

        Основное содержание инновационного опыта посвящено использованию на уроках тувинского языка и литературы передовых педагогических технологий: игровой, проблемной, поисковой, личностно - ориентированной, проектной и исследовательской,  ИКТ,  создающих широкие возможности для формирования всесторонне развитой личности. Но я свое предпочтение отдаю исследовательской деятельности, потому что именно она формирует в учениках такие важные личностные качества, как познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, столь востребованные в современном мире.

Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений. Она предполагает научное изучение определённой темы.

В школьной практике используется два вида исследовательской деятельности: научно-исследовательская, в результате которой мы получаем новое знание об окружающем мире, и учебно-исследовательская, которая учит универсальному способу получения знаний. В любом случае успешно выполнить столь серьёзную работу школьнику поможет индивидуальный план подготовки, который разрабатывается совместно с руководителем исследования. Исследование-это процесс творческого познания мира.

        Ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию учёного, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. "Учащиеся решают проблемы, уже решённые обществом, наукой, и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает её результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требует проявить в ходе решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой деятельности", - писал И.И. Лернер. Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее.

Петербургский методист профессор М.Г.Качурин посвятил данной теме книгу “Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы”. В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат - собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Трудно не согласиться с М.Г.Качуриным: "Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что-то не замеченное прежде". Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать “своё слово”, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Обращение к темам, исследованным литературоведением, классическим для литературоведения, несомненно, в познавательном отношении полезно и интересно для увлечённого литературой школьника.

Основываясь на принципе добровольности, такая работа позволяет школьнику познать себя, свои возможности, творческий потенциал, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения. У старшеклассников этот выбор, как правило, связан и с профессиональным самоопределением.

Сущность педагогических изысканий:

  • Создание определённой  системы работы по развитию способностей  учащихся путем организации последовательной преемственной исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время, создание условий для полноценного формирования исследовательских умений и навыков

В основе исследовательской деятельности лежит развитие у учащихся:

  • познавательных навыков;
  • критического и творческого мышления;
  • умения самостоятельно конструировать свои знания;
  • умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • умения увидеть, сформулировать и решить проблему;
  • умения использовать современные ИКТ.

Учитель-исследователь

  • Организует  исследовательские  работы  учащихся.
  • Научно-исследовательские работы учащихся.

Необходимость использования исследовательского метода:

  • Естественная направленность;
  • Формирование активной жизненой позиции
  • Кризис исторической науки

Представление системы работы

Исследовательский метод обучения – основной  путь познания осуществляется через урок и внеурочная  деятельность.

Подготовка к уроку:  

  • Каждый урок – это новые проблемы, поиск новых путей, решений и новые исследования.

Технологии

  • Саморазвивающее обучение Г.К.Селевко
  • Индивидуализация обучения А.С.Границская
  • Проектное обучение
  • Обучение в сотрудничестве
  • Информационные технологии
  • Исследовательские технологии.

Методы и приемы

  • Исследования
  • Проблемное изложение
  • Частично-поисковый
  • Эвристическая беседа
  • Ученическое целеполагание, планирование, рефлексия.

Внеурочная деятельность:

  • Факультативы и кружки
  • Заочные конкурсы, викторины, олимпиады
  • Исследовательские работы
  • Научно-практические конференции.

Виды представления учебных исследований:

  • Сообщение
  • Доклад 
  • Стендовый доклад
  • Литературный обзор
  • Рецензия 
  • Научная статья  
  • Научный отчет
  • Исследовательский проект

Основные термины, используемые в исследовательской деятельности:

  • Объект исследования
  • Предмет исследования
  • Гипотеза
  • Цель
  • Задачи
  • Методика исследования
  • Научная новизна
  • Ссылки и сноски
  • Выводы
  • Практическая значимость

Этапы выполнения научно (учебно) -исследовательской работы

Первый этап – подготовка к исследованию:

1.    выбор темы (она должна быть актуальной и конкретной) и составление списка литературы по проблеме исследования

2.    определение объекта (то, что изучается) и предмета (одна из частностей объекта: признаки, функции и т.д.) исследования

3.    изучение литературы по теме (при изучении литературы все свои замечания следует записывать в таблицу, представленную ниже)

Название источника

Основные тезисы, проблемы

Комментарии

 

 

 

4.    уточнение темы, формулировка гипотезы (научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений), цели (то, к чему надо стремиться) и задач (то, что можно сделать для достижения цели), выбор методов исследования:

       - наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на материальную деятельность человека;

       - сравнение – установление сходства и различий предметов, явлений, процессов;

       -  измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством измерения;

       - эксперимент – воспроизведение определённых сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью их изучения;

      - абстрагирование – отвлечение от несущественного, выделение одной или нескольких интересующих исследователя сторон предмета;

      - анализ – изучение каждого элемента явления как части целого;

       - синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое;

      -  моделирование – построение и изучение моделей реально существующих предметов, явлений, процессов;

      -  обобщение – нахождение в многообразии предметов нечто общее;

      -  прогнозирование – разработка вероятных суждений о состоянии какого-либо явления в будущем;

     -  анкетирование – опрос с целью уточнения данных массовой статистики.

В научно (учебно)-исследовательской работе по тувинскому языку используются лингвистические методы исследования:

      -  словообразовательный анализ;

      - семантический анализ;

       - стилистический анализ;

        -  описательный метод – описание фактов, предметов, явлений;

       - лингвистический анализ художественного текста – выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении;

       - сравнительно-исторический метод – выявление неповторимого своеобразия языка в сравнении с другими, обнаружение родственных языков, установление места языка в языковых группах и семьях;

       - экспериментальный метод – наблюдение и различные виды анкетирования.

 

Второй этап – подготовка и проведение исследования:

1.сбор материала;

2. обработка полученного материала;

3. формулирование выводов.

 

Третий этап – оформление исследовательской работы.

1. написание основной части работы, её введения и заключения:

       - определение построения работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список, приложение);

        - выбор стиля и языка исследования;

         - написание выводов;

      - составление заключения.

2. составление списка литературы;

3. составление списка иллюстраций;

4. составление приложений;

5. оформление титульного листа.

 

Четвёртый этап – защита работы.

        

Переходя от этапа к этапу, школьник учится:

1) работать с первоисточниками;

2) наблюдать явления, факты;

3) объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;

4) составлять и решать задачу; 

5) формулировать гипотезу;

6) разрабатывать и проводить эксперимент;

7) обобщать материал и представлять его в виде текста.

         Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу под руководством учителя.

Выделяют три уровня самостоятельности: операционный, тактический, стратегический. На операционном уровне ученик выполняет отдельные технологические операции, не понимая целостного смысла работы. Тактический уровень требует умения ориентироваться в изменяющейся обстановке, рационально выстраивать действия в их последовательности и планировать их, пользоваться необходимой литературой. На  стратегическом уровне ученик умеет самостоятельно определять место и цели собственной деятельности, обладает творческой активностью, умением анализировать процесс и результат деятельности.

         Очевидно, что на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности. Однако это труднодостижимая цель.

Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такого  способа работы, несомненно: приобретены общие исследовательские навыки (формулирование цели, гипотезы, задач, подготовки и проведения эксперимента, опыт обработки полученных данных, формулирование выводов, создание текста исследовательской работы). Главная цель учебно-исследовательской работы – образовательная: научить активному универсальному способу получения знаний и развить личность в процессе обучения.

 

 2. Психологическая целесообразность

Однако современные психологи утверждают, что с творческим потенциалом рождаются все дети, но по мере их взросления и развития многие из них теряют заложенные природой способности. Лишь единицы сохраняют свой талант. Почему это происходит?

         Главная причина в том, что окружающие ребёнка люди никак не поддерживают его склонности, не стараются их развить, подчас просто не видят в собственном ребёнке ничего «особенного». Поэтому многие дети даже не подозревают о своих способностях, а если и догадываются, то не знают, как их развивать.

Поэтому одной из главных задач  учителя нужно считать умение видеть и развивать творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём природой.

Конечно же, нужна педагогическая поддержка.  Нужно начать с того, что разработать определённую технологию взаимодействия с одарённым ребёнком. Нужно создать такую развивающую среду, которая бы адекватно реагировала на все притязания  ребёнка, позволяла бы ему делать свой выбор учебной деятельности и совершать поступки, удовлетворяющие его познавательную активность. Преподавание школьных предметов должно быть направлено на активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения. И к учителю в данном случае предъявляется следующее требование – создать благоприятные условия для этого процесса.

Естественно, этим процессом нужно управлять. Познавательную активность ребёнка нужно направлять и обязательно соотносить её с результатами учебной деятельности, чтобы корректировать индивидуальный познавательный маршрут ребёнка. Результатом этого процесса должно стать гармоническое развитие личности ребёнка.

3. Содержание и его представление, формы,      

методы и средства педагогической работы

 

Признаками высоких способностей учащихся являются познавательная активность, развитая память, внимание, логичность и нестандартность мышления, самостоятельность в работе. Именно их развитие и формирование - основа моей преподавательской деятельности.

На первом этапе работы – 5 – 7 классы – одной из главных целей, наряду с овладением предметом «тувинский язык», для меня стало выявление способностей учащихся и их дальнейшее развитие. На этом этапе активно использую самые разные педагогические технологии в зависимости от уровня знаний учащихся, от их умений и навыков, от их психологического состояния.

Одной из важнейших является игровая технология преподавания, которая помогает сделать переход от начальной школы в основную более незаметным. К тому же игры на уроке развивают такие важные качества, как быстроту, логику и нестандартность мышления, сообразительность. (Приложение 1)

Развитие аналитического мышления, развитие способностей сопоставлять, сравнивать, выделять главное, аргументировать свой ответ даёт использование разных видов диктантов (они активно используются на всех уроках тувинского языка во всех классах и в разных формах – коллективной, парной, индивидуальной): распределительного, выборочного, объяснительного, лингвистического. Такие задания удобны при использовании на уроках тувинского языка приёмов проблемного обучения. (Приложение 2)

         К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках тувинского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления учащихся. (Приложение 3.)

Развитию критического мышления учащихся способствует такая форма работы на уроке, как редактирование (такая работа в силу своей сложности и ответственности используется в большей степени в  7 – 9 классах). И её  тоже можно положить в копилку проблемной технологии.

При личностно- ориентированном обучении интересны будут задания, направленные на развитие творческого мышления, памяти, внимания (такие задания востребованы учащимися на всех ступенях обучения).  Данные качества развивают всевозможные творческие работы, задания, связанные с лексикой. (Приложение 4.)

От отдельных заданий я делаю переход к целым урокам, способствующим развитию творческого и интеллектуального потенциала школьников.

В качестве примера представляю урок русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения.Подлежащее», который входит в серию уроков по синтаксису. (Приложение 5.)

Если разобрать этот урок по этапам, то можно увидеть, что для достижения учебной, развивающей и воспитательной целей были использованы самые разные педагогические технологии. На первом этапе – на разминке – был использован игровой момент - загадки, и благодаря ему создан нужный эмоциональный тон, а также последующий переход к теме урока. При объяснении нового материала использовалась проблемная ситуация, которая помогла пробудить интерес учащихся к теме урока.

Работа в мобильных группах воспитывала чувство коллективизма и уверенность в себе. Индивидуальная работа помогала проявить себя ученикам как личностям. Итоговый тест проверил не только первичное закрепление материала, но и помог учащимся в очередной раз поверить в собственные силы. (Кстати, из 12 учащихся, выполнявших тест, ни один не получил отрицательной оценки, две трети оценок – «хорошо» и «отлично».) А всё же учит детей-пятиклассников мыслить, в том числе и самостоятельно (очень важное умение для последующих занятий исследовательской деятельностью).

В качестве следующего примера предлагаю урок тувинского языка в  классе по теме «Правильный перенос слова» (по учебному комплексу  С.Д.Кужугет). (Приложение 6.)

Данный урок – пример личностно - ориентированного обучения. Все задания на всех этапах урока должны были помочь проявить себя каждому учащемуся, помочь поверить в собственные силы, учить самостоятельности мышления, умению принимать решения самостоятельно. Листок контроля внёс в учебную деятельность не только желание получить хорошую оценку, но и дух соревнования, желание отличиться, проявить свою индивидуальность. На этом уроке получены оценки «удовлетворительно» не было, только «хорошо» и «отлично».

Обращаю внимание на тот факт, что на одном уроке могут использоваться фрагментарно различные педагогические технологии –  игровая,  поисковая,  проблемная,  личностно ориентированная – для того, чтобы развивать и индивидуальность учащихся, и творческий потенциал, интеллект и, самое главное  исследования.

Таким образом, и нестандартные задания, и нестандартные уроки способствуют развитию в учащихся вкуса к предмету «тувинский язык», сознательного отношения к нему, желания проникнуть в его «внепрограммные» тайны. Так у школьника появляется желание заняться исследовательской деятельностью.

 

Вот так вот ненавязчиво мы приблизились к главному -  к исследовательской работе как способу творческого развития  учащихся. На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок тувинского языка в 6 классе по теме «Алфавит» (по учебному комплексу --------). (Приложение 7.)

На этом уроке для объяснения нового материала использовалось мини-исследование. Так, совместно с учащимися была выдвинута гипотеза, учащимися был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у учеников есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют  первичное закрепление и контроль на самом занятии (все учащиеся за урок получили только «хорошо» и «отлично»), а также последующие занятия по теме. Вот вам прямое доказательство того, что исследовательская деятельность (даже если она ставит перед собой цель (с точки зрения науки) лишь овладеть различными способами получения знаний, активизируя и стимулируя процессы осмысленного учения на уроках тувинского языка у всех учащихся, независимо от их творческой способности.

Такие  мини-исследования можно предлагать продвинутым ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Дать возможность им заниматься серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа:

      - письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по тувинскому языку, способности и интересы учащихся;

      -  обсуждение лингвистических работ,

       - выполнение упражнений, моделирующих исследование;

       -  выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала.

Такая работа осуществляется на уроках тувинского языка и во внеклассной работе по тувинскому языку в 5 - 7 классах. В 8-9 классах дать возможность постепенно подготовить их к более трудным упражнениям, моделирующих исследование.

Работа над творческим и интеллектуальным потенциалом учащихся продолжается и на элективных курсах при предпрофильном и профильном обучении, в 9 – 11 классах. Элективные курсы дают возможность учащимся глубже изучать школьные предметы, определиться в дальнейшем в выборе профессии.

Элективные курсы по тувинскому языку дают возможность учащимся по-новому взглянуть на привычный школьный предмет и соответственно проявить себя с новой стороны.

В 9 классе я своим учащимся предлагала элективный курс «Антропонимы», разработанный  М.В.Бавуу-Сюрюн, Ч.К.Куулар. Этот курс позволяет  создать не только обучающую, но и развивающую среду для учеников. Дети учатся делать проекты, а ради того, чтобы  самим научиться создавать проекты на разные темы. Таким образом, дети развивают свои творческие и аналитические способности, учатся самостоятельности мышления. Одно из таких исследовательских работ предлагаю вашему вниманию «Антропонимы села Успенка». (Приложение 8.)

Как учитель тувинского языка могу со всей ответственностью заявить, что теме «Средства речевой выразительности» на уроках уделить столько внимания, сколько она заслуживает, невозможно. А тема, безусловно, интересная и важная. Учит чувствовать родной язык во всём его многообразии, учит любить родной язык, даёт возможность ученику мыслить и высказываться красиво и разумно. Именно эту задачу я ставила, выстраивая своё занятие. И, конечно же, мне хотелось заинтересовать своих учеников. Поэтому  задания носили творческий характер, заставляли нестандартно и самостоятельно мыслить. Задания усложнялись с каждым этапом занятия, но дети, увлекшись, этого даже не заметили: они справились со всем, даже с синквейном. И учебная, и развивающая, и воспитательная цели были достигнуты однозначно.

 Если определяться с технологией построения занятия, то можно сделать вывод, что занятие носит личностно ориентированную направленность. Но мне хочется обратить внимание на те этапы занятия, когда учащиеся ставились перед необходимостью решить проблемную задачу, провести самостоятельное исследование по микротеме.

 На втором этапе занятия учащимся не просто предлагалось творческое задание с целью проверить их запас умений и навыков по теме, но им нужно было к тому же проявить себя как индивидуальностям – вот вам психолого-педагогическая проблема. На третьем этапе были представлены самостоятельные мини-проекты учащихся о выразительных средствах языка (один из примеров есть в плане занятия), и дети достойно справились с таким видом деятельности. Причём дети самостоятельно приготовили для иллюстрации своих мини-проектов компьютерные презентации. На этапе закрепления использовались групповая и индивидуальная формы работы. И создание синквейна о средствах выразительности представляло одновременно и проблему, которую необходимо было решить, и возможность ещё раз проявить себя как личности, и, конечно же, это  нестандартный способ контроля полученных знаний.

 

Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися лишь третий год, но могу уже сделать однозначный вывод: детям нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, ребёнок много работает самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся научно (учебно) -исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но ребёнок в большей степени, безусловно.

Предлагаю вашему вниманию   научно (учебно) -исследовательские работы, выполненные моими ученицами.  Работы  по теме «Моя родословная», «Земляки-добровольцы, братья Оюны» была представлены  и защищены в виде презентации на научно-исследовательских конференциях.(Приложение 9)

Рассмотрим специфику ученического исследования по  тувинской литературе.

Исследовательская работа в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать свой профессиональный выбор.

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: был проведен открытый урок-презентация в семинаре учителей тувинского языка Тандинского кожууна по теме: «Композиция и сюжет повести Ч.Ч.Куулара «Шораан»», «Образ главного героя повести Ч.Ч.Куулар «Шораан»», «Прототив главного героя повести Ч.Ч.Куулара «Шораан»», «Особенности тувинских музыкальных инструментов в повести Ч.Ч.Куулара «Шораан»», «Художественные средства языка повести Ч.Ч.Куулара «Шораан»», «Использование элементов тувинского фольклора в повести Ч.Ч.Куулар «Шораан»» т.д. (Приложение 9)

 2. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер - теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например,  Л.Н.Толстой «Детство» можно сравнивать с повестью С.А.Сарыг-оол «Ангыр-оолдун тоожузу», сказку тувинского народа «Золотая птица» можно сравнивать со сказкой «Сказка о золотой рыбке», В.Ш.Кок-оол «Хайыраан бот» - А.Н.Островский «Гроза» т.д.

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: “Конфликт поколений в произведениях тувинских писателей ХІХ-ХХ веков”т.д.,

4. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: «Эргеп Монгуш Санчат-оолович – детский писатель тувинского народа»,  «В.Ш. Кок-оол – писатель, актёр, режиссёр». (Приложение 10)

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный мной за годы опыт руководства исследовательской деятельностью учащихся в области литературы позволил выработать ее алгоритм.

Прежде всего, после определения проблемы и объекта исследования необходимо организовать работу учащихся непосредственно с текстом. Подготовка к исследовательской деятельности обеспечивается избирательными курсами (например, “Анализ художественного текста”, “Культура речи”) и спецкурсом “Методы исследовательской работы”. На занятиях актуализировать знания учащихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений и т.п., а затем организовать индивидуальные консультации по каждой теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, можно предложить старшекласснику поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, вместе с руководителем определить, какие из них следует прочитать, законспектировать, из каких сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать обзор (анализ) прочитанного, руководителю нужно научить старшеклассников это делать. Здесь поможет использование таких видов заданий (на уроках литературы и в процессе исследовательской работы): рецензирование критических статей, составление конспектов, тезисных планов, аннотаций, творческие работы, предполагающие сравнение разных подходов к анализу одного и того же произведения.

Следующий этап — повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учетом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет учащимся определить собственную позицию, избежать зависимости от готовых выводов. Будущие студенты таким образом не только учатся быть самостоятельными, но усваивают нормы научной этики, получают возможность корректно оценить степень новизны своего исследования, приобретают опыт уважительного отношения к работам ученых.

Теперь о структуре исследовательской работы. Начинается исследование с выбора темы, которая должна быть интересна ученику, и хорошо, если инициатива исходит от него. Учитель может быть советчиком, предлагает темы для выбора, уточняет формулировку.

Вслед за выбором темы, уточнением её формулировки ученик вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует. На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументированно доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт школьная работа.

Учитель консультирует школьника, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками. Презентация работы проводится на уроке или на ученической конференции.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

  • Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
  • Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).
  • Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Большую трудность школьники обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления, которая не всегда должна иметь академический характер. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу старшеклассника.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у ученика, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается старшекласснику в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учеником в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя. Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью старшеклассника — сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель помогает найти нужную литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе.

В заключение — об оценке исследований учащихся. Долгое время устное выступление (до 10 минут), завершавшееся ответом на вопросы жюри и присутствующих конкурсантов, было формой защиты результатов исследования. Нередко возникали противоречивые ситуации: ученик, выполнив интересное самостоятельное исследование, к сожалению, защищал его неудачно. Причины разные: недостаточная проблемность изложения, вполне понятное волнение. И напротив, выполнив довольно скромную работу, но, обладая красноречием, другой выигрышно представлял свое исследование. Неизбежна и субъективность в оценке.

Устранить это противоречие нетрудно. Р.П.Терентьева предлагает использовать систему критериев. Эксперты, заранее познакомившись с работами, оценивают их по определенным критериям. Они могут быть такими:

1. Характер исследования проблемы:

— концептуальный - 10 баллов

— проблемно-аналитический - 6 - 8 баллов

— реферативный - 2 балла

2. Степень самостоятельности в решении проблемы - до 5 баллов

3. Владение теоретико-литературными понятиями - 3 балла

4. Знакомство с литературоведческими (и другими) источниками. Корректность в цитировании - до 5 баллов

5. Работа с текстом художественного произведения:

— анализ текста - до 5 баллов

— цитирование иллюстрированного характера - 2 балла

6. Структура исследования (план, введение, четкость в формулировке целей, выводы, библиография) - 5 баллов

7. Стиль изложения - 2 балла

(Максимум — 35 баллов)

Отдельно оценивается защита исследования в ходе научно-практической конференции. Возможные критерии:

1. Степень раскрытия проблемы:

— полнота, концептуальная завершенность - 5 баллов

— фрагментарность изложения - 2 балла

2. Свобода владения материалом - 5 баллов

3. Ответы на вопросы - 5 баллов

(Максимум 15 баллов)

Итоговая оценка слагается из суммы оценок за исследование и его защиту.

Такая серьёзная работа на уроках тувинского языка и литературы воспринимается старшеклассниками не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему студенту.

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Анализ текста как форма подготовки к сочинению рассуждению Учитель русского языка и литературы I категории Зуевской средней школы Мухутдиновой Н. М. 2005-2006 уч год
Обучение сочинению-рассуждению на уроках русского языка – одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших...

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Методическое пособие для учителей русского языка Лаздан Нина Анатольевна, учитель русского языка и литературы с. Иштан 2008
Данное методическое пособие представляет собой обобщение опыта работы по теме «Необычные уроки русского языка». В пособии даётся...

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Доклад «Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы». Автор Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы I категории моу сош с. Преображенка 2011 г
Автор – Огородникова Людмила Валентиновна, учитель русского языка и литературы I категории моу сош с. Преображенка

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Литература «Раскольников и старуха процентщица», презентация (Арцибасова Елена, 10 класс); «И. А. Бунин. Жизнь и творчество»
Трофимова Т. В., учитель русского языка и литературы) «Орфоэпия. Материалы для подготовки к егэ», презентация (Трофимова Т. В., учитель...

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Скороходова Е. Н., учитель русского языка и литературы «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках литературы» Этапы работы
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей...

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Мотивированное обучение учащихся творческим работам разного жанра цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы;
Цель: расширение и углубление знаний русского языка и литературы; развитие потенциальных творческих способностей детей, умения проявлять...

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №38 им. С. В. Кайгородова» города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное...

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка
Автор статьи: Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы мбоу г. Иркутска сош №28

Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) Сазонова Е. В., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории icon

Интерактивные методы на уроках русского языка из опыта работы учителя русского языка и литературы моу «Можарская сош»
Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить. Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление педагогического инновационного опыта "Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках черчения"

Главным условием эффективного осмысленного усвоения знаний и умений учащимися является собственная познавательная деятельность ребенка. Активизация познавательной деятельности - важнейшая задача...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Описание инновационного опыта работы

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики....

Описание инновационного опыта учителя музыки

Описание инновационного опыта учителя музыки...

Публичное представление педагогического инновационного опыта

Методическая проблема над которой я работаю в течении последних лет«Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках химии и биологии для активизации внимания учащихся и повышения мо...

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...

Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология р...