Урок-исследование "Плотность вещества"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

При обучении физике в основной и средней школе практические навыки и умения формируются при выполнении самостоятельных лабораторных работ.

В практике обучения физике выделяют 3 вида лабораторных занятий:

  • фронтальные лабораторные работы по физике
  • физический практикум
  • домашние экспериментальные работы по физике

При этом подразумевается, что на уроках изучения нового материала экспериментальный метод исследования не используется. Тем не менее, в программе по физике можно выделить уроки, на которых возможно и необходимо организовывать исследовательскую деятельность учащихся при изучении нового материала.

Экспериментальные исследования наряду с лабораторными занятиями вызывают у учеников большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание детьми окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений. Это приводит к глубокому и прочному усвоению знаний.

Здесь приводится методическая разработка одного урока по теме "Плотность вещества".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovanie_plotnost_veshchestva.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Плотность вещества»

Цель: сформировать общие представления о плотности вещества, численно равной массе единицы объема, и способе определения этой физической величины.

Цель считается достигнутой

 на уровне знакомства, если ученик знает физическую величину,  формулу для ее определения и отличает ее среди других;

на уровне понимания, если ученик умеет  

а) привести примеры плотностей разных веществ;

б) найти по таблице плотность нужного вещества;

в) ответить на вопросы типа:

•        Что означает запись: ρ = 800 кг/м3?,  ρ = 2,7 г/см3?

•        Чему равна плотность воздуха, если 1м3 его имеет массу 1,29 кг?

•        Чему равна масса 1м3 вещества, если его плотность равна 13600 кг/м3?

на уровне применения, если ученик решает задачи следующего типа:

•        Каков объем стали массой 7800 кг?

•        Три бруска – железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Какой из них имеет а) наибольшую массу? б) наименьшую массу?

•        У двух цилиндров – из латуни и из пластмассы – одинаковые массы. Какой из них имеет больший объем?

•        В два сосуда хотели налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и раствора серной кислоты. Для какой жидкости нужен сосуд большего объема?

Ученик этого уровня знаний должен также уметь а) «доказывать» свои действия, б) отвечать на вопрос «как ты рассуждал?» в) если ответ не верен, то найти причину ошибки

Тип урока: изучение нового материала.

Форма обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение демонстрации.

Особенность занятий: оно стоится на деятельностной основе.


Структура и главные части урока представлены в таблице.

№ п/п

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и учащихся

1

Актуализация ранее усвоенных знаний

♦ Учитель задает вопросы классу.

• Что такое физическое тело?

• Из чего состоят физические тела?

• Какие свойства тел нам известны?

• Как определить массу тела?

• Как узнать объем тела?

• Какие вещества вы знаете?

• Какие у них свойства?

• Чем можно охарактеризовать вещество?

♦ Ученики отвечают на вопросы

2

Мотивация учебной работы

♦ Учитель читает стихотворение «Закон Архимеда» или рассказывает начало легенды об ученом и царской короне. Просит класс: «Помогите Архимеду решить задачу царя». Задает вопрос «Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить: из чего сделана корона? Что для этого нужно знать?

 ♦ Учащиеся отвечают

3

Постановка цели урока

♦ Учитель (подводит итог высказываниям): нужно знать массу вещества единицы объема

4

Работа над изучением материала

♦ Учитель дает классу задание: сравните массы и объемы двух брусков, лежащих перед вами. Сделайте вывод. (Объемы равны, а массы разные.) Предлагает учащимся обратиться к эксперименту: он демонстрирует тела (цилиндры из алюминия и латуни), имеющие одинаковые массы, и подтверждает равенство масс с помощью весов. Задает вопросы классу:

• Что вы можете сказать об объемах тел?

• Почему, по вашему мнению, объем алюминиевого цилиндра больше латунного?

5

Выдвижение гипотезы

♦ Учащиеся отвечают: 1 см3 этих веществ имеет разную массу.

6

Экспериментальная проверка гипотезы

♦ Учитель: как в этом убедиться?

♦ Учащиеся: надо определить массы обоих цилиндров и их объемы, а потом рассчитать массу 1 см3 каждого вещества; сравнить полученные результаты.

♦ Учитель: как определить массы и объемы тел?

♦ Учащиеся отвечают (массы — с помощью весов, объемы — посредством мензурки), затем выполняют опыт, делают вывод: у алюминия и латуни массы 1 см3 вещества разные

7

Развитие полученной информации (вывод)

♦ Учащиеся отвечают, делают вывод: у одинаковых веществ масса 1 см3 одинаковая, у разных — различная; следовательно, масса 1 см3 вещества может служить характеристикой вещества (одной из многих).

8

Введение понятия «плотность»

• определение

• обозначение

• формула

• единица плотности

♦ Учитель сообщает, что физическая величина, численно равная массе единицы объема данного вещества, называется плотностью этого вещества; она обозначается буквой ρ.

 ♦ Учащиеся записывают в тетрадь это определение и обозначение плотности.

 ♦ Учитель задает вопрос классу:

 • Как определить плотность вещества?

 ♦ Учащиеся: надо массу вещества разделить на объем. Все записывают формулу ρ = m/V.

 ♦ Учитель предлагает продолжить опыты:

  • каждый ученик определяет на основе измерений разных брусков из одного сорта дерева массу 1 см3 этого вещества;
  • каждый ученик находит на основе измерений стальных брусков разных размеров массу 1 см3 этого вещества;
  • каждый ученик работает с пластмассовыми кубиками и находит массу 1 см3 этого вещества.

♦ Учащиеся выполняют опыты.

♦ Учитель просит сравнить результаты и сделать выводы. Задает вопросы:

• В каких единицах должна измеряться плотность? Ваше мнение?

 ♦ Учащиеся предлагают измерять плотность в г/см3, кг/м3, кг/л и т.д.

♦ Учитель: как вы объясните свои предложения?

♦ Учащиеся дают пояснения.

9

Упражнения:

уровень Ι (воспроизведение знаний)

уровень II (на понимание материала)

уровень III (на применение знаний)

♦ Учащиеся отвечают на вопросы:

• Что называется плотностью?

• По какой формуле плотность определяют?

• Что означают записи: плотность керосина равна 800 кг/м3, стекла — 2,5 г/см3, ртути — 13,6 кг/л?

• Чему равна плотность а) воздуха, если 1м3 имеет массу 1,29кг? б) воды, если 1л ее имеет массу 1кг?

• Чему равна масса а) 1м3 фарфора, б) 1 см3 свинца, в) 1 дм3 керосина?

♦ Учитель предлагает задания:

• определите объем а) 7800 кг стали; б) 19,3 г золота, в) 10,5 кг серебра.

• Три бруска — железный, алюминиевый, деревянный – имеют одинаковые объемы. Определите: какой из них имеет наибольшую массу; наименьшую. Почему?

• В два сосуда хотят налить одинаковые массы разных жидкостей: воды и крепкого соленого раствора. Ваше указание: для какой жидкости нужно взять больший сосуд

10

Подведение итогов

♦ Учитель просит учащихся ответить на вопросы:

• Что нового они узнали на уроке?

• О какой физической величине, которая может служить одной из характеристик вещества, мы говорили?

• Как же помочь Архимеду решить задачу царя о его короне?

11

Организация работы дома

♦ Учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом о плотности по учебникам А.В.Перышкина, ответить на вопросы в конце параграфа, составить план и рассказ о физической величине «плотность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

Вещества. Свойства вещества.

Материал по теме свойства вещества, содержит слайды с методами разделения смесей....

Как выполнить задание вида "С какими из перечисленных веществ реагирует данное вещество" (на примере темы "Химические свойства оснований", 8 класс)

Предлагаемая презентация может помочь школьникам, много пропускающим по болезни, научиться выполнять  задания данного вида при изучении темы "Свойства оснований"....