Главные вкладки

    Простые механизмы. Рычаг. Правило равновесия рычага
    план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

    Лавнюженков Сергей Павлович

    Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту такой науки, как механика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prostye_mehanizmy._rychag._pravilo_ravnovesiya_rychaga.docx85.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Михейковская средняя школа

    Ярцевского района Смоленской области

    Урок по теме

    «Простые механизмы.

    Применение закона равновесия

    рычага к блоку»

    7 класс

    Составил и провел

    учитель физики высшей категории

    Лавнюженков Сергей Павлович

    2017г.


    Цели урока (планируемые результаты обучения):

    Личностные:

    - формирование умений управлять своей учебной деятельностью;

    - формирование интереса к физике при анализе физических явлений;

    - формирование мотивации постановкой познавательных задач;

    - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

    - развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

    - развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления;

    - осознание учащимися своих знаний;

    Метапредметные:

    - развитие умения генерировать идеи;

    - развивать умение определять цели и задачи деятельности;

    - проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

    - на основании результатов эксперимента формулировать вывод;

    - развивать коммуникативные навыки при организации работы;

    - самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов;

    - использовать различные источники для получения информации.

    Предметные:

    - формирование представления о простых механизмах;

    - формирование умения распознавать рычаги, блоки, наклонные плоскости, вороты, клины;

    - дают ли простые механизмы выигрыш в силе;

    - формирование умения планировать и проводить эксперимент, на основании результатов эксперимента формулировать вывод.

    Ход урока

    № п. п

    Деятельность учителя

    Деятельность учащегося

    Примечания

    1

    Организационный этап

    Подготовка к уроку

    2

    Этап повторения и проверки усвоения пройденного материала

    Работа с картинками, работа в парах – устный рассказ

    По плану, взаимопроверка знаний

    3

    Этап актуализации знаний, целеполагания

    Введение понятия «простые механизмы», по

    4

    Организационно-деятельностный этап: помощь и контроль над работой учащихся

    Работа с учебником, составление схемы

    Самооценка

    5

    Физминутка

    Физические упражнения

    6

    Организационно-деятельностный этап: практическая работа, актуализация и целеполагание

    - Сбор установки

    - Введение понятия «рычаг», постановка целей

    - Введение понятия «плечо силы»

    - Экспериментальное подтверждение правила равновесия рычага

    Самооценка

    7

    Этап практического закрепления полученных знаний: решение задач

    Решают задачи

    Взаимопроверка

    8

    Этап закрепления пройденного материала

    Отвечают на вопросы

    9

    Этап обсуждения домашнего задания

    Записывают домашнее задание

    10

    Этап рефлексии:

    предлагается ученикам выделить новое, интересное, трудное в уроке

    Делятся своими впечатлениями в устной и письменной форме

    Учитель:

    Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать. Но прежде выполним ряд заданий, которые помогут раскрыть таинственную дверь шире и показать всю красоту такой науки, как механика.

    На экране несколько картинок:

    C:\Users\Сергей\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Рисунок1.jpg

    - Египтяне строят пирамиду (рычаг);

    - Человек поднимает (с помощью ворота) из колодца воду;

    - Люди катят бочку на корабль (наклонная плоскость);

    - Человек поднимает груз (блок).

    Учитель: Что выполняют эти люди? (механическую работу)

    Составьте по плану рассказ:

    1. Какие условия необходимы для совершения механической работы?

    2. Механическая работа – это …………….

    3. Условное обозначение механической работы

    4. Формула работы …

    5. Что принято за единицу измерения работы?

    6. Как и в честь какого ученого она названа?

    7. В каких случаях работа положительная, отрицательная или равна нулю?

    Учитель:

    А теперь посмотрим на эти картинки ещё раз и обратим внимание, как эти люди выполняют работу?

    (люди  используют длинную палку, ворот, устройство наклонной плоскости, блок)

    Учитель: Как можно назвать одним словом данные приспособления?

    Учащиеся: Простые механизмы

    Учитель: Правильно! Простые механизмы. Как  вы думаете по какой теме на уроке мы будем  с         Вами сегодня говорить?

    Учащиеся: О простых механизмах.

    Учитель: Правильно. Темой нашего урока будут простые механизмы (запись темы урока в тетради, слайд с темой урока)

    Поставим перед собой цели урока:

    Вместе с детьми:

    - изучить, что такое простые механизмы;

    - рассмотреть, виды простых механизмов;

    - условие равновесия рычага.

    Учитель: Ребята, а как вы думаете для чего применяют простые механизмы?

    Учащиеся: Их используют для уменьшения силы, которую мы прикладываем, т.е. для её преобразования.

    Учитель: Простые механизмы имеются и в быту, и во всех сложных заводских машинах и т.д. Ребята, в каких бытовых приборах и устройствах имеются простые механизмы.

    Учащиеся: Весы рычажные, ножницы, мясорубка, нож, топор, пила, и т.д.

    Учитель: Какой простой механизм есть у подъемного крана.

    Учащиеся: Рычаг (стрела), блоки.

    Учитель: Сегодня мы более подробнее остановимся на одном из видов простых механизмов. Он находится на столе. Что это за механизм?

    Учащиеся: Это рычаг.

    Подвесим грузики на одно из плеч рычага и, используя другие грузики, уравновесим рычаг.

    Посмотрим, что получилось. Мы видим, что плечи у грузиков отличаются друг от друга. Давайте качнем одно из плеч рычага. Что мы видим?

    Учащиеся: Покачавшись, рычаг возвращается в положение равновесия.

    Учитель: Что называется рычагом?

    Учащиеся: Рычаг – это твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси.

    Учитель: Когда рычаг находится в равновесии?

    Учащиеся:

    1 вариант: одинаковое количество грузов на одинаковом расстоянии от оси вращения;

    2 вариант: больше груз – меньше расстояние от оси вращения.

    Учитель: Как называется такая зависимость в математике?

    Учащиеся: Обратно пропорциональная.

    Учитель: С какой силой грузы действуют на рычаг?

    Учащиеся: Весом тела вследствие притяжения Земли. P = Fтяж= F

    где F1 – модуль первой силы;

    F2 – модуль второй силы;

    l1 – плечо первой силы;

    l2 – плечо второй силы.

    Учитель: Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры.

    Задача: При помощи лома рабочий поднимает ящик массой 120кг. Какую силу он прикладывает к большему плечу рычага, если длина этого плеча 1,2 м, а меньшего плеса 0,3 м. Какой будет выигрыш в силе? (Ответ: Выигрыш в силе равен 4)

    Решение задач (самостоятельно с последующей взаимопроверкой).

    1. Первая сила равна 10 Н, а плечо этой силы 100 см. Чему равна вторая сила, если ее плечо равно 10 см? (Ответ: 100 Н)

    2. Рабочий с помощью рычага поднимает груз весом 1000 Н, при этом он прилагает силу 500 Н. Каково плечо большей силы, если плечо меньшей силы 100 см? (Ответ: 50 см)

    Подведение итогов.

    Какие механизмы называются простыми?

    Какие виды простых механизмов вы знаете?

    Что такое рычаг?

    Что такое плечо силы?

    Каково правило равновесия рычага?

    Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?

    Д/з

    1. Читать параграф.

    2. Перечислите простые механизмы, которые обнаружите дома и те, которые человек использует в повседневной жизни, записав их в таблицу:

    Простой механизм в быту, в технике

    Вид простого механизма

    3. Дополнительно. Подготовить сообщение об одном простом механизме, применяемом в быту, технике.

    Рефлексия.

    Закончи предложения:

    теперь я знаю, …………………………………………………………..

    я понял, что………………………………………………………………

    я умею…………………………………………………………………….

    я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.) …………………….

    я самостоятельно правильно выполнил ………………………………...

    я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации ………….

    мне понравился (не понравился) урок …………………………………


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Простые механизмы. Рычаги. Равновесие сил на рычаге

    Урок изучения нового материала с использованием ЭОР сайта  http://school-collection.edu.ru/...

    "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

    Открытый урок в 7 классе.Урок изучения нового материала....

    Урок по теме "ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ РЫЧАГА." 7 класс

    Конспект урока по теме "Простые механизмы. Рычаг." и презентация к нему....

    Материалы к уроку на тему: "Простые механизмы. «Золотое правило» механики.." (7 класс)

    Данный материал оформлен в виде опорного конспекта по теме: «Простые механизмы. «Золотое правило»  механики». И  предназначен,  для работы с  более сильными учащимися 7 класса. ...

    Презентация урока в 7 классе по теме "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага."

    Презентация к уроку изучения новой темы+физический диктант на повторение по теме "Механическай работа. Мощность"...

    Конспект урока "Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага"

    Урок по физики в 7 классе. Урок изучения нового материала...

    разработка урока по физике "Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия рычага"

    Материал содержит конспект урока, карточки для учеников, тест, презентацию....