Открытый урок на тему "Звук.Источники звука"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Ооржак Римма Кокуй-ооловна

Комбинированный урок   с применением информационных технологий.

На ее изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: Механические колебания и волны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_zvuk.istochniki_zvuka.rar2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ак-Дашская  средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока

«Источники звука. Звуковые колебания»

      Автор: Ооржак Римма Кокуй-ооловна

учитель физики первой категории.

с.Ак-даш 2016 г.

Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания.

Цели урока:      

Образовательные:  

 ввести понятие источника звука;

показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми                                     колебаниями;

       Развивающие: 

обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применении знаний в различных ситуациях  расширить кругозор знаний учащихся по теме: «Звуковые колебания»

Воспитательные: 

обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Тип урока: комбинированный  с применением информационных технологий.

Оборудование  урока:

 компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.

Оборудование демонстрационное: различные музыкальные инструменты, камертон, колокол вакуум- насоса, насос Комовского, молоточек камертона, электрический звонок.

Демонтсрации:1) возникновение звуковых волн с помощью музыкальных инструментов;

2) опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки;

3) опыт с насосом Комовского и электрическим звонком.        

Ход урока.

1.Организационный момент

Урок начинается с прослушиванием музыки.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на этом уроке. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем и получим удовольствие от общения друг с другом.

Слайд №1

Физика! Какая емкость слова!

Физика- для нас не просто звук!

Физика- опора и основа

Всех без исключения наук!

2. Повторение опорных знаний.

Ребята ,вы обратили внимание, что наш урок начался со звуков музыки? Вы ,наверно догадались о чем пойдет речь сегодня..

Чтобы узнать тему нашего урока, решим кроссворд.

Ребята, перед вами кроссворд, разгадав который вы узнаете ключевое слово урока.

 А, теперь проверим ваши ответы. (Слайды № 1,2,3,4,5)(-приложение 1).

1-й фрагмент: назовите физическое явление- резкое увеличение амплитуды вынужденных колебаний

2-й фрагмент: назовите физический процесс- возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.

3-й фрагмент: назовите физическую величину- наибольшее отклонение колеблющиеся тела от положения равновесия .

4-й фрагмент: назовите физический прибор- твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.  

Р

е

з

о

н

а

н

с

в

о

л

н

а

а

м

п

Л

и

т

у

д

а

м

а

я

Т

н

и

к

Обратите внимание на выделенное слово. Это слово «ЗВУК», оно является ключевым словом урока. Наш урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока. Тема  нашего урока  « Источники звука. Звуковые колебания». На уроке вы узнаете, что является источником звука, что такое звуковые колебания их возникновение и некоторые практические применения в вашей жизни.

Эпиграф нашего урока- Слайд №4:

«Я буду умным,

Я буду знающим,

Я буду стараться…

И все получится!»

3. Объяснение нового материала.

 А, теперь ребята приведите примеры тел , которые издают звуки.

(Учащиеся приводят примеры)

Слайд №5

Учитель: Человек живет в мире звуков. Звук- это то ,что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Издают звуки работающие машины, движущийся транспорт и т.д.

.Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называются акустикой.

Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Сегодня мы постараемся определить о них.

Учитель: чтобы решить эту проблему  рассмотрим  пример - Веселые смайлики: (Слайд №6)

Выясним причину возникновения звука  в музыкальных инструментах (учитель играет на гитаре).

Что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод?

Учащиеся: Струны гитары колеблются.

Вывод: Значит, колеблющееся тело издает звук.

Учитель: Но как звук доходит до нас? Я хочу услышать ваше мнение. (Ответы учеников.) Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо источник звука, причем звук распространяется в виде волн.  Мы выяснили ,что колеблющиеся тело издает звук, а что является проводником звука?, что принимает звук.

Источник звука- колеблющиеся тело, проводник- воздух, приемник- ухо (слайд №7   )

Один из сильных учеников составляет кластер на доске .

А теперь познакомимся историей изучением звуковых явлений. (Слайд №8)

История изучения звуков. Звуки начали изучать еще в далекой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в 6 веке до нашей эры. Пифагор установил ,что связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В 4 в. До н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяются звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука о препятствий. В 15 веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.

 А  теперь проведем следующий опыт. Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.

Прибор, который вы видите перед собой, называется камертон. (Слайд №9)

Опыт с камертоном и теннисным шариком, повешенным на нити

Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебаний камертона не заметно. Чтобы убедиться в том, что камертон колеблется, осторожно пододвинем его к тенистому шарики подвешенному на нити и увидим, что  колебания камертона передались шарику, который пришёл в периодическое движение.

Вывод: звук порождается любым колеблющимся телом.

Проблема: Каких средах звук может распространяться.(ответы учащихся)

Слайд №10

Звук- распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.

Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643-1727).

Слайд №11

Мы живём в океане звуков. Звук создаётся источниками звука. Существуют как искусственные, так и естественные источники звука.

 Определите источники звука в загадках ( слайд №12  )

1.На треугольник деревянный

            Натянули три струны,

В руки взяли, заиграли-

Ноги сами в пляс пошли. (Балалайка.)

2. Пастись корову на лужок

Отправила хозяйка,

Повесив маленький звонок.

Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик)

 3. Аппарат небольшой,

Но удивительный такой.

Если друг мой далеко,

Говорить мне  с ним  легко (Барабан)

Слайды №13, № 14

 Источник звука- это любое тело, совершающее колебания с частотой от 20 до 20000 Гц. . Любое  колеблющееся тело создает звук, распространяющийся в воздухе  в виде звуковых волн. Звуки бывают слышимые неслышимые. Это инфразвук (диапазон колебаний меньше 20 Гц) и ультразвук (диапазон больше 20 000 Гц). Схему частотных диапазонов вы видите на доске, зарисуйте её в тетрадь . Исследуя инфра и ультразвуки учёные открыли много интересных особенностей этих звуковых волн.  

Об этих интересных фактах  самостоятельно подготовьте  сообщения на следующем уроке.

Слайд №15

Учитель : Справедлива ли поговорка «нем как рыба»? Как вы думаете?

Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других- стрельбу из винтовки или пистолета, а кое- кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.

Слайд №16. Звук не может распространяться безвоздушном пространстве.

Слайд №17

Анализ таблицы 1 «Скорость звука в различных веществах» обсуждение и сравнение скоростей звука в различных средах.

Слайд № 18

   Если звук волна, то для определения скорости звука  можно воспользоваться известными нами формулами:

 Ученики записывают формулы для определения скорости звука:

V=λ/ t      V =  ν .λ

Слайд №19

Анализ таблицы 2 «Частота колебаний крыльев насекомых и птиц в полете, Гц», обсуждение и сравнение частот колебаний насекомых и птиц.

 4. Закрепление изученного материала.

1)Фронтальный опрос (Слайд №20)

Учащиеся отвечают на вопросы. После этого правильные ответы появляются на экране. Они проверяют своих ответов- самопроверка.

1 Какой прибор был изобретен для настройки музыкальных инструментов? (камертон)

2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?

Ответ: Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.

3. В каких средах звук распространяться быстрее всего. А в каких медленнее?

Ответ: В газах звук распрострется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твердых телах звук распространяется быстрее всего.

2) Мини –тест (Слайд  №21-анимация)

  1. При полете большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается?               А) голосовыми связками;

                  Б) ветром;

                  В) взмахами  крыльев;

                 Г) строением тела.

  1. Какое насекомое- бабочка или муха- делает большее количество взмахов крыльями?

                А) бабочка;

                Б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов;

               В) муха;

                Г) они не взмахивают крыльями.

3) Интерактивная игра «Угадал!Не Угадал!»

                                             Приложение 2

Учащиеся выполняют тест на компьютерах. Если учащиеся правильно ответят, на экране появляется слайд «Молодец! Угадал! Следующий вопрос». Если неправильно будет «Неверно!!! Попробуй еще раз!». Всего 5 вопросов.

4)Физический тест по теме "Звук"

Всем раздать листы с заданиями в тестовой форме. После выполнение работы  взаимопроверка. Оценки учащихся в учитель выставляет  на дневниках.

1. Звуковые волны распространяются со скоростью равной -

  • А. 300 м/с
  • Б.  30 м/с
  • В. 3000000 м/с

2. Человек воспринимает звук в пределах -

  • А.до 16 Гц
  • Б.20-20000 Гц
  • В. 20000-26000 Гц

3. Ультразвуком называют волны с частотой -

  • А.ниже 20000 Гц
  • Б. 20000 Гц
  • В. выше 20000Гц

4. Звук может распространяться в виде –

  • А.продольных волн
  • Б.поперечных волн
  • В. продольных и поперечных волн

5. Звук распространяется

  • А. в твердых, жидких и газообразных телах
  • Б. только в газах
  • В. только в твердых телах

6. Звук не может распространяться

А. в  воздухе

Б. в безвоздушном пространстве

В.  в воде.

  • После выполнения работы учащиеся проверяют друг друга по парте.

(Ответы на слайде №26 1А 2Б 3В 4А 5А 6Б )

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

Слайд №23

Рефлексия: 

  • Сегодня на уроке я узнал ….
  •  Теперь я могу …
  •  Было интересно
  • Слайд №24

Домашнее задание: § 34, 37, 38, упр. 32 (1,2)  стр 126  Подготовить сообщения  о инфразвуке и ультразвуке.

(Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика.  9 класс. – М.: Дрофа, 2007).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Позиционные чередования согласных звуков"

Интересный материал, объясняющий в игровой форме основный фонетические законы в русском языке, с элементами подготовки к ГИА.....

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".

План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания"...

Открытый урок по музыке "Бессмертные звуки "Лунной сонаты""

Материал содержит разработку урока, рабочие материалы, видеоматериалы, презентацию, аудиозаписи...


 

Комментарии

Донгак Лориса Ак-кысовна

Урок отлично)))