Открытый урок на тему "Звук.Источники звука"
методическая разработка по физике (9 класс) на тему
Комбинированный урок с применением информационных технологий.
На ее изучение отводится 1 час учебного времени по тематическому планированию. Осуществлялась связь урока с предыдущими уроками: Механические колебания и волны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_temu_zvuk.istochniki_zvuka.rar | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий урока
«Источники звука. Звуковые колебания»
Автор: Ооржак Римма Кокуй-ооловна
учитель физики первой категории.
с.Ак-даш 2016 г.
Тема урока: Источники звука. Звуковые колебания.
Цели урока:
Образовательные:
ввести понятие источника звука;
показать причинно-следственную связь между колеблющимся телом и звуковыми колебаниями;
Развивающие:
обеспечить развитие аналитических умений, уровня самостоятельности мышления учеников в применении знаний в различных ситуациях расширить кругозор знаний учащихся по теме: «Звуковые колебания»
Воспитательные:
обеспечить стимулирование интереса к предмету, воспитание и формирование коммуникативных качеств, воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.
Тип урока: комбинированный с применением информационных технологий.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку.
Оборудование демонстрационное: различные музыкальные инструменты, камертон, колокол вакуум- насоса, насос Комовского, молоточек камертона, электрический звонок.
Демонтсрации:1) возникновение звуковых волн с помощью музыкальных инструментов;
2) опыт с камертоном и теннисным шариком, подвешенным на нити вблизи вилки;
3) опыт с насосом Комовского и электрическим звонком.
Ход урока.
1.Организационный момент
Урок начинается с прослушиванием музыки.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать вас на этом уроке. Надеюсь, мы с вами хорошо поработаем и получим удовольствие от общения друг с другом.
Слайд №1
Физика! Какая емкость слова!
Физика- для нас не просто звук!
Физика- опора и основа
Всех без исключения наук!
2. Повторение опорных знаний.
Ребята ,вы обратили внимание, что наш урок начался со звуков музыки? Вы ,наверно догадались о чем пойдет речь сегодня..
Чтобы узнать тему нашего урока, решим кроссворд.
Ребята, перед вами кроссворд, разгадав который вы узнаете ключевое слово урока.
А, теперь проверим ваши ответы. (Слайды № 1,2,3,4,5)(-приложение 1).
1-й фрагмент: назовите физическое явление- резкое увеличение амплитуды вынужденных колебаний
2-й фрагмент: назовите физический процесс- возмущения, распространяющиеся в пространстве, удаляясь от места их возникновения.
3-й фрагмент: назовите физическую величину- наибольшее отклонение колеблющиеся тела от положения равновесия .
4-й фрагмент: назовите физический прибор- твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.
Р | е | з | о | н | а | н | с | ||||
в | о | л | н | а | |||||||
а | м | п | Л | и | т | у | д | а | |||
м | а | я | Т | н | и | к |
Обратите внимание на выделенное слово. Это слово «ЗВУК», оно является ключевым словом урока. Наш урок посвящён звуку и звуковым колебаниям. Итак, откройте тетради и запишите число и тему урока. Тема нашего урока « Источники звука. Звуковые колебания». На уроке вы узнаете, что является источником звука, что такое звуковые колебания их возникновение и некоторые практические применения в вашей жизни.
Эпиграф нашего урока- Слайд №4:
«Я буду умным,
Я буду знающим,
Я буду стараться…
И все получится!»
3. Объяснение нового материала.
А, теперь ребята приведите примеры тел , которые издают звуки.
(Учащиеся приводят примеры)
Слайд №5
Учитель: Человек живет в мире звуков. Звук- это то ,что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса, гром во время грозы. Издают звуки работающие машины, движущийся транспорт и т.д.
.Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называются акустикой.
Что такое звук? Как он возникает? Чем одни звуки отличаются от других? Сегодня мы постараемся определить о них.
Учитель: чтобы решить эту проблему рассмотрим пример - Веселые смайлики: (Слайд №6)
Выясним причину возникновения звука в музыкальных инструментах (учитель играет на гитаре).
Что вы наблюдали? Какой можно сделать вывод?
Учащиеся: Струны гитары колеблются.
Вывод: Значит, колеблющееся тело издает звук.
Учитель: Но как звук доходит до нас? Я хочу услышать ваше мнение. (Ответы учеников.) Итак, мы можем предположить, что звук до нас доходит через воздух, который разделяет ухо источник звука, причем звук распространяется в виде волн. Мы выяснили ,что колеблющиеся тело издает звук, а что является проводником звука?, что принимает звук.
Источник звука- колеблющиеся тело, проводник- воздух, приемник- ухо (слайд №7 )
Один из сильных учеников составляет кластер на доске .
А теперь познакомимся историей изучением звуковых явлений. (Слайд №8)
История изучения звуков. Звуки начали изучать еще в далекой древности. Первые наблюдения по акустике были проведены в 6 веке до нашей эры. Пифагор установил ,что связь между высотой тона и длиной струны или трубы, издающей звук. В 4 в. До н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяются звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха, и объяснил эхо отражением звука о препятствий. В 15 веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.
А теперь проведем следующий опыт. Цель опыта: выяснить, всегда ли звук создаётся колеблющимся телом.
Прибор, который вы видите перед собой, называется камертон. (Слайд №9)
Опыт с камертоном и теннисным шариком, повешенным на нити
Вы слышите звук, который издаёт камертон, но колебаний камертона не заметно. Чтобы убедиться в том, что камертон колеблется, осторожно пододвинем его к тенистому шарики подвешенному на нити и увидим, что колебания камертона передались шарику, который пришёл в периодическое движение.
Вывод: звук порождается любым колеблющимся телом.
Проблема: Каких средах звук может распространяться.(ответы учащихся)
Слайд №10
Звук- распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.
Процесс распространения звука также представляет собой волну. Впервые это предположение сделал знаменитый английский физик Исаак Ньютон (1643-1727).
Слайд №11
Мы живём в океане звуков. Звук создаётся источниками звука. Существуют как искусственные, так и естественные источники звука.
Определите источники звука в загадках ( слайд №12 )
1.На треугольник деревянный
Натянули три струны,
В руки взяли, заиграли-
Ноги сами в пляс пошли. (Балалайка.)
2. Пастись корову на лужок
Отправила хозяйка,
Повесив маленький звонок.
Что это? Отгадай-ка! (Колокольчик)
3. Аппарат небольшой,
Но удивительный такой.
Если друг мой далеко,
Говорить мне с ним легко (Барабан)
Слайды №13, № 14
Источник звука- это любое тело, совершающее колебания с частотой от 20 до 20000 Гц. . Любое колеблющееся тело создает звук, распространяющийся в воздухе в виде звуковых волн. Звуки бывают слышимые неслышимые. Это инфразвук (диапазон колебаний меньше 20 Гц) и ультразвук (диапазон больше 20 000 Гц). Схему частотных диапазонов вы видите на доске, зарисуйте её в тетрадь . Исследуя инфра и ультразвуки учёные открыли много интересных особенностей этих звуковых волн.
Об этих интересных фактах самостоятельно подготовьте сообщения на следующем уроке.
Слайд №15
Учитель : Справедлива ли поговорка «нем как рыба»? Как вы думаете?
Поговорка «нем как рыба» оказалась опровергнутой. Рыбы очень общительны. Звуки одних рыб напоминают свистки футбольных судей, других- стрельбу из винтовки или пистолета, а кое- кто шумит, словно мотоцикл, или издает хлопки. Одна лишь акула всегда молчит.
Слайд №16. Звук не может распространяться безвоздушном пространстве.
Слайд №17
Анализ таблицы 1 «Скорость звука в различных веществах» обсуждение и сравнение скоростей звука в различных средах.
Слайд № 18
Если звук волна, то для определения скорости звука можно воспользоваться известными нами формулами:
Ученики записывают формулы для определения скорости звука:
V=λ/ t V = ν .λ
Слайд №19
Анализ таблицы 2 «Частота колебаний крыльев насекомых и птиц в полете, Гц», обсуждение и сравнение частот колебаний насекомых и птиц.
4. Закрепление изученного материала.
1)Фронтальный опрос (Слайд №20)
Учащиеся отвечают на вопросы. После этого правильные ответы появляются на экране. Они проверяют своих ответов- самопроверка.
1 Какой прибор был изобретен для настройки музыкальных инструментов? (камертон)
2. Доставляет ли комфорт человеку абсолютная тишина?
Ответ: Абсолютная тишина нам не подходит, поскольку держит нервную систему в постоянном напряжении. Начинают беспокоить удары сердца, пульс, дыхание и даже шорох ресниц.
3. В каких средах звук распространяться быстрее всего. А в каких медленнее?
Ответ: В газах звук распрострется медленнее, чем в других средах. В жидкостях звук распространяется быстрее. В твердых телах звук распространяется быстрее всего.
2) Мини –тест (Слайд №21-анимация)
- При полете большинство насекомых издают звук. Чем это вызывается? А) голосовыми связками;
Б) ветром;
В) взмахами крыльев;
Г) строением тела.
- Какое насекомое- бабочка или муха- делает большее количество взмахов крыльями?
А) бабочка;
Б) муха и бабочка делают одинаковое количество взмахов;
В) муха;
Г) они не взмахивают крыльями.
3) Интерактивная игра «Угадал!Не Угадал!»
Приложение 2
Учащиеся выполняют тест на компьютерах. Если учащиеся правильно ответят, на экране появляется слайд «Молодец! Угадал! Следующий вопрос». Если неправильно будет «Неверно!!! Попробуй еще раз!». Всего 5 вопросов.
4)Физический тест по теме "Звук"
Всем раздать листы с заданиями в тестовой форме. После выполнение работы взаимопроверка. Оценки учащихся в учитель выставляет на дневниках.
1. Звуковые волны распространяются со скоростью равной -
- А. 300 м/с
- Б. 30 м/с
- В. 3000000 м/с
2. Человек воспринимает звук в пределах -
- А.до 16 Гц
- Б.20-20000 Гц
- В. 20000-26000 Гц
3. Ультразвуком называют волны с частотой -
- А.ниже 20000 Гц
- Б. 20000 Гц
- В. выше 20000Гц
4. Звук может распространяться в виде –
- А.продольных волн
- Б.поперечных волн
- В. продольных и поперечных волн
5. Звук распространяется
- А. в твердых, жидких и газообразных телах
- Б. только в газах
- В. только в твердых телах
6. Звук не может распространяться
А. в воздухе
Б. в безвоздушном пространстве
В. в воде.
- После выполнения работы учащиеся проверяют друг друга по парте.
(Ответы на слайде №26 1А 2Б 3В 4А 5А 6Б )
5. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Слайд №23
Рефлексия:
- Сегодня на уроке я узнал ….
- Теперь я могу …
- Было интересно
- Слайд №24
Домашнее задание: § 34, 37, 38, упр. 32 (1,2) стр 126 Подготовить сообщения о инфразвуке и ультразвуке.
(Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Позиционные чередования согласных звуков"
Интересный материал, объясняющий в игровой форме основный фонетические законы в русском языке, с элементами подготовки к ГИА.....
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.
Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....
Открытый урок по теме "Звук. Распространение звука. Характеристика звука".
План конспект открытого урока можно использовть для изучения новой темы "Звуковые колебания"...
Открытый урок по армянскому языку. Звук и буква «Х х».
Звук и буква «Х х»....
Открытый урок по музыке "Бессмертные звуки "Лунной сонаты""
Материал содержит разработку урока, рабочие материалы, видеоматериалы, презентацию, аудиозаписи...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Урок отлично)))
Урок отлично)))