Открытый урок "Постоянный ток"
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Табакова Людмила Анатольевна

План открытого урока по физике в 10 классе

Автор: Табакова Людмила Анатольевна, учитель физики, г. Новочебоксарск

 

Тема урока: Постоянный ток

Цель урока:  Обобщить, систематизировать материал по теме «Постоянный ток»

Место проведения: кабинет физики.

Продолжительность:  45 минут

Возраст учащихся: 10 класс

 

Учебно-организационная деятельность:   фронтальная в сочетании с  индивидуальной

 

Тип урока: Урок  проверки, оценки и коррекции знаний,  умений  и навыков.

Оборудование: Компьютер, демонстрационный экран; мультимедийный проектор

Программное обеспечение:  Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point

Дидактический материал:  бланк результативности, тесты, карточки для индивидуального задания

Наглядные пособия:  презентация

Межпредметные связи: математика, информатика, электротехника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postoyannyy_tok_.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по физике в 10 классе

Автор: Табакова Людмила Анатольевна, учитель физики, г. Новочебоксарск

Тема урока: Постоянный ток

Цель урока:  Обобщить, систематизировать материал по теме «Постоянный ток»

Место проведения: кабинет физики.

Продолжительность:  45 минут

Возраст учащихся: 10 класс 

Учебно-организационная деятельность:   фронтальная в сочетании с  индивидуальной

Тип урока: Урок  проверки, оценки и коррекции знаний,  умений  и навыков.

Оборудование: Компьютер, демонстрационный экран; мультимедийный проектор

Программное обеспечение:  Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point

Дидактический материал:  бланк результативности, тесты, карточки для индивидуального задания

Наглядные пособия:  презентация

Межпредметные связи: математика, информатика, электротехника

Учебно-технологическая карта занятия её  методическое обоснование

  1. Организационный момент     

             Приветственное слово учителя. (Слайд № 1,2,3)

    Цель: мобилизация учащихся на учебно-практическую деятельность

2.Сообщение целей и задач занятия:

Образовательные:

  • выявить уровень усвоения теоретических знаний и умение применять их при решении задач в знакомой и измененной ситуации;
  • развитие единства интеллектуальной и практической деятельности
    Развивающие:
  • формирование практических умений и навыков обращения с физическими приборами;
  • развитие интереса к дисциплине, активности внимания способности анализировать, сопоставлять, делать выводы
    Воспитательные:
  • воспитание творческой личности;

     - развивать коммуникативные навыки, культуру общения, умение работать самостоятельно,    

       давать самооценку.  

3. Актуализация проблемы. (Слайд № 4-5)

     Цель: Выяснить исходный уровень знаний  студентов по данной теме.

4. Работа над темой (конспект прилагается)  (Слайд № 6-23, 25-27)

5.Физкультминутка (Слайд № 24)

6. Тест (тест прилагается)

7. Подготовка к проведению лабораторной работы: (Слайд № 22)

- краткий инструктаж по охране труда;

- уточнение хода проведения работы

8.  Выполнение лабораторной работы по инструктивной карте

(инструктивная карта прилагается)  (Слайд № 23-24)  

9. Закрепление   (Буквенная неразбериха) (Слайд № 28)

  10. Рефлексия    (Слайд № 29)                            

11. Подведение итогов (главные выводы по теме).

12. Домашнее задание.

План работы над темой:

        1. Автобиография Г. Ома

Георг Симон Ом (1787-1854)

Немецкий физик. Родился в г. Эрлангене в семье ремесленника. Окончив гимназию, Ом поступил в Эрлангенский университет, но прервал обучение из-за материальных затруднений. Работал учителем в Готштандте (Швейцария). Самостоятельно подготовил докторскую диссертацию и защитил её в Эрлангенском университете в 1811г. После этого Ом преподавал математику, физику в различных школах в Германии.В 1826г. Ом установил формулу для постоянного тока в электрической цепи, известную теперь как закон Ома. Признание закона Ома пришло не сразу, а лишь спустя примерно 10 лет после его открытия.Кроме исследований по электричеству, Омом были выполнены работы по оптике, кристаллооптике, акустике.В 1833г. Ом становится директором Политехнической школы в Нюрнберге, в 1849-профессором Мюнхенского университета.Признанием важности сделанного Омом открытия явилось, в частности, его избрания в 1842 году членом Лондонского королевского научного общества. В честь Ома названа единица электрического сопротивления - Ом.

Позднее, повторяя опыты и взяв серебряную проволоку с тщательно зачищенной поверхностью, Ом установил, что проводимость серебра выше проводимости меди. Здесь Ом пришел к формуле сопротивления проводника

Легко  законы   Ома   отвечать, 

ты удивишься, коль забудет кто-то.

 Ведь очень просто навсегда понять,

что ЭДС - сторонних сил работа.

Запомни, словно клятву ученик.

И отвечай спокойно, ясно, точно:

Сопротивление цепи - большое R                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        а малое  r  —   источника   конечно.

 Считаешь   ток  от     батарей или от ГЭС,

Чтоб был доволен твой преподаватель,

Ты смело ставь в числитель ЭДС,

а сумму всех сопротивлений — в  знаменатель.

  1. Проверка знаний теоретического материала (мозговая атака)
  1. Что такое электрический ток?
  2. Когда электрический ток называют постоянным?
  3. Условия необходимые для возникновения электрического тока?
  4. Действия электрического тока?
  5. Какое действие электрического тока является универсальным ?
  6. Что принимают за положительное направление электрического тока?
  7. Что является основной количественной характеристикой электрического тока? От чего
         она зависит?
  8. Каким прибором и в каких единицах измеряется сила тока?
  9. Напряжение?
  10. Каким прибором и в каких единицах измеряется напряжение?
  11. Что является основной электрической характеристикой проводника?
  12. В каких единицах измеряется сопротивление проводника и от каких параметров зависит?
  13. Удельное сопротивление проводника, от чего зависит?
  14. Что означает данная запись:   рж = 0,12 Ом мм2 / м , рм = 0,017Ом мм2 / м
  15. Какая зависимость называется вольт - амперной характеристикой проводника?
  16. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  17. Какие силы называют сторонними?
  18. Чем характеризуется действие сторонних сил?
  19. Дайте определение ЭДС?
  20. Сформулируйте физический смысл ЭДС на примере:                                                                  

      гальванический элемент имеет надпись 1,5 В.

  1. В каких единицах измеряется ЭДС?
  2. Как читается закон Ома для полной цепи?
  3. Что называют коротким замыканием?
  4. В каком случае сила тока достигает максимального значения?
  5. Чем сопровождается ток короткого замыкания?
  6. Что необходимо, чтобы ток в проводнике возник?
  7. Сформулируйте закон Джоуля - Ленца.

 3. проверка знаний математического аппарата ( выполнение теста « Основные характеристики электрического тока» )  Слайд №4-5

Величина

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Заряд

q

Кл

It

Сила тока

I

А

q/t

Напряжение

U

В

A/q

Работа постоянного тока

А

Дж

IUt

Мощность постоянного тока

Р

Вт

IU

Электрическое сопротивление

R

Ом

ρl/S

Закон Джоуля -Ленца

Q

Дж

I2Rt

Закон Ома для участка цепи

I

А

U/R

Последовательное соединение

I

А

I1=I2

U

В

U1+U2

R

Ом

R1+R2

Параллельное соединение

I

А

I1+I2

U

В

U1=U2

1/R

Ом

1/R1+1/R2

ЭДС

Е

В

ACT/q

Закон Ома для полной цепи

I

А

ε/R+r


Величина

Обозначение

Единицы измерения

Формула

Заряд

Сила тока

Напряжение

Работа постоянного тока

Мощность постоянного тока

Электрическое сопротивление

Закон Джоуля -Ленца

Закон Ома для участка цепи

Последовательное соединение

Параллельное соединение

ЭДС

Закон Ома для полной цепи


4. Выполнение самостоятельной работы на применение основных законов постоянного тока при решении задач: Слайд №6

1 вариант

№1. Участок цепи состоит из стальной проволоки, длиной 2м и площадью поперечного сечения 0,48 мм2 , соединенный последовательно с никелиновой проволокой длиной 1м и площадью поперечного сечения 0.21мм2 . Какое напряжение надо подвести к участку, чтобы получить силу тока 0,6 А?

                              ρ стали = 12* 10  - 8 Ом*м, ρ никелина = 42* 10  - 8 Ом*м

№2. При подключении к батарее гальванических элементов резистора сопротивлением 16 Ом сила тока была в ней 1 А, а при подключении резистора сопротивлением 8 Ом сила тока стала 1,8 А. Найти ЭДС и внутреннее сопротивление батареи.

№8. Электрическую лампу сопротивлением 240 Ом, рассчитанную на напряжение 120 В, надо питать от сети напряжением 220 В. Какой длины нихромовый проводник с площадью поперечного сечения 0,55 мм2 надо включить последовательно с лампой?

                                                 ρ нихрома = 110* 10  - 8 Ом*м

2 вариант 

№1. Кабель состоит из двух стальных жил площадью поперечного сечения 0,6 мм2 каждая и четырех медных жил площадью поперечного сечения 0,85 мм2  каждая. Каково падение напряжения на каждом километре кабеля при силе тока 0,1 А?

                        ρ стали = 12* 10  - 8 Ом*м, ρ меди  = 1,7 * 10  - 8 Ом*м

№2. Определите площадь поперечного сечения и длину медного проводника, если его сопротивление 0,2 Ом, а масса 0.2 кг. Плотность меди 8900 кг/м3.

                                    ρ меди  = 1,7 * 10  - 8 Ом*м

№3. Гальванический элемент с ЭДС 1,5В и внутренним сопротивлением 1 Ом замкнут на внешнее сопротивление 4 Ом. Найти силу тока в цепи, падение напряжения во внутренней части цепи и напряжение на зажимах элемента.

  1. Проверка знаний учащихся по обозначению приборов на электрических схемах, правильности их подключения Слайд № 7-23

Выполнение лабораторных работ связано со сборкой электрических цепей по электрическим схемам. Чтобы приступить к этому этапу занятия, давайте вспомним :

  1. Что называют ценой деления прибора?
  2. Как определить цену деления прибора?
  3. Как включается в цепь амперметр?
  4. Как включается в цепь вольтметр?

  1. источник питания;
  2. батарея элементов и аккумуляторов
  3. соединения проводов
  4. пересечение проводов (без соединения)
  5. зажимы для подключения прибора
  6. ключ
  7. электрическая лампа
  8. резистор (проводник, имеющий определенное сопротивление)
  9. нагревательный элемент
  10. плавкий предохранитель
  11. электрический звонок
  12. реостат
  13. амперметр
  14. вольтметр

  1. Электронная физкультминутка Слайд № 24
  2. Расчет потребляемой электроэнергии Слайд № 25

Используя технические паспорта бытовых приборов найти работу тока за один месяц и

стоимость израсходованной энергии при тарифе 2рубля 8копеек за 1 кВт ч.

  1. Проверка знаний основных положений по технике безопасности при проведении эксперимента и умений оказывать первую помощь в случае аварийных ситуаций  Слайд №26-27

Электричество является не только источником благ, но и основой для многочисленных забот по его рациональному и безопасному использованию.

  1. Какие различают виды поражения электрическим током?
  2. Как защитить себя и окружающих от поражения электрическим током?
  3. Какие защитные средства применяют в электроустановках?
  4. Как освободить человека от воздействия электрического тока?
  5. Как оказать доврачебную помощь пострадавшему?
  6. Как проверить эффективность оказываемой помощи?
  7. Как погасить огонь в действующих электроустановках?

(сообщения учащихся)

9. Этап буквенная неразбериха Слайд №28

к

р

п

о

с

р

о

з

а

р

ф

и

д

о

т

и

е

т

а

щ

л

я

т

н

о

н

р

в

о

е

к

л

у

д

о

в

м

е

и

л

л

м

к

у

м

р

р

о

ж

ы

н

е

ь

т

о

я

ц

е

п

ь

Найти в таблице слова, относящиеся к постоянному току и дать им определения (сопротивление, Ом, Вольт, ток, цепь, провод, заряд)

10. Подведение итогов занятия

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы

-подсчет общего количества баллов по выполненным заданиям;

-выставление оценок;

-аргументация оценок

Полное оценивание вашей работы вы получите на следующем уроке. Благодарю за урок!      

11 Домашнее  задание  

Выполнить тест:

Электрическим током называется…

  1. тепловое движение молекул вещества.
  2. хаотичное движение электронов.
  3. упорядоченное движение заряженных частиц.
  4. беспорядочное движение ионов.
  5. среди ответов нет правильного.

Какая формула выражает закон Ома для участка цепи?

  1. I=q/t
  2. A=IUt
  3. P=IU
  4. I=U/R
  5. R=pl/S

Сопротивление проводника зависит от…

  1. силы тока в проводнике.
  2. напряжения на концах проводника.
  3. от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
  4. только от его длины.
  5. только от площади поперечного сечения.

 Сопротивление двух последовательно соединённых проводников равно…

  1. сопротивлению одного из них.
  2. сумме их сопротивлений.
  3. разности их сопротивлений.
  4. произведению сопротивлений.
  5. среди ответов нет правильного.

Напряжение на участке можно измерить…

  1. вольтметром.
  2. амперметром.
  3. омметром.
  4. ареометром.

Две лампочки сопротивлением по 5 Ом соединены последовательно и включены в цепь под напряжением 220 В. Чему равна сила тока в их спирали?

  1. 2,2 А.
  2. 22 А.
  3. 110 А.
  4. 11 А.
  5. 220 А.

Каково напряжение на участке цепи постоянного тока с электрическим сопротивлением 2 Ом и при силе тока 4 А?

  1. 2 В.
  2. 0,5 В.
  3. 8 В.
  4. 1 В.
  5. 4 В.

К источнику тока с ЭДС, равной 24 В, и внутренним сопротивлением 2 Ом подключили электрическое сопротивление 4 Ом. Определите силу тока в цепи.

  1. 3 А.
  2. 12 А.
  3. 4 А.
  4. 6 А.
  5. 0.

Какова сила тока в цепи, если на участке с электрическим сопротивлением 4 Ом напряжение ровно 2 В?

  1. 2 А.
  2. 8 А.
  3. 0,5 А.
  4. 1 А.
  5. 0,25 А.

Какую мощность потребляет лампа сопротивлением 10 Ом, включённая в сеть напряжением 220 В?

  1. 4840 Вт.
  2. 2420 Вт.
  3. 110 Вт.
  4. 2200 Вт.
  5. 22 Вт.

 Какая из формул выражает закон Ома для полной цепи?

  1. Q=IUt.
  2. I=U/R.
  3. E=A/q.
  4. P=IU.
  5. I=E/(R + r).

За направление тока принимают…

  1. движение нейтронов.
  2. движение протонов.
  3. движение электронов.
  4. движение положительно заряженных частиц.
  5. движение элементарных частиц.

Согласно закону Джоуля – Ленца, количество теплоты, выделяемое проводником с током пропорционально…

  1. силе тока, сопротивлению, времени.
  2. квадрату силы тока, сопротивлению и времени.
  3. квадрату напряжения, сопротивлению и времени.
  4. квадрату сопротивления, силе тока и времени.
  5. напряжению, квадрату сопротивления и времени.

Три резистора сопротивлением 6 Ом каждый соединены параллельно. Чему равно их общее (эквивалентное) сопротивление?

  1. 18 Ом.
  2. 6 Ом.
  3. 12 Ом.
  4. 3 Ом.
  5. 2 Ом.

Силу тока на участке цепи измеряют…

  1. амперметром.
  2. вольтметром.
  3. омметром.
  4. манометром.
  5. динамометром.

Коды правильных ответов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3

4

3

2

1

2

3

3

3

1

5

4

2

5

1

         Подводя итог сегодняшнего урока, хочу сказать, что

Физика – наука о природе – показывает нам, как велик мир, в котором мы живем, но этот мир познаваем, а значит физика дарит человеку необыкновенную силу, а главное – помогает понять мир!

Литература:

Мякишев Г.Я.  Физика:  учеб. Для 10 кл. общеобразоват.учреждений / Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев; М.:Просвещение, 2006.

Касьянов В.А.  Физика. 10 кл.: учебн. Для общеобразоват.учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2002.

В.А. Касьянов, Л. П. Мошейко, Е.Э. Ратбиль “Тетрадь для контрольных работ”, 10 класс профильный уровень. Дрофа. М. 2005.

Интернет - ресурсы

Ф.И. класс

Номер 1.

Мозговая атака.

Количество баллов

Номер 2. ТтттттттОооо

оОООФормулы.

Количество баллов 16

Номер 3.

Задачи.

1)               2)            3)

Количество баллов 2

Номер 4

Обозначения

Количество баллов 7

Номер 5.

Схемы

Количество баллов 9

Номер 6.

себестоимость

Количество баллов 1.

Номер 7.

Меры предупреждения.

Количество баллов

Номер 8.

Буквенная неразбериха

Количество баллов 7

Итоги.

Общее количество баллов.

Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Открытое занятие по английскому языку в дошкольной группе в рамках "Дня открытых дверей" для родителей.Название "Вместе весело дружить""

Открытое занятие для родителей детей, посещающих дошкольную группу. Дети с преподавателем ищут друзей для загрустившего Шалтая-Болтая, который хочет найти себе друзей среди  домашних питомцев ...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....